УДК 159.923.2
МС- Аниськина ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИ ЗАОЧНОМ ОБУЧЕНИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Аннотация. От того, насколько студент сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности, насколько успешно он сможет «включиться» в учебный процесс, как быстро приобретет навыки учебной работы, зависит не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в трудном и ответственном процессе становления личности на новой ступени ее социального развития, в процессе обучения в вузе на заочном отделении. Основной задачей преподавателя в психолого-педагогическом сопровождении является задача не просто «поддержать» студентов, помочь студентам, а именно направлять, «вести», корректировать это движение студентов. Постепенно, поэтапно подводить студентов к знаниям, к профессии.
Ключевые слова: самореализация личности студента, доброжелательный эмоциональный контакт, заочное обучение, обучение математике.
Aniskina Martha ETHICAL GUIDELINES OF PSYCHO-PEDAGOGICAL
LEARNING SUPPORT IN TECHNICAL HIGH SCHOOL
Annotation. On how the student will develop the optimal mode of learning activities, how successful it will be able to «join» in the educational process as quickly acquire the skills of academic work depends not only on its success in acquiring professional knowledge and skills, but also its social and psychological, mental well-being. Therefore, it is important is the question of assistance to students in the difficult and responsible process of becoming a person at a new stage of its social development, in the process of training in high school by correspondence. The main task of the teacher in the psychological and educational support is a challenge not just to «support» the students, help students, but direct, «lead», adjust the movement of students. Gradually, step by step to fail students for knowledge and profession.
Keywords: self-realization of the individual student, friendly emotional contact, distance learning, training of mathematics.
Обучение на заочном отделении вуза имеет свою, достаточно выраженную специфику. Более высокий возраст студентов в сравнении с дневным отделением, наличие у студентов возможного перерыва в учебе, наличие семьи, совмещение работы и учебы, кроме этого, более высокий, по сравнению со школьным, уровень требований к студентам, большой объем изучаемого материала, более высокая скорость его изучения и т.д.
Образовательный процесс в вузе преимущественно опирается на интеллектуальный контакт преподавателя со студентами, что способствует субъектно-объектному стилю общения. В период обучения в вузе тот, кого обучают, фактически одновременно осваивает две учебные программы:
— обучение профессии, изучение учебного материала;
— программа социализации, которая обусловлена характером межличностных отношений, складывающимися в учебном коллективе в процессе обучения.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: обеспечение духовно-нравственного развития и профессионального становления личности студента на основе самопознания, свободного творческого поиска, помощи и поддержки со стороны преподавателя в самосовершенствовании, развитие всех сторон личности студента при доминирующей роли ценностно-нравственных, этических, духовных характеристик [1].
Одним из важных кфомпонентов оказания психологической помощи является психолого-
© Аниськина М.С., 2014
педагогическое сопровождение, позволяющее осуществлять не только социальную адаптацию студентов, но и непосредственное вовлечение студентов в обучение. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса прежде всего активизирует личностный потенциал студента, его собственные внутренние возможности и способности, способствует развитию организованности, создает оптимальные условия для развития позитивных взаимосвязей в системе отношений педагога и студента [4]. При этом вузовская среда оказывает влияние на формирование личности студента, происходит адаптация студента к вузу. Важно, чтобы в процессе адаптации и обучения не происходило отчуждение студента от выбранной профессиональной деятельности.
Учитывая возраст студентов и имеющийся у них социальный опыт, можно предполагать, что эти факторы при обучении могут как затруднить процесс обучения, так и помочь ему, «сгладить» возможные трудные моменты, так как у студентов заочного отделения в чем-то выше эмоциональная и психологическая устойчивость.
В процессе проведения занятий преподаватель осуществляет следующие педагогические функции: обучающую, организующую, стимулирующую, диагностическую, корректирующую, контролирующую, оценивающую. Их соотношение должно быть сбалансировано таким образом, чтобы в максимальной степени мобилизовать познавательную активность учащихся. Акцент, а также преобладание тех или иных функций на определенных занятиях также должны быть обоснованы как с психолого-педагогических позиций, так и с точки зрения методической целесообразности [5].
При работе преподавателя со студентами заочного отделения, кроме передачи знаний, большую роль играют психологические аспекты проведения занятия: доброжелательная обстановка в аудитории, уважение и доверие к преподавателю, эмоциональный контакт со студентами, «включенность» студентов в учебную работу. Возникает новое качество учебной среды, способствующее целостному и устойчивому развитию личности студента. Происходит ее духовно-нравственное развитие и профессиональное становление. Гуманизация образования помогает самореализации как личности студента, так и личности педагога.
