УДК 37 . 013
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-51-57
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА «СЕМЕЙНЫЙ ТЬЮТОР»
А. А. Мирошниченко, Н. П. Иванова, Л. А. Штыкова
Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Глазов
Рассматривается вопрос об оказании социально-педагогической помощи ребенку из неблагополучной семьи. Представлены результаты изучения проблемы «ребенок в неблагополучной семье» и сделано заключение о том, что ребенок в такой семье лишен родительского внимания, надзора, заботы, испытывает трудности в отношениях со сверстниками и педагогами. Дан обзор известных моделей деятельности с неблагополучной семьей, названы нетрадиционные формы работы с неблагополучной семьей. Имеющийся опыт показывает, что на сегодня недостаточно разработано направление помощи ребенку из неблагополучной семьи. Ребенку, растущему в неблагополучной семье, недостает значимого взрослого. Таким значимым взрослым может стать студент-наставник, «семейный тьютор». Наличие наставника у ребенка будет способствовать снижению внутрисемейных конфликтов, улучшит детско-родительские отношения и, возможно, предотвратит социальное сиротство. В связи с этим в рамках участия в конкурсе «Курс на семью», организованном фондом Тимченко, был разработан проект «Семейный тьютор». Реализация проекта включала в себя: подбор студентов, заинтересованных в участии в проекте; их обучение; определение группы детей, нуждающихся в наставниках; создание пар «ребенок-тьютор»; заключение договоров с семьями. На сегодняшний день создано 10 пар, работу студентов сопровождают кураторы, авторы проекта. Об актуальности и практической значимости проекта говорит тот факт, что проект «Семейный тьютор» поддержан благотворительным фондом Тимченко на втором этапе конкурса грантов «Курс на семью».
Ключевые слова: неблагополучная семья, ребенок в неблагополучной семье, студент-тьютор, сопровождение, социально-педагогическая помощь.
Глобализация, изменения в экономической и социальной жизни России влияют не только на материальные условия жизни семей, но и на взаимоотношения между родителями и детьми. Увеличилось количество семей с низким педагогическим потенциалом, разрушаются семейные ценности, растет количество разводов, наблюдается рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений. В семьях, где родители употребляют алкоголь или наркотики, хронически больные или инвалиды, семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, ребенок живет в состоянии «хронического» конфликта с родителями [1]. Как правило, ребенок в такой неблагополучной семье лишен родительского внимания и заботы, он испытывает трудности в отношениях с окружающим социумом как в школе, так и за ее пределами [2].
Проблема работы с неблагополучными семьями не нова для отечественной педагогики. Она рассматривается в трудах Л. С. Алексеевой, М. И. Буянова, М. А. Галагузовой, И. Ф. Дементьевой, Л. В. Мардахаева, Е. С. Меньшикова, Л. Я. Олиференко, В. М. Целуй-ко, Т. И. Шульга, М. В. Шакуровой и др. При этом нет однозначного и общепринятого определения неблагополучия семьи. Например, В. М. Целуйко понимает под неблагополучной такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания [1]. Т. И. Шульга говорит о неблагополучной семье в том случае, когда ребенок испытывает
неблагополучие (от слова благо), т. е. семье, где отсутствует благо для ребенка. Неблагополучная семья характеризуется отсутствием любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов [3, 4]. По мнению Л. Я. Олиференко, неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод [5].
Определение понятия «неблагополучная семья» на федеральном уровне и критерии, по которым семья может быть отнесена к таковой, отсутствуют. Применяются понятия «трудная жизненная ситуация», «семья в социально опасном положении», определения которых даны в федеральном законодательстве [6, 7].
Модели деятельности с неблагополучными семьями подразделяются на педагогическую, социальную, психологическую, диагностическую и медицинскую модели. Использование конкретной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-ро-дительских отношений [8]. Каждая из моделей ориентирована на определенный круг специалистов: социальных педагогов, социальных и медицинских работников, психологов.
