Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазурчук Екатерина Олеговна, Мазурчук Нина Ивановна

В статье освещаются основные причины, актуализирующие необходимость организации дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в виртуальном пространстве (кибербуллинг, троллинг, флейминг и т. п.), что и является, по мнению авторов, проблемой исследования. Решение данной проблемы авторы статьи видят в выявлении теоретических основ психолого-педагогического сопровождения в дистанционном формате, разработке и апробации программы дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением. Цель исследования определила выбор теоретических (проблемный анализ первоисточников, обобщение, систематизация), эмпирических (проектирование, тестирование и экспертная оценка тренера), методов обработки и интерпретации результатов: методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона). Предложенная в статье программа опирается на фундаментальные положения системного и субъектно-деятельностного подходов; теоретико-эмпирические положения исследований психолого-педагогического сопровождения. Она способствует формированию опыта использования приобретенных в процессе психолого-педагогического сопровождения навыков. В программе представлен оптимальный вариант организации дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в офлайн- и онлайн-формате с использованием различных средств связи, сервисов и программ для проведения видеоконференций. Предложенная организация взаимодействия позволила повысить уровень сформированности представлений о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации, приобрести позитивный опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации, повысить уровень сформированности навыков эффективной коммуникации и навыков делового общения в дистанционном формате. Авторы отмечают, что также произошло увеличение показателя «способности работать в коллективе при дистанционной коммуникации» и «навыки целеобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации». Выявленные теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в дистанционном формате и ключевой психологический механизм программы определили теоретическую и практическую значимость результатов исследования для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мазурчук Екатерина Олеговна, Мазурчук Нина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN THE VIRTUAL SPACE

The article highlights the main reasons that actualize the need to organize remote psychological and pedagogical support for students with deviant behavior in virtual space (cyberbullying, trolling, flaming, etc.), which, according to the authors, is the problem of the study. The authors of the article see the solution to this problem in identifying the theoretical foundations of psychological and pedagogical support in a remote format, developing and testing a program of remote psychological and pedagogical support for students with deviant behavior. The purpose of the study determined the choice of theoretical (problem analysis of primary sources, generalization, systematization), empirical (design, testing and expert evaluation of the trainer), methods of processing and interpretation of results: methods of mathematical statistics (Wilcoxon T-criterion). The program proposed in the article is based on the fundamental provisions of the system and subject-activity approaches; theoretical and empirical provisions of research of psychological and pedagogical support. It contributes to the formation of the experience of using the skills acquired in the process of psychological and pedagogical support. The program presents the best option for organizing remote psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in offline and online format using various means of communication, services and programs for videoconferencing. The proposed organization of interaction made it possible to increase the level of formation of ideas about the mechanisms of attracting and retaining the attention of the audience in remote communication, to gain positive experience of self-presentation in remote communication, to increase the level of formation of effective communication skills and business communication skills in remote format. The authors note that there has also been an increase in the indicator of “ability to work in a team with remote communication” and “goal-setting and goal-setting skills with remote communication”. The revealed theoretical foundations of psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in a remote format and the key psychological mechanism of the program determined the theoretical and practical significance of the research results for specialists engaged in psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in a remote format.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 371.125.8:37.013.42:004 DOI 10.26170/2079-8717_2023_01 _12

ББК Ч466.46 ГРНТИ 15.41.59 Код ВАК 5.3.4

Мазурчук Екатерина Олеговна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: MazurchukE@yandex.ru

Мазурчук Нина Ивановна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: Mazurchuk-nina@rambler.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационные технологии; дистанционный формат; психолого-педагогическое сопровождение; девиантное поведение; психолого-педагогическая помощь

