Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение при обучении математике студентов заочного отделения'

Психолого-педагогическое сопровождение при обучении математике студентов заочного отделения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение при обучении математике студентов заочного отделения»

Раздел V. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

М.С. Аниськина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, заочное обучение, обучение математике.

Преподавание математики, как и преподавание любого другого учебного предмета, представляет сложное единство трех составляющих: учебного предмета, ученика, преподавателя. Каждая из этих составляющих является необходимой составной частью как самого процесса преподавания, так и результата обучения. Единство перечисленных трех составляющих представляет не только сложную взаимовлияющую систему компонент, но и систему, подверженную изменениям, развивающуюся систему, каждая из составляющих которой оказывает влияние на остальные, но одновременно подвержена их воздействию.

Как каждая практическая деятельность, преподавание математики студентам заочного отделения требует осмысления и обобщения не только с теоретико-методологической точки зрения, но и с учетом практического преподавания. Осмыслению и обоснованию подлежат все составляющие учебного процесса: математика, как объект изучения, как самостоятельная наука, ее прикладные аспекты, как необходимый базис для последующих изучаемых предметов, учащийся, как субъект-объект обучения, преподаватель как, организатор учебного процесса. Предмет преподавания - математика не сводится только к системе математических знаков и формул (хотя это также является необходимой составной частью изучения предмета), предмет математика не выполняет только роль окончательного, завершающего уровня знаний, это одновременно и подготовка, базис для усвоения последующих учебных предметов. Кроме перечисленного - это еще и основа для формирования специфического, математического, абстрактного мышления. Следовательно, преподавание математики имеет комплексный характер. Под комплексностью понимается одновременное, параллельное и взаимосвязанное обучение всем перечисленным аспектам математики, в том числе и перевод уже имеющихся у студента математических знаний на более высокий уровень, переосмысление ранее пройденного материала с учетом нового пройденного материала.

Одним из важнейших вопросов, постоянно решаемых преподавателем, - это соотношение теоретических знаний и закрепление полученного материала при решении практических задач, проработка и закрепление материала в условиях ограниченного от© Аниськина М.С., 2013

веденного времени для изучения предмета, т.е. классическая минимаксная математическая задача на практике (выучить больший объем знаний за меньшее время с учетом их оптимального соотношения). Решение этого вопроса - определение пропорций теоретического и практического материала - для каждого занятия и для всего курса по данному предмету в целом, требует детального продумывания и обоснования, т.е. аргументации. Одним из ориентиров для его решения является использование опыта предыдущих занятий. Но даже в случае удачного сочетания пропорций данный вопрос не следует считать полностью решенным: аргументированность, продуманность, убежденность должны оставаться необходимыми составными компонентами преподавания.

Выбор рекомендуемой литературы также требует от преподавателя серьезного и продуманного подхода. Какой учебник следует рекомендовать в качестве основного, а какие издания в качестве дополнительных пособий? Как определить фрагментарность материалов в дополнительных пособиях? Конечно, по курсу математики есть классические, очень хорошо зарекомендовавшие себя учебники. Работа с новыми публикациями, с учетом отмены обязательной независимой экспертизы рецензирования, требует от преподавателя внимательного и продуманного подхода. В настоящее время сама работа с печатным изданием часто воспринимается как неумение пользоваться более современными источниками информации. Разница между информацией и знаниями достаточно часто не проводится. Даже изучая прекрасно написанный учебник, студенты иногда воспринимают его поверхностно, не вникая в суть предмета, т.к. навык вдумчивого изучения материала не всегда присутствует в должном объеме. Это также следует учитывать, исходя из принципов методической целесообразности и научного изложения материала.

Студент, в процессе изучения программного материала выполняя функцию обучаемого, усваивает знания, преобразует эти знания в собственные, личностные, прочувствованные, осознанные, доведенные до некоего цельного результата, закрепленного некоторым образом (контрольные тесты при изучении темы, сдача экзамена и т.д.). Изучая предмет, студент с помощью преподавателя производит набор знаний, усвоение материала, встраивание материала в уже имеющиеся знания, меняясь и развиваясь при этом. Учебный материал, зафиксированный и строго определенный программой, постепенно преобразуется, переходит в категорию изученного.

Преподаватель, проводя занятия, выполняет постепенную, поэтапную, многоуровневую передачу знаний студентам. При этом преподаватель проводит занятия в соответствии с требуемой учебной программой и одновременно с учетом конкретных условий, чтобы усвоение материала происходило наиболее эффективно, результативно, оптимально, чтобы у студентов не оставался недопонятый материал, прошедший мимо, прослушанный формально. Структура изложения материала (по темам, по разделам, по очередности, по логическим связям и т.д.) также учитывает оптимальность и эффективность, т.е. по мере прохождения программы происходит и его структурное закрепление: контрольные и самостоятельные работы, обобщающие тесты и т.д.

