Научная статья на тему 'Психолого - педагогическое сопровождение формирования метапредметной компетентности современного студента'

Психолого - педагогическое сопровождение формирования метапредметной компетентности современного студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / METASUBJECT COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игуменова Елена Михайловна

В статье рассматривается проблема формирования метапредметной компетентности современного студента через поэтапное построение процесса психолого педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE FORMING METASUBJECT COMPETENCE OF MODERN STUDENT

This article describes problem of forming metasubject competence of modern student through stage-by-stage creation of process psychological and pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Психолого - педагогическое сопровождение формирования метапредметной компетентности современного студента»

заставляют серьёзного читателя самого думать», - отмечал Л.Н. Толстой [2]. Продолжая мысль писателя, добавим: и высказываться, что особенно ценно при изучении иностранного языка.

Некоторые тексты, например, «Осёл и лошадь» позволяют за короткое время провести разные виды работ: от чтения по ролям до литературного анализа, поиска идеи басни, рассуждения на тему взаимопомощи, выявления черт характера героев. С точки зрения грамматики, можно предложить студентам следующие задания: выпишите в три колонки существительные, прилагательные и глаголы; разделите все существительные на одушевлённые и неодушевлённые; определите род существительных и др.

Многие рассказы послужат интересным дополнительным материалом к разговорной теме «Характер». Так, о трудолюбии, доброте, заботе о будущем поколении, бескорыстии, альтруизме можно рассуждать на материале рассказа «Старик и яблони»; находчивость, сообразительность, смекалку, умение преодолевать трудности отмечаем у Галки из рассказа «Галка и кувшин»; на размышления о нравственности, мудрости, великодушии наводит быль «Индеец и англичанин».

Выводы. Нельзя утверждать, что рассказы Л.Н. Толстого студенты-иностранцы будут с лёгкостью читать без словаря. В некоторых случаях потребуется комментарий преподавателя, который можно в виде синонима поместить в скобках рядом с трудным или устаревшим словом или в виде определения дать после текста. Но, в целом, учитывая сознательную экономию изобразительных средств, частое повторение в одном тексте одних и тех же слов, а иногда и форм слов, прямой порядок слов большинства предложений, практически не осложнённых причастными, деепричастными оборотами и другими сложными синтаксическими конструкциями, можно предположить, что всё это значительно облегчит иностранным учащимся понимание и анализ рассказов Л.Н. Толстого из «Русских книг для чтения», а также сделает использование исследуемого материала на занятиях по русскому языку как иностранному целесообразным и методически оправданным.

Литература:

1. Акишина А.А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного. - М.: РЯ Курсы, 2012. - С. 40 - 46.

2. Высказывания, цитаты и афоризмы Толстого http://www.wisdoms.ru/pavt/p237.htmI

3. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М., 1963, с. 206—207.

4. Еремина Е.А. Образная ситуация художественного текста на уроке русского языка как иностранного // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Сборник научных статей ХУ Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 103-107.

5. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов) - М.: Русский язык, 1988. - С. 2 - 143.

6. Кулибина Н.В. Художественный дискурс как актуализация художественного текста в сознании читателя // Мир русского слова, №1, 2001.

7. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение/ Н.П. Андрюшина и др. - М.-СПб.: ЦМЩ МГУ - «Златоуст», 2002.

8. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 208 с.

9. Морковкин В.В., Сафьян Ю.А., Степанова Е.М., Дорофеева И.Ф. Лексические минимумы современного русского языка. - М.: Русский язык, 1985. - 608 с.

10. Толстая С. А. Дневники, в 2-х томах, т. 1. М., 1978, с. 499.

11. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х томах. М.: «Художественная литература», 1978—1985 http://www.rvb.ru/toIstoy/toc.htm

12. Толстухина И.И. Живая встреча студентов-иностранцев с русским писателем// Русская литература в иностранной аудитории.: Сб. научных статей. Вып.6.-СПб.:Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - С. 224-233

13. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 10. - М., 1951.

Педагогика

УДК: 378

старший преподаватель Игуменова Елена Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (г. Чита)

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования метапредметной компетентности современного студента через поэтапное построение процесса психолого - педагогического сопровождения.

Ключевые слова: профессиональное образование, психолого - педагогическое сопровождение, метапредметные компетенции.

Annotation. This article describes problem of forming metasubject competence of modern student through stage-by-stage creation of process psychological and pedagogical support.

Keywords: professional education, psychological and pedagogical support, metasubject competence.

