УДК 159.9.07:51:316.3
DOI: 10.12737/19550
роль факторов социальной среды в обучении математике в процессе психолого-педагогического сопровождения
Аниськина Марфа Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Философия и психология», [email protected],
Университет машиностроения, Институт базовых компетенций, Москва, Российская Федерация
Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам преподавания математики в вузе. В статье анализируется влияние факторов социальной среды на обучение в вузе, в том числе на обучение математике. Среди всех изучаемых предметов высшая математика является особой образовательной дисциплиной, знание математики является основой для изучения множества прикладных наук. Предмет математика как учебная дисциплина в вузе является одним из фундаментальных общеобразовательных предметов. Обосновывается необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации к вузу и сопровождения обучения. Описывается суть психолого-педагогического сопровождения обучения в вузе. При рассмотрении социальной среды учитываются те факторы, которые являются результатом взаимодействия людей и при этом сами оказывают влияние на поведение и эмоциональное состояние людей. Рассматривается роль среды, в том числе социальной, на процесс обучения. Анализируются отдельные факторы социальной среды. Описывается специфика преподавания математики и специфика обучения для различных форм обучения: дневной и заочной. Рассматривается акмеологический подход к обучению. В статье отмечается, что в акмеологическом понимании главным направлением развития является движение человека к самоактуализации, раскрытию внутреннего потенциала, достижению новых вершин, в том числе внутреннего характера. Раскрывается необходимость владения акмеологическими технологиями для преподавателя, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение обучения. Указываются сложные моменты, которые затрудняют обучение и работу преподавателя: недостаточный уровень начальных знаний студентов, недостаточное развитие у студентов интереса к образованию, отношение к обучению не как к кропотливой, систематической, внутренней работе, а как к формальному выполнению набора неких внешних, не имеющих отношения к студенту заданий.
Ключевые слова: факторы социальной среды, психолого-педагогическое сопровождение, обучение математике в вузе, акмеологический подход к обучению
В настоящее время, когда происходят изменения во множестве областей и сфер человеческой деятельности, при возрастании скорости этих изменений, при увеличении психологичности во многих аспектах бытия, когда человеку необходимо уметь приспособиться к возросшему темпу жизни и иметь навыки ориентации в увеличивающемся информационном потоке, все вопросы и трудности, с которыми человек встречается, возникают в более яркой, резкой, выраженной и контрастной форме.
В жизни современного человека происходят резкие социальные изменения и трансформации. Прежде всего меняется его ритм жизнедеятельности, который становится настолько быстрым и непредсказуемым, что реагирование на отдельные стимулы чаще оказывается спонтанным, а не запланированным [17]. Научно-технический прогресс кардинально изменил
социальное пространство существования людей, определяя автоматизированный, компьютеризированный и информационный характер поведения. Влияние окружающего пространства или социальной среды на человека носит всеобъемлющий характер и предполагает необходимость учитывать ее воздействие в разных сферах человеческой жизнедеятельности.
При изучении среды происходит расширение представлений о тех факторах, которые включаются в это понятие. Кроме физических, природных факторов, рассматриваются социальные, культурные, а также традиции, менталитет. Большое значение среди факторов имеют нравственные, духовные, семейные и другие факторы.
Обучение студентов в высшем учебном заведении предполагает возникновение и формирование своеобразного варианта социальной среды, которая представляет собой учебную среду
и включает в себя педагога, образовательное обучающее пространство, студента. Данная среда в последующие годы обучения будет играть ведущую роль в развитии и становлении личности учащегося. В результате обучаемый приобретает новые психологические качества и способности, которые позволят ему гораздо успешнее адаптироваться в обществе, приобретать социальный статус и положение. Различные предметы и дисциплины предопределяют формирование отдельных компетенций, которые отражают успешность образовательного процесса.
Обучение — это прежде всего внутренний процесс, при котором все обучающие внешние факторы могут выступать в роли помощников и способствовать обучению (если сам студент настроен на обучение), действие внешних причин не является определяющим. То, насколько сам человек нацелен на обучение, насколько он заинтересован в этом, является главным и определяющим фактором результативности обучения [13].