В основе педагогической модели лежит недостаточная педагогическая компетентность родителей, а субъектом помощи является ребенок. Реализуя данную модель, социальный педагог опирается на индивидуальные возможности родителей и на универсальные способы воспитания.
Если возникают семейные трудности, которые являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств, то используется социальная модель. Психологическая модель используется, если возникают трудности в общении, личностных особенностях членов семьи. Тесно связана с психологической моделью диагностическая, которая применяется в том случае, если у родителей недостаточно специальных знаний о ребенке или своей семье. Медицинская модель используется, когда в основе семейных трудностей лежат болезни.
В работе с неблагополучными семьями социальный педагог, как правило, использует педагогическую модель. В рамках педагогической модели используют следующие формы работы с семьей: психолого-педагогические консультации, педагогические поручения, педагогические практикумы.
Специалисты в области социальной педагогики (М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Е. Я. Тищенко, Т. И. Шульга, В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с неблагополучной семьей протекает по трем направлениям: образовательное, психологическое, посредническое [1, 3, 4, 5]. Реализуя эти направления, социальный педагог выступает в трех ролях: советник, консультант, защитник. В последнее время получили развитие и инновационные формы работы с неблагополучной семьей: программа «детская площадка», клубы родительского образования, тренинги с группами родителей, наставничество и др. [8, 9]. Рост инновационных форм актуализирует потребность в измерении их качества. Для измерения целесообразно применять технологии, базирующиеся на педагогической квалиметрии [10].
Приведенный обзор исследований показывает, что проблеме поиска путей работы с неблагополучными семьями уделяется достаточно большое внимание как на научном, так и на практико-ориентированном уровне. Проблемами, требующими решения, остаются, во-первых, недостаточная численность социальных педагогов и психологов в образовательных организациях, во-вторых, фрагментарная ответственность за работу с семьей специалистов различных профилей, в-третьих, потребность в квалифицированном применении наставничества в работе с детьми из неблагополучных семей. Как вариант их решения, предлагаемый нами проект «Семейный тьютор», поддержанный фондом Тимченко в 2019 г. Он ориентирован на привлечение к наставнической деятельности студентов - будущих социальных педагогов и педагогов-психологов. Наличие наставника у ребенка, на наш взгляд,
будет способствовать снижению внутрисемейных конфликтов, улучшит детско-родитель-ские отношения и, возможно, предотвратит социальное сиротство. Общение со старшим другом поможет детям, которые лишены внимания родителей, развиваться, получать знания и социальные навыки, учиться верить в свои возможности.
Цель проекта: социально-педагогическая поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сроки реализации проекта: с 16.09.2019 по 30.12.2019.
Основные целевые группы благополучателей, на которых повлияет реализация проекта: кризисные кровные семьи с детьми/родителями (кризисные кровные семьи); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в детских учреждениях / подростки (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываемые в детских учреждениях).
Ожидаемые результаты у благополучателей: улучшение благополучия детей и семей -участников программы, улучшение детско-родительских отношений. Ожидаемые результаты у сотрудников организации и студентов-тьюторов: формирование умений работать с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации. В период реализации проекта были проведены мероприятия, представленные ниже.
Начальным этапом являлось прохождение авторами проекта (преподавателями кафедры педагогики и психологии) стажировки в Межрегиональной общественной организации (МОО) «Старшие Братья Старшие Сестры», г. Москва, которая была зарегистрирована в 2003 г. как организация содействия воспитанию подрастающего поколения. Волонтерская программа помогает детям, нуждающимся в поддержке, раскрыть свой личностный потенциал через индивидуальное общение с волонтером-наставником. Целью стажировки являлось знакомство с опытом деятельности организации, реализующей наставничество. В рамках стажировки были предложены как теоретические основы темы наставничества, так и возможность изучения опыта наставничества, реализуемого в данной организации. Представленный интересный опыт, несомненно, был использован в практической деятельности. Стажировка явилась прекрасным фундаментом для развития наставничества в нашем вузе. На втором этапе была проведена рекламная кампания по набору студентов 3-4-х курсов для участия в проекте. Стоит отметить, что особый интерес к этой деятельности проявили обучающиеся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», т. е. будущие социальные педагоги и психологи. Это вполне объяснимо, поскольку они морально готовы и искренне желают оказывать помощь людям, которые в этом нуждаются. А в данном случае общение с ребенком и семьей, оказание ему посильной помощи в личностном развитии, разрешении проблем - это отличная площадка для получения практического опыта работы с неблагополучной семьей.
