Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ'

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-ЖЕРТВА НАСИЛИЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / ПОЛИИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ НАСИЛИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевелева Н.В.

Социально-экономические и политические преображения, происходящие в настоящее время в России, значительно влияют на степень насилия в обществе, в первую очередь по отношению к детям. Насильственным действиям ребенок подвергается не только в неблагополучных семьях, но в благополучных, где противоправные действия совершается вне дома. Цель исследования - выявить особенностей семей из группы риска, в которых детей перенесли насилие. В статье приведены результаты теоретического анализа фактов нарушения прав и интересов несовершеннолетних со стороны родителей, членов семьи, сторонних лиц. Предложено понятие семьи с детьми, пережившими насилие как группы людей, живущих вместе, связанных между собой общностью быта, моральной и правовой поддержкой, эмоционально-психологическими связями, в числе которых есть несовершеннолетний пострадавший, которому преступлением причинен моральный или физический вред. Представлен анализ исследований по проблемам сопровождения семей с детьми, перенесших насилие, которые ведутся в различных научных отраслях (педагогике, психологии, социологии). На основании историко-педагогического анализа выявлены и обоснованы особенности семей с детьми, пережившими насилие: наличие ребенка - жертвы насилия; полиинституциональность форм насилия; дисгармонизация детско-родительских отношений; «трансформация» ребенка - жертвы в потенциального обидчика, в результате дисгармонизации детско-родительских отношений, повышенной конфликтностью в социальной среде, высокого уровня тревожности и агрессивности субъектов семьи. В работе предложены технологии работы с семьями, в которых дети подверглись насилию, которые обусловлены степенью их неблагополучия: психолого-педагогическая поддержка в виде проведения первичной диагностики для выявления причин неблагополучия, формирования социально приемлемой , технологии. формы поведения, устойчивых нравственных ориентиров, межличностных семейных отношений; психолого-педагогическая ресоциализация как целостность психолого-педагогических мероприятий, способствующих устранению последствий десоциализации личности, направленных на формирование, сохранение и закрепление положительного воздействия в процессе реабилитации/адаптации. В заключении представлены выводы об особенностях семей с детьми, перенесшими насилие, технологиях работы с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FAMILY FEATURES WITH CHILDREN, SUBJECTED TO VIOLENCE

The socio-economic and political transformations currently taking place in Russia significantly affect the level of violence in society, primarily in relation to children. A child is subjected to violent actions not only in dysfunctional families, but in prosperous ones, where illegal actions are committed outside the home. The aim of the study is to identify the characteristics of families at risk in which children have experienced violence. The article presents the results of a theoretical analysis of the facts of violation of the rights and interests of minors by parents, family members, outsiders. The concept of a family with children who have experienced violence as a group of people living together, interconnected by a common life, moral and legal support, emotional and psychological ties, including a minor victim who suffered moral or physical harm, is proposed. The analysis of studies on the problems of accompanying families with children who have experienced violence, which are conducted in various scientific fields (pedagogy, psychology, sociology), is presented. On the basis of historical and pedagogical analysis, the authors identified and substantiated the characteristics of families with children who have experienced violence: the presence of a child who is a victim of violence; polyinstitutionality of forms of violence; disharmonization of parent-child relations; "Transformation" of a child - a victim into a potential offender, as a result of disharmonization of child- parent relations, increased conflict in the social environment, a high level of anxiety and aggressiveness of family members. The paper proposes technologies for working with families in which children have been subjected to violence, which are due to the degree of their disadvantage: psychological and pedagogical support in the form of primary diagnostics to identify the causes of disadvantage, the formation of a socially acceptable form of behavior, stable moral guidelines, interpersonal family relations; psychological and pedagogical resocialization as the integrity of psychological and pedagogical measures that contribute to the elimination of the consequences of desocialization of the individual, aimed at the formation, preservation and consolidation of positive impact in the process of rehabilitation / adaptation. In the conclusion, conclusions are presented about the characteristics of families with children who have experienced violence, technologies of working with them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 14.25.07 159.9

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-40-44

TO THE QUESTION OF THE FAMILY FEATURES WITH CHILDREN, SUBJECTED TO VIOLENCE

Sheveleva N. V.

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ПОДВЕРГШИМИСЯ НАСИЛИЮ

Шевелева Н.В.

ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск, Российская Федерация

Abstract. The socio-economic and political transformations currently taking place in Russia significantly affect the level of violence in society, primarily in relation to children. A child is subjected to violent actions not only in dysfunctional families, but in prosperous ones, where illegal actions are committed outside the home. The aim of the study is to identify the characteristics of families at risk in which children have experienced violence. The article presents the results of a theoretical analysis of the facts of violation of the rights and interests of minors by parents, family members, outsiders. The concept of a family with children who have experienced violence as a group of people living together, interconnected by a common life, moral and legal support, emotional and psychological ties, including a minor victim who suffered moral or physical harm, is proposed. The analysis of studies on the problems of accompanying families with children who have experienced violence, which are conducted in various scientific fields (pedagogy, psychology, sociology), is presented. On the basis of historical and pedagogical analysis, the authors identified and substantiated the characteristics of families with children who have experienced violence: the presence of a child who is a victim of violence; polyinstitutionality of forms of violence; disharmonization of parent-child relations; "Transformation" of a child - a victim into a potential offender, as a result of disharmonization of child-parent relations, increased conflict in the social environment, a high level of anxiety and aggressiveness of family members. The paper proposes technologies for working with families in which children have been subjected to violence, which are due to the degree of their disadvantage: psychological and pedagogical support in the form of primary diagnostics to identify the causes of disadvantage, the formation of a socially acceptable form of behavior, stable moral guidelines, interpersonal family relations; psychological and pedagogical resocialization as the integrity of psychological and pedagogical measures that contribute to the elimination of the consequences of desocialization of the individual, aimed at the formation, preservation and consolidation of positive impact in the process of rehabilitation / adaptation. In the conclusion,

Аннотация. Социально-экономические и политические преображения, происходящие в настоящее время в России, значительно влияют на степень насилия в обществе, в первую очередь по отношению к детям. Насильственным действиям ребенок подвергается не только в неблагополучных семьях, но в благополучных, где противоправные действия совершается вне дома. Цель исследования — выявить особенностей семей из группы риска, в которых детей перенесли насилие. В статье приведены результаты теоретического анализа фактов нарушения прав и интересов несовершеннолетних со стороны родителей, членов семьи, сторонних лиц. Предложено понятие семьи с детьми, пережившими насилие как группы людей, живущих вместе, связанных между собой общностью быта, моральной и правовой поддержкой, эмоционально-психологическими связями, в числе которых есть несовершеннолетний пострадавший, которому преступлением причинен моральный или физический вред. Представлен анализ исследований по проблемам сопровождения семей с детьми, перенесших насилие, которые ведутся в различных научных отраслях (педагогике, психологии, социологии). На основании историко-педагогического анализа выявлены и обоснованы особенности семей с детьми, пережившими насилие: наличие ребенка - жертвы насилия; полиинституциональность форм насилия; дисгар-монизация детско-родительских отношений; «трансформация» ребенка - жертвы в потенциального обидчика, в результате дисгармонизации дет-ско-родительских отношений, повышенной конфликтностью в социальной среде, высокого уровня тревожности и агрессивности субъектов семьи. В работе предложены технологии работы с семьями, в которых дети подверглись насилию, которые обусловлены степенью их неблагополучия: психолого-педагогическая поддержка в виде проведения первичной диагностики для выявления причин неблагополучия, формирования социально приемлемой

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

conclusions are presented about the characteristics of families with children who have experienced violence, technologies of working with them. Keywords: a child victim of violence, dysfunctional family, polyinstitutionality of violence, psychological and pedagogical support, psychological and pedagogical resocialization, technologies. формы поведения, устойчивых нравственных ориентиров, межличностных семейных отношений; психолого-педагогическая ресоциализация как целостность психолого-педагогических мероприятий, способствующих устранению последствий десоци-ализации личности, направленных на формирование, сохранение и закрепление положительного воздействия в процессе реабилитации/адаптации. В заключении представлены выводы об особенностях семей с детьми, перенесшими насилие, технологиях работы с ними. Ключевые слова: ребенок-жертва насилия, неблагополучная семья, полиинституциональность насилия, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая ресоциализация, технологии.