АННОТАЦИЯ. В статье освещаются основные причины, актуализирующие необходимость организации дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в виртуальном пространстве (кибербуллинг, троллинг, флейминг и т. п.), что и является, по мнению авторов, проблемой исследования. Решение данной проблемы авторы статьи видят в выявлении теоретических основ психолого-педагогического сопровождения в дистанционном формате, разработке и апробации программы дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением. Цель исследования определила выбор теоретических (проблемный анализ первоисточников, обобщение, систематизация), эмпирических (проектирование, тестирование и экспертная оценка тренера), методов обработки и интерпретации результатов: методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона). Предложенная в статье программа опирается на фундаментальные положения системного и субъектно-деятельностного подходов; теоретико-эмпирические положения исследований психолого-педагогического сопровождения. Она способствует формированию опыта использования приобретенных в процессе психолого-педагогического сопровождения навыков. В программе представлен оптимальный вариант организации дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в офлайн- и онлайн-формате с использованием различных средств связи, сервисов и программ для проведения видеоконференций. Предложенная организация взаимодействия позволила повысить уровень сформированности представлений о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации, приобрести позитивный опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации, повысить уровень сформированности навыков эффективной коммуникации и навыков делового общения в дистанционном формате. Авторы отмечают, что также произошло увеличение показателя «способности работать в коллективе при дистанционной коммуникации» и «навыки целеобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации». Выявленные теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с де-виантным поведением в дистанционном формате и ключевой психологический механизм программы определили теоретическую и практическую значимость результатов исследования для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиант-ным поведением в дистанционном формате.

БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта «Реальное и виртуальное пространство мегаполиса: стресс и девиации поведения городской молодежи», проект № 20-013-00830 А.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Мазурчук, Е. О. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в виртуальном пространстве / Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 1. - С. 95-103. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2023_01_12.

Mazurchuk Ekaterina Olegovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Educational Psychology, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia

Mazurchuk Nina Ivanovna,

Candidate of Pedagogy, .Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

OF STUDENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN THE VIRTUAL SPACE

KEYWORDS: Information Technology; remote format; psychological and pedagogical support; deviant behavior; psychological and pedagogical assistance

ABSTRACT. The article highlights the main reasons that actualize the need to organize remote psychological and pedagogical support for students with deviant behavior in virtual space (cyberbullying, trolling, flaming, etc.), which, according to the authors, is the problem of the study. The authors of the article see

© Мазурчук Е. О., Мазурчук Н. И., 2023

the solution to this problem in identifying the theoretical foundations of psychological and pedagogical support in a remote format, developing and testing a program of remote psychological and pedagogical support for students with deviant behavior. The purpose of the study determined the choice of theoretical (problem analysis of primary sources, generalization, systematization), empirical (design, testing and expert evaluation of the trainer), methods of processing and interpretation of results: methods of mathematical statistics (Wilcoxon T-criterion). The program proposed in the article is based on the fundamental provisions of the system and subject-activity approaches; theoretical and empirical provisions of research of psychological and pedagogical support. It contributes to the formation of the experience of using the skills acquired in the process of psychological and pedagogical support. The program presents the best option for organizing remote psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in offline and online format using various means of communication, services and programs for videoconferencing. The proposed organization of interaction made it possible to increase the level of formation of ideas about the mechanisms of attracting and retaining the attention of the audience in remote communication, to gain positive experience of self-presentation in remote communication, to increase the level of formation of effective communication skills and business communication skills in remote format. The authors note that there has also been an increase in the indicator of "ability to work in a team with remote communication" and "goal-setting and goal-setting skills with remote communication".

The revealed theoretical foundations of psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in a remote format and the key psychological mechanism of the program determined the theoretical and practical significance of the research results for specialists engaged in psychological and pedagogical support of students with deviant behavior in a remote format.

ACKNOWLEDGEMENTS: The study was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the research project "Real and virtual space of the metropolis: stress and deviations in the behavior of urban youth", project No. 20-013-00830 A.

FOR CITATION: Mazurchuk, E. O., Mazurchuk, N. I. (2023). Psychological and Pedagogical Support of Students with Deviant Behavior in the Virtual Space. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 95103. DOI: 10.26I70/2079-8717_2023_01_12.

Мир сегодня оказался в условиях стремительного распространения дистанционной коммуникации из-за глобальных вызовов современности. Данный вид коммуникации кардинально изменил образ жизни всех слоев населения за счет переноса коммуникации в виртуальное пространство. Наиболее поглощенной коммуникацией в виртуальном пространстве прослойкой населения, по мнению Г. В. Солда-товой, становятся обучающиеся. Это объясняется рядом причин. Во-первых, в их социальной ситуации развития сверстники занимают ведущую позицию, и дефицит реального взаимодействия с ними стимулирует уход в виртуальное пространство. Во-вторых, психические процессы у данного слоя населения находятся в стадии формирования, поэтому способны максимально быстро усваивать новые форматы коммуникации. В-третьих, у них с ранних лет формируется опыт функционирования в условиях дистанционной коммуникации. Однако это, в свою очередь, обусловило возникновение целого ряда нетипичных рисков: потери социальных контактов и личностной свободы; обострение проблемы девиации; снижение уровня развития коммуникативных навыков и т. п. [4; 5; 7; 9].

