2) 72,4% выпускников показали низкий уровень подготовленности к половому воспитанию школьников, остальные находились между относительно высоким и средним уровнем, соответственно
- 7,3% и 20,3%;
3) 91,9% выпускников исключительно гетеросексуальны;
4) 5,4% выпускников гетеросексуальны, но при некоторых условиях проявляют небольшой гомосексуальный интерес.
5) 2,7% выпускников гетеросексуальны, но имеют сильный элемент гомосексуальности.
В школах студенты в ходе педагогической практики половое воспитание незначительным образом освещают через факультативный предмет «Валеология - как быть здоровым», количеством от 2 до 3 часов. В старших классах на эти часы отводятся следующие вопросы:
1) 10 класс. Гигиенические основы полового воспитания, профилактика инфекций передающихся половым путем, СПИД, процесс оплодотворения, планирование семьи, контрацепция, о вреде аборта, охрана репродуктивного здоровья девушек и юношей, адекватное сексуальное поведение девушек и юношей и т. п.
2) 11 класс. Валеологические аспекты репродуктивного здоровья. Зачатие, беременность, развитие плода. Аборт, планирование семьи, инфекции передаваемые половым путем и т.п. [2].
Как мы видим, в основном половое воспитание ограничено валеологическими аспектами, количеством 2-3 урока в учебный год. Учитывая, что предмет изучается факультативно, многие школы их вообще не проводят в старших классах, что сказывается на качестве подготовки выпускников педагогического ВУЗа к половому воспитанию школьников в ходе педагогической практики. Абсолютное большинство выпускников педагогического института осваивают некоторые теоретические аспекты полового воспитания школьников в ходе изучения естественных дисциплин не имея возможности их практической апробации в ходе педагогической практики. Такое состояние дел приводит к низкому качеству подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников.
Разработанное Казахстанской медико - педагогической ассоциацией учебное пособие для преподавателей по нравственно-половой подготовке студентов с соответствующей программой, не рассматривает некоторые формы сексуальности школьников, разнообразие полового поведения и сексуальной ориентации человека. В программе чрезмерно усилены медицинские, биологические, гигиенические, валеологические аспекты, а также гендерные образы мужчины и женщины. Программа ориентирована на внеклассную работу [1].
Анализ результатов проведенного предварительного исследования состояния качества подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников позволяет сделать нам следующие выводы:
1. В педагогическом институте и школах никак не обсуждаются и не анализируются разные формы сексуальности школьников, чаще все сводится к осуждению, запугиванию и призыву к половому воздержанию.
2. Вопросы о сексуальности и половой ориентации подменяются обсуждением гендерных стереотипов поведения связанных с мужским и женским полом.
3. Не рассматриваются проблемы связанные с разнообразием полового поведения человека. В случае возникновения таких вопросов, как гомосексуальность и другое разнообразие полового поведения человека подвергается необоснованному осуждению.
4. Системно, в иерархической последовательности не рассматривается механизм формирования пола человека.
5. В педагогическом институте и школах нет в достаточном количестве учебников, методических пособий, дидактических материалов, наглядных средств по половому воспитанию, по вопросам пола и половой жизни. На наш взгляд, данная ситуация снижает качество подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников. Эффективность данного процесса находится в прямой зависимости от решения всех имеющихся недостатков подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников.
Литература:
1. Нравственно-половое воспитание детей и молодежи в Казахстане. - Алматы: КМПА, 1995. - 51 с.
2. Сакенов Д.Ж. Половое воспитание старшеклассников. -Павлодар: Политон, 2007. - 135 с.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Д.Ж. Сакенов, Д.Ж. Абдулхамидова, Е.А. Шнайдер
Павлодарский ГПИ, г. Павлодар, Казахстан E-mail авторов: [email protected]
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограничениями в здоровье в образовательных учреждениях должно осуществляться соответствующими специалистами: педагогами- психолога-
ми, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами. Психолого - педагогическая деятельность по выявлению детей групп риска, с ограниченными возможностями здоровья наряду с высоким профессионализмом специалистов требует стандартизированной технологии проведения диагностики, а также стандартизированного и единообразного методического обеспечения. Одним из механизмов на современном этапе образовательного процесса, обеспечивающим максимальный дифференцированный подход в обучении и воспитании, становится процесс сопровождения (помощи и поддержки), который выступает одним из социальных гарантов полноценного развития личности в процессе образования всех детей, и, прежде всего тех, которые имеют проблемы в психическом, умственном или физическом развитии.
Психолого-педагогическое сопровождение -комплексная технология психолого - педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Содержание системы помощи, определение направлений деятельности со стороны специалистов разного профиля, оказывающих ее, определяется общими задачами обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии: социальная адаптация и трудовая реабилитация [1].
Сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь.
Выделяются следующие формы взаимодействия: комплексное обследование учащихся, построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов, планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развития, взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого - медико-педагогического консилиума [2].
Роль психолого-педагогического сопровождения:
- по вопросам содействия процессам интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями, социально-трудовой адаптации,
- по вопросам обучения и воспитания детей: для педагогических работников (семинары, круглые столы, собрания, методические объединения и т.д.), курсы повышения квалификации в области
психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании,
- для родителей (круглые столы, семинары, подготовка и распространение буклетов, оформление стендового материала);
- для населения выступления в средствах массовой информации.
