УДК 378
Komarova A.Yu, MA student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected] Tereshchenko M.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Evtushenko I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: е[email protected]
Ivanova I.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF THE BASICS OF MOTHERHOOD IN GIRLS OF SENIOR PRESCHOOL AGE. The work deals with the phenomenon of motherhood, definition of the concept "motherhood", selected psychological and pedagogical conditions for the successful formation of the foundations of motherhood in girls of preschool age. It analyzes different points of view on the phenomenon of motherhood. The urgency of the problem of the foundations of motherhood in girls of the senior preschool age in the modern stage of society development is explained. The paper highlights the basics of psycho-pedagogical conditions for the successful formation of the foundations of motherhood in girls of preschool age, examines the key stages of motherhood. The work contains a brief description of experimental work and presents results of the study.
Key words: motherhood, preschool girls, formation of basics of motherhood, project activity, game.
А.Ю. Комарова, магистрант, ЮУрГГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected] М.Н. Терещенко, канд. пед. наук, доц., ЮУрГГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected] И.Н. Евтушенко, канд. пед. наук, доц., ЮУрГГПУ, г. Челябинск, E-mail: е[email protected] И.Ю. Иванова, канд. пед. наук, доц., ЮУрГГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МАТЕРИНСТВА У ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа посвящена рассмотрению феномена материнства; дано определение понятию «материнство»; выделены психолого-педагогические условия успешного формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста; проанализированы различные точки зрения на феномен материнства; представлена актуальность проблемы формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста на современном этапе развития общества; кратко раскрыта суть психолого-педагогических условий успешного формирования основ материнства. В статье рассматриваются ключевые этапы материнства; раскрыта суть психолого-педагогических условий, реализованных на формирующем этапе эксперимента; приведено сокращенное описание проведенной экспериментальной работы; представлены результаты исследования.
Ключевые слова: материнство, девочки дошкольного возраста, формирование основ материнства, проектная деятельность, игра.
На современном этапе развития общества все чаще происходит заметное стирание границ мужественности и женственности. Все больше изменяются стереотипные представления о роли мужчин и женщин на социальном, бытовом уровнях. Однако существует определенная социальная роль человека, которая никогда не может поменяться - это родительская роль. В частности, материнство.
Актуальность данного исследования определяется стратегией государства, которая направлена на создание таких условий, чтобы совершенствовать человеческий потенциал, включать гендерный компонент во все области общественной жизни и развития.
Изучением проблемы формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста занимались такие ученые, как Л.В. Коломийченко, РВ. Овчарова, Л.В. Петрановская, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева, ГГ Филиппова, А.А. Чекалина, И.П. Шелухина и др.
Цель нашего исследования - теоретически изучить и экспериментально проверить уровень сформированности основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает процесс формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
- включить в целостный педагогический процесс, проектную деятельность, направленную на развитие материнских качеств и качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста, и периодически организовывать взаимодействие с родителями девочек старшего дошкольного возраста по вопросам развития женственности, а также развития у девочек качеств, способных в дальнейшем повлиять на успешное формирование основ материнства;
- регулярно дополнять развивающую предметно-пространственную среду дидактическими пособиями, настольно-печатными играми, алгоритмами и атрибутами к сюжетно-ролевым играм, художественной литературой и иллюстрациями по теме;
- способствовать развитию игровой деятельности детей посредством привлечения их к использованию разнообразных сюжетов в играх, совместной подготовке необходимых атрибутов к ним.
Исходя из гипотезы, нами были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста.
2. Экспериментально изучить состояние проблемы формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать на практике психолого-педагогические условия, заявленные в гипотезе.
Теоретическая значимость исследования: обоснована сущность проблемы воспитания в современной семье девочки - будущей мамы, охарактеризована специфика работы с семьей по методам и приемам воспитания, раскрыты психолого-педагогические условия наиболее успешного и эффективного формирования основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста.