Следующим шагом явилась подготовка тьюторов/наставников. Со студентами были проведены занятия и тренинги, направленные на выявление и обсуждение особенностей построения долгосрочных отношений с подопечным, получение знаний об особенностях развития и поведения детей из кровных семей, находящихся в кризисе, в трудной жизненной ситуации. Учитывая тот факт, что почти все студенты, участвующие в проекте (одна студентка обучается по направлению подготовки «Педагогическое образование»), обучаются на социальных педагогов и психологов, то, безусловно, они владеют уже той теоретической основой, необходимой для выстраивания гармоничных отношений и достаточно грамотного решения проблем.
После стажировки было проведено совместное заседание кафедры педагогики и психологии и городского методического объединения социальных педагогов и педагогов-психо-
логов. На круглом столе состоялось знакомство с опытом работы Межрегиональной общественной организации «Старшие Братья Старшие Сестры». Но основным вопросом заседания, безусловно, явилось обсуждение внедрения и реализации технологии наставничества для детей из неблагополучных семей г. Глазова. Стоит сказать, что реализация данного проекта вызвала большой интерес и поддержку со стороны социальных педагогов и психологов. Было принято решение организовать четыре площадки реализации проекта: МБОУ «СОШ № 4», МБОУ «СОШ № 16», МБОУ «СОШ № 9» и МКУ «Детский дом г. Глазова». Соответственно социальными педагогами этих школ и Детского дома были предложены семьи и дети, нуждающиеся в помощи семейного тьютора.
Далее предстояла серьезная работа по подбору пары тьютор - подопечный. С этой целью была проведена диагностика по двум основным направлениям: диагностика студентов, кандидатов в тьюторы, и диагностика детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке. Что нас в первую очередь интересовало в студентах-тьюторах? Это, конечно, мотивация участия в проекте, наличие опыта общения с такими детьми, личностные качества, состояние детско-родительских отношений в семьях, в которых они воспитывались, обязательно пожелания тьюторов к своему подопечному и др. Для диагностики использовались беседы, анкетирование, наблюдение, анализ личных документов и психологические методики, направленные на выявление личностных особенностей. К диагностике детей, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, был привлечен психолог. По результатам диагностики, учитывая темперамент ребенка и тьютора, предпочтения студента и пожелания подопечного в отношении тьютора, а также ряд других психолого-педагогических факторов, были подобраны пары.
Следующим шагом реализации проекта явились индивидуальные встречи куратора и студента-тьютора с семьей, в ходе которых произошло знакомство, заключение договоров и информирование о правах и обязанностях участников проекта.
В настоящее время студенты-тьюторы регулярно посещают семьи (не менее одного раза в неделю), общаются с ребенком и оказывают ему различные виды помощи, в зависимости от потребностей ребенка и семьи.
Обратная связь осуществляется регулярно через тесное взаимодействие кураторов (преподавателей кафедры), студентов-тьюторов, социальных педагогов и семьи. Безусловно, на данном этапе работа не заканчивается. В дальнейшем планируем заключение договора с МКУ «Детский дом г. Глазова» о сетевом взаимодействии в рамках проекта с целью расширения целевых групп благополучателей, а также работу по следующим направлениям: психолого-педагогическое сопровождение пар; организация мониторинга изменений, происходящих у подопечных и у пар тьютор - подопечный; проведение индивидуальных консультаций преподавателями кафедры по индивидуальным запросам студентов-тьюторов и семей - участников проекта; ежемесячные семинары со студентами-тьюторами по обмену опытом работы; проведение городской научно-практической конференции «Профилактика социального сиротства: опыт и инновации» с участием преподавателей кафедры, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов-психологов, специалистов органов опеки и попечительства и т. п.; проведение совместного заседания кафедры педагогики и психологии, городского методического объединения социальных педагогов и педагогов-психологов, студентов-тьюторов; увеличение количества студентов-тьюторов.