Сегодня наибольшую распространенность приобретает девиантное поведение обучающихся в виртуальном пространстве: кибербуллинг, троллинг, флейминг и т. п. (далее - обучающиеся с девиантным поведением). Как мы уже отмечали в своей предыдущей статье («Девиантное поведе-

ние молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг»), данная форма девиации вытекает из конкретно-исторических условий существования нашего общества и является одной из наиболее актуальных [5; 6; 8; 10; 12; 18].

В этой связи актуализируется потребность в организации психолого-педагогического сопровождения обучающиеся с указанной выше формой девиации с использованием дистанционных образовательных технологий, так как психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в виртуальной среде нецелесообразно осуществлять в реальной среде, что и выступает проблемой данного исследования [4; 11; 13]. Сегодня наибольшее распространение получили два формата такого взаимодействия: офлайн и онлайн. Офлайн-взаимодействие в процессе психолого-педагогического сопровождения осуществляется в отложенном режиме - выполнение домашних заданий и рекомендаций, полученных обучающимися на онлайн-встречах. Онлайн-взаимодействие предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в реальном времени с использованием различных средств связи, сервисов и программ для проведения видеоконференций (т. е. работа в виртуальном пространстве, в том пространстве, в котором и проявляется девиация обучающихся).

Целью данной статьи являются выявление теоретических основ психолого-педагогического сопровождения в дистанционном формате, разработка и апробация

программы дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в дистанционном формате научным сообществом сегодня рассматривается как особый вид оказания психологической помощи. Авторы утверждают, что оно направлено на поддержку естественно развивающихся процессов и реакций ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение нацелено на открытие перспектив личностного роста обучающихся с девиантным поведением и возникновение возможности их перехода к самопомощи (Л. А. Байкова, Р. Е. Матвеев, С. В. Нищитенко).

Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением будет выступать сформированное интегративное качество личности - адаптивность - способность ребенка самостоятельно достигать равновесия в отношениях с другими людьми и окружающим миром как в благоприятных, так и в экстремальных условиях [14; 15; 19].

Сопоставляя существующие программы психолого-педагогического сопровождения, используемые в отечественной и зарубежной практике, можно резюмировать, что данный процесс имеет качественное разнообразие видов, направлений и форм работы, которые различаются по своей направленности, предмету и объекту [4; 13].

Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения системного [2; 3] и субъектно-деятельностного подходов [1; 7; 17]; теоретико-эмпирические положения исследований психолого-педагогического сопровождения [9; 14; 19].

Однако при всем многообразии подходов к рассмотрению психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением прослеживается малоизучен-ность методологических основ его применения в дистанционном формате. Несмотря на отсутствие единого методологического подхода, проведенный нами анализ первоисточников позволяет утверждать, что психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с девиантным поведением в период возросшего интереса к дистанционной коммуникации должно быть направлено на:

- создание условий для осознания и

принятия ими собственной позиции в дистанционной коммуникации;

- формирование ценностно-смысловых оснований дистанционной коммуникации;

- актуализацию личной ответственности в дистанционной коммуникации.

В ходе исследования использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: теоретические (проблемный анализ первоисточников, обобщение, систематизация); эмпирические: проектирование (разработка программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением «Эффективное функционирование в условиях дистанционной коммуникации»), тестирование (диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС) В. В. Синявского, В. А. Федоро-шина, диагностика сформированности це-леобразования и целеполагания обучающихся А. Г. Асмолова), экспертные оценки тренера; обработки и интерпретации результатов: методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона с использованием пакета прикладных программ Statistika 6.0 for Windows).

На констатирующем этапе исследования была проведена первичная диагностика респондентов с использованием методов, описанных выше. Базой исследования выступили образовательные организации (школы) г. Екатеринбурга и г. Первоуральска.