Наличие необходимого запаса знаний и умения работать с этими знаниями также является необходимым условием для обучения. На процесс обучения оказывает влияние и состояние самого обучаемого: наличие у него чёткой цели, устойчивость этой цели, наличие мотивов к обучению (желательно сочетание внутреннего и внешнего мотивов), физическое здоровье, наличие эмоциональных, интеллектуальных и психических сил, а также возможность уделять обучению внимание, время и силы (т. е. имеющиеся материальные и социальные условия).
Процесс учёбы начинается с адаптации студента к вузу, учебной среде, новым отношениям в группе, новым правилам обучения [19] и т. д. Причём обучение в вузе и адаптация к учебному процессу для студента происходят одновременно, поэтому у студента нет возможности постепенно адаптироваться к новым правилам и результативно «включиться» в учебный процесс. Процесс обучения — это кропотливый, длительный, напряжённый, ответственный, многоплановый и динамичный процесс, требующий внутренних усилий самого студента и психолого-педагогического сопровождения со стороны преподавателей [9]. Психолого-педагогическое сопровождение учебной адаптации предполагает такое взаимодействие личности и социальной среды, при котором обучение и подготовка к вхождению в социальную среду способствуют раскрытию внутреннего потенциала человека и становлению его индивидуальности [10].
Если учёба и адаптация происходят успешно, то постепенно у студента формируются навыки самостоятельного преодоления возникающих трудностей, студент ощущает себя более уверенно и свободно. Применительно к учебному процессу это предполагает устойчивую позитивную учебную мотивацию и наличие сформированных волевых качеств, умение обращаться за помощью и поддержкой к преподавателю и умение принимать эту помощь.
При успешно проходящей адаптации противопоставление себя внешнему окружению постепенно сменяется пониманием, что человек и всё происходящее вокруг взаимосвязаны. Студент ощущает, что он способен воздействовать на внешние условия и выстраивать траекторию своего развития.
Для преподавателя, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение, обязательным условием должно оставаться гуманное, уважительное отношение к студенту, вера в его внутренний потенциал, содействие естественному созидательному развитию студента. При этом нужно учитывать, что внутренний мир человека является автономным и независимым, поэтому человек сам принимает решение и несёт ответственность за принятое решение.
В процессе обучения обучаемый сталкивается как с трудностями учебного характера, так и с трудностями, которые впрямую к учебным не относятся (в том числе и с социальными). С некоторыми из этих трудностей обучаемый ранее не встречался, и на этом жизненном этапе у него нет опыта разрешения подобных ситуаций. Это также является одной из причин, подчёркивающих актуальность психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.
При больших интеллектуальных нагрузках, кроме учебных вопросов, у студента могут возникнуть и психологические проблемы. Причинами этих проблем может быть плохое знание школьного курса, высокая скорость изучения нового предмета, совмещение работы и учёбы, трудности в понимании учебного материала и т. д. К учебной нагрузке добавляется эмоциональная и психологическая нагрузка. Непонятый учебный материал становится причиной хронического отставания и возникающих учебных проблем [6]. Учебная, эмоциональная, психологическая нагрузка в сочетании с социальными факторами могут стать причиной искажения восприятия мира, изменения его субъективного образа, что указывает на происходящие
нарушения в процессе адаптации студента. При этом могут «включиться» механизмы глубинной психологической защиты, что приводит к различным деформациям.
Наиболее распространёнными являются такие деформации, как комплекс жертвы (чувство беспомощности, апатии, снижение психологической самооценки) и комплекс отверженности (разобщенность, холодность, отстранённость).
У студента возникает внутреннее недовольство, неуверенность, тревожность, неприятные ожидания и предчувствия. Эти состояния наблюдаются на фоне внешнего локуса контроля — экс-тернальности. Для экстернальности характерно воспринимать и объяснять все возникающие проблемы только внешними обстоятельствами и перекладывать возникающую ответственность с себя на эти обстоятельства. Такое эмоциональное состояние студента затрудняет учебный процесс. В результате учёба превращается в непосильное и наполненное только отрицательными эмоциями занятие, при котором человек фактически мучает себя и считает, что это единственно возможный путь обучения.
Перед студентом возникает вопрос, от которого невозможно уйти и который студент не знает, как решить уже имеющимися способами.
