Научная статья на тему 'Креативная образовательная среда как фактор развития индивидуальной конкурентоспособности выпускников'

Креативная образовательная среда как фактор развития индивидуальной конкурентоспособности выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-ЛИЧНОСТНАЯ СОЗИДАТЕЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ / CREATIVE EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETITIVE ABILITY / VALUE AND PERSON CREATIVE CATEGORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна

Рассмотрено влияние креативной образовательной среды на эффективность получения профессиональных знаний (компетентностей) студентов и их реализации на практике. Сделана попытка обосновать прямую связь в становлении творческой личности выпускника в формировании его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Education Environment as a Factor of Developing Graduates' Personal Competitive Ability

Influence of creative education environment on how efficiently students gain professional knowledge (competences) and practically implement them is discussed. An attempt is made to prove direct link between the development of graduate's professional personality and his/her competi-tive ability.

Текст научной работы на тему «Креативная образовательная среда как фактор развития индивидуальной конкурентоспособности выпускников»

ми оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные, творческие решения. Выводы:

1) компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования;

2) компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем подбора содержания по развитию ключевых компетенций.

Библиографический список 1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов

и системы повыш. квалиф. пед. кадров / ЕС. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М: Издат. центр «Академия», 2000. - 272 с.

2. Роберт, И.В. О понятийном аппарате информатизации образования [Текст] / И.В. Роберт // Образование. - 2002. - № 12.

3. Стадниченко, С.В. Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя [Электронный ресурс] / С.В. Стадниченко. - Режим доступа: http:// chem. goruo.kostanay. kz/12/4.doc.

4. Хуторской, А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. -2003. - № 2. - С. 58-64.

УДК 378.1 ББК 74.58

О.В. Перевозова

креативная образовательная среда как фактор развития индивидуальной конкурентоспособности выпускников

Рассмотрено влияние креативной образовательной среды на эффективность получения профессиональных знаний (компетентностей) студентов и их реализации на практике. Сделана попытка обосновать прямую связь в становлении творческой личности выпускника в формировании его конкурентоспособности.

Ключевые слова: креативное образование, профессиональная компетентность, конкурентоспособность, ценностно-личностная созидательная категория.

На современном этапе развития общества в условиях структурной перестройки и совершенствования содержания системы высшего профессионального образования возникает необходимость активного поиска новых условий качественной подготовки студентов. В настоящее время усилилась дифференциация подготовки менеджеров с целью их профессионального самоопределения на основе возможностей и интересов. Этот процесс реализуется в создании креативной образовательной среды в высшем профессиональном образовании [4, с. 108].

Главная цель креативного образования -развить заложенный творческий потенциал

студентов. Эту цель можно реализовать только в том случае, если сам педагогический подход к студенту будет основан на творческом самоопределении педагогов в системе обучения [5, с. 18].

Овладение творчеством как видом и компонентом современной педагогической деятельности позволяет педагогу моделировать возможные профессиональные качества будущего менеджера, которые позволят ему выработать в себе систему навыков и умений, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке труда [1, с. 37].

От современных специалистов требуются знания, навыки, умения, качества и

способности, позволяющие находить оптимальные, самостоятельные решения в нестандартных ситуациях. В сложных условиях только убежденный, профессионально и психологически подготовленный специалист, только личность может выйти за пределы незапланированного, сверхнормативного, принять верное, обоснованное решение и нести за него всю полноту ответственности [4, с. 8].

Таким образом, выпускник профессионального образовательного учреждения должен обладать способностью мобильно адаптироваться к быстрым изменениям развития общества, быстрой смене профессий и сферы деятельности. То есть, конкурентоспособный специалист - это профессионально мобильная, профессионально самостоятельная и профессионально компетентная личность.

Современный образовательный процесс должен быть направлен на освоение эмоционально-ценностного потенциала студента, а также способствовать раскрытию и самореализации его духовных потенций личности, что позволит ему сформировать свое профессиональное самоопределение в систему конкурентных преимуществ.

