Научная статья на тему 'О качестве преподавания графических дисциплин в техническом вузе'

О качестве преподавания графических дисциплин в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / КАЧЕСТВО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / GRAPHIC DISCIPLINES / TRAINING PROCESS / QUALITY OF PROCESS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чопова Наталья Валерьевна

Автором рассмотрены различные аспекты повышения качества и эффективности процесса обучения графическим дисциплинам в техническом вузе. Предложены методы и средства, обеспечивающие формирование профессиональных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чопова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of quality of teaching graphic disciplines in technical college

The author considers various aspects of improvement the quality and efficiency of graphic disciplines training at technical college. Methods and the means providing forming of professional qualities of the future specialist are offered.

Текст научной работы на тему «О качестве преподавания графических дисциплин в техническом вузе»

160 Высшее образование в России • № 6, 2011

Литература

подхода, в котором удалось воедино связать преимущества системного подхода с использованием различных форм обучения и БРС. Наиболее убедительным подтверждением тому являются не столько результаты успеваемости студентов за год, сколько появление признаков их заинтересованности в познании физических явлений. Об этом говорит неподдельная увлеченность учащихся на практических занятиях и необычайно высокая посещаемость факультативных научно-образовательных семинаров.

Таким образом, применение системного подхода, объединяющего различные формы обучения, БРС и нацеленность на конечный результат, на наш взгляд, приводит к повышению качества образования.

1. Бляхман Ф.А., Телешев В.А. Преподава-

ние физики в медицинском вузе: системный подход // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 152-155.

2. Соколов С.Ю, Чистяков А.В., Телешев В.А.

и др. Инновационный инструментальный практикум по медицинской физике для медицинских вузов // Медицинская физика. 2010. № 3(47). С. 71-84.

3. Телешев В.А., Бляхман Ф.А. Результаты

внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания учебной работы и знаний студентов по медицинской физике в 2008/ 2009 учебном году.// Материалы региональной научно-практической конференции «Современные педагогические технологии оценивания учебных достижений в медицинском вузе». Екатеринбург: Изд-во УГМА, 2010. С. 234-237.

TELESHEV V., BLYAKHMAN F. THE ESTIMATION OF SYSTEM APPROACH APPLICATION FOR THE TEACHING OF PHYSICS

Paper presents the results of system approach application for the teaching of physics at the Urals State Medical Academy. The numerical score methodology for the estimation of students’ knowledge was used as a measure of the system approach application effectiveness. Obtained data showed that the system approach application resulted in the increase of education quality.

Keywords: quality of education, system approach, teaching of physics, numerical score methodology.

Н.В. ЧОПОВА, преподаватель Сахалинский институт железнодорожного транспорта -филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения

О качестве преподавания графических дисциплин в техническом вузе

Автором рассмотрены различные аспекты повышения качества и эффективности процесса обучения графическим дисциплинам в техническом вузе. Предложены методы и средства, обеспечивающие формирование профессиональных качеств личности.

Ключевые слова: графические дисциплины, процесс обучения, качество процесса обучения.

В нынешней средней школе преобладают, как правило, репродуктивные методы обучения, которые не развивают творческий потенциал учеников, не способствуют формированию его умений работать с информацией, выделять в ней главные поло-

жения, анализировать и систематизировать ее и т.д. Между тем современный специалист должен не только владеть информацией, но и уметь применять ее в различных профессиональных ситуациях.

В ходе преподавания графических дис-

Редакционная почта

161

циплин в техническом вузе мы выявили факторы, которые отрицательно влияют на учебную успеваемость студентов. К ним относятся:

• низкий уровень школьной подготовки поступивших в технический вуз;

• психологическая неготовность студента к изучению графических дисциплин по причине несерьезного отношения к учебному предмету и к процессу обучения в вузе вообще, а также резкого отличия вузовской жизни от школьной;

• графические дисциплины («Начертательная геометрия » и «Инженерная графика ») требуют от студентов специальных способностей и навыков (пространственного воображения и представления, творческого подхода к решению задач, навыков самостоятельной работы, умения анализировать и т.д.). В случае их дефицита нужны дополнительные затраты времени и сил на овладение элементарными приемами черчения.

