УДК 316
РО! 10.23672/х5917-6378-5483-а
Ковалева Анна Владимировна
кандидат социологических наук,
кафедра социальной работы и психологии,
Тихоокеанский
государственный университет [email protected]
Anna V. Kovaleva
Candidate of Social Science, Department of Social Work and Psychology, Pacific State University [email protected]
Генезис неблагополучия семьи
Аннотация. Статья посвящена проблеме семейного неблагополучия в условиях кризиса современной семьи. Раскрыто содержание понятия «семейное неблагополучие». Описаны социально-экономические и социально-психологические факторы, определяющие генезис семейного неблагополучия, типы неблагополучных семей. Показано, что семейное неблагополучие, в первую очередь, влияет на воспитательный потенциал семьи и характер детско-ро-дительских отношений. Представлена типология семейного неблагополучия по критериям воспитательного потенциала и нарушенным детско-роди-тельским отношениям. Показана специфика неполной семьи как формы семейного неблагополучия, которая негативно влияет на социальную адаптацию, как одиноких родителей, так и детей.
Ключевые слова: семейное неблагополучие, воспитательный потенциал, кризисная семья, неполная семья, асоциальная семья, проблемная семья, дет-ско-родительские отношения.
Genesis of family problems
Annotation. The article is devoted to the problem of family problems in the context of the crisis of the modern family. The concept of family problems is revealed. Socio-economic and socio-psychological factors that determine the Genesis of family problems are described. Types of dysfunctional families are described. It is shown that family problems primarily affect the educational potential of the family and the nature of child-parent relations. The article presents a typology of family problems based on the criteria of educational potential and disturbed child-parent relations. The article shows the specifics of single-parent families as a form of family distress, which negatively affects the social adaptation of both single parents and children.
Keywords: family trouble, educational potential, crisis family, incomplete family, asocial family, problem family, child-parent relations.
В современном обществе проблемы семейного неблагополучия не теряют своей актуальности. Институт семьи и брака претерпевает глобальные трансформации, связанные с кризисом современной семьи. Кризис, который переживает семья в современной России, проявляется в таких явлениях, как ослабление социальных связей между родителями и детьми, снижение значимости родства и родительства, роли и значения семьи как общественной ценности, что ведет к развитию разных видов семейного неблагополучия. Разводы, проблемы детско-родительских отношений, нестабильность семьи, педагогическая некомпетентность родителей, семейное неблагополучие свидетельствуют о том, что семья в настоящее время находится в кризисе и нуждается в социальной и педагогической поддержке [2; 3; 4; 6].
Семейное неблагополучие, в первую очередь, влияет на характер детско-родительских отношений, которые, в свою очередь, определяют проблемы социализации и адаптации ребенка в социуме. Ученые отмечают, что проблемы семейного неблагополучия определяются комплексом факторов - экономических, социальных, психологических, в том числе, и сложностью семейных взаимоотношений, порождаемых нарушениями
семейного взаимодействия, которые могут оказывать существенное влияние на социализацию детей и подростков и их адаптацию к жизни в микросоциальном окружении и в социуме [5; 6].
Неблагополучные семьи - многоаспектное понятие, включающее различные категории семей, испытывающих разного уровня трудности материально-экономического, социального, психолого-педагогического, социокультурного характера, интегрирующее в себя семьи, в которых нарушены отношения между ее членами, нуждающимися в помощи различного вида. Поэтому группы неблагополучных семей, как правило, неоднородны.
Раскроем содержание семейного неблагополучия с позиции разных исследователей. Так, Т.И. Шульга выделяет следующие группы неблагополучных семей, в основе выделения которых лежат социально-экономические и социально-психологические причины неблагополучия:
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в которых объективно нарушена нормальная жизнедеятельность по причине болезни, инвалидности, низкого экономического уровня и др.;
- конфликтные семьи, в которых в системе внутрисемейных отношений есть сферы, где имеет место конфликтность потребностей членов семьи, что порождает негативные эмоциональные реакции;
- кризисные семьи, в которых противостояние интересов членов семьи затрагивает важные сферы жизнедеятельности брачного союза;
- проблемные семьи, для которых характерны особо трудные ситуации, способные привести к распаду брака;
- социально неблагополучные семьи, в составе которых есть несовершеннолетние дети, при этом родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей и/или жестоко обращаются с детьми;
- асоциальные семьи, в которых имеет место злоупотребление родителями ПАВ, отсутствие работы, аморальный образ жизни [6, с. 46-48].
Типология семейного неблагополучия, отражающая ее деструктивную динамику, представлена Л.С. Алексеевой, которая выделила четыре группы неблагополучных семей: привычно конфликтные семьи, педагогически несостоятельные семьи, аморальные семьи и асоциальные семьи [1, с. 55].
Одной из основных социальных функций семьи является воспитательная функция, нарушение которой ведет к дефекту как детско-родительских отношений, так к дефекту процессов социализации детей и подростков. Как правило, социально неблагополучные семьи характеризуются низким воспитательным потенциалом, который О.В. Куч-маева понимает как «реальную, фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи» [3, с. 49].