Так, из общего числа испытуемых были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 45 человек. Респонденты для них подбирались так, чтобы изучаемые параметры несущественно отличались друг от друга.

Обобщив шкалы методик и результаты экспертной оценки, мы получили ряд переменных: 1) представления о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации; 2) опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации; 3) навыки эффективной коммуникации и навыки делового общения в дистанционном формате; 4) способность работать в коллективе при дистанционной коммуникации; 5) навыки целеоб-разования и целеполагания при дистанционной коммуникации. Данные, полученные в ходе диагностики контрольной и экспериментальной групп, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни сформированности переменных в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе исследования

Согласно полученным результатам в контрольной и экспериментальной группах на низком уровне сформированы представления о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации; опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации; навыки эффективной коммуникации и навыки делового общения в дистанционном формате; способность работать в коллективе при дистанционной коммуникации; навыки целеобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации.

Анализ результатов диагностики на констатирующем этапе исследования позволяет утверждать, что респонденты контрольной и экспериментальной групп используют деструктивные механизмы привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации, приемы самопрезентации (ругательства, провокационные высказывания, открытые оскорбления; скованы, не коммуницируют с группой, стараются обособиться, избегают самостоятельных решений).

Работа в коллективе при дистанционной коммуникации затруднена, т. к. респонденты испытывают сложности в установлении контактов, не отстаивают свое мнение, болезненно реагируют на обиды, стараются не проявлять инициативу.

Респонденты быстро включаются в коммуникацию, однако быстро переключаются на другие раздражители, ведут себя в процессе дистанционной коммуникации хаотично, способны выдвигать и достигать лишь простейшие цели коммуникации.

На формирующем этапе с учетом выявленных теоретических основ и данных, полученных на констатирующем этапе исследования, была разработана программа дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением «Эффективное функционирование в условиях дистанционной коммуникации», включающая в себя ряд компонентов.

Цель программы: сформировать навы-

ки эффективного функционирования обучающихся с девиантным поведением в условиях дистанционной коммуникации.

Задачи:

1) сформировать представления о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации;

2) дать положительный опыт использования механизмов привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации;

3) дать положительный опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации;

4) осознать значимость эффективной коммуникации и навыков делового общения в дистанционном формате;

5) отработать навыки эффективной коммуникации и делового общения в дистанционном формате;

6) способствовать развитию коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в дистанционном формате;

7) способствовать развитию способности работать в коллективе при дистанционной коммуникации;

8) способствовать развитию способности толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия при дистанционной коммуникации;

9) осознать значимость навыков целе-образования и целеполагания при дистанционной коммуникации;

10) дать положительный опыт использования навыков целеобразования и целепола-гания при дистанционной коммуникации;

11) сформировать представления о механизмах формирования навыков целеоб-разования и целеполагания при дистанционной коммуникации;

12) дать положительный опыт использования механизмов формирования навыков целеобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации.

Состав группы: группа может состоять

из 15 обучающихся с девиантным поведением в возрасте от 14 до 17 лет. Данная группа, с одной стороны, уже несет в себе результаты влияния различных факторов, а с другой - ее представители остаются достаточно гибкими, подверженными различным влияниям.

Архитектура программы. Программа состоит из 4 блоков. Первый блок «Механизмы привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации» направлен на формирование представлений о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории, получение положительного опыта использования механизмов привлечения и удержания внимания аудитории и самопрезентации.

Второй блок «Эффективная коммуникация и деловое общение в дистанционном

формате» направлен на формирование навыков эффективной коммуникации и делового общения.

Третий блок «Командообразование и коммуникация в группе при дистанционной коммуникации» направлен на актуализацию способности к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия и работы в коллективе, толерантному восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.

Четвертый блок «Целеобразование и целеполагание при дистанционной коммуникации» направлен на формирование навыков целеобразования и целеполагания у обучающихся.