REFERENCES [1] Sociological encyclopedic dictionary / ed. G.V. Osipova. - Moscow: Norma-Infra-M, 1998. - 672 p. [2] Pavlenok, PD Fundamentals of social work: textbook. / P. D. Pavlenok. - 2nd ed., Rev. and add. - Moscow: Infra-M, 2003. - 395 p. [3] Klyueva, N.V. Psychologist and family: diagnostics, consultations, training / N.V. Klyuev. - Yaroslavl, 2001. [4] Sheveleva, N.V. Complex model of psychological and pedagogical support of families with children who have experienced violence: a scientific report on the main results of scientific and qualification work (dissertation) in the field of preparation: 13.00.01 -General pedagogy, history of educational pedagogy / N.V. Sheveleva. - 1 computer file (pdf; 656.0 Kb). -Tomsk, 2017. - Title with title. screen. - Access from computers NB TSPU. - URL: http://fulltext.tspu.edu.ru/LA/vkr2017-01.pdf (date accessed: 21.10.2020). БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Социологический энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Осипова. - Москва: Норма-Ин-фра-М, 1998. - 672 с. [2] Павленок, П. Д. Основы социальной работы: учеб. / П. Д. Павленок. - 2 изд., испр. и доп. -Москва: Инфра-М, 2003. - 395 с. [3] Клюева, Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н.В. Клюева. - Ярославль, 2001. [4] Шевелева, Н. В. Комплексная модель психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, перенесшими насилие : научный доклад об основных результатах научно-квалификационной работы (диссертации) по направлению подготовки : 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики образования / Н. В. Шевелева. - 1 компьютерный файл (pdf ; 656,0 Kb). - Томск, 2017. - Заглавие с титул. экрана. - Доступ с компьютеров НБ ТГПУ. - URL: http://fulltext.tspu.edu.ru/LA/vkr2017-01.pdf (дата обращения: 21.10.2020).

Conflict of Interest Statement. The author declares no conflicts of interest.

Contribution of the author - N. V. Sheveleva - literature review, text writing, collection and processing of materials, research concept.

Sheveleva N.V. - SPIN ID: 8347-1719; ORCID ID: 0000-0002-4554-5105

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора — Шевелева Н.В. — обзор литературы, написание текста, сбор и обработка материалов,

концепция исследования.

Шевелева Н.В. - SPIN ID: 8347-1719, ORCID ID: 0000-0002-4554-5105

Актуальность. В настоящее время семья как социальный институт переживает

разносторонний кризис, при котором затронуты все стороны жизнедеятельности человека, в том числе и взаимоотношения между супругами, а также детьми и родителями. Создание семьи, формирование ее социальной значимости является процессом длительным и

многогранным, где фундаментом служат семейные ценности, моральные и нравственные ориентиры, основанные на любви, милосердии, добрых взаимоотношениях между членами семьи, соблюдении традиций. В условиях формирования информационного общества значительно возрастает объем насильственных действий в социуме в целом, по отношению к

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

детям, в частности. При этом механизмы поддержки семей с детьми, пережившими насилие, до настоящего времени в недостаточной степени представлены как в педагогической науке, так и в практической деятельности. Актуальность настоящего исследования обусловлена наличием противоречий между: возрастающим числом семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе и имеющих детей, переживших травматические последствия различных ситуаций насилия, и крайне ограниченной степенью обоснования программ по психолого-педагогической поддержке, ресоциализации таких семей; наличием источниковой базы по данной проблематике и отсутствием исследований о механизмах психолого-педагогической

ресоциализации семей с детьми, перенесших насилие.

Цель исследования — выявить особенностей семей из группы риска, в которых детей перенесли насилие.

Основная часть. Семья является микрофактором для адаптации детей в обществе. В настоящее время существует множество классификаций семей [1]: биологические и замещающие; полные (наличие обоих родителей); неполные (наличие только матери или отца); смешанные (в которых дети, являющиеся родными для одного из родителей, вторым родителем могут быть усынов-лены/удочерены);благополучные/ благоприятные — неблагополучные/неблагоприятные. Социализация в семьях «благополучные/благоприятные -неблагополучные/неблагоприятные», ее влияние на развитие личности ребенка происходит различно. Благополучные семьи характеризуются развитостью взаимоотношений не только между родителями и детьми, но и всеми членами семьи. Здесь поддерживаются семейные ценности, в том числе любовь, преданность, преемственность поколений, соблюдение традиций, уважение к труду. Дети из таких семей имеют хорошо развитые коммуникативные навыки, легко ассимилируются в различных социальных группах.

Неблагополучная семья, по утверждению П. Д. Павленка [2], имеет низкую финансовую достаточность, отсутствуют полностью или частично деформированы детско-родитель-ские отношения. Все социальные процессы в такой семье в отношении ребенка протекают с некоторыми затруднениями. Семейное неблагополучие проявляется не только в межличностных отношениях внутри семьи, но и во взаимоотношениях с общеобразовательными учреждениями,

производством и другими социальными институтами. Неблагополучие семьи в первую очередь определяет личность родителя/родителей: злоупотребление алкоголем или наркотиками; наличие психического заболевания; отсутствие постоянного места работы; наличие судимости; несовершеннолетний возраст одного из родителей при вступлении в брак.