Комплексное диагностическое обследование, предполагающего систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включая прогноз развития, осуществляется специалистами. Обязательным компонентом диагностики развития в этих условиях является квалификация специальных образовательных потребностей ребенка и необходимой сопутствующей психолого - педагогической и медико-социальной помощи. Основные принципы диагностической работы: комплекс-
ность, всесторонность, целостность [3].
Большое внимание уделяется тому, чтобы разъяснить родителям возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями. Связи с чем основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисципли-нарность, т.е. комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Специалисты сопровождения должны способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у администрации и педагогов образовательных учреждений; у обучающихся образовательных учреждений; у родителей здоровых детей. В данном случае именно школьный психолого - медико -педагогический консилиум является важнейшей структурой, призванной формировать правильное отношение социума к детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья.
Говоря об образовании детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и модернизация специфики учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психоло-го-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый моральнопсихологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании
проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.
Литература:
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
2. Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии, которые подготовлены в рамках реализации п. 2 Постановления Правительства Республики Казахстан от 05.02.2007 г. №81 «Об утверждении Плана мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».
3. Рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии от 16 марта 2009 г. №4-024/450.
РАЗНОЕ
КЛИНИКО-НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТДАЛЕННОГО ПЕРИОДА ПОЛИТРАВМЫ
Е.В. Хачатурова-Тавризян, В.В. Щедренок РНИНХИ им. проф. А.Л. Поленова, г. Санкт-Петербург E-mail авторов: [email protected]
Цель исследования: изучение клиниконеврологических особенностей отдаленного периода политравмы.
Материал и методы.
В ходе работы изучена клинико - неврологическая картина отдаленного периода политравмы у 191 пациента, находившихся на лечении в СПб ГУЗ «Городская Покровская больница» на протяжении 2009-2012 гг. Доля пострадавших мужского пола составила 170 человек (89,0%), женского пола - 21 человек (11,0%). Давность перенесенной политравмы была следующей: до 12 месяцев - 47 пациентов (24,6%), до 18 месяцев - 81 больной (42,4%) и до 24 месяцев - 63 человека (33,0%). Тяжесть черепно-мозговой травмы (ЧМТ) была различной степени и оценена как легкая у 85 пациентов (44,5%), среднетяжелая в 74 наблюдениях (38,7%) и тяжелая у 32 человек (16,8%). Сдавление головного мозга имело место в 92 наблюдениях (48,2%).
Результаты и их обсуждение.
Известно, что при политравме выделяют повреждение 7 анатомических областей (АО): голова, шея, грудь, живот, таз, позвоночник и конечности. Повреждение нескольких АО обозначают как сочетанную травму, а повреждение нескольких сегментов в пределах одной АО -как множественную. При сочетанной ЧМТ, когда одной из облигатной составляющей является повреждение головного мозга, наиболее велика была доля пострадавших с травмой двух (54,2%) и трех (24,8%) АО. Повреждение четырех и пяти АО имело место соответственно в 12,1% и 2,2% наблюдений.
Основными обстоятельствами политравмы, в порядке убывания, были дорожно - транспортные происшествия (п=89; 46,6%), криминальная травма в виде избиения (п=64; 33,5%), падение с высоты роста пострадавшего (п=22; 11,5%) и кататравма (п=16; 8,4%).
Травматический шок I степени обнаружен в 96 наблюдениях (50,3%), II степени - у 21 пациентов (11,0%). Множественные повреждения заключались в кранио-фациальной травме, что имело место у 47 человек (24,6%). Закрытая травма груди была зарегистрирована у 55 по-страдавших(28,8%), закрытая травма живота - у 22 (11,5%), повреждения конечностей - у 63 (33%), перелом костей таза - в 30 случаях (15,7%) и травма позвоночника у 4 пациен-тов(2,1%). Более чем у половины пострадавших доминирующим повреждением была ЧМТ - 106 наблюдений (55,5%), далее следовала травма опорно-двигательного аппарата (54 наблюдения, 28,3%), закрытая травма груди (29 случаев, 15,2%) и живота (22 случая, 11,5%). Были выполнены следующие операции: на голове (87), дренирование грудной полости по Бюлау (40), плевральная пункция и торакоцентез (14), ушивание разрывов печени (3), почек (4) и мочевого пузыря (1), спленэктомия (14), в том числе с ушиванием разрыва поджелудочной железы (2).
В отдаленном периоде диагностирован веге-тативно-дистонический синдром у 124 пациентов (64,9%), вегетативные пароксизмы зафиксированы в 48 случаях (25,1%). Астенический синдром обнаружен у 91 больного (47,6%), психопатологический синдром - у 116 человек (60,7%), из них тревога (8), депрессия (38), когнитивные расстройства (53), деменция легкой (12) и умеренной (5) степени. Вестибулярный синдром диагностирован у 85 пациентов (44,5%), эпилептический синдром - у 86 человек (45,0%), ликвородинамические нарушения - у 26