Таблица

Календарно-тематический план дистанционных встреч

Дата Название блока Реализуемые задачи Эффективные практики

Блок 0. Подготовительный Не решает основных задач программы. Направлен на эмоциональный «разогрев», углубленное знакомство и вхождение обучающихся в группу «Свод правил» «Три вопроса» «Всем привет»

Блок 1. Механизмы привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации 1) сформировать представления о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации; 2) дать положительный опыт использования механизмов привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации; 3) дать положительный опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации Мини-лекция «Публичное выступление» Мини-лекция «Признаки публичного выступления» «Самопрезентация» Мини-лекция «Волнение и я» «Я спокоен»

Блок 2. Эффективная коммуникация и деловое общение в дистанционном формате 1) осознать значимость эффективной коммуникации и навыков делового общения в дистанционном формате; 2) отработать навыки эффективной коммуникации и делового общения в дистанционном формате Мини-лекция «Ответы на вопросы при публичных выступлениях» «Спроси у меня» «Я хотел бы сказать» «Дебаты»

Блок 3. Командообразование и коммуникация в группе при дистанционной коммуникации 1) способствовать развитию коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в дистанционном формате; 2) способствовать развитию способности работать в коллективе при дистанционной коммуникации; 3) способствовать развитию способности толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия при дистанционной коммуникации «Командные цели» «Я похож на...» «Коллаж группы» «Наш герб» «Никто не знает, что я.»

Продолжение таблицы

Дата

Название блока

Реализуемые задачи

Эффективные практики

Блок 4. Целеобразование и целеполагание при дистанционной коммуникации

1) осознать значимость навыков це-леобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации;

2) дать положительный опыт использования навыков целеобразо-вания и целеполагания при дистанционной коммуникации;

3) сформировать представления о механизмах формирования навыков целеобразования и целеполага-ния при дистанционной коммуникации;

4) дать положительный опыт использования механизмов формирования навыков целеобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации_

Мини-лекция «Цель - целеполагание - целеобразование»

«SMART-яма»; «Дробим цели»

Длительность встреч - 1 час в неделю с использованием различных средств связи, сервисов, мессенджеров и программ для проведения видеоконференций в зависимости от технических возможностей обучающихся и образовательной организации (виртуальное пространство). Общая продолжительность - 27 недель.

Программа основывается на принципах постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего, а также на принципах учета индивидуальных особенностей, рефлексии и идентификации. Благодаря этому обучающиеся постепенно углубляются в процесс занятий, что является основанием для продуктивного взаимодействия и формирования у них навыков эффективного функционирования в условиях дистанционной коммуникации.

Ключевым психологическим механизмом программы выступает механизм рефлексии. Применение именно этого механизма обусловлено тем, что рефлексия позволяет обучающимся с девиантным поведением обратиться к анализу существующего (негативного и позитивного) опыта собственной деятельности в виртуальном пространстве (ретроспективная), а перспективная дает возможность выстраивать стратегии поведения в нем.

Планируемые результаты. Обучающиеся с девиантным поведением:

- имеют представления о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации;

- используют механизмы привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации;

- осознают значимость эффективной коммуникации и навыков делового общения в дистанционном формате;

- имеют опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации;

- имеют навыки эффективной коммуникации и делового общения в дистанционном формате;

- способны к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в дистанционном формате;

- способны работать в коллективе при дистанционной коммуникации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- способны толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия при дистанционной коммуникации;

- осознают значимость навыков целе-образования и целеполагания при дистанционной коммуникации;

- имеют положительный опыт использования навыков целеобразования и целепола-гания при дистанционной коммуникации;

- имеют представления о механизмах формирования навыков целеобразования и целепо-лагания при дистанционной коммуникации;

- имеют положительный опыт использования механизмов формирования навыков целеобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации.

Формы и методы работы. При реализации программы используются дистанционные групповые онлайн-формы работы с использованием различных средств связи, сервисов, мессенджеров и программ для проведения видеоконференций:

- дистанционные мини-лекции;

- дискуссии;

- мозговой штурм;

- видеочат;

- видеовизитки (самопрезентации);

- групповые обсуждения;

- презентации мини-проектов по целе-полаганию и др.

Дистанционные индивидуальные

офлайн-формы работы:

- домашние задания по итогам мини-лекций.