В стремительно изменяющемся мире мы наблюдаем тенденцию, когда женщина становится главой семьи, основным добытчиком, при этом предопределенная природой роль матери также остается за ней. Феномен материнства многие века интересовал умы большинства ученых. Актуальным остается и по сей день изучение этого явления.
Г Г Филиппова рассматривает материнство как психосоциальный феномен, как обеспечение условий для развития ребенка, как часть личностной сферы женщины [1].
Материнство - это сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, социокультурные и индивидуальные особенности.
В работе А.А. Чекалиной уделяется внимание вопросу социализации детей, способам сознательного и бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта. А именно, важным, по мнению автора, является подражание родителю своего пола, говоря простым языком, то, что видит ребенок в семье, он переносит в игру, что нельзя не заметить стороннему наблюдателю. Здесь мы можем затронуть вопрос психологического и физического здоровья ребенка. Важно осознавать необходимость психологического комфорта в семье, степени сформированности культурно-гигиенических навыков, навыков общения в социуме. Также А.А. Чекалина отмечает изменения в гендерной идентификации под влиянием моды, которая направлена на ликвидацию различий в одежде, манере поведения [2].
Понятия материнства и отцовства тесно связаны с полоролевой социализацией. Многие отечественные и зарубежные ученые занимались изучением данного вопроса. В работе Т.А. Репиной рассмотрены все грани развития определенных качеств у детей, а также различные способы успешного развития этих качеств. По мнению автора, дошкольный период детства - это возраст, наиболее восприимчивый для формирования психического пола.
Мы можем согласиться с выводами Т.А. Репиной, что основные и самые важные качества женственности необходимо воспитывать с дошкольного возраста. В качестве таких качеств мы можем выделить заботливость, которая проявляется к окружающим людям, особенно к малышам, отцу и сверстникам противопо-
ложного пола. Помимо этого следует развивать начала миротворчества, желания и умения помирить тех, кто в ссоре, разрешать конфликты мирным путем, уметь прощать и просить прощения, видеть красоту в окружающем и вносить ее в жизнь [3].
Под основами материнства мы подразумеваем некоторый набор женских качеств, способствующих гармоничному развитию матери и ребенка, обеспечению матерью безопасности детей, воспитанию в них социокультурных норм, начал миротворчества, привязанности к семейным ценностям и традициям своего народа.
Г Г Филиппова рассматривает материнство в виде системного образования, включающего потребности, ценности, мотивы и способы их реализации. По мнению автора, феномен материнства является базовой потребностью. При этом она выделяет девять периодов развития материнской сферы: идентификация беременности, период до начала ощущения шевеления, появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка, третий триместр беременности, предродовой период, роды и послеродовый период, новорожденность, совместно-раздельная деятельность матери с ребенком, возникновение интереса к ребенку как к личности.
Основываясь на исследованиях биологии и психологии материнства, Г.Г. Филиппова также выделяет шесть этапов онтогенеза материнской сферы, которые определяют становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции.
Первый этап - взаимодействие с собственной матерью - начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизньдачественно иимениярьма каждой стадии онтогенеза. Здесь мать для девочки выступает значимой фигурой, представляющей образ материнства, связующим звеном меладунма десозкой и социокультурной практикой материнства.Ценнисмеоеоннтеение матчни к днн чери определяет у нее формирование ценностного отношения к собственному ребенку.
Второй этап - игровой - обеспечивает ориентировку девочки в содержании материнской роли в условиях наглядтегнмедмлирнеанея н сюжетзо-иооевой игре. Такие игры дают ребенку возможность экспериментирования в сфере материнского поведения, формирования устойчивогонб раза-этамрнм еатеииуцкой роли. Важным элементом социализации в подготовке девочки к будущей семейной жизни являются куклы и игра в семью.
Третий этап - няньченье (с 4 до 12 лет), то есть привлечение девочки к реальному уходу за младенцем и его воспитанию. УдеесНГ.Ф илицаочаеыдецу-ет два периода. В первом происходит налаживание эмоционально-личностного общения с младенцами в первые шесть веся^нпотне рондезея.Цтоной перед предполагает уход старшего ребенка за младшим, то есть овладение инструментальной его стороной. В этот период форнцууенсаиедизидсальный снисенмнци-онального сопровождения ухода за младенцем.
