Четвертый фактор «Небиологические представления о психическом заболевании» отрицает или ставит под сомнение объективный характер психопатологии, т.е. медицинскую модель психического заболевания. Предполагается, что психическое заболевание есть «результат безволия, слабого характера» (18,8%), «признак талантливого человека» (9,4%), пробуждение особых способностей (23,5%), наказание за грехи (4,7%). Вина и ответственность за заболевание перекладываются на самих психически больных («Психически больные во многом сами виновны в своем заболевании» - 20%).
В результате проведенного исследования была выявлена значительная социальная дистанция по отношению к психически больным. Примерно половина опрошенных студентов считают, что общение с психически больным вряд ли будет полезным или приятным, а 3,5% признаются, что прекратят общаться с человеком, узнав, что он имеет психиатрический диагноз. Однако по России этот показатель выше и составляет 15%. Меньшая часть опрошенных приемлют психически больного в качестве коллеги по работе (31,8%), 36,5% согласились бы, чтобы человек с психическим расстройством входил в компанию их друзей, что примерно соответствует данным, полученным в других исследованиях стигматизации в психиатрии.
Распространены взгляды о необходимости ограничения прав и свобод душевнобольных. В частности, 44,7% опрошенных разделяют мнение о том, что психически больные не должны иметь детей, 37,6% полагают, что они не могут учиться в ВУЗе (63% и 45% по РФ соответственно). В целом 74,1% респондентов считают, что человеку с психическим расстройством нельзя доверить ответственное дело, что несколько выше, чем по России (61%). 40% опрошенных полагают, что психически больных необходимо изолировать (РФ - 43%), а 4,7% - физически уничтожать как обузу для общества (РФ - 6%).
Из негативных качеств душевнобольных наиболее распространены мнения об их опасности (78,8%) и непредсказуемости (80%). В то же время большинство населения (90,6%) не разделяют предубеждений относительно низких умственных способностей психически больных.
Выявлен амбивалентный характер социального отношения к психиатрии и психиатрам. Большинство опрошенных выражают уверенность в компетентности психиатров и эффективности психиатрического лечения. В то же время значительно выражен страх перед ними. 4,7% респондентов полагают, что психиатры часто сознательно причиняют вред своим пациентам. 32,9% студентов считают опасным иметь дело с психиатром, так как он даже здорового человека может признать психически больным. С тем, что психиатры часто сами нездоровы согласно 48,2% опрошенных. При этом 83,5% считают, что лечить психические рас-
стройства лучше все же у психиатра, и уверены в достоверности поставленных диагнозов (71,8%).
Отмечается широкая популярность взглядов, отрицающих биологический характер психического заболевания, которые представляют модель болезни, альтернативную традиционной медицинской. К этому относятся представления о том, что причиной психических заболеваний может быть «ворожба», «порча» или мнения, что психические болезни являются наказанием за грехи (4,7%). 31,8% опрошенных полагают, что те, кого считают сумасшедшими, на самом деле сталкиваются с еще не познанными наукой вещами. 23,5% допускают, что психические расстройства на самом деле являются результатом пробуждения особых способностей у человека. Вина и ответственность за заболевание перекладываются на самих психически больных («Психически больные во многом сами виновны в своем заболевании» - 20%).
Таким образом, у студентов медицинской академии отсутствует четкая система во взглядах на психических больных и психиатрию в целом, широкая популярность идей, отрицающих биологический характер психического заболевания. Наиболее выражены представления о необходимости ограничения прав и свобод душевнобольных, их «контроле и отвержении», что совпадает с мнениями людей, не имеющих медицинского образования. Из негативных качеств пациентов, страдающих психическими заболеваниями, акцент ставится на их непредсказуемость (80%), социальную опасность (78,7%), бесполезность и ненадежность (74,1%), что не соответствует реальности. Несмотря на негативный образ больного, 96,5% опрошенных не прекратят общаться с человеком, при наличии у него психиатрического диагноза. Психиатры менее подвержены стигматизации среди студентов медицинской академии, однако, у трети из них (32,9%) психиатр воспринимается как опасный и нездоровый.
