Научная статья на тему 'Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка'

Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1627
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / DYSFUNCTIONAL FAMILY / ДЕТИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ / CHILDREN FROM DISADVANTAGED FAMILIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савкина Евгения Владимировна

В данной статье рассматривается проблема семейного неблагополучия и его влияние на формирование личности ребенка. Представлены результаты исследования особенностей взаимоотношения в неблагополучных семьях, имеющих детей 10-13 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DYSFUNCTIONAL FAMILY AS A VITAL FACTOR OF RISK OF THE CHILD

This article considers the problem of family ill-being and its influence on the formation of a child. Presents the results of studies of the relationship in dysfunctional families raising children aged 10-13 years.

Текст научной работы на тему «Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка»

УДК 376.6

НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ЖИЗНЕННОГО РИСКА РЕБЕНКА

© 2014 Е. В. Савкина

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема семейного неблагополучия и его влияние на формирование личности ребенка. Представлены результаты исследования особенностей взаимоотношения в неблагополучных семьях, имеющих детей 10-13 лет.

Ключевые слова: семья, неблагополучная семья, дети из неблагополучных семей.

A DYSFUNCTIONAL FAMILY AS A VITAL FACTOR OF RISK OF THE CHILD

© 2014 E. Savkina

Summary. This article considers the problem of family ill-being and its influence on the formation of a child. Presents the results of studies of the relationship in dysfunctional families raising children aged 10-13 years.

Keywords: family, dysfunctional family, children from disadvantaged families.

Семья является первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым человек испытывает в течение всей жизни. Именно в семье зарождаются основы нравственности и морали человека, формируются нормы поведения, проявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Таким образом, в семье происходит первичная социализация ребенка1.

Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль2.

С учетом доминирующих факторов В. М. Целуйко условно делит неблагополучные семьи на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей3.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

1) конфликтные;

2) проблемные, асоциальные семьи. Семьи с открытой формой неблагополучия имеют ярко выраженный характер семейного неблагополучия, который проявляется одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);

3) аморально-криминальные семьи. Проявляется в неблагополучном психологическом климате в семье, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что сказывается на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Это семьи псевдовзаимные и псевдовраждебные, семьи известных, состоятельных людей, пограничные семьи, семьи с нарушением структуры семейных ролей.

В семьях со скрытой формой неблагополучия гораздо труднее разглядеть неблагополучие по отношению к детям. И только пристальное внимание к анализу семейной атмо-

58

ВЕСТНИК СЮИ

сферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным.

В семьях со скрытой формой неблагополучия В. В. Юстицкий выделяет как «недо-

4

верчивую», «легкомысленную» и «хитрую» .

«Недоверчивая» семья. Характерная черта - повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться).

«Легкомысленная» семья. Отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра.

В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени.

На образ жизни ребенка и его психическое развитие оказывает огромное влияние родительский дом - отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает в первую очередь у родителей. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как они этого хотят, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

Психика ребенка, его душевный склад, восприятие и отношение к окружающему миру, другим людям и к себе формируются с самого раннего детства в родительской семье под влиянием той атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, господствующий во взаимоотношениях супругов, имеет большое значение. Порой родители совершенно не дают себе отчета в том, что их неумение разрешить собственные проблемы тяжким бременем ложится на детские плечи, приводя к появлению в его психике очагов патологических переживаний5.

В нашем исследовании изучались особенности взаимоотношений в неблагополучных семьях, воспитывающих детей 10-13 лет, с использованием следующих методов: анкетирование; тесты «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, «Несуществующее животное», методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов.

Анализ результатов исследования показал, что у детей из неблагополучных семей отмечаются негативные реакции на замечания взрослых, хулиганство, враждебное отношение к учителям, сверстникам, суетливость, озлобленность, негативные реакции на замечания, непослушание.

Влияние неблагополучных семей на развитие детей проявляется в следующих характеристиках: 1) уклонение от учебы; 2) низкая успеваемость; 3) тревожность; 4) недоедание; 5) неопрятность внешнего вида ребенка; 6) усталость; 7) сильное желание поспать.

У исследуемых детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отмечаются и нарушения в общении с ближайшим окружением, которые проявляется в конфликтности; агрессивности; употреблении ненормативной лексики; замкнутости; недоверии к людям.

Таким образом, ребенок из неблагополучной семьи отличается от детей, растущих в благополучной семье, внешним видом, одеждой, манерой общаться, умением нецензурно выражаться, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторже-

нием, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.

С детьми из неблагополучных семей следует проводить коррекционно-воспи-тательную деятельность, направленную главным образом на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью самореализации в обществе.

1 Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2003.

2 Райгородский Д. Я. Психология семьи. - Самара, 2002.

3 Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990.

4 Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М., 2006.

5 Землянухина Н. А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - С. 81-83.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ А. ЛЭНГЛЕ

© 2014 С. А. Тарасова

Аннотация. В статье анализируются психологические проблемы осужденных с точки зрения экзистенциально-аналитического подхода А. Лэнгле. Описываются основные экзистенциальные потребности осужденных на основе концепции четырех фундаментальных мотиваций личности. Дается характеристика экзистенциальной депривации в местах лишения свободы. Предлагается использовать экзистенциальный анализ в практике пенитенциарного психолога как метод разрешения личностных проблем осужденных.

Ключевые слова: экзистенциально-аналитическая теория А. Лэнгле, концепция четырех фундаментальных мотиваций, экзистенциальная депривация, экзистенциальные проблемы осужденных, экзистенциальный анализ.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF SENTENCED ACCORDING TO THE EXISTENCE-ANALYTICAL THEORY OF LEANGLE

© 2014 S. Tarasova

Summary. In the article is analyzed psychological problems of sentenced according to the existence-analytical theory of Leangle. The author describes existential requirements of sentenced. The theory is based on the conception of four fundamental personality's motivation. Also in the article is given the characteristics of existential deprivation. The author suggests to use existential analyze in the practice ofpenetration psychologist as the method ofpermission personalities problems of sentenced.

Keywords: existence-analytical theory of Leangle, conception of four fundamental personality's motivation, existential deprivation and existential problems of sentenced, existential analyze.

Актуальность темы статьи обусловлена необходимостью изучения психологических проблем, которые испытывают люди, преступившие закон и находящиеся в местах социальной изоляции, с целью определения адекватных методов психологической работы с ними и организации жизнедеятельности в исправительном учреждении в целом.

Пребывание в местах лишения свободы - это для человека трудная жизненная ситуация, обусловленная наказанием за совершенное преступление. Условия жизни в исправительных учреждениях таковы, что человек не может удовлетворить свои жизненно важные потребности. В результате возникает депривация - тяжелое, болезненное и часто лич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.