Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЬЯ С ВЫЯВЛЕННЫМИ ФАКТАМИ ДЕТСКОГО И СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусельникова А.А., Якина Ю.И.

А ктуальность статьи обусловлена возрастающим количеством ситуаций детского и семейного неблагополучия в стране, что подтверждают данные государственной статистики и проведенных психолого-педагогических исследований. Авторами дополнены и конкретизированы существующие теоретические положения по проблеме психолого-педагогического сопровождения неблагополучных семей за счет расширения понятийно-терминологического поля исследования, включающего понятия «неблагополучная семья», «семья с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия», что способствует упорядочиванию теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы. Обозначены теоретико-методологические основы исследования. В статье представлен результат процесса проектирования структурно-содержательной модели психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия, рассмотрено содержание структурных блоков модели: целевого, диагностического, содержательно-деятельностного, результативного. Статья может быть полезна в научно-методической и практической деятельности психолого-педагогических служб образовательных организаций, в профессиональной деятельности специалистов (педагога-психолога, социального педагога и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусельникова А.А., Якина Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL DESIGN OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DYSFUNCTIONAL FAMILIES WITHIN THE CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The relevance of the article is caused due to the increasing number of child and family ill-being in the country confirmed by government statistical data and psychological and pedagogical research. The author complements and specifies theoretical provisions on the problem of psychological and pedagogical support of dysfunctional families driven by the extension of concept and terminology of the research including the terms “dysfunctional family”, “family with the facts of children and family ill-being” that contributes to streamlining of theoretical and methodical fundamentals of the study. The article presents the result of the process of designing a structural-content model of psychological and pedagogical support for families with identified facts of children's and family troubles, the content of the structural blocks of the model is considered: target, diagnostic, content-activity, result. The article is of direct practical relevance for the scientific and methodical or practical activity of psychological and pedagogical service of educational establishments, professional activity of educational psychologist, social counselors, etc.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 374.7

Проектирование модели психолого-педагогического сопровождения неблагополучных семей в условиях образовательной организации

Model design of psychological and pedagogical support of dysfunctional families within the conditions of the educational establishment

Гусельникова А.А., ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», guselnikova_aa@pspu.ru

Якина Ю.И., ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», yakina@pspu.ru

Guselnikova A., Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Perm State Humanitarian Pedagogical University", guselnikova_aa@pspu.ru

Yakina Yu., Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Perm State Humanitarian Pedagogical University", yakina@pspu.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.026

Ключевые слова: структурно-содержательная модель, психолого-педагогическое сопровождение, семья с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия.

Keywords: structural conceptual model, psychological and pedagogical support, dysfunctional family with the facts of children and family ill-being.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена возрастающим количеством ситуаций детского и семейного неблагополучия в стране, что подтверждают данные государственной статистики и проведенных психолого-педагогических исследований. Авторами дополнены и конкретизированы существующие теоретические положения по проблеме психолого-педагогического сопровождения неблагополучных семей за счет расширения понятийно-терминологического поля исследования, включающего понятия «неблагополучная семья», «семья с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия», что способствует упорядочиванию теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы. Обозначены теоретико-методологические основы исследования. В статье представлен результат процесса проектирования структурно-содержательной модели психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия, рассмотрено содержание структурных блоков модели: целевого, диагностического, содержательно-деятельностного, результативного.

Статья может быть полезна в научно-методической и практической деятельности психолого-педагогических служб образовательных организаций, в профессиональной деятельности специалистов (педагога-психолога, социального педагога и др.).

Abstract. The relevance of the article is caused due to the increasing number of child and family ill-being in the country confirmed by government statistical data and psychological and pedagogical research. The author complements and specifies theoretical provisions on the problem of psychological and pedagogical support of dysfunctional families driven by the extension of concept and terminology of the research including the terms "dysfunctional family", "family with the facts of children and family ill-being" that contributes to streamlining of theoretical and methodical fundamentals of the study. The article presents the result of the process of designing a structural-content model of psychological and pedagogical support for families with identified facts of children's and family troubles, the content of the structural blocks of the model is considered: target, diagnostic, content-activity, result.