Оценка результативности. Оценка результативности программы осуществляется через:

- сбор обратной связи от участников группы;

- использование рефлексивных техник: «Чемодан», «Ладошка», «Футболка Хиппи», утренний и вечерний шеринг и др.;

- диагностику обучающихся с использованием методик: диагностика коммуникативных и организаторских способностей (КОС) В. В. Синявского, В. А. Федорошина, диагностика сформированности целеобра-зования и целеполагания обучающихся А. Г. Асмолова, экспертные оценки тренера.

После апробации программы с участием только экспериментальной группы была проведена повторная диагностика с использованием аналогичного пакета методик (контрольный этап).

Анализ результатов диагностики на контрольном этапе исследования позволяет утверждать, что респонденты экспериментальной группы стали использовать конструктивные механизмы привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации, приемы самопрезентации (опора на свои сильные/конкурентные качества, поиск единомышленников; свободная коммуникация с группой, коллективный диалог, стремление проявлять индивидуальность).

Работа в коллективе при дистанционной коммуникации протекает без затруднений, т. к. респонденты стремятся расширять свои контакты, способны принимать решения в нестандартных ситуациях, проявляют инициативу, непринужденно ведут себя в коллективе.

Респонденты быстро включаются в коммуникацию, в процессе дистанционной коммуникации самостоятельно формулируют ее цель, способны ее трансформировать при необходимости.

В контрольной группе аналогичных

Ретест испытуемых из контрольной и экспериментальной групп был проведен через 4 недели после завершения работы по программе. Выбор именно такого интервала обусловлен спецификой ключевого психологического механизма, используемого в программе (механизм рефлексии). Данный механизм предполагает, что испытуемые экспериментальной группы готовы к анализу опыта собственной деятельности в виртуальном пространстве, имеющегося у них. Однако, чтобы получить данный опыт, необходимо время для его накопления. Именно это и обусловило отсроченный характер ретеста.

Данные, полученные в ходе диагностики контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе исследования, представлены на рисунке 2.

изменений зафиксировать не удалось.

Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью Т-критерия Вилкоксона.

Сопоставление показателей двух групп обучающихся с девиантным поведением показало наличие статистически значимых изменений в экспериментальной группе. Аналогичных изменений в контрольной группе зафиксировано не было.

На наш взгляд, далее целесообразно более подробно остановиться на рассмотрении изменений, которые произошли в экспериментальной группе.

Так, изменение значений характеристик переменных позволяет утверждать, что у обучающихся с девиантным поведением в экспериментальной группе повысился уровень сформированности представлений о механизмах привлечения и удержания внимания аудитории при дистанционной коммуникации (2,96), появился позитивный опыт самопрезентации при дистанционной коммуникации (2,92), повысился уровень сформированности навыков эф-

80 70 60 50 40 30 20 10 0

I Низкий уровень КГ Низкий уровень ЭГ Средний уровень КГ Средний уровень ЭГ Высокий уровень КГ Высокий уровень ЭГ

Рис. 2. Уровни сформированности переменных в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе исследования

фективной коммуникации (2,9) и навыков делового общения в дистанционном формате (2,7). Заметим, что также произошло увеличение показателей «способность работать в коллективе при дистанционной коммуникации» (2,85) и «навыки целеобразования и целеполагания при дистанционной коммуникации» (2,69).

Таким образом, разработанная программа дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением «Эффективное функционирование в условиях дистанционной коммуникации» позволяет организовать взаимодействие с обучающимися в онлайн- и офлайн-форматах. Она направлена на формирование навыков коммуникации, целеполагания и самопрезентации в дистанционном формате. Программа способствует формированию опыта

использования приобретенных в процессе психолого-педагогического сопровождения навыков.

Материалы статьи могут быть полезны в практическом плане для специалистов и руководителей образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность в дистанционном формате; в практической деятельности психолога образования, центров психологической помощи семье и детям.

С учетом полученных результатов проведенного нами исследования можно выделить ряд направлений деятельности, требующих дальнейшего изучения и доработки: углубление и расширение содержания блоков программы, изложенных в статье; разработка научно-методического обеспечения процесса дистанционного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в целях ее популяризации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова-Славская, Т. Н. Березина. - Санкт-Петербург, 2001. - 299 с.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург, 2001. - 288 с.

3. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

4. Байкова, Л. А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе / Л. А. Байкова, Р. Е. Матвеев. - Текст : электронный // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Соци-окинетика. - 2022. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-informatsionno-psihologicheskoy-bezopasnosti-obuchayuschihsya-v (дата обращения: 16.01.2023).

5. Баранов, А. А. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка / А. А. Баранов, С. В. Рожина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2015. - Вып. 11. -С. 62-66.

6. Бочавер, А. А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А. А. Бочавер, К. Д. Хломов / / Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11, № 3. - С. 177-191.

7. Брушлинский, А. В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский. - Москва ; Санкт-Петербург, 2003. - 272 с.

8. Воронцова, Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации / Т. А. Воронцова // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. - 2016 - Т. 26, вып. 2. -С. 109-116.

9. Дубровина, И. В. Семья и социализация ребенка / И. В. Дубровина // Возрастная и педагогическая психология. - Москва, 2003. - С. 50-54.

10. Ефимова, Е. С. Кибербуллинг как проблема психопедагогики виртуальных сред / Е. С. Ефимова // Успехи в химии и химической технологии. - 2014. - Т. XXVIII, № 7.

11. Мазурчук, Е. О. Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг / Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук / / Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 224-229.

12. Макарова, Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления / Е. А. Макарова, Е. Л. Макарова, Е. А. Махрина / / Российский психологический журнал. - 2016. - Т. 13, № 3.

13. Нищитенко, С. В. Виртуальная реальность как особый вид жизнедеятельности старшеклассника / С. В. Нищитенко. - Текст : электронный // МНКО. - 2018. - № 2 (69). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/virtualnaya-realnost-kak-osobyy-vid-zhiznedeyatelnosti-starsheklassnika (дата обращения: 16.01.2023).

14. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. - Москва, 2006. -319 с.

15. Осухова, Н. Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации / Н. Г. Осухова // Школьный психолог. - 2001. - № 31.

16. Первичко, Е. И. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года / Е. И. Первичко, О. В. Митина, О. Б. Степанова, Ю. Е. Конюховская, Е. А. Дорохов // Клиническая и специальная психология. - 2020. - Т. 9, № 2.

17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей педагогики. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. - Москва, 1986.

18. Фартушняк, Л. Л. Девиантное поведение молодежи в современном обществе / Л. Л. Фартушняк // Известия УГГУ. - 2003. - № 17. - С. 526-528.

19. Федорова, Ю. П. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников в частной школе / Ю. П. Федорова. - Курск, 2003. - 18 с.

20. Abramovskikh, N. V. Research and methodological support of professional activity quality of a lecturer / N. V. Abramovskikh, V. V. Tolmacheva, N. N. Vasyagina, N. I. Shempeieva // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. - 2019. - P. 10-17.

21. Mazurchuk, E. O. Effective Practices of Psychological and Pedagogical Assistance for Deviant Mothers in the Digital Educational Environment / E. O. Mazurchuk, N. I. Mazurchuk // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020). - 2020. - P. 158-162.

REFERENCES

1. Abul'khanova-Slavskaya, K. A., Berezina, T. N. (2001). Vremya lichnosti i vremya zhizni [Personal Time and Life Time]. Saint Petersburg. 299 p.

2. Anan'ev, B. G. (2001). Chelovek kakpredmetpoznaniya [Man as an Object of Knowledge]. Saint Petersburg. 288 p.

3. Asmolov, A. G. (2009). Sistemno-deyatel'nostnyi podkhod v razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-Activity Approach in the Development of New Generation Standards]. In Pedagogika. No. 4, pp. 18-22.

4. Baykova, L. A., Matveev, R. E. (2022). Problemy psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya formi-rovaniya informatsionno-psikhologicheskoi bezopasnosti obuchayushchikhsya v vuze [Problems of Psychological and Pedagogical Support for the Formation of Information and Psychological Security of Students at the University]. In Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsioknetika. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-informatsionno-psihologicheskoy-bezopasnosti-obuchayuschihsya-v (mode of access: 16.01.2023).

5. Baranov, A. A., Rozhina, S. V. (2015). Kiberbulling - novaya forma ugrozy bezopasnosti lichnosti po-drostka [Cyberbullying Is a New Form of Threat to the Safety of a Teenager's Personality]. In Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Issue 11, pp. 62-66.