Четвертый этап приходится на период полового сечриеанмцугюд^чуцете-ет дифференциацию мотивационных осиовмaаьpынcцoй сгнлнцойсфер' Слым-ным образом на этом этапе происходит интеграция ценностей половой жизни и материнства на основе их первоначальны- р^мдее^н^га.
Пятый этап - взаимодействие с собственным ребенком - включает несколько периодов, которые определяют фoпмкьoвцнчeмaтенаоcнoймoзицнив период беременности и ожидания ребенка, а затем и в период ухода за младенцем и его воспитания.
Шестой этап подразумевает формирование привязанности и любви к ребенку как к личности. В этот период происходит развитие отношения матери к ребенку в направлении преодоления симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» - «Ребе-нок»[1].
Р.В. Овчарова выделила факторы, которые влияют на формирование материнства, и представила их на нескольких уровнях: макроуровень - уровень общества (влияние стереотипов, общественных норм, общественные и культурные отношения); мезоуровень -уровень родительской семьи (наличие или отсутствие отца, взаимосвязь с собственной матерью, игровая деятельность, няньченье); микроуровень - уровень собственной семьи (взаимодействие с собственным ребенком); уровень конкретной личности (личностные характеристики женщины, ее ценности и жизненные установки) [4].
Формирование основ материнства неотъемлемо от процесса формирования начал женственности у девочек старшего дошкольного возраста, а также формирования представлений о материнстве и образе матери. Способствуя гармоничному развитию качеств женственности, закладывается фундамент основ материнства в сознание девочек. Данный
процесс сопровождается комплексом мероприятии, таких как взаимодеиствие с родителями девочек, создание определенной развивающей предметно-про-странственноИ среды, подборка сюжетно-ролевых игр, атрибутов к ним, а также включение в целостный педагогический процесс проектной деятельности.
Современная педагогика отстаивает взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия педагогов и родителей направлены на создание условий для саморазвития детей. Развитие ребенка представляется необходимостью развития самоценной личности. При этом многие специалисты затрудняются определить факторы, которые влияют на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способ реализации личностно ориентированного подхода к образованию - проектная деятельность.
Согласно многим исследованиям отечественных и зарубежных ученых, основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно поэтому, развивая и совершенствуя игровые компетенции девочек старшего дошкольного возраста, мы можем достичь максимально высоких показателей в формировании основ материнства.
Помимо этого, привлекая родителей к участию в проектной деятельности, мы способствуем сплочению семьи, развитию в ней доверительных отношений и психологического благополучия девочек старшего дошкольного возраста, что таые благоприятно влияет напроцессформирования основматеринства.
Стоит отметить, что развивающая предметно-пространственная среда поиприанелуостаотснод ниминкпючеиых фоктлрои иразвитии детей дошкольного возраста. Ссылаясь на тему нашего исследования, становится очевидным рн1Ра0°Г1С в п^еттфирмирюиаиияостов материиттоо^еточек стсршега дошкальеагавозратва.
Исследование проблемы формирования основ материнства у девочек саоропего нoшкллирoговoзcaсрaпррxариеoиссиPTPП а:
- констатирующий (анализ психолого-педагогической литературы, выдвижение гипотезы, изучение психолого-педагогических особенностей, выявление психолого-педагогических условий, входная диагностика развития игровой дея-толвоосривэкспериментальной и контрольной группах, опрос родителей обеих групп, изучение РППС экспериментальной и контрольной групп; анализ получен-рнlтceзноьяатооO
- формирующий (непосредственная работа с детьми и родителями, реа-лтна^я пуонктнсй реятепонооти, ктновльс-оорaрce, саРонан учаттнткоми образовательного процесса по наполнению и совершенствованию РППС);
р зикрючиноляный (пoвтоpранрглгношжaофкcпepимeнтaлрнпии кнт трольной группах, а также сравнительный анализ наполняемости РППС, форму-лиобвкаивlуoрвр,оaфlюиeииюоoпoвторным диагностикам).