The article is of direct practical relevance for the scientific and methodical or practical activity of psychological and pedagogical service of educational establishments, professional activity of educational psychologist, social counselors, etc.

Введение: вне зависимости от исторического контекста, семья всегда выступала ведущим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в семье ребёнок приобретает первый опыт социального взаимодействия, который позволяет ему быть участником других социальный отношений, проходя различные этапы развития и социализации.

Современный этап развития общества характеризуется стремительными

преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности (экономической,

политической, духовной и т.д.), которые в ряде случаев оказывают негативное влияние на институт семьи и брака, обуславливая формирование особой группы семей -неблагополучной.

Детское и семейное неблагополучие выступает актуальной социально-педагогической проблемой современности в масштабах всей страны. По данным федеральной службы государственной статистики отмечается рост выявленных случаев жестокого обращения, увеличение количества разводов, формирование неполных семей и др. [1].

Феномен неблагополучной семьи является объектом изучения психолого-педагогических исследований (А.И. Антонов, Л.Я. Олифиренко,

A.Б. Синельников, П.А. Сорокин, А.Г. Харчев,

B.М. Целуйко, З.А. Янкова и др.).

Отмечаем множество авторских подходов и трактовок к понятию «неблагополучная семья».

Так, через уточнение особенностей семейной структуры и степень удовлетворения базовых потребностей членов семьи В.М. Целуйко определяет неблагополучную семью как: «семья с нарушенной структурой, в которой обесцениваются и игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети»» [2].

В зависимости от причин неблагополучия Л.Я. Олифиренко предлагает следующее определение: «неблагополучная семья - это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод - т.е. неблагополучие. Под неблагополучием понимаются его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» [3].

Также ряд авторов предлагает характеризовать неблагополучную семью как асоциальную, проблемную, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, каждый подход к определению понятия «неблагополучная семья» базируется на выявлении возможных трудностей и препятствий в жизнедеятельности семьи.

Анализ нормативно-правовых актов российского образования свидетельствует об отсутствии юридически закрепленного понятия «неблагополучная семья». В частности, анализируя нормативно-правовые акты системы профилактики детского и семейного неблагополучия, на примере Пермского края можно выделить понятие «семья с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия»

[4;5].

Семья с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия - это семья, актуальное состояние которой не обеспечивает полную и достаточную реализацию семейных функций, что является причиной психологических, эмоционально-личностных, поведенческих проблем ребенка,

воспитывающегося в такой семье, а также может служить основанием для возникновения ситуации социально опасного положения ребенка и его семьи. Данное определение включает в себя семьи группы «предриск» (без постановки на ведомственный учет) и группы риска социально опасного положения (определяет постановку семьи на ведомственный учет).

На этапе теоретического исследования было принято решение использовать данное определение в качестве базового, что, с одной стороны, открывает возможность для более точной дифференциации состояния детского и семейного неблагополучия, а с другой -позволяет обеспечить объективный подход к формированию дальнейшей экспериментальной группы констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

На территории Пермского края в настоящее время происходит процесс модернизации работы с феноменом детского и семейного неблагополучия посредством внедрения модели раннего выявления. Модель раннего выявления детского и семейного неблагополучия имеет иерархично выстроенные уровни: 1 уровень предполагает работу психолого-педагогической службы образовательной организации; 2 уровень включает структурные подразделения психологического центра г. Перми и межмуниципальные филиалы краевого психологического центра в Пермском крае; 3

уровень представлен работой центра развития подросткового потенциала, который

осуществляет помощь обучающимся и их семьям с высоким уровнем риска [6]. Ведущий принцип работы в рамках модели - превентивный подход, т.е. своевременное выявление проблемных ситуаций при помощи специального инструментария и индикаторов, что позволяет избежать критических состояний семьи и ребенка в будущем.