Приспособление к сложившимся, сформировавшимся условиям является адаптацией. Обучаемый оказывается в ситуации, когда уровень учебных требований столь высок, что ранее наработанное умение справляться с трудностями недостаточно. При решении возможны два пути: стараться решить проблему «как-нибудь» уже имеющимися способами, либо внутренними усилиями подняться на более высокий, обобщающий уровень и решить возникшую проблему на качественно другом уровне.
Первый вариант — это непродуктивная адаптация. В таком случае человек становится ведомым внешними обстоятельствами. При этом в человеке «запускается» механизм внутреннего сопротивления изменениям и происходит активизация психологических защит. Такой вариант адаптации является непродуктивным и заключается в бегстве от проблем. Результат подобной адаптации — искажение восприятия мира и проявление комплексов жертвы, отверженности [16].
Второй вариант — это позитивная адаптация. Человек из ведомого превращается в ведущего, он осознанно проявляет качества активности и ответственности. Подобная адаптация требует
от человека собственных усилий, действий, поиска путей решения проблемы.
Помощь при переходе из негативного варианта адаптации в позитивный является сложной, только уговорами и повышением уровня требований этот вопрос не решается [18]. От преподавателя, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение, требуются специальные знания [14] и навыки с учётом социальных факторов [11].
Для обозначения процесса психологической, педагогической и социальной помощи психически здоровым людям было предложено несколько вариантов терминов. К их числу относятся: термин «содействие» (К. Гуревич, И. Дубровина), термин «со-работничество» (С. Хоружий), термин «сопровождение» (М. Битянова, Ю. Слю-сарев, А. Деркач). Последнее обозначение чаще употребляется в настоящее время, потому что оно наиболее полно соответствует сути проявления помощи в сложные для человека периоды жизни.
Термин «сопровождение» можно перефразировать как «содействовать», «подстраховывать», «опекать», «заботиться», «помогать другому человеку в преодолении трудностей». Это понятие близко к значениям «Наставник», «Руководитель», «Учитель». Сопровождение — это процесс совместного успешного прохождения значимого и ответственного жизненного этапа.
В процессе сопровождения по аналогии с путешествием можно выделить три составляющие: путник, сопровождающий путника, сам путь, который они проходят вместе [11].
В ситуации психолого-педагогического сопровождения в роли путника выступает обучаемый, студент, изучающий новый для него учебный предмет и встречающийся с трудностями.
При психолого-педагогическом сопровождении преподаватель выступает в качестве сопровождающего, который помогает студенту и поддерживает студента в изучении предмета.
Путь, дорога — это не только географическое понятие, но и сам процесс передвижения по этому пути, время, срок этого передвижения, цель, направление. В менталитете русской культуры это нравственный путь, духовный путь, путь к цели, знаниям. Эти смыслы и усложняют, и придают большую значимость понятию сопровождения.
Поэтому можно говорить не только об общении людей, но и об их совместном бытии. Цель и направленность этой помощи не носят характер
«помощи ради помощи», не формального отношения сопровождающего к сопровождаемому, а помощь в самореализации и саморазвитии. Характер подобной помощи имеет строго направленный вектор создания условий для качественного перехода человека на более высокий этап в своём развитии и на основе собственных усилий, но с помощью сопровождающего.
Термин «сопровождение», хоть и относится к современным понятиям, имеет основу и глубинные корни в гуманистической направленности отечественной литературы, философии, психологии. Теоретическая основа этого понятия заложена в работах А.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Ухтомского.
При сопровождении одной из главных задач сопровождающего является поддержка естественного хода и естественного развития самого человека. От преподавателя требуется создать такие условия, чтобы помочь студенту перейти к самопомощи. Преподаватель оказывает необходимую помощь, но избыточной эта помощь быть не должна.
При подобном взаимодействии происходит не только успешное разрешение учебной ситуации, но и наработка навыков умения находить решения для ранее неразрешимых ситуаций, кроме того, психологически происходит повышение субъективной самооценки самого сопровождаемого.
Психолого-педагогическое сопровождение — это не разовая и эпизодическая помощь, а продолжительная (рассчитанная на период обучения) работа. Сопровождение не предполагает только исправление (как в коррекции), а задействует внутренние возможности и внутренние ресурсы для созидательного развития.