фуошeлиФPЛедотании принденотек стаушого дншкооьтрга ноз^ото^иофрторыт быловэкяпоpоилнтрлвоpй гртспе,18-и крнттооьтрй. Прмнюрэтнго нирибыли рпрршинмяресроттоюря4 а^'^с^я^^вис^г^^доваи^?^.
В исследовании проблемы формирования основ материнства у девочек отатоиго длшlгpарнpгp втсрарта нaан0иlлииорpфизооaнрl рледиюныне гетрам:
1. Анкета для родителей девочек старшего дошкольного возраста «Воспи-тaннооржныxгeндepныx качиррооилн рсти».
2. Опросник «Интервью полоролевой идентификации для 5 - 7-летнего возраста» А.А. Чекалиной [2].
Рис.1. Опросник «Интервьюполоролевой идентификации5 -7-летнеговозраста»А.А.Чекалиной в экспериментальной и контрольной группах
3. Лист оценки наполнения РППС.
4. Диагностика игровой деятельности по Д.Б. Эльконину [5].
Входная диагностика контрольной и экспериментальной групп по методике «Интервью полоролевой идентификации для 5 - 7 летнего возраста» А.А. Чека-линой показала следующие данные, представленные на рис. 1.
Диагностика игровой деятельности по Д.Б. Эльконину позволила получить следующие данные, представленные на рис. 2 и 3. Для изучения взятия ребенком на себя роли мы исследовали девочек контрольной и экспериментальной групп по трем сериям игр. Результаты, представленные ниже на рис. 2, отражают общие данные всех 38 девочек.
25
20
15
10
■ Уровень 1 18 Уровень 2 = Уровень 3 ^Уровень 4
Основное Характер игровой Характер игровых Отношение к содержание игры роли действий правилам
Рис. 2. Изучениевзятия ребенком насебя роли вэкспериментальнойи контрольнойгруппах
60
30
10 -1
0
11
Ü
Ü
1* Ii
Ш
I*
Iii
I*
Iii
Iii
Iii
Ii
1* Ii
1* Щ
Ш Роль взрослого в руководстве игрой
^ Игровая среда
Ш Особенности конфликтов в игре
^Достижение результатов в игре
Игровые правила
(£ Игровые действия и игровые предметы
& Выполнение роли и взаимодействие детей в игре
Сюжет игры
Гя Содержание игры
§ Замысел игры, постановка игровых целей и задач
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Рис. 3. Средние значения результатов изучения особенностей сюжетно-ролевой игрыдевоч ек старшего дошкольноговозраста в контроленойиэкспериментальной группах
На рис. 3 по всем показателям 59% детей имеют средний уровень развития сюжетно-ролевой игры; низкий и высокий уровни имеют 23% и 18% детей соответственно.
Оценка развивающей предметно-пространственной среды показала, что данная среда соответствует ФГОС ДО, но недостаточно наполнена для решения нашей проблемы.
Проект под названием «Мама - хранительница домашнего очага - это в будущем Я» включает в себя комплекс мероприятий, основанных на государственных и общественных праздниках, таких как День матери, День пожилого человека, 8 Марта и т.п. Для проведения вышеназванных праздников были привлечены музыкальные руководители. В совместной работе нами были разработаны сценарии музыкальных занятий, направленные на решение следующих задач: воспитание уважения и любви к старшим, расширение кругозора, формирование представлений об образе матери, бабушке, а также способствование развитию доверительных отношений между членами семьи.
В процессе подготовки к праздникам совместно с детьми и педагогами нами были представлены творческие работы в рамках непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, речевому развитию, познавательному развитию и социально-коммуникативному развитию.
Речевое развитие относительно нашей темы исследования подразумевало составление участниками образовательного процесса мнемотаблиц по любимым колыбельным песням, стихотворениям о маме, бабушке, семье; чтение и прослушивание сказок, бесед по ним. Также были включены речевые игры «Назови ласково», «Хорошо - плохо», «Что делать если...».