Обобщая, можно отметить, что работа с семьями с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия начинается с уровня образовательной организации, задача которой состоит в своевременном выявлении и в последующей организации психолого-педагогического сопровождения такой семьи, что обусловливает необходимость систематизации и разработки концептуальной модели

сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия.

Методология исследования: трансформация взглядов на феномен семьи и нарастающая неактуальность имеющихся традиционных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения снижают эффективность и качество сложившейся практики преодоления проблем семейного и детского неблагополучия. Проектируются новые подходы к взаимодействию с семьей в открытом образовательном пространстве [7].

Более востребованным становится запрос на выстраивание взаимодействия образовательной организации и семьи на основе семейно-ориентированного подхода.

В русле семейно-ориентированного подхода действия всех специалистов направлены, в первую очередь, на обеспечение постоянства и стабильности семейной ситуации,

способствующей формированию безопасных условий жизни ребёнка. В рамках данного подхода семья и образовательная организация выступают партнерами, каждый из которых обладает определенными ресурсами для проектирования и реализации путей выхода семьи из ситуации неблагополучия. Важным принципом планирования деятельности в рамках семейно-ориентированного подхода является признание нелинейности развития семейной системы. При этом учитывается динамичность ее развития, что подразумевает нестатичность и возможность изменения во взглядах и отношениях как каждого отдельного члена семьи, так и семейной системы, в целом. Такое развитие обусловлено рядом индивидуальных,

межличностных, средовых и других видов факторов [8].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия возможно рассматривать как особый вид взаимодействия семьи с образовательной организацией, в результате которого семья и ее члены постепенно смогут перейти к самопомощи, другими словами, сущность такого вида взаимодействия заключается в создании условий для осознания и принятия собственной позиции членов семьи в текущей ситуации и последующем становлении такого интегративного качества как «адаптивность», т.е. способности семьи самостоятельно достигать равновесия в изменяющихся условиях [9].

Результаты исследования: в рамках нашего исследования на основании изучения нормативно-правовых актов системы образования РФ и научной литературы по проблеме детского и семейного неблагополучия, в том числе организации психолого-педагогического

сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия, принимая во внимание региональную систему раненого выявления детского и семейного неблагополучия (Пермский край), нами была разработана модель психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия в условия образовательной организации.

Проектирование модели необходимо для совершенствования образовательной практики, т.е. модель как конечный продукт представляет собой систему взаимосвязанных структурных блоков, направленных на организацию и осуществление практической деятельности в решении проблемы [10]. Разработанная модель выступает инновационным механизмом в решении имеющихся затруднений организации эффективного психолого-педагогического

сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия, помогает логически выстроить алгоритм работы администрации и педагогического коллектива.

Концептуальная модель психолого-педагогического сопровождения включает совокупность следующих структурных блоков: целевого, диагностического, содержательно -деятельностного, результативного. Далее подробно будет представлено содержание каждого структурного блока.

Целевой блок модели определяет ведущие принципы и условия реализации, генерирует стратегическую цель, ряд задач, которые

необходимо решить для достижения заранее заданного результата, см. таблицу 1. Так, стратегическая цель модели - организация психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия. Достижение цели возможно посредством решения следующих задач:

1. Содействовать стабилизации эмоционального состояния обучающихся.

2. Способствовать развитию педагогической компетентности родителей семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия.

3. Оказать методическую помощь педагогам в работе с семьями.

Основными принципами реализации психолого-педагогического сопровождения

являются:

- принцип превентивности: действия специалистов должны быть направлены на раннее выявление факторов, которые могут сигнализировать о наличии неблагополучия

Следующий структурный блок модели -диагностический, см. таблицу 2, который не только определяет совокупность

диагностического инструментария, но и позволяет реализовать принцип превентивного подхода, т.е. по результатам психолого-педагогического обследования можно определить сигналы о детском и семейном неблагополучии и сформировать группу семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия, относящейся по классификации к группе «предриск». Помимо обучающихся в психолого-педагогическом обследовании принимают участие родителей и классные руководители.