Эта необходимость отражена в работах отечественных и зарубежных авторов -В.И. Андреева, Л.И. Божович, А.А. Вербицкого, Д.В. Чернилевского, а также А. Мас-лоу, К. Роджерса. Такая возможность будет достигнута в том случае, если процесс передачи готовых знаний будет заменен креативными технологиями обучения.

Формирование профессиональной компетентности на этапе профессионального развития в процессе обучения в вузе в ее различных аспектах постоянно находится в центре внимания различных направлений психолого-педагогической науки.

Эти вопросы нашли отражение в исследованиях таких ученых, как С.А. Баты-шев, В.С. Безрукова, А.С. Белкин, В.П. Бес-палько, Н.Н. Булынский, А.А. Вербицкий, Л.С. Выготский, Т.В. Габай, П.Я. Гальперин и др. [4, с. 36]. В связи с этим, педагогу высшей школы целесообразно учитывать, что

слово конкурентоспособность можно употреблять, с одной стороны, для обозначения свойства человека, которое характеризует его устойчивость к условиям динамичной среды, выражая уровень приспособленности к ней. С другой стороны, конкурентоспособность выступает как процесс приспособления человека к меняющимся условиям [2, с. 12]. Но в том и в другом случае, эта характеристика является одной из составляющих частей профессиональной компетенции выпускника.

Учеными выделяются разные объекты профессионального развития и формы реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде. Так, Э.Ф. Зеер, автор фундаментальных трудов по психологии профессий и личностно ориентированному и личностно развивающему профессиональному образованию, рассматривая профессиональную структуру личности, включает сюда следующие подструктуры: профессиональную направленность, профессиональную компетентность профессионально важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства [4, с. 68].

Наиболее удачным методологическим подходом к реализации социально-личностных целей профессионального образования является компетентностный (И.Г. Агапов, С.Я. Батышев, В.И. Байден-ко, А.С. Беликов, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова и др.). По мнению этих ученых, детально исследовавших проблему профессиональной компетентности, в основе личностного и профессионального развития лежит принцип саморазвития, т.е. творческого потенциала, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - ее творческой самореализации [4, с. 27]. Творческая самореализация возможна только в условиях креативной образовательной педагогической среды, которую должен обеспечивать педагог в процессе обучения студентов.

Поскольку студенты по-разному реагируют на изменения в своей учебной деятельности, различные стрессоры (т.е. отличаются по своей приспособляемости, адаптивности), то наиболее приоритетными становятся задачи изучения их способностей и возможностей в условиях неопределенности как фактора, способствующего выработке навыков конкурентоустойчивос-ти; разработки системы улучшения этих навыков (или способностей) с целью создания эффективных творческих условий для их самоактуализации [3, с. 96].

Творческая среда не только формирует высокий профессиональный потенциал студента, но и способствует формированию навыка адаптации к различным ситуациям в реальной жизни.

Необходимость адаптироваться к новой жизни в условиях социальной нестабильности требует от студента умения преодолеть изменения, которые произойдут в мире и в его жизни в результате собственных активных действий или идей, воспринятых и реализованных другими людьми. Успех и реальные достижения выпускника, положительная оценка его действий членами социальной группы, к которой он принадлежит, будут определяться на основе прогнозирования им тех изменений, которые произойдут в результате активных действий. Для реализации профессиональной активности студента как конкурентной характеристики активно используются интерактивные формы обучения, которые составляют основу креативной образовательной среды.

Как следствие этого преподаватель высшей школы помогает приобрести студенту очень важные способности: готовность к реагированию на неожиданности, готовность к принятию самостоятельных решений, требующих риска, готовность нести за них ответственность, критичность в оценке своих и чужих действий. Эти способности формируют новые практические компетенции конкурентоспособного специалиста.

Обратимся к еще раз к понятию «компе-тентностный подход». Наиболее точно, с

позиции нашего исследования, эта категория означает:

• приоритетную ориентацию на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности (Э.Ф. Зеер) [4, с. 56];

• постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-эко-номического, информационного и коммуникационно насыщенного пространства (Г.К. Селевко) [4, с. 138].