В процессе изучения графических дисциплин у студентов должны формироваться , наряду с требуемыми способностями и навыками, профессионально значимые качества личности будущего специалиста. Ведь развитое пространственное воображение и логическое мышление необходимы для практической деятельности человека по многим направлениям (архитектура, строительство, техника и т.д.).

В процессе обучения мы уделяем особое внимание активизации творческой работы студентов, значительному увеличению самостоятельной работы (особенно в аудитории, на практических и лабораторных занятиях), различным формам контроля, индивидуализации обучения, игровым формам обучения, исследовательской работе студентов, использованию современных компьютерных технологий. Следует также помнить о поддержании взаимосвязи между графическими дисциплинами, другими предметами и практикой, а значит:

• выстраивать связи с предметами, пройденными в средней школе (геометрией, черчением, физикой), а также с дисцип-

линами, изученными на первом и втором курсах технического вуза (геодезией, теоретической механикой, материаловедением, технологией металлов, сопротивлением материалов);

• апеллировать к личному опыту учащихся;

• привлекать новый материал из области общетехнических и специальных дисциплин;

• приводить примеры из практики;

• сотрудничать с преподавателями смежных дисциплин.

Так, например, при изучении темы о сопряжениях линий можно использовать разнообразные примеры из практики. Таковыми могут служить: архитектурные обломы, щит светофора, рельс, очертание шатуна, профили проката, контуры различ-ныхтехнических деталей (прокладок, корпусов, гитар, крышек, подшипников). Преподаватель должен дать возможность учащимся самостоятельно подобрать какой-либо пример по определенной теме. При этом удачные жизненные примеры должны поощряться, чтобы способствовать развитию у студентов наблюдательности.

На наш взгляд, право работать имеет только тот преподаватель, который умеет учить, творчески относится к своему труду и получает высокие результаты.

При проведении занятий необходимо пользоваться строгой научной терминологией, принятой в графических и смежных дисциплинах. При этом мы ставим перед собой следующие задачи:

• хорошо владеть излагаемым материалом;

• постоянно следить за своей речью;

• не отставать от жизни, вовремя улавливать те изменения, которые происходят в языке, своевременно знакомить с ними учащихся;

• следить, чтобы на занятиях студенты грамотно оперировали терминами.

Применение неправильной терминологии вызывает затруднения в работе, мешает успеху дела, препятствует развитию про-

162

Высшее образование в России • № 6, 2011

фессиональных качеств. Очень часто учащиеся, не зная названия деталей, называют их «штуками» или, например, говорят: «Значок фи » и неправильно рисуют знак диаметра (0). Любые ошибки в технической терминологии недопустимы, поэтому необходимо немедленно обращать на них внимание учащихся, поправлять их. Эти действия дисциплинируют, позволяют совершенствовать их речь.

В процессе обучения графическим дисциплинам основной задачей становится поиск методов активизации творческих усилий учащихся при выполнении любого вида работ. При разработке и выдаче заданий четко формулируется цель задания, определяется содержание индивидуального задания, указывается срок выполнения. Любое задание должно быть направлено на реализацию интеллектуального потенциала учащегося.

Основной вид деятельности, характерный для графических дисциплин, - это самостоятельная работа на занятиях. Она повышает уровень самооценки учащихся, стремление к самообучению и саморазвитию, создает положительную мотивацию в освоении дисциплины, вызывает интерес к изучаемому, формирует многие деловые качества личности [1].