Содержательно-деятельностный блок, см. таблицу 3 включает программу психолого-педагогического сопровождения «Шаг вперед».

ребенка и семьи, что предупреждает дальнейший рост проблемных ситуаций;

- принцип комплексности: сопровождение семьи представляет совокупность действий всех субъектов образовательного процесса, в зависимости от трудности семьи;

- принцип субъектности: создание условий для принятия семьей ответственности за собственное будущее, реализация личностной позиции за преобразование жизнедеятельности;

- принцип добровольности: участие в мероприятиях психолого-педагогического сопровождения носит добровольный и сознательный характер;

- принцип рефлексии всех участников процесса психолого-педагогического сопровождения: совместное обсуждение результатов как в процессе психолого-педагогического сопровождения, так и по итогу завершения, оценка эффективности процесса в отношении каждого участника.

Мероприятия программы предполагают участие всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, классных

руководителей и реализуются по двум направлениям: индивидуальное сопровождение, групповое сопровождение.

В индивидуальной работе с субъектами сопровождения используется следующий технологический инструментарий:

индивидуальное и микрогрупповое

консультирование специалистов (социальный педагог, психолог); арт-терапия; аутотренинг; медиация; кейс-метод; стимулирование самоконтроля посредством заполнения карт («Программа действий» - для обучающихся, «Карта роста» - для родителей семей группы «предриск»), реализация индивидуальной

Таблица 1. - Целевой блок модели психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия

Цель: организация психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия

Задачи: Принципы организации:

« о - содействовать стабилизации - Превентивности;

эмоционального состояния обучающихся; - Комплексности;

ч РЧ « 0 м 1 - способствовать развитию педагогической - Субъектности;

компетентности родителей семей с выявленными фактами детского и семейного - Добровольности; - Рефлексии

неблагополучия; - оказать методическую помощь педагогам в работе с семьями с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия Условия организации: - Учет индивидуальной семейной ситуации; - Адресный характер индивидуальных и групповых мероприятий; - Групповые мероприятия реализуются посредством медиа-технологии «Дискуссионный киноклуб»

программы коррекции для семей группы риска разделов программы при помощи медиа-

социально опасного положения. технологии «Дискуссионный киноклуб».

Групповое сопровождение субъектов подразумевает реализацию тематических

Таблица 2. - Диагностической блок модели психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК Субъект диагностики Цель Методический инструментарий

1 этап: Психолого-педагогическая диагностика обучающихся Выявить сигналы детского неблагополучия (показатели эмоционально-личностного состояния) - Индивидуально-типологический детский опросник. Автор: Собчик Л.Н.; - Опросник детской депрессии CDI. Автор: М. Ковач

2 этап: Диагностика уровня сформированности педагогической компетентности родителей Определить уровень сформированности педагогической компетентности родителей Мотивационный компонент - Методика изучения мотивационной составляющей педагогической компетентности родителей У.Г. Егорова; - Беседа.

Когнитивный компонент Тест «Особенности подросткового возраста»

Коммуникативно-деятельностный компонент - Решение кейс-ситуации из практики семейного воспитания; - Беседа.

Рефлексивный компонент - Методика изучения рефлексивной составляющей педагогической компетентности родителей У.Г. Егорова; - Беседа.