К характеристикам психолого-педагогического сопровождения можно отнести: недирек-тивность, пролонгированность, процессуаль-ность, а также понимание реального процесса обучения, особые отношения между сопровождающим и сопровождаемым (включающие высокий профессионализм обучения, высокий уровень учебных требований, доброжелательность и взаимное уважение). Пользуясь терминологией психоанализа, к данным отношениям можно применить понятие «положительный перенос».
Психолого-педагогическое сопровождение — это единый, целостный процесс, в качестве составляющих которого можно выделить следующие этапы:
• диагностика: определение места возникших затруднений, причины затруднений, глубины проблемы. Диагностика служит основой для формулирования цели — что хотелось бы получить в итоге. Применительно к обучению математике это может быть либо непонимание студентом вопроса в задаче, либо несовпадение терминологии высшего образования и школьной терминологии, либо незнание целого раздела, знание которого является основополагающим для изучаемой темы, либо индивидуальный медленный темп изучения материала и т. д.;
• отбор и применение методических средств для решения возникшей ситуации. Соответственно, при изучении математики преподаватель может по-другому сформулировать вопрос задачи, объяснить возникшее несоответствие в терминологии, либо перейти к объяснению основ ранее плохо усвоенной темы и дать задание для самостоятельной работы по изучению необходимого материала;
• учёт полученных результатов.
Для преподавателя эта работа требует индивидуального подхода к каждому студенту, доброжелательности, развитой интуиции, эмпатии [2].
В процессе психолого-педагогического сопровождения к преподавателям предъявляется ряд требований: первая группа требований включает узкоспециализированные требования, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью, вторая группа требований ориентирована скорее на общечеловеческие ценности и этические качества самого преподавателя. Поскольку и те, и другие качества неразрывно связаны и переплетены, то данное деление можно произвести только условно.
Для психолого-педагогического сопровождения обучения каждому предмету эти требования являются обязательными, в том числе это относится и к математике. Среди всех изучаемых предметов высшая математика является особой образовательной дисциплиной, знание математики является основой для изучения многих теоретических и прикладных дисциплин. Математика выполняет особую роль в формировании навыков абстрактного мышления, развитии умственных способностей и интеллекта, расширении кругозора, воспитании таких качеств, как пунктуальность, аккуратность, дисциплинированность.
Математика как учебная дисциплина в вузе является одним из фундаментальных общеобразовательных предметов. Ее преподавание
предусматривает развитие логического и алгоритмического мышления у студентов. Успешное обучение математике в техническом вузе раскрывает профессиональную сущность будущего специалиста и показывает его будущую эффективность и значимость. Особую роль в преподавании математики в высшем учебном заведении имеет специфика обучения студентов. Различие состоит в том, что обучение студентов дневной формы предполагает строго определенное количество лекций и семинаров, а при обучении по заочной форме акцент делается на самостоятельную работу с учебным материалом. К такой работе относятся: работа с учебниками, решение учебных задач, контрольных работ, выполнение тестовых заданий для самопроверки и т. д. Консультации, лекции, практические занятия и т.п. помогают студентам заочного отделения в изучении материала, но только при старании и систематической работе самого студента эта помощь поможет ему добиться хороших результатов в учёбе.
В процессе психолого-педагогического сопровождения преподаватель должен быть подготовлен не только с теоретико-методологической точки зрения, но и с учётом практического преподавания [15]. Осмыслению и обоснованию подлежат все составляющие учебного процесса: математика как объект изучения, как самостоятельная наука, её прикладные аспекты как необходимый базис для последующих изучаемых предметов, а также учащийся как субъект-объект обучения и преподаватель как организатор учебного процесса.
Преподавание математики имеет комплексный характер. Под комплексностью понимается одновременное, параллельное и взаимосвязанное обучение всем перечисленным аспектам математики, в том числе перевод уже имеющихся у студента математических знаний на более высокий уровень, переосмысление ранее пройденного материала с учётом полученных новых знаний.
От преподавателя требуется умение донести весь необходимый объём знаний до студента, умение так передать эти знания, чтобы они для студента из разряда знаний «вообще» перешли в разряд «собственных», «своих», личностных, «прочувствованных», понятых. Перед преподавателем ставится задача научить студента не только понимать учебный материал, но и уметь пользоваться приобретёнными знаниями.