Перед реализацией проекта мы опасались, что возникнут трудности с подбором семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и готовых принять социально-педагогическую помощь со стороны студентов. Но трудностей таких не возникло, все семьи активно откликнулись на наши предложения, в этом, на наш взгляд, результат тесного взаимодейст-
вия кафедры с социальными педагогами школ города и Детского дома. В качестве примеров можем привести некоторые ожидания родителей от участия в данном проекте. Например, папа Андрея высказал надежду, что студент-тьютор научит сына общаться со сверстниками, лучше организовывать свою деятельность, а также встречи с наставником будут способствовать повышению успеваемости. Мама Олеси: «Моя дочь почувствовала, что она кому-то интересна. Это придало ей уверенности в себе». Воспитатель Детского дома: «У девочки Б. не сформированы элементарные навыки самообслуживания (жила в семье, где не было никакого контроля за детьми, воспитанием ребенка никто не занимался). Студентка-наставница будет примером для подражания». О востребованности проекта говорит и тот факт, что, узнав о его существовании, семьи стали сами обращаться к нам за помощью, а Детский дом обратился с просьбой увеличить количество тьюторов-студентов.
Подводя итоги начального этапа проделанной работы, считаем, что такой проект нужен и очень важен. Мы помогаем детям, которым не хватает внимания и поддержки взрослого друга. Этим старшим другом и становится студент-наставник. Он поддерживает ребенка, помогает раскрыть личностный потенциал, дает почувствовать уверенность в себе и своих силах, адаптироваться к жизни в обществе, а самое главное, старший товарищ-тьютор принимает ребенка таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками.
И в завершение отметим, что проект «Семейный тьютор» был поддержан благотворительным фондом Тимченко уже на втором этапе конкурса «Курс на семью». И мы продолжаем работу, продолжаем помогать детям.
Список литературы
1. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. 272 с.
2. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2001. 336 с.
3. Шульга Т. И. Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского гос. областного ун-та. 2011. № 3. С. 136-141.
4. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2005. 254 с.
5. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2002. 254 с.
6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ.
8. Холостова Е. И., Климантова Г. И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации. 4-е изд. М.: Дашков и К, 2018. 752 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/513854 (дата обращения: 16.01.2020).
9. Каталог лучших практик родительского просвещения и взаимодействия семьи и школы: метод. пособие для учителей. М.: Просвещение, 2017. 607 с.
10. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 152 с.
Мирошниченко Алексей Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко (ул. Первомайская, 25, Глазов, Россия, 427620). E-mail: [email protected]
Иванова Наталья Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко (ул. Первомайская, 25, Глазов, Россия, 427620). E-mail: [email protected]
Штыкова Любовь Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко (ул. Первомайская, 25, Глазов, Россия, 427620). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.05.2020.
DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-51-57
SCIENTIFIC AND PRACTICAL SUBSTANTIATION OF THE FAMILY TUTOR PROJECT
A. A. Miroshnichenko, N. P. Ivanova, L. A. Shtykova
Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko, Glazov, Russian Federation
The issue of providing social and pedagogical assistance to a child from a dysfunctional family is being considered. The results of studying the "child in a dysfunctional family" problem are presented and the conclusion is made that a child in such a family is deprived of parental attention, supervision, care, and experiences difficulties in relations with peers and teachers. A review of well-known models of activity with a dysfunctional family is given, and non-traditional forms of work with a dysfunctional family are named. The available experience shows that today the direction of helping a child from a dysfunctional family is not sufficiently developed. A child growing up in a dysfunctional family lacks a significant adult. Such a significant adult can be a student-mentor, "family tutor". Having a mentor in a child will help reduce intra-family conflicts, improve parent-child relationships, and possibly prevent social orphanhood. In this regard, in the framework of participation in the «Course for the Family» competition organized by the Timchenko Foundation, the project «Family Tutor» was developed. The implementation of the project included: the selection of students interested in participating in the project, their training, the definition of a group of children who need mentors, the creation of "child-tutor" pairs, and the conclusion of agreements with families. Today 10 pairs work, students are accompanied by curators, authors of the project. The relevance and practical significance of the project is evidenced by the fact that the "Family Tutor" was supported by the Timchenko Charitable Fund at the second stage of the "Course on the Family" grant competition.