Художественно-эстетическое развитие нашей темы нашло отражение, помимо музыкальных мероприятий, в рисунках и аппликациях тематических недель «Моя семья», «Миром правит доброта», «Женский день», «Маленькие помощники», «Народная культура и традиции», «Наш быт», «Здоровей-ка», «Я - человек», «Дружба», «Этикет».
В познавательном развитии участниками образовательного процесса были организованны следующие фотовыставки и коллажи: «Моя семья», «Я помогаю маме», «Любимая бабушка», «Моя мама самая лучшая». Детям особенно понравилось рассматривать подборку фотографий, а также презентовать небольшие рассказы о своей семье, профессиях своих мам, их увлечениях и обязанностях по дому. Сюда же мы отнесли иллюстрации с животными и их детенышами, репродукции художников, изображавших женщин с детьми, при изучении которых дети активно обсуждали увиденное, что впоследствии значительно повлияло на развитие сюжетов в играх.
Социально-коммуникативное развитие по нашей теме нашло отражение в разворачивании сюжетно-ро-левых игр. Предварительно мы подключили родителей девочек помочь в наполнении уголка сюжетно-ролевых игр некоторыми атрибутами: кухонной утварью, мебелью и нарядами для кукол, вязаными продуктами питания, самодельной мебелью из картона и поролона для детей, костюмами представителей разных профессий, а также в оформлении части группы для игры в семью.
Для реализации проекта нами была проведена работа по наполнению развивающей предметно-пространственной среды. В РППС были дополнительно внесены куклы различных размеров, профессий, возрастов. Здесь же были размещены яркие цветные алгоритмы кормления, купания, переодевания кукол. В уголке природы мы разместили дидактические игры «Где чей детеныш?», «Кто чем питается?»; игрушки животных и их детенышей; алгоритмы ухода за растениями; схемы дежурств, фартуки, колпаки, перчатки, тазы, ветошь, лейки, лопаточки для рыхления почвы, схемы выращивания растений, а также настольно-печатные игры, отражающие схематическое развитие животных и человека от состояния детеныша до взрослой особи. В центре игровой деятельности мы разместили алгоритмы сюжетно-ролевых игр «Поликлиника», «Детский сад», «Семья» с иллюстрациями различных сюжетов данных игр; а также сюжетно-ролевых игр, отражающих тонкости женских профессий.
5
0
S
50
40
20 -Н
Помимо указанной работы были проведены тематические родительские собрания по воспитанию у девочек вежливости, трудолюбия, уважения к старшим, а также консультирование родителей по формированию и совершенствованию качеств женственности.
Контрольная диагностика экспериментальной группы показала следующее:
- по диагностике полоролевой идентификации прирост сформированно-сти представлений об образе матери в экспериментальной группе составил 18%, представлений о роли женщины и собственном будущем - 26%, представлений о собственной половой принадлежности - 10%, что выводит данный показатель на 100%;
- по диагностике игровых умений среднее значение прироста по всем показателям в изучении особенностей сюжетно-ролевой игры девочек старшего дошкольного возраста - 13%, за исключением роли взрослого в руководстве игрой, где данный показатель уменьшился на 10%, а также особенностей конфликтов
Библиографический список
в игре - показатель снизился на 8%; в изучении взятия ребенком на себя роли показало, что количество детей с более высоким и средним уровнем выросло на 19% и 23% соответственно.
Подводя итог нашему исследованию, мы можем уверенно сказать, что психолого-педагогические условия по эффективному формированию основ материнства у девочек старшего дошкольного возраста, реализованные нами на практическом уровне дают положительную динамику. Игра в дошкольный период является неотъемлемым средством социализации детей дошкольного возраста. Именно поэтому развитие игровой деятельности позволяет нам через игру формировать основы материнства у девочек старшего дошкольного возраста, не нарушая при этом естественного хода физического и психологического развития ребенка, не препятствуя образовательному процессу, а скорее, наоборот - улучшая его качество, главным образом, сохраняя самоценность детства.
1. Филиппова Г Г Психология материнства: учебное пособие. Москва: Издательство Института психотерапии, 2002.