Желательно, чтобы чрез весь процесс обучения постоянно проходила мысль преподавателя о том, что для студентов учеба - это правильный выбор, это верное направление и правильное решение самих студентов. Студентам следует передать понимание того, что заочное обучение, также, как и дневное обучение, это, прежде всего, труд, это кропотливая работа, это прикладывание собственных усилий и воли, это высокая устойчивая мотивация к учебе, это старание и кропотливая самостоятельная внутренняя работа студента под руководством преподавателя. При этом преподаватель не должен снижать уровня учебных требований по отношению к студентам и четко объяснить это студентам в начале обучения.
Одним из факторов, влияющих на успешность обучения, является интерес учащихся к предмету и способность сохранить этот интерес в течение всего периода обучения. Мотивация - величина непостоянная, сохранить, а тем более увеличить мотивацию в процессе учебы достаточно трудно.
Для взрослых людей, особенно чувствительных к возможным ошибкам или неточностям, к страху неверно ответить в присутствии окружающих достаточно сложно сказать преподавателю, что материал непонятен, не все понятно в объяснениях. Имея опыт преподавания в вузе, преподаватель сам может замечать моменты, когда у студентов проявляются растерянность, нерешительность, неуверенность, когда студенты не находят сил что-либо уточнить и спросить. В таком случае, не унижая достоинства студента, преподаватель может уточнить, что именно в объяснениях вызывает затруднения, повторить объяснения, используя другие термины. При таком проведении занятия учеба будет проходить более плодотворно, студент будет чувствовать себя увереннее и получит навыки результативной работы по изучению предмета, при этом для учебы у него останется больше сил и времени, изменится его эмоциональный настрой. При этом, фактически, кроме помощи в изучении
программного материала, преподаватель оказывает поддержку студенту в его стремлении к учебе и в его желании учиться. Задача преподавателя заключается в том, чтобы дать понять обучающимся, что к ним относятся доброжелательно и заинтересованы в их успешной учебе.
Способствует усилению мотивации чувство прогресса. Одним из методов усиления мотивации является результативность, ощущение эффективности, успешности. К мотивирующим факторам контроля знаний можно отнести: накопительные оценки, рейтинговую систему оценок, тесты.
Часто сами студенты заочного отделения воспринимают себя и свое обучение в вузе в сравнении с дневной формой обучения не на равных: себя они воспринимают как обучающихся на более низком уровне, как «второстепенных». Конечно, в учебных программах очной и заочной форм обучения различия присутствуют. Но это не означает установление ранжирования для студентов, это не определяет, что кто-то находится на более высоком уровне, кто-то находится на более низком уровне. Учеба на заочном отделении является такой же полноценной учебой, и студенты заочного отделения являются также полноправными студентами и также имеют право на внимательное, уважительное, доброжелательное отношение преподавателя. Учитывая это, преподаватель не допускает появления подобных настроений у студентов. У студентов не должно возникать мысли о том, что для преподавателя студенты дневного отделения - основные, а студенты заочного отделения - не основные. Необходимо, чтобы такое восприятие было заменено на то, что заочное обучение - также полноценное, качественное получение образования.
При заочном обучении, при совмещении работы и учебы у студентов может возникать такое отношение к учебе, при котором студенты считают, что предмет (в том числе и математику) можно как-нибудь «пройти», не вникая в суть предмета, главное - этот предмет сдать. То есть в данном случае цель, результат отделяются от процесса и начинают воспринимается как самоцель, как единственный результат учебы. При проведении занятий преподавателю следует акцентировать внимание студентов не только на внешней результативности, но и на процессе изучения предмета, процессе понимания, процессе осмысления новых знаний, процессе выстраивания «внутреннего фундамента» понимания предмета. Предмет не изучается формально, «вскользь». При таком обучении у студентов возникает их внутренняя уверенность в том, что знания увеличиваются, приходят в систему и становятся более глубокими.
При подобной поддержке со стороны преподавателя, при установлении доброжелательного эмоционального контакта со студентами, постепенно у студентов возникает восприятие преподавателя как друга, как товарища, как опоры и поддержки в получении знаний. Постепенно у студентов формируется понимание того, что преподаватель, а в его лице и вуз, доброжелательно воспринимают студента (студент должен это почувствовать).
Подобная помощь преподавателя студенту в той области предмета (изучаемого в вузе по программе), где студент пока не чувствует себя достаточно уверенно и свободно, помогает студенту лучше понять изучаемую тему, «закрепить» известные ранее знания, расширить в этом предмете область изученных знаний, увеличить ощущение свободы в работе с этими знаниями. Если эта помощь оказана в нужной форме и если эта помощь принята, то студент прорабатывает изучаемый материал и к изучению следующей темы он подойдет с большим объемом знаний и с другим внутренним состоянием, имея положительный опыт по изучению нового материала.
Преподаватель сможет стать авторитетом для студентов и восприниматься студентами как авторитет (а не только в силу того, что социальная роль преподавателя в данном случае выше) лишь в том случае, когда студенты будут уверенны в искренности преподавателя. В таком случае студенты будут верить преподавателю, уважать его и будут советоваться с ним.