Мы разделяем позиции обоих ученых, но второе, более развернутое определение компетентностного подхода принято нами в качестве основы родового, исходного. Кроме того, считаем для себя возможным и необходимым внести в определение некоторые существенные уточнения:

• комплекс компетенций должен обеспечивать способность и готовность выпускника т.е. знание, умение и владение профессиональной деятельностью;

• комплекс компетенций необходимо преобразовать в систему, т.к. только владение системой компетенций позволит будущему специалисту быть компетентным, мобильным и конкурентоспособным, т.е. обеспечит успешное бытие - жизнедеятельность в ее многообразии. Обоснование системного характера профессиональной компетентности, основанной на владении системой компетенций, будет представлено ниже, сейчас остановимся на уточненном определении понятия «компетентностный подход».

Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и

развитие индивидуальности - путем создания условий для овладения системой компетенций, обеспечивающей способность и готовность выпускника к выживанию, устойчивой жизнедеятельности и профессиональной успешности в современном социально-экономическом пространстве, т.е. в высоком уровне конкурентоспособности.

В качестве инструментальных средств достижения этих целей могут выступать принципиально новые образовательные конструкты: компетентности, компетенции и профессионально важные качества различного уровня.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Необходимо, впрочем, заметить, что термин «компетенция» возник еще в 1596 году и приведен в словаре Webster.

Понятие «профессиональная компетентность» отождествляют с широко используемыми понятиями «профессионализм», «квалификация», но наиболее часто - с понятием «компетенция». Понятия «компетенция» и «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались и ранее в быту и литературе. Его толкование приводилось в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» приводится следующее определение: «компетентный» (лат. competens, competentis - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо». В русском языке используются два разных слова: компетентность и компетенция, в английском же языке существует только одно: competence, которое в зависимости от контекста означает: 1) способность, умение; 2) компетентность; 3) компетенция (англорусский словарь. М., 1990).

Так как идея компетентностного подхода к образованию заимствована из зарубежной практики, то в 1960-х годах в среде советских педагогов произошло разночтение терминов «компетенция» и «компетентность».

Одна часть педагогов отождествляет понятия «компетентность» и «компетеция», другая часть не может четко сформулировать различия в них, третья - однозначно их разводит.

Например, составители толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова пытались доказать различия между понятиями: «компетентность - осведомленность, авторитетность, компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг полномочий».

В большинстве педагогических и психологических исследований термины «компетентность» и «компетеция» разделяются следующим образом: компетенция - это процесс, а компетентность - результат.

Компетентностно-ориентированное образование сформировалось в 70-х годах XX века в Америке. В США в 1965 году, в общем контексте проблемы Н. Хомским (Массачусетский университет) было предложено толкование «компетенции» применительно к теории языка, трансформационной грамматике.

С этих пор в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам начинается исследование разных видов языковой компетентности, вводится понятие «коммуникативная компетентность».

Наиболее обстоятельный и обширный анализ проблемы профессиональной компетентности содержится в трудах Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, И.Л. Лернера, А.К. Марковой, Дж. Равен, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского, А.М. Новикова и Г.П. Щед-ровицкого.

До 90-х годов ХХ века и в справочной литературе, и в отечественных педагогических исследованиях употребление термина «компетентность» связывалось с профессиональной компетентностью или компетентностью специалиста. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова это понятие употребляется для выражения достаточного уровня квалификации, профессионализма. Понятие «Компетентности» определено в качестве прилагательного:

«Компетентный - 1. Знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области. Компетентный специалист. Компетентное суждение». 2. Обладающий компетенцией. 3. Обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий.

В «Советском энциклопедическом словаре» встречаем следующее определение: «Компетенция (от лат. сотрем - добиваюсь; соответствую; подхожу), 1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу. 2) Знания, опыт в той или иной области».

По мнению некоторых ученых, компетентность - личностная характеристика, а компетенция - совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик. Мы поддерживаем точки зрения, изложенные специалистами, но считаем необходимым добавить, что компетентность специалиста (ее уровни и качественные показатели) зависят от его развитого творческого потенциала.

Креативность становится не только ведущей профессиональной характеристикой специалиста, но и обязательным профессиональным требованием со стороны работодателя.