3 этап: Диагностика готовности классных руководителей к работе с семьей Проанализировать степень методической подготовки классных руководителей к работе с детским и семейным неблагополучием - Анкета «Семья и школа. Параллельные прямые?» - Анализ школьной документации; - Анализ результатов педагогического наблюдения

Таблица 3. - Содержательно-деятельностный блок модели психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения «ШАГ ВПЕРЕД»

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СУБЪЕКТАМИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

^ и

« О Субъект сопровождения Технологический инструментарий

Ч м =Д Обучающиеся Индивидуальное и микрогрупповое консультирование; арт-терапия; аутотренинг; медиация; кейс-метод; стимулирование самоконтроля посредством заполнения карты «Программа действий»

Й н 0 О д Л ч м н ^ м ч: 1 Родители Индивидуальное и микрогрупповое консультирование специалистов (социального педагога, педагога-психолога) по возникающим вопросам воспитания, социальной поддержки; беседы; арт-терапия; методы стимулирования и повышения мотивации (заполнение «Карты роста» - группа «предриск»), реализация индивидуальной программы для ГР СОП)

Классные руководители Индивидуальное консультированиеспециалистов (социального педагога, педагога-психолога), просвещение по вопросам взаимодействия с семьями с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия

о д Л ч ГРУППОВАЯ РАБОТА С СУБЪЕКТАМИ СОПРОВОЖДЕНИЯ

м

^ См м Классные рукводители Методические семинары, тренинги, квест

^ о Реализация тематических разделов программы посредством медиатехнологии (дискуссионный киноклуб)

Обучающиеся родители 1 шаг: Просмотр фильма (активизация потребности в разрешении актуальной сложности) 2 шаг: Цикл занятий с применением активных форм работы (углубленная работа по актуальным сложностям) 3 шаг: Итоговая рефлексия (личные выводы по дианмике собственных изменений)

Таблица 4. -Результативный блок модели психолого-педагогического сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количественные результаты

Качественные результаты

К О Ч w

л X

<

H g

го W

Рч

1. Рост количества обучающихся с положительной динамикой показателей эмоционально-волевой сферы.

2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей.

3. Уменьшение числа семей (родителей и детей), состоящих на учете группы «предриск» и группы риска СОП.

4. Повышение уровня готовности и знаний педагогов об особенностях взаимодействия с семьями с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия

Динамика семейного благополучия

Норма

Предриск

ГР СОП

Заключение: таким образом, мы обосновали модель психолого-педагогического

сопровождения семей с выявленными фактами детского и семейного неблагополучия.

Разработанная модель является

инновационным механизмом организации психолого-педагогического сопровождения семей данной категории, определяет содержательно-методическое обеспечение целостного процесса психолого-педагогического сопровождения.

Новизна концептуальной модели заключается в выделенной иерархии структурных компонентов, в доказательстве их взаимосвязи и взаимозависимости. Представленная модель реализуется на принципах превентивности, комплексности, субъектности, адресности и рефлексии, что позволяет выстраивать процесс сопровождения в логике семейно-ориентированного подхода. Результатом реализации модели является наличие позитивной динамики семейной ситуации сопровождаемых семей.

Для модели характерна открытость, так как она выходит на социальный заказ в отношении всех субъектов психолого-педагогического сопровождения. В то же время она - динамична. Динамика ее определяется реализацией связанных с ней педагогических условий и применяемых принципов, разнообразных методов, средств и форм.

Достоинством рассматриваемой модели является ее независимость от конкретной реализации в какой-либо образовательной организации.

Использование модели возможно в профессиональной деятельности психолого-педагогических служб образовательных организаций.

Перспективой дальнейшего исследования считаем последующее внедрение модели в практику специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа с подключением специалистов для организации

межведомственного взаимодействия в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Литература:

1. Семья. Материнство. Детство: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ ЬИег/13807

2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. - 271 с.

3. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева; 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

4. Закон Пермского края «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае» от 19.06.2014 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.zakon.zsperm.ru

5. Постановление Правительства Пермского края N° 736-п «Об утверждении Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции» от 26.11.2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 550257790

6. Концепция развития психологических служб в системе образования Пермского края на период до 2025года (утв. Минобрнауки Пермского края) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://lysva.biz/uploads/files/2019/02.2019/KoH^nnra_pa звития_психологичесшй_службы_Пермсшго_края_ 1. pdf

7. Коробкова В.В, Санникова А.И. Проблема развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве: системно-синергетический подход / В.В. Коробкова, А.И. Санникова // Мир науки, культуры, образования. -2021. - № 3 (88). - С. 71-74.