Ключевым моментом в психолого-педагогическом сопровождении при заочном обучении является обучение студентов самостоятельной работе. Умение расставить акценты, составить план та-
кой работы, продумать временной график самостоятельной работы, записать очередность этапов, критерии выполнения намеченных этапов в работе, предусмотреть время в распорядке для самостоятельной работы и т.д. - это то, чему должен обучить преподаватель. А у студентов опыта подобной работы еще недостаточно, и по каждому из этих пунктов необходимы разъяснения преподавателя и обучение этой работе. Обязательно преподавателю следует предусмотреть зачетные этапы по каждой из изучаемых тем, причем, не сдав одну из тем, студент не может приступать к следующей теме. Обучение данной работе предполагает обязательное консультирование с преподавателем: либо аудиторное консультирование, либо консультирование в электронном виде. Внеаудиторная самостоятельная работа, в том числе творческая и научно-исследовательская работа студентов, - это составные части, дополняющие и помогающие аудиторной работе при обучении в вузе. При этом преподавателю так следует выстраивать работу, чтобы происходило формирование психологической готовности студентов к подобной творческой работе [3].
При обучении в вузе при изучении программного материала одновременно происходит обучение не только знаниям, но и методам мышления, в данном случае — техническому мышлению. При этом в процессе обучения характеристика данного вида мышления рассматривается в двух аспектах этого понятия: мышление как способность и мышление как навык.
Контингент обучающихся в техническом вузе предполагает склонность к техническому мышлению. Способность к техническому мышлению является одним из факторов, наличие которого помогает при психолого-педагогическом сопровождении учебного процесса, так как у студентов присутствует склонность к упорядочиванию, к логике и предрасположенность к этапности в работе, в том числе и в самостоятельной работе. При этом студенты обучаются организовывать свое время, понимают последовательность и упорядоченность этапов учебы.
Умение осуществлять личностно-ориентированный подход в процессе учебы характеризует нравственную зрелость преподавателя.
В таком случае при появлении у студентов затруднений при изучении нового материала задача преподавателя заключается в том, чтобы не формально объяснить материал, а проявить мудрость и внимательность, поддержать студентов:
— в стремлении студентов к учебе;
— в стремлении к самостоятельной работе по изучению нового материала;
— в умении организовать самостоятельную работу, определить этапы этой работы;
— при необходимости помочь из известной школьной терминологии перейти к вузовской терминологии.
В процессе психолого-педагогического сопровождения происходит раскрытие внутреннего потенциала как студента, так и преподавателя, что способствует более глубинному их проявлению, раскрытию их творческого потенциала, увеличивающей ответственность как преподавателя, так и студента [2].
В этой работе важны не только профессиональные качества преподавателя, но и его индивидуальные, личностные, человеческие проявления. И, кроме того, в этой работе имеют значение и педагогические способности преподавателя.
Основной задачей преподавателя в психолого-педагогическом сопровождении является задача не просто «поддержать» студентов, помочь студентам, а именно направлять, «вести», корректировать это движение студентов. Постепенно, поэтапно подводить студентов к знаниям, к профессии. При этом необходимо следить, чтобы все необходимые фундаментальные этапы в этой работе студент выполнял сам: своевременно, верно, осмысленно, не пропуская ни один из этапов и не меняя необходимой последовательности. Чтобы вся необходимая работа была выполнена студентом самостоятельно.
Для реализации психолого-педагогического сопровождения необходима комплексная подготовка преподавателей по овладению теоретическими знаниями и практическими умениями его осуществить. При этом преподаватель должен быть не только обучен и подготовлен к данной работе (профессиональные знания, системность знаний о сопровождении, методическая готовность преподавателя), обязательным фактором является его внутренняя готовность и его внутренний «запрос» к этой работе, его заинтересованность и желание работать.
Психолого-педагогическое сопровождение является междисциплинарным вопросом, поэтому при его решении используется комплексный подход. Необходимым условием является интеграция философских, социологических, психологических, педагогических концепций и подходов. Целостность и системность психолого-педагогического сопровождения способствует гуманизации вузовского преподавания.
Библиографический список
1. Васильев В.Г., Юдина Ю.Г. Структура рефлексивного развития человека в возрастной динамике как основа психолого-педагогического проектирования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru». - 2014. - Т. 6. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyedu.ru/ ] ошпа1/20 14/2/Vasilyev_Udina.phtml
2. Дедов Н.П. Социально-психологические проблемы инвестирования и взаимоинвестирования в современном обществе // Материалы научной интернет-конференции «Психологические барьеры социально-экономических изменений в российском обществе». - М., 2013.
3. Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. - 2012. - № 2.
4. Скуднова Т.Е. Акмеологический подход в психолого-педагогическом образовании. - Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 1.
5. Хавронина С.А. Аргументированность как составляющая профессионализма преподавателя русского языка иностранцам // Материалы конференции РУДН «Личность в межкультурном пространстве». - М., 2012.