Исследователи в мире и в России начинают не только изучать компетенции, выделяя от трех до 37 (Дж. Равен) видов, но и строить обучение, имея в виду их (компетенций) формирование как конечный результат процесса образования (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская). Для разных деятельностей исследователи выделяют различные виды компетентности.

Н.В. Кузьмина в своей работе «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения» на материале педагогической деятельности рассматривает компетентность как свойство личности.

Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает в себя пять видов компетентности: 1) специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины;

2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

3) социально-психологическая компетентность в области процессов общения;

4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся;

5) аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

В точки зрения социальной психологии Л.А. Петровская в книге «Компетентность в общении» рассматривает понятие «коммуникативная компетентность» как свойства личности и предлагает конкретные специальные формы тренингов для ее формирования этого.

Таким образом, мы видим, что креативная образовательная среда не только формирует компетентностно значимые характеристики специалистов, но и выступает фактором формирования компетентности педагогов, реализующих процесс обучения.

В ситуации формирования новых условий образования в качестве важного фактора эффективности и гармоничности обучающей деятельности выступают изменения в мышлении преподавателя во взаимосвязи с изменением мотивов его поведения и ценностными ориентациями. Творческий потенциал преподавателя является главным фактором формирования креативной образовательной среды, в которой и формируется модель новой профессиональной подготовленности студентов, модель компетентного специалиста, готового выйти на рынок и конкурировать с подобными лицами [4, с. 115].

В настоящее время креативная образовательная среда выступает механизмом адаптации личности педагога и студента к происходящим социально-экономическим переменам. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, педагог должен не просто адаптировать студентов к новым ситуациям, но и формировать в них умения изменять ситуации, изменяясь и развиваясь при этом

самим. Именно поэтому, как показывает практика, творческая индивидуальность педагога способствует повышению профессиональных компетенций студентов, формирует благоприятную творческую обстановку для обучения и развивает в студентах умение конкурировать.

Творческая образовательная среда формирует не просто творческого студента, а активного творческого специалиста, знающего механизмы самоактуализации и саморазвития личностно-профессиональных потенций [5, с. 81].

Гибкость и оригинальность мышления современного студента можно рассматривать как естественный результат воздействия креативной образовательной среды. Эти качества становятся не только конкурентными преимуществами выпускника, но и факторами выживания личности в современных организациях и социальных группах.

Креативная образовательная среда должна отвечать строгим педагогическим требованиям:

1) креативный образовательный процесс должен быть непрерывным;

2) креативный образовательный процесс должен иметь преемственность и включение студентов в активную обучающую среду;

3) креативный образовательный процесс должен закрепляться непрерывной практической подготовкой студентов на всех этапах прохождения практики. Креативная образовательная среда предоставляет возможность каждому студенту на любом образовательном уровне не только развивать исходный творческий потенциал, но и формировать в себе потребность самопознания, творческого саморазвития, объективную самооценку, которые и составляют основы конкурентоспособных качеств и характеристик будущего менеджера [1, с. 11].

Таким образом, креативная образовательная среда становится обязательным педагогическим условием в формировании актуальных профессиональных навыков, знаний и умений студентов, способствует их успешному освоению профессии менеджера.

Креативность как ценностно-личностная созидательная категория становится неотъемлемой стороной высшего профессионального образования, резервом и условием для творческого саморазвития личности студента. Также она способствует интеграции полученных знаний, вырабатывает профессионально важные умения: восприимчивость к динамике внешней среды, чувствительность к проблемам управленческого и социально-психологического характера, открытость к новым идеям и склонность изменять устоявшиеся стереотипы с целью получения новых результатов в профессиональной и учебной деятельности.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. -Казань, 1994. - 180 с.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Русская Редакция, 2001. - 138 с.

3. Галич, Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Т.Н. Галич. - Казань, 1999. - 276 с.

4. Львов, Л.В. Профессиональное образование: компетентностно-контекстный подход [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Львов. - Челябинск: ЧГАУ, 2007. - 120 с.

5. Морозов, А.В. Креативность преподавателя высшей школы [Текст] / А.В. Морозов. - М.: МГСУ, 2002. - 268 с.

6. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология [Текст] / А.В. Морозов. - М.: МГСУ, 2001. - 202 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.