В процессе проведения занятий при изучении программы определенной аудиторией слушателей сама программа также принимает конкретную форму, адаптируется, конкретизируется, видоизменяется. При наличии общих программ, планов, требований и стандартов преподавателю при ведении занятий с конкретной аудиторией учащихся приходится учитывать и особенности конкретного контингента студентов. Как правило, студенты заочного отделения несколько старше сокурсников дневного отделения, желание учиться у них присутствует, но есть и неуверенность, что часть учебного материала может быть забыта, трудно вновь ощутить себя в качестве того, кого учат, и т.д. Учет этих

факторов определяет пропорции, акценты, группировку и дозировку материала. От преподавателя это требует тщательной проработки, аргументированности и обоснованности при проведении занятий. Итоговое принятие решения должно исходить из принципа максимального усвоения знаний. При этом непременным условием остаются: научность изложения, строгое соответствие изучаемой программе, соблюдение методологических принципов, допустимая простота изложения.

Первый начальный импульс данному процессу придает преподаватель как более активное, ведущее звено этого процесса. В зависимости от многих факторов (учебная подготовленность аудитории слушателей, их мотивация на учебу, готовность учеников к восприятию нового и т.д.) абсолютно точно заранее трудно определить структуру всего курса и каждого занятия в отдельности. В процессе проведения занятий преподаватель осуществляет следующие педагогические функции: обучающую, организующую, стимулирующую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, оценивающую. Их соотношение должно быть сбалансировано таким образом, чтобы в максимальной степени мобилизовать познавательную активность учащихся. Акцент, преобладание тех или иных функций на определенных занятиях также должны быть обоснованы как с психолого-педагогических позиций, так и с точки зрения методической целесообразности [3]. Наличие допустимой вариативности является составной частью занятия. Уверенность преподавателя в том, что данные изменения будут способствовать более глубокой проработке материала, более результативному, эффективному и оптимальному усвоению материала студентами, является необходимым условием при проведении занятия.

Аргументированность в данном случае - это не всегда сформулированное прописанное изложение и строгая формулировка, но это всегда четкое внутреннее понимание и возможность (если в этом есть необходимость) сформулировать это в доказательной письменной форме. Основой данной аргументированности является внутренняя убежденность преподавателя «для себя», ему самому должно быть понятно, почему в данном случае оптимальным является именно такая форма проведения занятия. Внутреннее состояние ясности, понятности, аргументированности является необходимыми в процессе преподавания предмета. Данное состояние связано с искренней заинтересованностью преподавателя в успешности, продуктивности усвоения знаний студентами, с внимательностью и доброжелательностью преподавателя в процессе проведения занятий как ко всей аудитории в целом, так и к каждому студенту в отдельности. В том числе это связано и с умением отслеживать, рефлексировать результативность самого процесса обучения. Умение видеть определяющие, ключевые точки данного процесса и воздействовать на данные реперные точки позволяет преподавателю четко и своевременно производить корректировку проведения занятия с целью наилучшего усвоения материала. При этом плановый контроль полученных знаний в виде контрольных и самостоятельных работ, тестов по пройденным темам и т.д. дополняется и становится более глубоким.

Одним из аспектов психолого-педагогического сопровождения обучения математике является учет преподавателем «начального уровня», «начальных условий» учащихся при проведении занятий. Учет уровня учебной подготовки, учет мотивации к учебе, учет возможности и способности воспринимать новые знания оказывают влияние на то, как студенты будут учиться и как оптимально следует проводить занятия с данной аудиторией учащихся. Учитывая то, что процесс преподавания и обучения является двусторонним процессом, необходимым условием обучения является наличие стремления к обучению со стороны студента, его активность в данном процессе. Его мотивация, его усилия, его внутренний запрос на учебу, его заинтересованность оказываются решаю-

щими факторами в процессе учебы. При наличии перечисленных факторов, в процессе обучения преподаватель может воздействовать на отношения студента к изучаемому предмету, на увеличение желания учиться, на возрастание интереса к предмету, на увеличение убежденности в продолжение учебы. Проводя занятия, преподаватель передает свой настрой, свою внутреннюю собранность учащимся.

Одним из факторов, влияющих на успешное обучение, является интерес учащихся к предмету и способность сохранить этот интерес в течение всего периода обучения. Мотивация - величина непостоянная, сохранить, а тем более увеличить мотивацию в процессе учебы достаточно трудно. Способствует этому чувство прогресса. Одним из методов усиления мотивации является результативность, ощущение эффективности, успешности.