Изучая вопросы возрастной и педагогической психологии, психологию воли и характера,
психологию способностей, В.А. Крутецкий выделил и изучил следующий личностный фактор, который он назвал «математической направленностью ума». Наличие у студента этого фактора способствует более успешному усвоению математических дисциплин. В.А. Крутецкий считал этот фактор определяющим в структуре математических способностей. Задачей преподавателя является умение увидеть его наличие у студента, умение задействовать этот фактор при обучении и способствовать его развитию и укреплению.
Одним из аспектов психолого-педагогического сопровождения обучения математике является учёт преподавателем «начального уровня», «начальных знаний и условий» учащихся при проведении занятий [1]. Учёт уровня учебной подготовки, мотивации к учёбе, возможности и способности воспринимать новые знания оказывает влияние на то, как студенты будут учиться и как оптимально следует проводить занятия с данной аудиторией учащихся.
Процесс преподавания и обучения является двусторонним процессом, поэтому необходимым условием обучения является наличие стремления к обучению со стороны студента, его активность в данном процессе. Его мотивация, усилия, внутренний запрос на учёбу, заинтересованность оказываются решающими факторами в процессе учёбы.
Преподавание знаний не должно быть самоцелью, а быть составной частью единой, осмысленной, прогрессивно направленной жизненной траектории студента.
Поскольку в современном обществе перед образованием ставится задача содействия и помощи в обучении прогрессивно развивающейся зрелой личности, стремящейся к самореализации в выбранной деятельности и стремящейся к достижению вершины в своём развитии, то в процессе получения образования параллельно происходит движение в двух направлениях — человек движется по пути приобретения новых знаний и по пути работы над собой.
Для каждого человека траектория внутреннего развития индивидуальна. Она может включать в себя этапы осмысления, накопления сил и знаний, этапы закрепления на достигнутом уровне, этапы перехода на новый, качественно более высокий уровень.
Поиски путей и методов реализации вершин микроакме в данном направлении изучает наука акмеология, где процесс созидания является предметом изучения. Название науки
происходит от древнегреческих слов (akme — вершина; logos — изучение). Акмеология — это наука о закономерностях (путях) достижения совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.
В основе акмеологии лежат работы Н.А. Рыбникова, который в 1928 г. предложил названный термин для науки, изучающей развитие зрелых людей, достигших определённых результатов и продолжающих поступательное, восходящее движение к своим новым внутренним вершинам. В середине XX в. Б.Г. Ананьев, рассматривая место акмеологии в системе наук, определил её как науку о человеке и поставил перед ней задачу целостного подхода к изучению человека. Б.Г Ананьев указывал на необходимость комплексного подхода, интеграции знаний о человеке, системного подхода с учётом всех взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
Акмеология — это раздел психологии развития, который исследует закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения человеком высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании акмеология является междисциплинарной научной отраслью. Акмеология изучает закономерности, при которых происходит движение к акме, а также обеспечивает объяснение тех проблем, которые связаны с прогрессивным развитием взрослого человека [5].
Получая образование, человек одновременно движется не только к новым достижениям в профессиональном и социальном направлениях, но одновременно и к своим новым внутренним достижениям [20]. Причём уровень внутренних достижений определяется индивидуально, исходя из очень многих внутренних факторов для каждого человека. Выстраиваясь в последовательность, эти промежуточные достижения, вершины образуют прогрессивно направленную траекторию [3]. Процесс движения человека к своей главной вершине, наивысшему пику развития рассматривается как путь его самоактуализации, который проходит через поэтапное достижение промежуточных вершин — микроакме [4].
В основе отношения акмеологии к человеку находится идея С.Л. Рубинштейна о субъекте как о центре организации бытия и субъективности, проявляющейся через потребность и способность совершенствования человека. В основе ак-меологии лежит принцип гуманизма, состоящий
в том, что главным является человек, его прогрессивное личностное и профессиональное развитие. Подобное развитие подразумевает такое формирование человека и социокультурного пространства вокруг него, при котором человек несёт ответственность не только за личное, но и за общественное, при котором недопустимым становится что-либо «за счёт других».