Неблагополучные семьи попадают в группу социально опасного положения и имеют три степени сложности [3]. В случае, если семья имеет первую (легкую) степень социального неблагополучия, то ей будет оказана психолого-педагогическая поддержка: проведение первичной диагностики для выявления причин неблагополучия, формирование социально приемлемой формы поведения, устойчивых нравственных ориентиров, межличностных семейных отношений. Вторая и третья стадии семейного неблагополучия имеют группу высокого социального риска. Эти семьи нуждаются в психолого-педагогической ресоциализации, т.е в проведении психолого-педагогических мероприятий, способствующих устранению последствий десоциализа-ции личности, направленных на формирование, сохранение и закрепление положительного воздействия в процессе реабилитации/адаптации.

Агрессия, проявляемая в отношении несовершеннолетних в существующем обществе, и связанное с ней насилие — одна из злободневных проблем современного социума. По мнению E.H. Волковой агрессия есть деструктивное поведение, отрицающее нормы и правила существования людей в обществе, причиняющее вред объектам нападения в виде физического ущерба или психологического дискомфорта.

Жертвами насилия становятся дети как из неблагополучных, так и благополучных семьях. Малолетние из благополучных семей подвергаются насильственным действиям вне дома, в различных социальных структурах. Существует ряд причин, по которым происходят агрессивные действия в отношении таких детей со стороны остальных членов сообщества. Это связано с дезорганизацией межличностных отношений в группе, образованием неформальных объединений, в которых отсутствует монолитность, но при этом регулярно существует соперничество и разделение членов группы на лидеров и отвергнутых.

На основе социологического энциклопедического словаря под редакцией Г. В. Осипова сформулируем понятие семьи с детьми, перенесших насилие, как «группу людей, живущих вме-

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

сте, связанных между собой общностью быта, моральной и правовой поддержкой, эмоционально-психологическими связями, в числе которых есть несовершеннолетний пострадавший, которому преступлением причинен моральный или физический вред» [4].

Такая семья может быть отнесена к группе социального риска/высокой социальной опасности. В настоящее время изучение особенностей семей с детьми, перенесшими насилие, подбор методов диагностики последствий травматических переживаний и причин возникновения насилия в отношении несовершеннолетнего, а также разрабатывание коррекционных/реабилитацион-ных программ являются востребованными в практической деятельности специалистов центров, оказывающих социальные услуги населению. При этом данная категория семей является малоизученной темой в рамках семейной педагогики. На основании работ, Е.Л. Рубачевой , А.Л. Ры-жмановой, Н.Ю. Синягиной и др. мы выделили характерные особенности семей, в которых дети перенесли насилие.

1. Работы Волковой Е.Н., Васильковой Ю. и др. позволяют утверждать, что к особенностям семей, имеющих детей, переживших насилие относится такой признак как «наличие ребенка, пострадавшего от насилия». Жертвой насилие признано физическое лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Ребенок может быть подвергнут физическому, психологическому, сексуальному насилию в любом сообществе. Чаще всего в семье насилие совершается родителями ребенка, лицами их замещающими, а также и другими родственниками: старшими братьями/сестрами, бабушками, дедушками т.д. В образовательных учреждениях обидчиками выступают одногрупп-ники/одноклассники, старшие ребята. Причиненный физический вред может иметь тяжелые для несовершеннолетнего последствия: нарушение физических функций организма, психических функций, а также привести к летальному исходу. При психическом насилии в семье четко прослеживается отсутствие привязанности родителей к ребенку. Результаты такого насилия могут быть выражены и в задержке развития когнитивных (познавательных) функций и отсутствии опыта социального общения (социальная депривация). Все это в дальнейшем приводит к нарушению сотрудничества ребенка с родителями/родителем. Ребенок, посещающий дошкольное/школьное учреждение, подвергается со стороны своих товарищей и/или педагогического состава насмешкам, поруганию, уничижению. Жертвы психического

насилия в дальнейшем приобретают виктимное состояние, подвергаясь различным формам жестокого обращения. Например, психическое насилие может трансформироваться в сексуальное. Оказывая психологическое давление в виде угроз, унижения, оскорбления, насильник совершает с несовершеннолетним принудительный половой акт, не редко используя при этом и физическое насилие.

В неблагополучных семьях встречается такое социальное явление как пренебрежение основными нуждами детей, которое является одним из видов домашнего насилия. Перечислим некоторые его проявления: отсутствие необходимых документов (свидетельство о рождении, регистрация по месту жительства, полис обязательного медицинского страхования); ребенок не посещает образовательное учреждение по достижению им определенного возраста (детский сад/школа); имеет неряшливый вид, постоянно испытывает чувство голода; во время не проходит медицинский осмотр; ребенок регулярно находится дома без присмотра взрослых или с посторонними людьми.