Вопрос сохранения и увеличения учебной мотивации студентов для преподавателя является одной из важнейших психолого-педагогических задач. Очень важным, особенно на начальных этапах обучения, является вопрос включения студентов в процесс обучения и фиксация его результативности. При прохождении начальных микроэтапов в обучении следует каким-либо образом предоставить возможность студентам проявлять собственные усилия в конкретном направлении: зачет по пройденной теме, сданная рас-четно-графическая работа, сдача тестов и т.д. При этом студенты получают баллы при решении заданий по данной тематике.

При подобной рейтинговой системе происходит накопительный набор баллов, который будет учитываться при получении итоговой оценки по курсу. Это дает и психологический стимул результативности обучения, и к изучению следующей темы студенты подходят, проработав предыдущую тему, текущее изучение материала не переносится на окончание семестра [1]. Данный подход способствует повышению заинтересованности студентов в процессе учебы, увеличению и укреплению мотивации на самостоятельную работу в проработке изучаемого материала.

Оптимальный результат обучения достигается, если каждый из его компонентов соответствует высоким поставленным требованиям: учащийся имеет способности, интерес к изучаемому предмету, желание и умение учиться, преподаватель обладает необходимыми личностными и профессиональными качествами, учебный предмет представлен материалами, в максимальной степени отвечающими целям и задачам обучения.

Педагогическое общение - это сложный процесс непосредственного взаимодействия преподавателя и учащегося, в содержание которого входит информирование, обучение, воздействие, убеждение [2]. Приступая к работе с определенной аудиторией, преподаватель устанавливает определенные отношения с учащимися: либо авторитарности, диктата, либо полной свободы и необязательности, либо сотрудничества, основанного на взаимопонимании и доверии. Способность преподавателя устанавливать благоприятный психологический климат в учебном коллективе, возможный при оптимальном соотношении требовательности и доброжелательности есть необходимое профессиональное качество педагога. Это качество не складывается само по себе по мере приобретения опыта, но является результатом работы преподавателя над собой, результатом целенаправленного самоанализа, самооценки и самокоррекции.

В данном вопросе не может быть единого, раз и навсегда установленного правила, каждый раз эти вопросы решаются как бы заново. Выбор, который стоит перед преподавателем, не может быть случайным, спонтанным, а должен быть результатом внутренней аналитической работы, которая приводит к принятию осмысленного и обоснованного, аргументированного методологического решения. Данная работа должна иметь проду-

манный, обоснованный, аргументированный характер, а аргументированность как способность «приводить аргументы, доводы, доказательства» (Современный словарь иностранных слов, 1992 г.) есть необходимая составляющая методической компетентности преподавателя, показатель уровня его профессионализма, необходимое условие для психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения студентов в вузе.

Библиографический список

1. Елисеева М.В. Повышение достоверности оценки качества обучения будущего выпускника вуза на основе рейтинговой системы: при изучении математики студентами экономических специальностей, диссертационная работа на соискание степени кандидата педагогических наук / М.В. Елисеева. - М., 2009.

2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М.,1979.

3. Хавронина С.А. Аргументированность как составляющая профессионализма преподавателя русского языка иностранцам; Материалы конференции РУДН «Личность в межкультурном пространстве» / С.А. Хавронина. - М., 2012.

М.К. Глазатова А.В. Данильцев

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

УСТОЙЧИВОСТИ И РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: международные экономические организации, многостороннее сотрудничество, региональное сотрудничество, многостороннее регулирование, международные соглашения, торговые соглашения.

В течение последнего десятилетия в отечественной литературе тематике международных экономических организаций уделялось достаточно большое внимание. В частности, большое внимание уделялось изучению отдельных организаций, деятельность которых приобрела для российской экономики практический интерес - в первую очередь ВТО, в также функционирование ЕС и региональных организаций в быстрорастущем регионе ЮВА. Кроме того, популярными темами стали региональное сотрудничество и регулирующая роль международных организаций в условиях кризисов.

Первопричина многостороннего сотрудничества состояла в необходимости упорядочения широкомасштабных передвижений рабочей силы и результатов труда, а также деятельности транснациональных корпораций и ответов на вызовы принципиально новых технологий, создающих высокий уровень риска и/или работающих на глобальном уровне.

Кризисные явления можно считать важнейшим стимулом развития. Исторически, одним из первых шоков, который выявил необходимость многостороннего регулирования, можно считать Великую депрессию конца 20-х - начала 30-х гг. прошлого века. В результате этого кризиса стала очевидной ограниченность двустороннего формата, и стали выдвигаться первые идеи о создании многосторонних механизмов. После Второй

© Глазатова М.К., Данильцев А.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.