Идея акмеологического подхода состоит в том, что человек неуклонно и последовательно продвигается к вершинам своей самореализации, в том числе и к вершинам профессионального мастерства (профессиональное акме и социальное акме). При этом человек творчески проявляет себя как создатель значимых для него и для общества ценностей.
В понимании акмеологии главной целью и главной задачей развития личности должна стать её самоактуализация и самореализация в прогрессивном и гуманистическом понимании этого процесса. Этот поход близок к идеям С.Л. Рубинштейна, который подчёркивал, что «...уровень развития определяется тем, насколько субъект является теплом и светом для других. Оценка высшего — с точки зрения того, как оно и что изменяет, усовершенствует в других людях». Поэтому владение акмеологическими технологиями и умение применять эти технологии на практике — обязательное требование для преподавателя, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения.
При психолого-педагогическом сопровождении к числу требований для преподавателя относится необходимость обучения студентов навыкам самостоятельной работы [7]. Понимать необходимость самостоятельной работы [12], иметь навыки составления плана и этапов работы, уметь распределить этапы в соответствии с определённым временем, уметь использовать подобранную литературу — это те навыки, которым, в том числе, обучает преподаватель в процессе психолого-педагогического сопровождения [8].
На практике к сложным моментам, которые затрудняют и обучение, и работу преподавателя, можно отнести: недостаточный уровень начальных знаний студентов, недостаточное развитие у студентов интереса к образованию, отношение к обучению не как к кропотливой, систематической, внутренней работе, а как к формальному выполнению набора неких внешних, не имеющих отношения к студенту заданий. К таким факторам относятся: работа студента, занятость
преподавателя, отсутствие научно обоснованных концепций и технологий реализации и развития самообразовательной деятельности,
недостаточная мотивация у педагогов, отсутствие качественных стратегий управления самообразовательной деятельностью студентов.
Литература
1. Аниськина М.С. Психолого-педагогическое сопровождение обучения математике студентов заочного отделения || Вестник ГУУ. Серия «Педагогика и психология», 2G13. № 9.
2. Аниськина М.С. Этические основы психолого-педагогического сопровождения при обучении в техническом вузе || Вестник ГУУ. Серия «Педагогика и психология». 2G14. № 15.
3. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. M., 2G1G.
4. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Акмеология. СПб., 2GG3.
5. Деркач A.A. Установки и принципы акмеориентированной педагогики || Акмеология. Научно-популярный журнал. 2GG9. № 2.
6. Елисеева М.В. Повышение достоверности оценки качества обучения будущего выпускника вуза на основе рейтинговой системы: при изучении математики студентами экономических специальностей. Дис. ... канд. пед. наук. M., 2GG9.
У. Казаренков В.И. Самообразование в системе подготовки специалистов высшей школы || Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2G12. № 2. С. 1G6—111.
8. Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалистов ||Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2GG9. № 2. С. 73-77.
9. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования. СПб.: Изд-во «Спец. лит.», 2GG2.
1G. Микляева А.В., Румянцева П.В., Тужикова Е.С., Тупицына И.А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов. Ч. 1. Копилка публикаций преподавателей кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена, 2 [Электронный ресурс] http:||humanpsy.ru|collective|prof-soprovod-01 (дата обращения: G1.G4.2G16).
11. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации || Школьный психолог. 2GG1. № 31. http:||psy.1septembeг.гu|aгticle.php? ID=2GG1G311G (дата обращения: 18.G4.2G16).
12. Подошва Н.В., Интенсификация самостоятельной работы студентов вузов при обучении курсу высшей математики. Дис. ... кан,д. пед. наук. M., 2G12.
13. Селезнёва Е.В. Целеполагание и жизненный путь: акмеологические стратегии || Акмеология. Научно-популярный журнал. 2GG9. № 3.
14. Скуднова Т.Е. Акмеологический подход в психолого-педагогическом образовании || Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 «Педагогика и психология». 2G12. № 1.
15. Хавронина С.А. Аргументированность как составляющая профессионализма преподавателя русского языка иностранцам || Mатериалы конференции РУДН «Личность в межкультурном пространстве». M., 2G12.