6. Bochaver, A. A., Khlomov, K. D. (2014). Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennykh tekhnologii [Cyberbullying: Bullying in the Space of Modern Technologies]. In Psikhologiya. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki. Vol. 11. No. 3, pp. 177-191.

7. Brushlinsky, A. V. (2003). Psikhologiya sub"ekta [Psychology of the Subject]. Moscow, Saint Petersburg. 272 p.

8. Vorontsova, T. A. (2016). Trolling i fleiming: rechevaya agressiya v internet-kommunikatsii [Trolling and Flaming: Speech Aggression in Internet Communication]. In Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Istoriya ifilologiya. Vol. 26. Issue 2, pp. 109-116.

9. Dubrovina, I. V. (2003). Sem'ya i sotsializatsiya rebenka [Family and Socialization of the Child]. In Voz-rastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow, pp. 50-54.

10. Efimova, E. S. (2014). Kiberbulling kak problema psikhopedagogiki virtual'nykh sred [Cyberbullying as a Problem of Psychopedagogy of Virtual Environments]. In Uspekhi v khimii i khimicheskoi tekhnologii. Vol. XXVIII. No. 7.

11. Mazurchuk, E. O., Mazurchuk, N. I. (2020). Deviantnoe povedenie molodezhi v virtual'nom prostranstve: kiberbulling [Deviant Behavior of Young People in the Virtual Space: Cyberbullying]. In Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. No. 6, pp. 224-229.

12. Makarova, E. A., Makarova, E. L., Makhrina, E. A. (2016). Psikhologicheskie osobennosti kiberbullinga kak formy internet-prestupleniya [Psychological Features of Cyberbullying as a Form of Internet Crime]. In Rossiiski psikhologicheskii zhurnal. Vol. 13. No. 3.

13. Nishchitenko, S. V. (2018). Virtual'naya real'nost' kak osobyi vid zhiznedeyatel'nosti starsheklassnika [Virtual Reality as a Special Kind of Life Activity of a High School Student]. In MNKO. No. 2 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-realnost-kak-osobyy-vid-zhiznedeyatelnosti-starsheklassnika (mode of access: 16.01.2023).

14. Ovcharova, R. V. (2006). Psikhologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva [Psychological Support of Parenthood]. Moscow. 319 p.

15. Osukhova, N. G. (2001). Psikhologicheskoe soprovozhdenie sem'i i lichnosti v krizisnoi situatsii [Psychological Support of the Family and Personality in a Crisis Situation]. In Shkol'nyipsikholog. No. 31.

16. Pervichko, E. I., Mitina, O. V., Stepanova, O. B., Konyukhovskaya, Yu. E., Dorokhov, E. A. (2020). Vos-priyatie COVID-19 naseleniem Rossii v usloviyakh pandemii 2020 goda [Perception of COVID-19 by the Russian Population in the Context of the 2020 Pandemic]. In Klinicheskaya i spetsial'nayapsikhologiya. Vol. 9. No. 2.

17. Rubinshteyn, S. L. (1986). Osnovy obshchei pedagogiki [Fundamentals of General Pedagogy]. Vol. 1. Moscow.

18. Fartushnyak, L. L. (2003). Deviantnoe povedenie molodezhi v sovremennom obshchestve [Deviant Behavior of Youth in Modern Society]. In Izvestiya UGGU. No. 17, pp. 526-528.

19. Fedorova, Yu. P. (2003). Psikhologicheskoe soprovozhdenie lichnostnogo razvitiya mladshikh shkol'nikov v chastnoi shkole [Psychological Support of Personal Development of Junior Schoolchildren in a Private School]. Kursk. 18 p.

20. Abramovskikh, N. V., Tolmacheva, V. V., Vasyagina, N. N., Shempeieva, N. I. (2019). Research and Methodological Support of Professional Activity Quality of a Lecturer. In The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, pp. 10-17.

21. Mazurchuk, E. O., Mazurchuk, N. I. (2020). Effective Practices of Psychological and Pedagogical Assistance for Deviant Mothers in the Digital Educational Environment. In Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research Proceedings of the International Scientific Conference "Digitalization of Education: History, Trends and Prospects" (DETP 2020), pp. 158-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.