Keywords: dysfunctional family, child in a dysfunctional family, student tutor, accompaniment, social and pedagogical assistance.
References
1. Tseluyko V. M. Psikhologiya neblagopoluchnoy sem'i: kniga dlya pedagogov i roditeley [Psychology of a dysfunctional family: a book for teachers and parents]. Moscow, VLADOS-PRESS Publ., 2003. 272 p (in Russian).
2. Stepanov V. G. Psikhologiya trudnykh shkol'nikov: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. 3-ye izdaniye, pererabotannoye i dopolnennoye [Psychology of difficult students: textbook allowance for students of higher pedagogical institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2001. 336 p. (in Russian).
3. Shul'ga T. I. Spetsifika okazaniya pomoshchi sem'yam gruppy riska [The specifics of assisting families at risk]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (Elektronnyy zhurnal) - Bulletin of the Moscow State Regional University, 2011, no. 3, pp. 136-141 (in Russian).
4. Shul'ga T. I. Rabota s neblagopoluchnoy sem'ey: uchebnoye posobiye [Work with a dysfunctional family: a training manual]. Moscow, Drofa Publ., 2005. 254 p. (in Russian).
5. Oliferenko L. Ya., Shul'ga T. I., Dement'eva I. F. Sotsial'no-pedagogicheskaya podderzhka detey gruppy riska [Social and pedagogical support for children at risk]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 254 p. (in Russian).
6. Federal'nyy zakon "Ob osnovnykh garantiyakh prav rebenka v Rossiyskoy Federatsii" ot 24.07.1998 no. 124-FZ [Federal law "On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation" from July, 24th, 1998 no. 124-FZ] (in Russian).
7. Federal'nyy zakon "Ob osnovakh sistemyprofilaktiki beznadzornosti ipravonarusheniy nesovershenennoletnikh" ot 24.06.1999 № 120-FZ [Federal law "On the basis of the system for the prevention of neglect and juvenile delinquency" from 24.06.1999 no. 120-FZ] (in Russian).
8. Kholostova E. I., Klimantova G. I. Entsiklopediya sotsial'nykh praktik podderzhki sem'i i detstva v Rossiyskoy Federatsii. 4-ye izd. [ Encyclopedia of social practices for supporting family and childhood in the Russian Federation]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2018. 752 p. (in Russian). URL: http://znanium.com/catalog/product/513854 (accessed 16 January 2020).
9. Katalog luchshikh praktik roditel 'skogo prosveshcheniya i vzaimodeystviya sem'i i shkoly: metod. posobiye dlya uchiteley [The catalog of the best practices of parental education and the interaction of the family and the school: method manual for teachers]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2017. 607 p. (in Russian).
10. Cherepanov V. S. Ekspertnye otsenki vpedagogicheskikh issledovaniyakh [Expert assessments in pedagogical research]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 152 p. (in Russian).
Miroshnichenko A. A., Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko (ul. Pervomayskaya, 25, Glazov, Russian Federation, 427620). E-mail: [email protected]
Ivanova N. P., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko (ul. Pervomayskaya, 25, Glazov, Russian Federation, 427620). E-mail: [email protected]
Shtykova L. A., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Glazov State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko (ul. Pervomayskaya, 25, Glazov, Russian Federation, 427620). E-mail: [email protected]