В процессе обучения целесообразно применять задания с элементами теоретических выкладок, геометрического моделирования, проблемных решений, в результате выполнения которых студенты могут проявить творческие способности, фантазию, знания и умения. Ярким примером может служить следующее творческое задание по теме «Пересечение поверхностей». Студенту необходимо выполнить из бумаги (картона) модели двух поверхностей (например, конической и цилиндрической). Затем эти модели нужно подвергнуть пересечению, то есть выполнить макет пересечения двух поверхностей, после чего разработать чертеж по данной теме, то есть выполнить пересечение этих поверхностей в трех проекциях и изобразить аксономет-

рическую проекцию модели. В какой-то степени такого рода задания можно назвать проектными. Они развивают пространственное мышление и воображение, а также творческое усилие учащихся, способствуют повышению интереса к изучаемой дисциплине, проявлению индивидуальности каждого студента, позволяют усилить мотивационную направленность процесса обучения, содействуют становлению профессиональной компетенции студента и преподавателя, формируют у студентов потребность в самообразовании.

Такие задания можно применять и при прохождении курса «Компьютерная графика». Тот же чертеж по теме «Пересечение поверхностей» и модель в аксонометрической проекции целесообразно создать в программе Компас-3D или разработать мультимедийные презентации для оформления данного проекта. Применение в учебной деятельности современных информационных графических технологий способствует формированию профессионально значимых качеств у студентов технического вуза.

Самостоятельная работа, проектная деятельность, творческие разработки, исследовательские работы учащихся позволяют нам выявить в студенческой группе тех студентов, которые уже обладают какими-либо начальными профессиональными качествами и способны развивать их далее.

В процессе обучения графическим дисциплинам мы активно применяем интенсивные методы обучения. При групповом интенсивном обучении (это может быть групповая расчетно-графическая работа в аудитории, групповая проектная работа, исследование и т.д.) складывается учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме “преподаватель

- студент” лишает учебный процесс важнейшего звена - межличностного общения и командного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, без нее немыслимы активизация личностных качеств студентов

Редакционная почта

163

и плодотворная воспитательная работа преподавателя.

Коллективный опыт, общий творческий потенциал превышают механическую сумму потенциалов отдельных творческих личностей. В совместной деятельности появляется единство ценностных ориентаций. При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: в процессе усвоения знаний студенты непосредственно обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию каждого за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность и чувство удовлетворения от публично достигнутого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, переживание сопричастности общему делу, каковым становится совместное овладение знаниями [2, с. 217].

Итак, какие бы методы обучения - активные, интенсивные или проблемные [3]

- ни применялись, для повышения эффективности обучения графическим дисциплинам важно создать такие психолого-педа-гогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности.

Литература

1. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Совре-

менные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод. пособие. М.: Высшая школа, 1990. 191 с.

2. Педагогика и психология высшей школы:

Учеб. пособие / Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 544 с.

3. Панина Т.С. Вавилова Л.Н. Современные

способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 176 с.

CHOPOVA N. IMPROVEMENT OF QUALITY OF TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES IN TECHNICAL COLLEGE

The author considers various aspects of improvement the quality and efficiency of graphic disciplines training at technical college. Methods and the means providing forming of professional qualities of the future specialist are offered.

Keywords: graphic disciplines, training process, quality of process of training.

И.Н. ВЕРБИЦКАЯ, доцент Балтийский военно-морской институт им. адмирала Ф.Ф. Ушакова ЛА. ЖАРИКОВА, доцент Российский государственный э^Ь^Ьективн е е

университет им. И. Канта

Презентация делает лекцию по математике

Представлена внедрённая в учебный процесс двух вузов совместно разработанная концепция эффективного использования презентаций фрагментов учебного материала на лекциях по математике.

Ключевые слова: лекция в вузе, преподавание математики, презентации фрагментов учебного материала, динамические слайды.

С тезисом, вынесенным в заглавие нако он выражает наше убеждение, ос-

статьи, могут не согласиться многие ву- нованное на продолжительном опыте

зовские преподаватели математики. Од- чтения лекций по математическим дис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.