2. Такие авторы как Т. В. Гаврилова, О.М. Исаева и др. к признакам семьи с детьми, попавшими в группу социального рискаотносят и такой признак как «полиинституциональность форм насилия над ребенком». Насилие может характеризоваться как одиночное (моноинституциональное), так и комплексное (полиинституциональное). Нередко ребенок, который испытывает один или несколько видов насилие в одном социальном институте, подвергается жестокому обращения и в других сообществах. Насилие редко носит одиночную форму, как правило, оно бывает многофакторным — полиинституциональным (комплексным). Например, если ребенок, испытывает один или несколько видов насилия в семье, то, как правило, сталкивается с таким же насилием и в образовательном учреждении.

Последствия такого положения несовершеннолетнего пагубно сказываются на формирование и развитие его личности. Виктимность мешает ребенку актуализироваться в обществе, становясь объектом насмешек и надругательств, со стороны других членов социальных групп. При моноинституциональном (единичное) насилии жертва испытывает агрессию и насильственным действиям только в одном социальном институте; дом, общеобразовательные учреждения, социальные сети и т.д.

3. На основании работ В.В. Терещенко, Д.И. Фельдштейна и др. нами был выделена такая спе-

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

цифика семьи с ДПН как «дисгармонизация дет-ско-родительских отношений». В педагогике термин «дисгармонизация детско-родительских отношений» представлен как отсутствие или нарушение взаимоотношений между детьми и родителями. Микроконфликтные отношения «ребенок-взрослый» оказывают пагубное воздействие на развитие личности ребенка и ведут к дефици-тарности межличностных связей в семье. Последствия такого положения несовершеннолетнего пагубно сказываются на формирование и развитие его личности. Виктимность мешает ребенку актуализироваться в обществе, становясь объектом насмешек и надругательств, со стороны других членов социальных групп. При моноинституциональном (единичное) насилии жертва испытывает агрессию и насильственным действиям только в одном социальном институте; дом, общеобразовательные учреждения, социальные сети и т.д.

4. Четвертая особенность семей, имеющих детей, перенесших насилие, характеризуется «трансформацией» ребенка-жертвы в потенциального обидчика. Эта особенность описана в работах Т.Ф. Золотаревой, А.А. Бакина и др. Дети, где в семьях присутствуют деформированные детско-родительские отношения, оказываются неспособными к пониманию внутреннего мира других людей. У них формируется и развивается негативное отношение к тем, кто является слабее их, имеет физические или другие недостатки и т.д. Такие дети в дальнейшем сами могут стать обидчиками других. Это явление описывает в своих работах Ю. М. Антонян, характеризуя объяснение пре-

ступника, совершившего насильственные действия в отношении несовершеннолетних. Автор указывает, что при пояснении своих преступлений насильник указывал, что причины его совершения вызваны его личными болезненно-гнетущими воспоминаниями из детства. По мнению Ю. М. Антонян, «застрявший» на подсознании отрицательный жизненный опыт, идущий из детства, подталкивал правонарушителя совершать противоправные действия, тем самым освобождая его от пережитых отрицательных воспоминаний. В исключительных случаях, чтобы избавиться от них совсем, насильник совершает убийство, предварительно на бессознательном уровне психологически слившись со своей жертвой.

Заключение. Таким образом, нами выявлены характерные особенности семей с детьми, подвергшиеся насилию, которые обусловлены: наличием ребенка - жертвы насилия; полиинституциональ-ностью (комплексностью) форм насилия; дисгар-монизацией детско-родительских отношений; ««трансформацией» ребенка-жертвы насилия в потенциального обидчика, в результате деформации взаимоотношений между детьми и родителями, повышенной конфликтностью в социальной среде, высокого уровня тревожности и агрессивности субъектов семьи. Семьи, где есть дети -жертвы насилия, в результате создавшейся ситуации могут находиться в состоянии десоциали-зации, т. е. происходит утрата или искажение полученных ранее социальных навыков. Этим семьям оказывается помощь в виде психолого-педагогической поддержки или психолого-педагогической ресоциализации.

Ответственный за переписку: Шевелева Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии образования Томский государственный педагогический университет.

E-mail: shevelevanatka 70@mail. ru

Corresponding Author: Sheveleva Natalia Vladimirovna - Assistent Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Education Tomsk

State Pedagogical University. E-mail: shevelevanatka70@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.