Введение. Главной целью современного профессионального образования является максимальное развитие личностных и профессиональных способностей каждого студента, формирование качественной основы профессиональных и общих компетенций, необходимых для их конкурентоспособности на рынке труда и успешной социализации в условиях современного общества. Российские критерии измерения качества системы образования наряду с международными выделяют главными ориентирами проблему формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

Метапредметные компетенции начинают доминировать над профессиональными и общими компетенциями. Социально - политические, экологические, экономические преобразования в России в

частности и в мире в целом требуют от современного профессионала изменений в ценностных ориентациях. Формирование мировоззрения - главное в обучении.

Студент XXI века несет большую ответственность за эффективность своей профессиональной деятельности, за постоянную готовность к профессиональному росту, за выполнение нетипичных заданий, за поиск решений в стрессовых ситуациях. Юношам и девушкам предлагается изучить достаточно большой объем информации, самостоятельно находить нужные сведения, сравнивать разные точки зрения, демонстрировать свою грамотность, использовать свои математические, языковые и иные имеющиеся у них навыки.

В условиях быстрого роста объема информации возможность ее восприятия и осмысления резко уменьшается. Будущий профессионал начинает накапливать «негативный багаж» в виде фрагментарности мировоззрения, трудностей в адаптации, снижении значимости получаемой профессии, низкой стрессоустойчивости. Необходимость предупреждать трудности, помогать студентам в процессе учебной деятельности повлекла за собой активизацию процесса психолого-педагогического сопровождения.

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития студента [М.В.Ососова, 2010].

Э.Ф. Зеер определяет психологическое сопровождение профессионального становления как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [Зеер, Э.Ф., 2008].

Иными словами, современное образование можно условно разделить на две параллельные полосы движения - обучение, как освоение общих и профессиональных компетенций, и сопровождение, как процесс комплексной поддержки студента в результате которой происходит формирование метапредметных компетенций. Такой подход вполне соответствует уровню социально - психологического развития сегодняшнего студента.

Основной принцип современной молодежи - принцип выживания. Студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки. Мотивами этой деятельности являются желание попробовать себя «в деле», удовлетворение своих материальных потребностей, обеспечение успешного трудоустройства. Раннее погружение в трудовую деятельность, зачастую не связанную с получаемой профессией, влечет за собой ослабление корпоративных связей внутри студенчества. Следствием этой проблемы является ослабление традиционных воспитательных воздействий в виде туристических походов, студенческих кружков, конкурсов и т.п.

Современный студент обладает высоким стремлением к познанию. Юноши и девушки стали более эрудированными, хотя при этом мало читают. Незнание классических произведений восполняется многоканальным потоком информации сети Интернет. Это стимулирует развитие мобильности, информационной компетентности с одной стороны, и клипового мышления - с другой.

Личностные черты современного студента также претерпевают изменения.

Под влиянием средств массовой коммуникации доминантными становятся самостоятельность, коммуникабельность, уверенность в себе. Перечисленные категории скорее являются проявлением механизма социального подражания, чем личностными ценностями. По мнению педагогов у современного студента больше амбиций, чем знаний; имея свободный доступ к огромным пластам информации, будущие профессионалы зачастую усваивают ее поверхностно и знания остаются только на электронных носителях.

Мотивационная сторона учебной деятельности традиционно характеризуется тремя составляющими: профессионально - познавательным мотивом, мотивом получения диплома и мотивом межличностного общения.

Анализируя результаты исследований учебной мотивации современных студентов, научно -литературные источники, в том числе по глобальной сети Интернет, можно сделать следующие выводы:

1) мотив достижения успехов в будущей профессиональной деятельности ведёт к ориентации молодежи исключительно на получение высшего образования как такового;

2) стремление достичь конкурентоспособного уровня собственных ресурсов, обеспечивающих относительно стабильное, устойчивое положение на рынке труда и желание удовлетворить собственные материальные запросы, сформировавшиеся на основе новых потребительских стандартов - являются определяющими профессиональными мотивами;

3) снижение профессиональной мотивации, обусловленное противоречиями между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах, ведёт к неготовности выпускников к будущей профессиональной деятельности.

Профессионально-познавательный мотив напрямую связан с выбором профессии. Мотивационная сфера современного студента нуждается не просто в развитии, а в культивировании потребности в профессиональных достижениях. Это способствует стабилизации состояния удовлетворенности учением, облегчает обучение, уменьшает энергозатраты на достижение учебных целей. Необходимо помнить и о том, что юношеский возраст - возраст активной межличностной коммуникации. Потребность в общении, мотив аффилиации современного студента несколько видоизменены под влиянием социальных сетей Интернета, что также требует акцентирования внимания с точки зрения педагогического сопровождения.