Анализируя воспитательный потенциал неблагополучной семьи, Т.В. Андреева, ссылаясь на Г.М. Миньковского, выделяет воспитательно-неустойчивые семьи, для которых характерны:
- неправильная педагогическая позиция родителей;
- воспитательно-слабые семьи, в которых имеется утрата контакта с детьми и контроля над ними; воспитательно-слабые семьи с постоянно конфликтной и с агрессивно-негативной атмосферой;
- маргинальные семьи с алкогольной, сексуальной деморализацией и др.;
- правонарушительские семьи;
- преступные семьи;
- семьи с психической отягощенностью у ее членов [2, с. 209].
Типология семейного неблагополучия по критерию неправильного воспитания детей и подростков представлена А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемилле-ром. К типам нарушенного воспитания ими относятся:
- гипопротекция, характеризующаяся недостатком опеки и контроля;
- доминирующая гиперпротекция, проявляющаяся в чрезмерной опеке и мелочном контроле;
- повышенная моральная ответственность;
- потворствующая гиперпротекция; эмоциональное отвержение;
- жестокие взаимоотношения [5, с. 328].
Отрицательной особенностью нарушения воспитательной функции неблагополучной семьи является ее десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, что часто приводит к отклонениям в поведении детей и подростков. Как отмечает О.В. Филатова, «в результате отсутствия должного семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность ребенка, возникает ситуация девиантного паттерна» [4, с. 41].
Другой формой семейного неблагополучия является неполная семья, которая в настоящее время стало распространенным социальным явлением, возникающим в силу разных причин: рождения внебрачного ребенка, смерти одного из супругов, расторжения брака. К основным типам неполной семьи относятся внебрачная, осиротевшая, разведенная и распавшаяся семья. Различают отцовскую и материнскую неполную семью, при этом к абсолютному большинству среди неполных семей относится неполная материнская семья. Одинокое материнство связано с повышением уровня хронического стресса, главным образом из-за экономических трудностей и снижения уровня социальной поддержки. Нестабильность и распад семьи, переход к одиночному ро-дительству влияют на родительское благополучие . О бщими для семей с одним родителем являются такие факторы, как увеличение ежедневных стрессов, чрезмерная нагрузка, сокращение финансовых ресурсов и снижение социальной поддержки, которые могут влиять на социальную адаптацию и поведение, как родителей, так и детей [7].
Итак, генезис семейного неблагополучия обусловлен комплексом социально-экономических и социально-психологических факторов, оказывающих негативное влияние на жизнедеятельность семьи и ее функционирование как социального института. Семейное неблагополучие отражается во многих неблагоприятных феноменах семенной системы: различные виды нарушенного воспитания и детско-родительских отношений, неполная семья, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по заботе и воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, асоциальное поведение родителей. Семейное неблагополучие, в первую очередь, оказывает негативное
влияние в сфере воспитательных функций семьи, что ведет к дефектам социализации и трудностям
Литература:
1. Алексеева Л.С. Работа с семьей как стратегическое направление деятельности учреждения социальной сферы // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 3. С. 54-61.
2. Андреева Т.В. Психология семьи : учебное пособие. СПб. : Речь, 2010. 384 с.
3. Кучмаева О.В. О современной семье и ее воспитательном потенциале / О.В. Кучмаева, Е.А. Ма-рыганова, О.Л. Петрякова, А.Б. Синельников // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 4955.
4. Филатова О.В. Особенности деятельности социального педагога в процессе работы с неблагополучными семьями : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2017. 187 с.
5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М. : Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. 336 с.
6. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие. М., 2010. 254 с.
7. Rousou E. Association of social support and so-cio-demographic characteristics with poor self-rated health and depressive symptomatology among single mothers in Cyprus: a descriptive cross-sectional study / E. Rousou, Ch. Kouta, N. Middleton. 2016. URL : https://doi.org/10.1186/s12912-016-0134-x
адаптации, как родителей, так и детей и подростков в социуме.
Literature:
1. Alekseeva L.S. Work with the family as a strategic Direction of social institutions // Russian journal of social work. 2011. № 3. P. 54-61.
2. Andreeva T. V. Psychology of the family : manual. SPb. : Speech, 2010. 384 p.
3. Kuchmaeva O. V. about the modern family and its educational potential / O.V. Kuchmaeva, E.A. Mary-ganova, O.L. Petryakova, A.B. Sinelnikov // Sociological research. 2010. № 7. P. 49-55.
4. Filatova O.V. Features of social pedagogue's activity in the process of working with dysfunctional families : dis. ... candidate of pedagogical sciences. SPb., 2017. 187 p.
5. Schneider L.B. Psychology of family relations. M. : April-Press, publishing house EKSMO-Press, 2010. 336 p.
6. Shulga T.I. Work with a dysfunctional family : manual. M., 2010. 254 p.
7. Rousou E. Association of social support and so-cio-demographic characteristics with poor self-rated health and depressive symptomatology among single mothers in Cyprus: a descriptive cross-sectional study / E. Rousou, Ch. Kouta, N. Middleton. 2016. URL : https://doi.org/10.1186/s12912-016-0134-x