2. Чекалина А.А. Гендерная психология: учебное пособие. Москва: «Ось-89», 2006.
3. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.
4. Овчарова РВ. Психологияродительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва: Владос, 1999.
6. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. Москва: ТЦ Сфера, 2015.
7. Коломийченко Л.В., Воронова О.А. Семейные ценности в воспитании детей 3 - 7 лет: методическое пособие. Москва: Сфера, 2013.
8. Петрановская Л.В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. Москва: Издательство АСТ, 2017.
9. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций: учебное пособие. Москва: Центр педагогического образования, 2007. References
1. Filippova G.G. Psihologiya materinstva: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Instituta psihoterapii, 2002.
2. Chekalina A.A. Gendernaya psihologiya: uchebnoe posobie. Moskva: «Os'-89», 2006.
3. Repina T.A. Problema polorolevojsocializaciidetej. Voronezh: NPO «MOD'EK», 2004.
4. Ovcharova R.V. Psihologiya roditel'stva: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.
5. 'El'konin D.B. Psihologiya igry. Moskva: Vlados, 1999.
6. Kolomijchenko L.V. Dorogoyu dobra: Koncepciya iprogramma social'no-kommunikativnogo razvitiya i social'nogo vospitaniya doshkol'nikov. Moskva: TC Sfera, 2015.
7. Kolomijchenko L.V., Voronova O.A. Semejnye cennosti v vospitanii detej 3 - 7 let: metodicheskoe posobie. Moskva: Sfera, 2013.
8. Petranovskaya L.V. Tajnaya opora: privyazannost' v zhiznirebenka. Moskva: Izdatel'stvo AST, 2017.
9. Tatarinceva N.E. Polorolevoe vospitanie doshkol'nikov na osnove narodnyh tradicij: uchebnoe posobie. Moskva: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2007.
Статья поступила в редакцию 28.07.20
УДК 373
Maidankina N.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Pedagogical Technologies of Preschool and Primary Education,
UlPU n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia), E-mail: maidankina @ mail.ru
FORMATION OF COMPETITIVENESS OF PRESCHOOL SUBJECTS ON THE BASIS OF CAPACITY DEVELOPMENT IN TNE FORM OF ACTIVITY OF THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ASSOCIATION. The implementation of the modern legislative and regulatory framework of the education system presupposes an intensification of the process of transformation of additional professional education for preschool teachers, which determines the trend towards building the potential and professional skills of specialists, acquiring new professional functions and skills, including competitiveness, in order to achieve educational goals. This process determines the need to study the scientific and methodological foundations and develop practice-oriented approaches in the formation of competitiveness on the basis of the development of the components of the potential of the preschool teacher. According to the author, one of the practice-oriented approaches in organizing activities to form a teacher's preschool organization competitiveness on the basis of potential development is to use the capabilities of a professional association.
Key words: additional professional education, teacher potential, preschool educational organization, formation of competitiveness, professional association of teachers.
Н.Ю. Майданкина, канд. пед. наук, доц., проф. кафедры педагогических технологий дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «УлГПУ
имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, E-mail: maidankina@ mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ ДОШКОЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА В ФОРМАТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ
Реализация современной законодательной и нормативной базы системы образования предполагает усиление процесса трансформации дополнительного профессионального образования педагогов дошкольной сферы, что определяет тенденцию к наращиванию потенциала и профессионального мастерства специалистов, приобретения ими новых профессиональных функций и умений, в том числе и конкурентоспособности для достижения целей образования. Этот процесс предполагает необходимость изучения научно-методических основ и разработки практико-ориентированных подходов в формировании конкурентоспособности на основе развития компонентов потенциала педагога дошкольной сферы. По мнению автора, одним из практико-ориентированных подходов в организации деятельности по формированию у педагога дошкольной организации конкурентоспособности на основе развития потенциала является использование возможностей профессиональной ассоциации.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, потенциал педагога, дошкольная образовательная организация, формирование конкурентоспособности, профессиональная ассоциация педагогов.