Формированию положительной профессиональной мотивации препятствуют не только социальные факторы, но и состояние преподавательского корпуса. Современный преподаватель «отстает» от уровня социально - психологического развития студента, что можно проследить в недостатке практических знаний и опыта, малом количестве молодых кадров, недостаточной коммуникации между работодателями и профессиональными образовательными организациями. Актуальными становятся такие проблемы, как оторванность преподавания от состояния современного рынка труда, недостаточный объем проектно-исследовательской работы студентов и неэффективность производственных практик, отсутствие целенаправленной деятельности по формированию у студентов мотивов профессиональной деятельности, недостаточная информация образовательных организаций о карьерном пути выпускников, неспособность работодателей четко сформулировать свои требования, отсутствие внятных прогнозов потребностей рынка труда в молодых специалистах.

При все при этом современный студент - это не просто носитель комплекса компетенций, это разносторонний, самокритичный, азартный, энергичный человек, ставящий на первое место среди

социальных ценностей семью, порядочность, хорошее образование. Среди актуальных проблем молодежи главенствующие позиции занимают борьба с наркоманией, финансирование материально - технической базы образовательных учреждений, снижение безработицы, стимулирование карьерного роста молодых специалистов, пропаганда здорового образа жизни.

Именно такой студент - легкообучаемый и активный, нетерпящий необразованность, деградацию и инфантильность - выбирает коммуникабельного, справедливого, компетентного и активного педагога.

Таким образом, внутренний потенциал каждого участника образовательного процесса, мотивационная сфера и показатели социально-личностного развития являются основополагающими при построении процесса психолого - педагогического сопровождения. Внедрение в профессионально - образовательной среде такого компонента как сопровождение не только повысит уровень профессиональной подготовки современного студента, но и трансформирует образовательно - воспитательную систему в механизм оттачивания метапредметных компетенций.

Психолого - педагогическое сопровождение традиционно строится в несколько этапов: адаптационный, закрепляющий, идентифицирующий и прогностический.

Адаптационный этап во всех образовательных организациях представлен серией мероприятий, направленных на студента - первокурсника. Все силы нацелены на формирование общеучебных умений, необходимых для организации непрерывной самообразовательной деятельности, помощь в планировании студентом личностного и профессионального роста, в решении личностных проблем и проблем социализации, помощь в построении конструктивных отношений с социальным окружением, профилактику девиантного поведения. Следует отметить важную роль системы кураторства - старшекурсник и первокурсник:

- во-первых, автоматизируется четвертый этап психолого - педагогического сопровождения;

- во-вторых, устраняются коммуникативные барьеры педагогического взаимодействия;

- в-третьих, процесс формирования метапредметных компетенций подкреплен влиянием референтной группы.

Закрепляющий этап предусматривает работу со студентами второго курса. На протяжении всего учебного года оказывается необходимая помощь в проектировании личностного и профессионального пути, укреплении уверенности в своих силах, в решении личностных проблем и проблем социализации, в совершенствовании форм индивидуальной работы студентов в учебном процессе; своевременно уделяется внимание студентам, находящимся в состоянии актуального стресса; студентами - старшекурсниками организуется система эффективного контроля за учебной деятельностью более младших коллег.

Идентифицирующий этап психолого - педагогического сопровождения это не просто следующий шаг вместе со студентом на третий курс обучения. Это начало профессиональной социализации, где главными показателями успешности будет уровень профессиональных знаний, переоценка жизненных ценностей, расстановка профессиональных и личностных ориентиров.

Актуальным на данном этапе будет привлечение студентов к научно-исследовательской работе в соответствии с их интересами, активизация общественно полезной деятельности; помощь студентам в проектировании личностного и профессионального пути; содействие личностному росту студентов, формированию активной социальной позиции; психологическая помощь студентам, находящимся в состоянии актуального стресса и «кризиса третьего курса», помощь в решении личностных проблем. Главную роль в процессе идентификации играет преподаватель как носитель профессиональной, психологической и социальной культуры.

Следует отметить, что на данном этапе, как, впрочем, и на предыдущих и последующем, современному студенту необходима доступная, своевременная и эффективная психологическая поддержка, т.е. «содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, своевременное выявление таких особенностей личности, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его личностном становлении и развитии» [Зеер, Э.Ф., 2008].

На четвертом этапе - прогностическом - оказывается содействие развитию активности студентов в аспекте их профессиональной подготовки, повышение уровня их самоорганизации и самовоспитания; обучение студентов навыкам преодоления стресса; профилактика эмоционального выгорания, а также психологическая помощь студентам, находящимся в состоянии острого эмоционального напряжения и стресса, помощь в решении профессионально-личностных проблем. Продолжается работа по развитию социально-психологической компетенции, анализу степени адаптации и социализации выпускников к практическому содержанию и реальным условиям их профессиональной деятельности; активизации формирования индивидуального стиля деятельности и дальнейшего самообразования студентов, их самосознания.

