Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение и методическое обеспечение процесса развития речи учащихся начальной школы'

Психолого-педагогическое сопровождение и методическое обеспечение процесса развития речи учащихся начальной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / SPEECH DEVELOPMENT / ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ / LANGUAGE TEACHING / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPEECH ACTIVITY / РЕЧЕВЫЕ УМЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ACTOR OF EDUCATIONAL PROCESS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL-EDUCATIONAL SUPPORT / SPEECH SKILLS OF JUNIORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Татьяна Николаевна

В статье предлагается обобщенный аналитико-практический материал по сопровождению процесса развития речи учащихся начальной школы. Опираясь на анализ научных источников, автор акцентирует внимание на том, что методическое обеспечение должно быть ориентировано на достижения лингвистической, психологической наук, методические наработки, а психолого-педагогическое сопровождение должно включать психологическую и логопедическую диагностику, проведение индивидуальной и групповой развивающей и коррекционной работы, а также просвещение и образование всех заинтересованных лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-Educational Support and Methodological Maintenance of Process of Speech Development of Primary School Students

Generalized analytical-practical material about the support of the process of speech development of primary school students is invited in this article. Based on the analysis of scientific sources, the author focuses on methodological maintenance must be aimed at the achievements of linguistic, psychological science, methodological groundworks and psychological-educational support must include psychological and logopedic diagnostics, holding individual and group developing and correction work, and also education of all concerned persons.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение и методическое обеспечение процесса развития речи учащихся начальной школы»

20/?//

цию, поэтому содержательная структура вариантов контрольных работ состоит из теоретической и практической части.

Формирование профессиональных компетенций в рамках личностно ориентированной парадигмы образования опирается на уровни интеллектуальной активности обучающихся и обеспечивается системой индивидуальных репродуктивных, продуктивных и творческих заданий, выполнение которых позволит будущим филологам не только овладеть профессиональными знаниями, но и пополнит их методический арсенал активными и интерактивными методами обучения, необходимыми для совершенствования вариативных стратегий преподавательской деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются содержание курса «Методики преподавания русского языка в высшей школе» в русле личностно ориентированного образования. Основной упор делается на систему заданий для индивидуальной самостоятельной работы, направленной на отработку методических понятий и применение знаний в различных условиях.

Ключевые слова: личностно ориентированное образование, индивидуальные задания, самостоятельная работа, интеллектуальная активность.

SUMMARY

The article discusses the content of course «Methods of Russian language teaching in higher education» in line with the personally oriented education. The system of tasks for individual work aimed at testing methodological concepts and application of knowledge in different conditions are in the focus of the attention.

Key words: personally oriented education, individual assignments, unsupervised work, intellectual activity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вузовская методика преподавания лингвистических дисциплин: учебное пособие / под ред. Ж. В. Ганиева. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 352 с.

2. Методика преподавания в высшей школе: учебно-практическое пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2016. - 315 с.

3. Понамарёв Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 303 с.

4. Понамарёв Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 6. - С. 38-50.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2009. - 713 с.

Т. Н. Сафонова

УДК: 159.946 : 373.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Современные реалии таковы, что обществу необходимы разносторонне развитые личности, одной из характеристик которых является хорошо развитая речь. Развитие речи учащихся является одной из главных задач школьного образования и важным условием воспитания у учащихся мотивации к овладению знаниями, развитию познавательной активности. Развитая речь учащихся свидетельствует о результативности процесса обучения в целом и языку в частности. Язык и

речь играют важную роль в психическом развитии личности. Одним из главных направлений современного общеобразовательного учреждения считается речевое развитие учащихся начальной школы.

Научно-теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что работу по развитию речи следует начинать с момента начала пребывания ребенка в школе. Вопрос о развитии речи всегда находился и находится в центре внимания многих наук, изучающих человека и его деятельность: педагогики, психологии, филологии, методики. О проблеме соотношения языка и речи говорится в истории лингвистических учений (В. Гумбольт, И. А. Бо-дуэн де Куртенэ, Фердинанд де Соссюр). В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривался такими учеными, как Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. С. Не-мов. Модели порождения речи изучали Дж Миллер, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Следует заключить, что проблема развития речи младших школьников является комплексной, так как основывается на данных многих наук: психологии, педагогики, общего языкознания и других. Представления о закономерностях речевого развития младших школьников сформулированы в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Элько-нина, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, М. Р. Львова, Н. И. Политовой, М. С. Соловейчик, В. И. Ка-пинос, Т. А. Ладыженской и др.