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Д.Ж. Сакенов, Д.Ж. Абдулхамидова, Е.А. Шнайдер
Павлодарский ГПИ, г. Павлодар, Казахстан E-mail авторов: [email protected]
Проведенное нами предварительное исследование состояния качества процесса подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников выявило следующее:
1) 74% выпускников считают, что их знания о половой жизни недостаточны и им необходима дополнительная качественная информация;
56
Тюменский медицинский журнал № 3, 2012
2) 72,4% выпускников показали низкий уровень подготовленности к половому воспитанию школьников, остальные находились между относительно высоким и средним уровнем, соответственно - 7,3% и 20,3%;
3) 91,9% выпускников исключительно гетеросексуальны;
4) 5,4% выпускников гетеросексуальны, но при некоторых условиях проявляют небольшой гомосексуальный интерес.
5) 2,7% выпускников гетеросексуальны, но имеют сильный элемент гомосексуальности.
В школах студенты в ходе педагогической практики половое воспитание незначительным образом освещают через факультативный предмет «Валеология - как быть здоровым», количеством от 2 до 3 часов. В старших классах на эти часы отводятся следующие вопросы:
1) 10 класс. Гигиенические основы полового воспитания, профилактика инфекций передающихся половым путем, СПИД, процесс оплодотворения, планирование семьи, контрацепция, о вреде аборта, охрана репродуктивного здоровья девушек и юношей, адекватное сексуальное поведение девушек и юношей и т. п.
2) 11 класс. Валеологические аспекты репродуктивного здоровья. Зачатие, беременность, развитие плода. Аборт, планирование семьи, инфекции передаваемые половым путем и т.п. [2].
Как мы видим, в основном половое воспитание ограничено валеологическими аспектами, количеством 2-3 урока в учебный год. Учитывая, что предмет изучается факультативно, многие школы их вообще не проводят в старших классах, что сказывается на качестве подготовки выпускников педагогического ВУЗа к половому воспитанию школьников в ходе педагогической практики. Абсолютное большинство выпускников педагогического института осваивают некоторые теоретические аспекты полового воспитания школьников в ходе изучения естественных дисциплин не имея возможности их практической апробации в ходе педагогической практики. Такое состояние дел приводит к низкому качеству подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников.
Разработанное Казахстанской медико - педагогической ассоциацией учебное пособие для преподавателей по нравственно-половой подготовке студентов с соответствующей программой, не рассматривает некоторые формы сексуальности школьников, разнообразие полового поведения и сексуальной ориентации человека. В программе чрезмерно усилены медицинские, биологические, гигиенические, валеологические аспекты, а также гендерные образы мужчины и женщины. Программа ориентирована на внеклассную работу [1].
Анализ результатов проведенного предварительного исследования состояния качества подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников позволяет сделать нам следующие выводы:
1. В педагогическом институте и школах никак не обсуждаются и не анализируются разные формы сексуальности школьников, чаще все сводится к осуждению, запугиванию и призыву к половому воздержанию.
2. Вопросы о сексуальности и половой ориентации подменяются обсуждением гендерных стереотипов поведения связанных с мужским и женским полом.
3. Не рассматриваются проблемы связанные с разнообразием полового поведения человека. В случае возникновения таких вопросов, как гомосексуальность и другое разнообразие полового поведения человека подвергается необоснованному осуждению.
4. Системно, в иерархической последовательности не рассматривается механизм формирования пола человека.
5. В педагогическом институте и школах нет в достаточном количестве учебников, методических пособий, дидактических материалов, наглядных средств по половому воспитанию, по вопросам пола и половой жизни. На наш взгляд, данная ситуация снижает качество подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников. Эффективность данного процесса находится в прямой зависимости от решения всех имеющихся недостатков подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников.
Литература:
1. Нравственно-половое воспитание детей и молодежи в Казахстане. - Алматы: КМПА, 1995. - 51 с.
2. Сакенов Д.Ж. Половое воспитание старшеклассников. -Павлодар: Политон, 2007. - 135 с.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ В ЗДОРОВЬЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Д.Ж. Сакенов, Д.Ж. Абдулхамидова, Е.А. Шнайдер
Павлодарский ГПИ, г. Павлодар, Казахстан E-mail авторов: [email protected]
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограничениями в здоровье в образовательных учреждениях должно осуществляться соответствующими специалистами: педагогами- психолога-
№ 3, 2012 Тюменский медицинский журнал
57