16. Csikszentmihalyi M. The promise of positive psychology || Psychological Topics. 2GGG. Vol. 18. N2. P. 2G3-211.
17. Locke E.A. It's time we brought introspection out of the closet || Perspectives on Psychological Science. 2GG9. Vol. 4. N1 (Jan). P. 24-35.
18. Metcalfe J., Wiebe D. Intuition in insight and noninsight problem solving || Memory and Cognition. 1987. Vol. 15. N3. P. 238-246. (Актуализация интуиции, Выбор верного решения).
19. Schapkin, S.A. (2GG4). Adaptation to academic learning: effects of achievement motivation and extraversion. In: M. Wos-nitza, A. Frey, R.S. Jaeger (Hrsg.), Lemprozess, Lemumgebung und Lerndiagnostik (ss. 15G-155). Landau: Veriag empirische Pädagogik.
2G. Westerhouse K. Self- and peer-reported personality: Agreement, tain ratability, and the «self-based heuristic» || Journal of Research in Personality. 2GGG. Vol. 34. P. 2G8-224.
ROLE OF SOCiAL ENVIRONMENT FACTORS iN THE TEACHiNG OF MATHEMATICS IN THE PROCESS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT
Anis'kina Marfa Sergeevna, Senior lecturer of the Department«Philosophy and psychology», [email protected],
University of mechanical engineering, Institute for Basic Competencies Moscow, Russian Federation
The article is devoted to theoretical and practical issues of teaching mathematics in high school. The article analyzes the influence of factors of the social environment on higher education, including the teaching of mathematics. Among all studied subjects higher mathematics is a particular educational discipline, knowledge of mathematics is the basis for the study of many applied sciences. The subject of mathematics as an academic discipline in the University is one of the fundamental subjects of general education. The author examines the necessity of psychological and pedagogical support of the process of adaptation to University and support. The article describes the essence of psychological and pedagogical support of University education. Studying the social environment, the author takes into account the factors which are the result of human interaction and which influence at the same time on the behavior and emotional state of people. The article examines the role of environment, including social environment, and the role of the learning process. The author analyzes some factors of the social environment and describes the specifics of teaching mathematics and the specifics of training for various forms of education: fulltime education and correspondence courses. The article examines acmeological approach to teaching. The article notes that in acmeological understanding the main direction of development is the movement of a person to self-actualization, the fulfillment of inner potential, achievement of new heights, including internal ones. The article reveals the need for ownership of acmeological technologies for teachers engaged in psycho-pedagogical support of learning. The author identifies complex issues that impede learning and the work of the teacher: the low level of initial knowledge of students, insufficient development of students ' interest in education, attitudes to education not as to a painstaking, systematic, domestic work, but as to the formal execution of a set of some external, unrelated to the student tasks.
Keywords: factors of the social environment, psychological and pedagogical support, teaching mathematics at the University, acmeological approach to teaching
References:
1. Anis'kina M.S. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obucheniya matematike studentov zaochnogo otdeleniya [Psychological and pedagogical support of teaching mathematics students of the correspondence department]// Vestnik GUU. Seriya «Pedagogika i psikhologiya» [Bulletin of State University of Management. Series «Pedagogics and psychology»], 2013. № 9.
2. Anis'kina M.S. Eticheskie osnovy psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya pri obuchenii v tekhnicheskom vuze [Ethical basis of psychological and pedagogical support of learning in a technical higher school] // Vestnik GUU. Seriya «Pedagogika i psikhologiya» [Bulletin of State University of Management. Series «Pedagogics and psychology»]. 2014. № 15.
3. Vaizer G.A., Chudnovskii V.E. Smysl zhizni i akme: 15 let poiska. [Meaning of life and Acme: 15 years of searching] M., 2010.
4. Derkach A.A., Zazykin V.G., Akmeologiya [Acmeology]. SPb., 2003.
5. Derkach A.A. Ustanovki i printsipy akmeorientirovannoi pedagogiki [Policies and principles of acmeological pedagogy] // Akmeologiya. Nauchno-populyarnyi zhurnal. 2009. № 2.