От развития речи младших школьников во многом зависит их дальнейшее развитие и успешность их обучения. Но достаточно часто данный процесс протекает нелегко, могут возникать сложности в формировании основных аспектов речи, что определяет важность и необходимость его психолого-педагогического сопровождения.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М. Р. Битя-нова, Б. С. Братусь, Е. В. Бурмистрова, О. С. Газ-ман, И. В. Дубровина, Е. И. Исаев, Е. И. Казакова, А. И. Красило, В. Е. Летунова, Н. Н. Михайлова, А. В. Мудрик, С. Д. Поляков, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Сло-бодчиков, Ф. М. Фрумин, А. Т. Цукерман, Л. М. Шипицына, др.

Теория и практика работы с учащимися начальных классов по направлению развития их речи со всей очевидностью свидетельствует о необходимости включения в работу новых методов и приемов, таких как речетвор-чество учащихся; модели урока по созданию собственного текста, опирающегося на активную работу воображения; создание ситуации фантазирования с использованием жанра фольклора.

Цель статьи - обобщить теоретические основы и практический опыт психолого-педагогического сопровождения процесса развития речи учащихся начальной школы и определить основные направления его практической реализации и методического обеспечения в условиях педагогического процесса. Цель конкретизируется посредством решения следующих задач:

- проанализировать теоретические основы сопровождения процесса развития речи учащихся начальной школы;

- охарактеризовать психолого-педагогическую деятельность образовательного учреждения по развитию речи детей;

- определить особенности психолого-педагогического сопровождения процесса развития речи учащихся начальной школы.

Под речью понимают особый психический процесс, который многими учеными считается существенным отличием человека от животного. Речь - это показатель, отражающий закономерности физиологического, психического, и социального развития человека. Словарь Л. С. Выготского определяет речь как систему рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой - систему рефлексов сознания по преимуществу, то есть для отражения влияния других систем. При этом важно учитывать, что речь - это не просто система звуков, но в ее состав входят также сложнейшие движения и жесты, выражаемые человеком. Именно поэтому обезьяны отличаются от людей, даже самых примитивных, тем, что у них зачатки речи в целом отсутствуют, включая даже умение сделать выражающий какой-либо смысл знак, являющийся вспомогательным психологическим средством [3, с. 35].

20/?//

Гринберг И. Г. в общем виде представляет взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности ребенка следующим образом:

- речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

- язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психологического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций;

- ведущее направление в обучении родному языку - формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;

- ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи [7].

Исследователи отмечают увеличение в обществе количества детей младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи, что закономерно отражается в трудностях младших школьников в обучении. В связи с этим психолого-педагогическое сопровождение становится важным в жизни этих детей.

Термин «психолого-педагогическое сопровождение» имеет большое количество толкований. Мы придерживаемся определения А. П. Овчаровой: «психолого-педагогическое сопровождение - это система деятельности психологов, педагогов, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии речи, от которых зависит улучшение их состояния и успешность адаптации в образовательном процессе» [10, с. 128].

Методом и идеологией деятельности педагога-психолога должно стать сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:

- следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза;

- создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы

отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов;

- в идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения [11, с. 89].

Психолого-педагогическое сопровождение образования детей младшего школьного возраста базируется на принципах гуманистической направленности; целостности и последовательности этапов; единства диагностики и коррекции индивидуально-личностного развития воспитанников; учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в процессе психолого-педагогического сопровождения, или принципе «нормативности» развития личности; комплексного использования методов и приемов коррекционно-педа-гогической деятельности; дифференцированного подхода, личностного подхода, коммуникативного подхода; интеграции усилий ближайшего социального окружения [11, с. 128-131].

Направления психолого-педагогического сопровождения включают психологическую и логопедическую диагностику (индивидуальную и групповую); анализ результатов; разработку рекомендаций, консультации; развивающую работу; коррекционную работу (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Психологическое сопровождение реализует следующие направления: получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе; предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня; структурирование системы психолого-педагогических коррекцион-ных мероприятий.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями письменной и устной речи предо-

пределяет конкретные положительные педагогические условия для осуществления процесса развития и коррекции устной и письменной речи детей.

К педагогическим условиям относятся адекватный характер взаимодействия взрослого с ребенком; разработка содержания кор-рекционно-педагогической работы со школьником, учитывающего его индивидуальные речевые особенности; обучение родителей педагогическим технологиям общения и взаимодействия с ребенком.

Сальникова Т. П. выделяет несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна:

- потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность высказываться о чем-либо письменно или устно.

- содержание речи - условие наличия материала высказывания, т. е. того, о чем нужно сказать. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений.

- средства языка - условие вооружения человека общепринятыми знаками, то есть главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи [11]. Следовательно, детям необходимо дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Богословский В. В. определяет основные узловые моменты развития речи в школьном возрасте: усвоение монологической, письменной речи и формирование внутренней; овладение грамматикой, являющейся сводом правил и законов языка; овладение точной и выразительной речью; формирование речевых свойств личности школьника [4, с. 47]. Результатом реализации программы психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста должна стать нормализация результатов их речевого развития, обучения и воспитания.