Среди ведущих задач заключительного этапа особого внимания заслуживает процесс стимулирования личностной удовлетворенности студента от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности. Необходимо помнить, что молодые люди нового поколения нуждаются в культивировании потребности в профессиональных достижениях.

На заключительном - прогностическом - этапе наиболее приемлемой формой сопровождения являются тренинги различной направленности. Есть один нюанс, который в большинстве случаев упускается педагогами - психологами или другими специалистами, организующими данную форму взаимодействия. Эффективность тренинговой работы повышается в разы, если современный студент отрабатывает необходимые навыки вместе с преподавателями, работодателями - своими потенциальными коллегами. Создание адекватного «образа Я», снижение профессиональной тревожности, повышение самооценки, навыки саморегуляции эмоциональных состояний, навыки конструктивного общения - это и многое другое развивается и корректируется у всех участников образовательного процесса одновременно.

В итоге сопроводительной деятельности, построенной по описанной траектории, реализуется главная цель психолого-педагогического направления - максимальное содействие психическому и личностному развитию молодых людей, обеспечивающее их готовность к жизненному самоопределению.

Выводы. Профессиональное образование сегодня - это инструмент достижения успеха в жизни, а современный студент - активный пользователь предлагаемым инструментарием. деятельности является лучшим мотиватором интереса и стимулом успешного обучения.

Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности студента, которые должны быть переданы современной молодежи в процессе обучения. Это достигается не только за счет освоения базовых теоретических знаний и практической подготовкой, но и за счет специально созданных дополнительных условий, расширяющих возможности качественного профессионального образования и личностного развития современных студентов. Одним из таких условий является психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов и рассматривается как подход к формированию личности студента в целом и его метапредметных компетенций - в частности.

Литература:

Основная:

1.

2. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.;URL [Электронный ресурс] :https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=11014

3. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. - 2013. - №4. С. 159-160.

4. Цирихова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов в период обучения в колледже [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.

5. Шагивалеева Г. Р., Калашникова В. Ю. Мотивация учебной деятельности студентов вузов различных стран [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 43-47. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8385/ (дата обращения: 08.04.2018).

Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб./ Э.Ф. Зеер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с.

6. Никифоров, Г.С. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности / Г.С. Никифоров // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

7. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 74-78

8. Психологические аспекты развития человека в современном мире [Текст]: коллективная монография / Урал. гос. пед. ун-т ; под. общ. ред. С. А. Минюровой. - Екатеринбург, 2010.

Педагогика

УДК 378.531.8

кандидат технических наук, доцент Имаева Эмма Шаукатовна

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); кандидат технических наук, доцент Зубкова Ольга Евгеньевна

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа); старший преподаватель Исмагилов Марсель Рафитович

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» (г. Уфа)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ МЕХАНИКИ

Аннотация. В статье освещены трудности усвоения студентами дисциплин базового и вариативного циклов, являющихся родственными, предшествующими или необходимыми для изучения последующих спецкурсов в технических вузах. В качестве примера приведена дисциплина «Теоретическая и прикладная механика», принадлежащая базовой части учебных планов многих направлений бакалавриата и специалитета согласно Федеральному образовательному стандарту (ФГОС) последнего поколения. Рассматривается необходимость обеспечения преемственности дисциплин, которая возможна при наличии междисциплинарных связей и сформированной терминологической системы.

Ключевые слова: теоретическая механика, прикладная механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин, преемственность, междисциплинарные связи, терминологическая система, символьные обозначения механических величин.

Annotation. The article highlights the difficulties of students mastering the disciplines of the basic and variable cycles, which are related, precedent or necessary for studying subsequent special courses in technical universities. As an example, the discipline "Theoretical and Applied Mechanics" is given, which belongs to the basic part of the curricula of many bachelor's and specialist courses in accordance with the Federal Education Standard of the latest generation. The need to ensure the continuity of disciplines, which is possible in the presence of interdisciplinary links and a formed terminological system, is considered.

Keywords: theoretical mechanics, applied mechanics, material resistance, theory of mechanisms and machines, machine parts, continuity, interdisciplinary connections, terminological system, symbolic designations of mechanical quantities.

Введение. При составлении учебных планов технических специальностей согласно ФГОС последнего поколения большое внимание уделяется общетехническим дисциплинам, которые являются основой для изучения специализированных курсов вариативной части. Знания, полученные при усвоении курсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.