РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА
В.А. ТЕЛЕШЕВ, доцент Ф.А. БЛЯХМАН, профессор Уральская государственная медицинская академия
Эффективность применения системного подхода в преподавании физики
В статье представлены результаты внедрения системного подхода в преподавание физики в Уральской государственной медицинской академии. В качестве критерия эффективности внедрения использовалась балльно-рейтинговая система оценивания учебной работы и знаний студентов. Показано, что использование системного подхода приводит к повышению качества образования.
Ключевые слова: качество образования, системный подход, преподавание физики, балльно-рейтинговая система.
Преподавание физики в медицинских вузах является проблемой. С годами она только усугубляется из-за низкого уровня базовых знаний студентов, полученных на этапе их пребывания в средней школе. Этому способствует и то обстоятельство, что при поступлении в медицинский вуз уже давно не требуется аттестация по физике.
Учитывая высокую важность фундаментальных знаний в формировании профессиональных компетенций современного врача, мы предложили и внедрили системный подход к преподаванию физики в медицинском вузе, основные положения которого изложены в недавних публикациях [1, 2]. В настоящей работе мы приводим данные, характеризующие эффективность использования такого подхода в целях повышения качества высшего профессионального образования. Результаты были получены на основании использования балльнорейтинговой системы (БРС) при оценивании учебной работы и знаний студентов.
В 2009/ 2010 учебном году БРС была использована для оценивания работы студентов по всем дисциплинам, преподаваемым коллективом кафедры. В первом семестре студенты набирали баллы по информатике и математике, во втором - по физике (усвоение физики невозможно без знания основ математики и информатики).
Поскольку физика - это источник фундаментальных знаний, ей отводится наибольшее количество учебных часов в образовательном стандарте по сравнению с математикой и информатикой. Именно поэтому при подготовке студентов по этим дисциплинам в первом семестре мы акцентировали их внимание на аспектах, прямо или косвенно имеющих отношение к усвоению физики во втором семестре.
Окончательный рейтинг студента определялся как сумма баллов по каждому дисциплинарному модулю с определенным весовым коэффициентом. Кроме того, дополнительно к баллам за промежуточные и итоговые контрольные мероприятия по дисциплинам студент мог получить премиальные баллы за посещаемость лекций, самостоятельную работу и активность на практических занятиях, за участие в научных семинарах в течение всего учебного года. Подробно о принципе и величине начисления баллов, а также о переводе рейтинга в итоговую экзаменационную оценку можно ознакомиться в нашей публикации [3].
В табл. 1 приведены итоги успеваемости по физике студентов различных специальностей в 2008/2009 и 2009/2010 учеб. гг. (то есть до и после внедрения нового подхода). Из представленных данных
Редакционная почта
159
Таблица 1
Итоги успеваемости студентов УГМА по физике
Специальность Процент неудовлетворительных оценок при первичной сдаче
подготовки 2008/2009 2009/2010
1 11,3% 1,1% [21,51 (7)
2 22,8% 1,5% [19,7] (10)
3 16,2% 1,2% [28,6] (10)
4 29,1% 7,3% [17,3] (13)
можно заключить, что внедрение системного подхода и принципа оценивания знаний по конечному результату позволили значительно снизить процент неудовлетворительных оценок при первичной сдаче физики. В целом по академии отмечено увеличение числа студентов, получивших в итоге по своему рейтингу оценки «хорошо» и «отлично», на 10%.
Вместе с тем столь резкое повышение успеваемости студентов дает основание задуматься о причинах полученного результата. С одной стороны, позитивный результат связан с возможностью для студентов пересдавать контрольные мероприятия в течение всего учебного года с целью повышения своего рейтинга. В таблице в квадратных скобках приведено в процентном выражении количество студентов, воспользовавшихся такой возможностью. Данные наглядно иллюстрируют закономерность: чем больше мотивация студентов в процессе обучения, тем лучше конечный результат.