Цель психолого-педагогического сопровождения процесса развития речи детей младшего школьного возраста заключается в максимально возможном преодолении имеющихся нарушений устной и письменной речи. Для этого необходимо обеспечить выявление фактического уровня устной и письменной речи, организовать реализацию комплекса мероприятий по коррекции выявленных недостатков, обеспечить проверку эффективности результатов. Важно учитывать, что психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста предполагает включение всех участников образовательного процесса, в первую очередь, родителей и педагогов.

Анализ уровня развития речи и процесса психолого-педагогического сопровождения развития речи учащихся начальной школы проводился в 1 классе одной из школ г. Мурома.

С целью констатации уровня развития речи у детей младшего школьного возраста были рассмотрены методики развития речи с использованием малых фольклорных жанров. Ушакова О. и Струнина Е. считают важнейшим условием развития речевой структуры детей младшего школьного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Практика речевого общения сталкивает детей с различными по значению словами: с антонимами, синонимами. У детей младшего школьного возраста ориентировка на смысловое содержание очень развита: «Слово для ребенка выступает, прежде всего, как носитель смысла, значения» [12, с. 190].

Для выявления понимания младших школьников смысла (значения) слова Ушакова О. и Струнина Е. предлагали разные задания, на основе которых была составлена авторская диагностика, позволяющая выявить,

20/?//

насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими, а также речевые умения детей: точно употреблять слова в различных грамматических формах и значениях; понимать разные значения многозначного слова; самостоятельно подбирать синонимы и антонимы; уровень осознания смысловых отношений между словами; гладкость и плавность изложения, отсутствие прерывистости и повторений, запинок, пауз в связной речи; умение вычленять звуки в словах; уровень развития навыка речи; уровень ориентировки на смысловую сторону слова и выражения.

Результаты диагностики убедили в необходимости создания системы уроков, обучение по которой активно способствовало бы формированию у младших школьников навыка продуцирования текста, повышению теоретических знаний о структуре сказок, развитию связной речи учащихся, формированию умения на практике применять теоретические знания.

При разработке исходных положений системы работы над формированием навыка продуцирования текста (на примере фольклора) учитывались достижения лингвистической, психологической наук, методические наработки.

При отборе литературного материала учитывались такие общедидактические принципы, как учет достоинств художественного произведения, его развивающего потенциала, соотнесенность с учебной программой, учет возрастных особенностей учащихся, их подготовленности к восприятию текста.

В ходе разработки и реализации обучающего этапа соблюдались следующие основные принципы: лингвометодический принцип системной организации развития речи учащихся; принцип градуальности (Е. В. Архи-пова) [2], что нашло отражение в отборе дидактического материала, выборе приемов и методов, их соответствия возрастным особенностям детей, в соответствии средств обучения уровню речевого развития учащихся; коммуникативный принцип обучения, реализованный через создание на уроке речевой ситуации.

Для осуществления психолого-педагогической деятельности была использована система работы над формированием навыка продуцирования собственного текста учащимися начальной школы, в основу которой положена модель специального урока развития речи, построенная в русле коммуникативной методики с использованием элементов современной технологии развивающего обучения.

Загрутдинова М., Шинкарь Г., Клименко Г. указывают на особую значимость фольклора в адаптационный период ребенка в начальной школе. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - учителю. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их [6, с. 16; 8 с. 34].

Педагогическая практика свидетельствует о том, что всестороннему развитию детей способствуют игры-забавы с использованием фольклора. Дети младшего школьного возраста могут устраивать своими силами концерты. Их программа может включать чтение известных детям потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; игры-драматизации или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок.

Учитель принимает непосредственное активное участие в развитии речи детей посредством психолого-педагогического сопровождения.

На уроке учитель использует задания и упражнения, способствующие общему речевому развитию детей. Скороговорки как малый фольклорный жанр следует использовать для развития экспрессивной речи детей. Разучивание стихотворений возможно применять для развития связной речи, ее выразительности, обогащения активного и пассивного словаря школьника. Использование в работе с младшими школьниками по их речевому развитию рассказов, басен, просмотренных фильмов и мультфильмов и их пересказ, разыгры-

вание в лицах прочитанного рассказа или сказки также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря. Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей и пр. в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова, влияет на развитие выразительной, грамматически правильной построенной речи. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь.

Для письменной речи определяющее значение имеет ее правильность. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью.