8. Райкус Дж. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие: в 4 т. T.I. / Дж. Райкус, Р. Хьюз // Концептуальные основы социальной работы с детьми. - Киев: Феникс, 2011. - 281 с.

9. Мазурчук Н.И., Мазурчук Е.О. Психолого-педагогическое сопровождение семьи: теоретическое

осмысление и практика реализации [Электронный ресурс] / Н.И. Мазурчук, Е.О. Мазурчук // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. -С. 132-137. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semi-teoreticheskoe-osmyslenie-i-praktika-realizatsii

10. Шимко З.И. Метод моделирования в современной педагогической науке и образовательной практике [Электронный ресурс] / З.И. Шимко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. -2006. - № 2. - С. 152-157. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/metod-modelirovamya-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-nauke-i-obrazovatelnoy-praktike

References:

1. Family. Motherhood. Childhood: Federal State Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru/folder/13807

2. Tseluiko V.M. Psychology of a dysfunctional family: a book for teachers and parents / V.M. Tseluiko. -M.: Publishing house VLADOS - PRESS, 2006. - 271 p.

3. Oliferenko L.Ya. Socio-pedagogical support for children at risk: study guide for students. Textbook for higher institutions / L.Ya. Oliferenko, T.I. Shulga, I.F. Dementieva; 3rd ed., rev. and additional - M.: Academy, 2008. - 256 p.

4. Law of the Perm Territory "On the system of prevention of child and family problems in the Perm Territory" dated 19.06.2014 [Electronic resource]. - Access mode: www.zakon.zsperm.ru

5. Decree of the Government of the Perm Territory No. 736-p "On approval of the Procedure for identifying child and family problems and organizing work to correct it" dated November 26, 2018 [Electronic resource]. - Access mode: http://docs.cntd.ru/document/550257790

6. The concept of the development of psychological services in the education system of the Perm Territory for the period until 2025 (approved by the Ministry of Education and Science of the Perm Territory) [Electronic resource]. - Access mode: https://lysva.biz/uploads/

files/2019/02.2019/Concept_of_development_of_psycholo gical_service_of_Perm_krai_1.pdf

7. Korobkova V.V., Sannikova A.I. The problem of development of the educational potential of the family in an open educational space: a system-synergetic approach / V.V. Korobkova, A.I. Sannikov // World of science, culture, education. - 2021. - № 3 (88). - S. 71-74.

8. Raykus J. Socio-psychological assistance to families and children at risk: a practical guide: in 4 vols. T.I. / J. Raikus, R. Hughes // Conceptual foundations of social work with children. - Kyiv: Phoenix, 2011. - 281 p.

9. Mazurchuk N.I., Mazurchuk E.O. Psychological and pedagogical support of the family: theoretical understanding and implementation practice [Electronic resource] / N.I. Mazurchuk, E.O. Mazurchuk // Pedagogical education in Russia. - 2016. - № 3. - P. 132-137. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-semi-teoreticheskoe-osmyslenie-i-praktika-realizatsii

10. Shimko Z.I. Modeling method in modern pedagogical science and educational practice [Electronic resource] / Z.I. Shimko // Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. - 2006. - № 2. - S. 152-157. -Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/method-modelirovaniya-v-sovremennoy-pedagogicheskoy-nauke-i-obrazovatelnoy-praktike

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторах:

Гусельникова Айна Амановна (г. Пермь, Россия), аспирант, ассистент кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», email: guselnikova_aa@pspu.ru

Якина Юлия Ивановна (г. Пермь, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», e-mail: yakina@pspu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.