6. Eliseeva M.V. Povyshenie dostovernosti otsenki kachestva obucheniya budushchego vypusknika vuza na osnove reitingo-voi sistemy: pri izuchenii matematiki studentami ekonomicheskikh spetsial'nostei. Dis. ... kand. ped. nauk [Authenticity increase of quality assessment of training of future graduates on the basis of the rating system: in the study of mathematics students of economic specialties. Candidate of pedagogy's thesis]. M., 2009.
7. Kazarenkov V.I. Samoobrazovanie v sisteme podgotovki spetsialistov vysshei shkoly [Self-education in the system of training specialists of higher school] // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika» [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series «Pedagogics and psychology»]. 2012. № 2. P. 106—111.
8. Kazarenkov V.I. Tselostnost' universitetskoi podgotovki spetsialistov [Integrity of University specialists training] //Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika» [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series «Pedagogics and psychology»]. 2009. № 2. P. 73-77.
9. Kulyutkin Yu.N. Tsennostno-smyslovye orientiry sovremennogo obrazovaniya [Value-semantic orientations of modern education]. SPb.: Izd-vo «Spets. lit.», 2002.
10. Miklyaeva A.V., Rumyantseva P.V., Tuzhikova E.S., TupitsynaI.A. Psikhologicheskoe soprovozhdenie professional'noi deyatel'nosti nachinayushchikh psikhologov. Ch. 1. Kopilka publikatsii prepodavatelei kafedry psikhologii cheloveka RGPU im. A. I. Gertsena, [Psychological support of professional activity of beginning psychologists. Part 1. Repository of publications of the department of human psychology, Herzen state pedagogical University]. [Electronic resource] http:// humanpsy.ru/collective/prof-soprovod-01 (Acceded on April 01, 2016).
11. Osukhova N.G. Psikhologicheskoe soprovozhdenie sem'i i lichnosti v krizisnoi situatsii [Psychological support of the family and the individual in crisis situation] // Shkol'nyi psikholog [School psychologist]. 2001. № 31. http://psy.1september.ru/ article.php? ID=200103110 (Acceded on April 18, 2016).
12. Podoshva N.V., Intensifikatsiya samostoyatel'noi raboty studentov vuzov pri obuchenii kursu vysshei matematiki. Dis. ... kand. ped. nauk [Intensification of independent work of students while teaching a mathematics course. Candidate of pedagogy's thesis]. M., 2012.
13. Selezneva E.V. Tselepolaganie i zhiznennyi put': akmeologicheskie strategii [Aim setting and life journey: acmeological strategy] // Akmeologiya. Nauchno-populyarnyi zhurnal [Acmeology. Popular science magazine]. 2009. № 3.
14. Skudnova T.E. Akmeologicheskii podkhod v psikhologo-pedagogicheskom obrazovanii [Acmeological approaches in psychological-pedagogical education] // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3 «Pedagogika i psik-hologiya» [Bulletin of Adyghe state University. Series 3 «Pedagogy and psychology»]. 2012. № 1.
15. Khavronina S.A. Argumentirovannost' kak sostavlyayushchaya professionalizma prepodavatelya russkogo yazyka inostrant-sam [Argumentativeness as a component of professionalism of a teacher of Russian language] // Materialy konferentsii RUDN «Lichnost' v mezhkul'turnom prostranstve» [Proceedings of conference of Peoples' Friendship University of Russia «Person in intercultural space»]. M., 2012.
16. CsikszentmihalyiM. The promise of positive psychology // Psychological Topics. 2000. Vol. 18. N2. P. 203—211.
17. Locke E.A. It's time we brought introspection out of the closet // Perspectives on Psychological Science. 2009. Vol. 4. N1 (Jan). P. 24-35.
18. Metcalfe J., Wiebe D. Intuition in insight and noninsight problem solving // Memory and Cognition. 1987. Vol. 15. N3. P. 238-246. (The actualization of intuition, Choice of the right solution).
19. Schapkin, S.A. (2004). Adaptation to academic learning: effects of achievement motivation and extraversion. In: M. Wos-nitza, A. Frey, R.S. Jaeger (Hrsg.), Lernprozess, Lernumgebung und Lerndiagnostik (ss. 150-155). Landau: Verlag empirische Pädagogik.
20. Westerhouse K. Self- and peer-reported personality: Agreement, train ratability, and the «self-based heuristic» // Journal of Research in Personality. 2000. Vol. 34. P. 208-224.