Для снижения ошибок по невнимательности в тетрадях по русскому языку у школьников существует программа по формированию внимательного письма и чтения у учащихся, которая состоит из двух частей. Диаг-ностико-мотивирующая часть определяет исходный уровень «невнимательности» школьника при письме и чтении, вторая часть -формирующая, коррекционная.

Занятия в данной программе взяты из работ Гальперина П. Я., Кабыльницкой С. Л. Они строятся на материале работы с текстами, содержащими разные типы ошибок по невнимательности: подмена или пропуск слов в предложении, букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др. Исходный уровень невнимательного письма школьника можно определить на основе анализа классных и домашних работ школьника по русскому языку, а также исполнения диагностических методик.

Диагностико-мотивирующая часть методики плавно переходит в формирующую, кор-рекционную. Она построена на общих принципах теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий, разработанной П. Я. Гальпериным и его учениками. В этой части педагог использует разные мето-

ды и приемы формирования внимательного письма и чтения у школьников [5].

Для обеспечения детям возможностей реализации потребностей в высказывании был разработан и проведен комплекс уроков в целях развития у детей навыков продуцирования текста и связной речи. С использованием средств русского фольклора организовано изучение детьми художественных произведений, различных материалов (пословицы, поговорки, потешки), что способствовало развитию речи. Материал закреплялся в игровой форме посредством проведения игр-забав, организации концертов. По итогам проведенной работы учителями и родителями отмечено повышение показателей речевого развития школьников.

Психологический мониторинг по окончании проведенной работы позволяет отследить не только изменения в речевом развитии младших школьников, но и результативность образовательного процесса в школе. Изменения касаются:

- познавательной сферы ребенка (восприятия, памяти, внимания, мышления) и динамики ее развития, а также сформированности учебной деятельности;

- мотивационной сферы и динамики ее развития;

- эмоционально-волевой сферы (уровня тревожности, активности) и динамики ее развития;

- личностной сферы. Это самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации.

Таким образом, целенаправленная работа по психолого-педагогическому сопровождению развития речи позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса развития речи учащихся начальной школы предполагает обеспечение активного и комплексного участия в данном процессе всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей и специалистов. В первых классах

20/?//

приоритетным является обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности. Во вто-ром-третьем классах начальной школы -выявление особенностей и уровня развития различных аспектов познавательной деятельности младших школьников. Направления психолого-педагогического сопровождения должны включать психологическую и логопедическую диагностику, проведение индивидуальной и групповой развивающей и кор-рекционной работы, а также психологическое просвещение и образование. Необходимо обеспечить включение элементов речевого развития во все направления образовательного процесса: проведение специальных заданий и упражнений, стимулирование разучивания детьми стихотворений, использование методов и приемов формирования внимательного письма и чтения у школьников.

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается обобщенный ана-литико-практический материал по сопровождению процесса развития речи учащихся начальной школы. Опираясь на анализ научных источников, автор акцентирует внимание на том, что методическое обеспечение должно быть ориентировано на достижения лингвистической, психологической наук, методические наработки, а психолого-педагогическое сопровождение должно включать психологическую и логопедическую диагностику, проведение индивидуальной и групповой развивающей и коррекционной работы, а также просвещение и образование всех заинтересованных лиц.

Ключевые слова: развитие речи, обучение языку, речевая деятельность, речевые умения младших школьников, субъекты образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение.

SUMMARY

Generalized analytical-practical material about the support of the process of speech development of primary school students is invited in this article. Based on the analysis of scientific sources, the author focuses on methodological maintenance must be aimed at the achievements

of linguistic, psychological science, methodological groundworks and psychological-educational support must include psychological and logopedic diagnostics, holding individual and group developing and correction work, and also education of all concerned persons.

Key words: speech development, language teaching, speech activity, speech skills ofjuniors, actor of educational process, psychological-educational support.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтунина И. Р. Социальная психология: учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 428 с.

2. Архипова Е. В., Никитина Е. И. Основы методики развития речи учащихся: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Вербуй, 2004. - 192 с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь: сб. -М.: ACT: Астрель, 2011. - 637 с.

4. Гак В. Г. Языковые преобразования: Виды языковых преобразований. Факторы и сферы реализации языковых преобразований. -2-е изд., испр. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. -408 с.

5. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

6. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С. 16-22.

7. Гринберг И. Г. Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников [Электронный ресурс]. -URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obsh chepedagogicheskie-tekhnologii/2012/12/09/psik hologo-pedagogicheskie.

8. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 5. - С. 34-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мананникова Е. Н. Социальная психология. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 254 с.

10. Овчарова А. П. Этапы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в речевом развитии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. -№ 82-2. - С. 128-131.

11. Сальникова Т. В. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smarteducator.ru/specans-129-2.html.

12. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

13. Щеголь В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9. - С. 89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.