С другой стороны, можно предположить, что на высокий итоговый результат успеваемости учащихся повлиял достаточно низкий порог перевода рейтинговых баллов в положительную оценку (оценка «неудовлетворительно» ставилась при итоговом рейтинге меньше 45 баллов). При выборе этой планки мы руководствовались несколькими соображениями. Во-первых, рейтинг учитывает работу студента по трем дисциплинарным модулям, хотя и с разными весовыми коэффициентами. Во-вторых, по каждому модулю в расчет принимается достаточно большое количество конт-
рольных мероприятий (не менее трех). В-третьих, количество премиальных баллов за посещаемость лекций и другие заслуги значимо меньше, чем баллов за контрольные мероприятия, и мало влияет на итоговую оценку. Все это, на наш взгляд, должно способствовать объективности оценивания знаний.
Согласно утвержденномуУченым советом УГМА положению о БРС порог неуспеваемости с нового учебного года будет равен 50 баллам. Приблизительные расчеты успеваемости при такой планке в 2009/ 2010 учеб. г. (значения представлены в круглых скобках) показывают, что процент неудовлетворительных оценок при первичной сдаче увеличился бы, однако принципиально не повлиял бы на конечный результат.
Для изучения удовлетворенности студентов внедрением системного подхода в обучении в конце учебного года нами проводилось анонимное анкетирование, в котором участвовали 130 человек с разных факультетов. Результаты опроса показали, что 93,5% студентов были удовлетворены качеством лекций и интерактивных семинаров, 87,1% - уровнем практических занятий. При этом существующее соотношение практических занятий и лекций положительно оценили 71,7% человек. В целом мнение студентов демонстрирует их удовлетворенность различными формами образовательного процесса и их сочетанием. На это также указывают высокая посещаемость студентами лекций и их активность на лабораторных занятиях. Самоанализ проведенной за два года работы позволяет говорить об успешности нашего
160 Высшее образование в России • № 6, 2011
Литература
подхода, в котором удалось воедино связать преимущества системного подхода с использованием различных форм обучения и БРС. Наиболее убедительным подтверждением тому являются не столько результаты успеваемости студентов за год, сколько появление признаков их заинтересованности в познании физических явлений. Об этом говорит неподдельная увлеченность учащихся на практических занятиях и необычайно высокая посещаемость факультативных научно-образовательных семинаров.
Таким образом, применение системного подхода, объединяющего различные формы обучения, БРС и нацеленность на конечный результат, на наш взгляд, приводит к повышению качества образования.
1. Бляхман Ф.А., Телешев В.А. Преподава-
ние физики в медицинском вузе: системный подход // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 152-155.
2. Соколов С.Ю, Чистяков А.В., Телешев В.А.
и др. Инновационный инструментальный практикум по медицинской физике для медицинских вузов // Медицинская физика. 2010. № 3(47). С. 71-84.
3. Телешев В.А., Бляхман Ф.А. Результаты
внедрения балльно-рейтинговой системы оценивания учебной работы и знаний студентов по медицинской физике в 2008/ 2009 учебном году.// Материалы региональной научно-практической конференции «Современные педагогические технологии оценивания учебных достижений в медицинском вузе». Екатеринбург: Изд-во УГМА, 2010. С. 234-237.
TELESHEV V., BLYAKHMAN F. THE ESTIMATION OF SYSTEM APPROACH APPLICATION FOR THE TEACHING OF PHYSICS
Paper presents the results of system approach application for the teaching of physics at the Urals State Medical Academy. The numerical score methodology for the estimation of students’ knowledge was used as a measure of the system approach application effectiveness. Obtained data showed that the system approach application resulted in the increase of education quality.
Keywords: quality of education, system approach, teaching of physics, numerical score methodology.
Н.В. ЧОПОВА, преподаватель Сахалинский институт железнодорожного транспорта -филиал Дальневосточного государственного университета путей сообщения
О качестве преподавания графических дисциплин в техническом вузе
Автором рассмотрены различные аспекты повышения качества и эффективности процесса обучения графическим дисциплинам в техническом вузе. Предложены методы и средства, обеспечивающие формирование профессиональных качеств личности.
Ключевые слова: графические дисциплины, процесс обучения, качество процесса обучения.
В нынешней средней школе преобладают, как правило, репродуктивные методы обучения, которые не развивают творческий потенциал учеников, не способствуют формированию его умений работать с информацией, выделять в ней главные поло-
жения, анализировать и систематизировать ее и т.д. Между тем современный специалист должен не только владеть информацией, но и уметь применять ее в различных профессиональных ситуациях.
В ходе преподавания графических дис-