УДК 37: 001.12/8; 159.9
Батоцыренов Валерий Батожаргалович Batotsyrenov Valery Batozhargalovich
Мангушов Валерий Владимирович Mangushov Valeriy Vladimirovich
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИИ
PSYCHOLOGICAL AND TEACHING UNDERSTANDING OF THE ADAPTATION PHENOMENON
В статье предпринята попытка осмысления феномена адаптации с психолого-педагогической позиции. Рассмотрены современные подходы к адаптации. Особое внимание уделено индивидуальным показателям адаптированности
The article attempts to understand the adaptation phenomenon from the psychological and teaching viewpoint. Modern approaches to the adaptation are considered. Special attention is paid to the individual adaptation characteristics
Ключевые слова: адаптация, профессионально-личностное развитие, динамическое равновесие
Key words: adaptation, professional and personality development, dynamic equilibrium
Понятие «адаптация» длительное время не являлось предметом точного экспериментального психологического исследования, а было, скорее, разделом био-логии и медицины, что отчетливо проявляется в истории учения об адаптации. Поскольку рассматриваемый феномен представляет закон бытия, который в полной мере распро-страняется и на человека, как носителя биосо -циальной природы, то большое значение при -обретает психолого-педагогическое постижение феномена адаптации в единстве ее био -социальных детерминант и компонентов. Вместе с тем, усиление интегративных процессов в науке обусловливает возникновение поня-тий-интеграторов, позволяющих «рассматривать системы, выражающие качественно различные сферы действительности в единой системе отсчёта» [3]. Научные изыскания, по-
священные адаптации в различных областях науки и техники, доказывают, что на роль подобной интегративной категории вполне ло-гично и обоснованно претендует понятие «адаптация».
Принципиальным для отечественной науки является подход к адаптации личности не как к некоему абстрактному явлению, не как только биологическому образованию, а как к многомерному (АА. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов), многоаспектному феномену.
Г.А. Балл весьма аргументированно показал, что понятие адаптации способно сыграть важную роль в познании, если трактуется не узко (как приспособление к среде), а широ -ко, как единство взаимообусловленных проти -воположно направленных процессов уравно-вешивания субъекта со средой. Рассмотрение их протекания на разных взаимодействующих
друг с другом уровнях способствует детерминистическому объяснению функционирования и развития личности - без сползания на биоло -гизаторские или иные редукционистские пози-ции. Тем самым облегчается понимание чело -веческой деятельности - не исключая ее высших творческих взлетов - как определенного фрагмента, звена бытия, причем такого звена, которое, при всей своей специфичности, подчиняется общим принципам детерминизма.
Отсюда следует, что категория «адапта -ция» (от позднелат. adaptatio, adaptare - при -лаживание, приспособление), возникнув на «стыках», «в точках соприкосновения» наук, постепенно распространяется на всю область научного знания.
Теоретический анализ дает основание определить подходы к адаптации как феноме-ну с позиции различных областей знаний и раскрыть ее сущностные характеристики. Однако, как справедливо отмечает Г.А. Балл, ши -рокая распространенность и, как следствие, многозначность таких понятий, как «адаптация», вызывает множество малопродуктивных попыток дать им сколько-нибудь приемлемое определение. Так, в исследованиях Т.В. Сере -ды проведен анализ 46 определений понятия «адаптация».
Все существующие определения страдают либо тавтологичностью, либо охватывают только один (чаще биологический), значи-тельно реже - несколько, из множества классов адаптации, либо в определении отсутствуют специфичные, выделяющие именно адаптацию признаки. Поэтому, как считает Ю. А. Урманцев, корректного определения адап -тации не существует вообще.
Н.Н. Мельникова обращает внимание на существенные признаки адаптации: процесс адаптации предполагает взаимодействие двух объектов в условиях дисбаланса, несогласо-ванности между системами; цель взаимодей-ствия состоит в координации между система -ми, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; достижение цели предполагает определенные
изменения во взаимодействующих системах.
Адаптация представляет собой много -компонентное образование не только с содер -жательно-структурной точки зрения, но и также с предметно-аппликативной (А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов). Исходя из этого, оп-ределение понятия «адаптация» представляют собой сложную философско-методологи -
ческую проблему. Сравнительный анализ позволил А.Б. Георгиевскому выделить следующие группы определения понятия адаптации:
1) тавтологические определения, в кото -рых понятие адаптация интерпретируется как буквальный перевод латинского <^ар-1о»^ар!айо) в значении приспособления организмов к среде, т.е. «адаптация - это про -цесс и результат приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды»;
2) определения через «главный признак» означает, что адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенче-ском. Например, «под физиологической адап -тацией следует понимать совокупность физиологических особенностей, обусловливающих уравновешивание организма с постоянными или изменяющимися условиями среды»;
3) полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации и, в первую очередь, выделение адаптации как процесса и адаптации как результата.
А.Б. Георгиевский понимает адаптацию как особую форму отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающуюся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия».
По мнению С.И. Степановой, адаптация лежит в основе качественной стабильности целостного и в то же время противоречивого жизненного процесса. С.И. Степанова выделя -ет внутренний и внешний аспекты противоречивости адаптационного процесса, поскольку
процесс адаптации есть диалектическое един -ство согласования со средой и рассогласования с ней.
С.А. Шапкин и Л.Г. Дикая выделяют три основных направления исследований адаптации.
1. Изучение медико-психологических ком -понентов адаптации в разнообразных стрессо -вых условиях, где на передний план выходят внутриличностные процессы (динамика и гармония потребностно-мотивационной сферы личности, установление контакта субъекта адаптации с собственным «Я»).
2. Психофизиологическое описание функционирования отдельных органов (систем органов), психических процессов, которые они обеспечивают в условиях изменений в окружающей социально-профессиональной среде (высокая рабочая нагрузка, шумовой фон при реализации профессиональной деятельности, гипоксия и т. п.). Адаптация выступает как про -цесс уравновешивания, перестройки различных психофизиологических систем организма, направленный на достижение и поддержание внутреннего гомеостаза. Поэтому в качестве основания для выделения стадий адаптации выступают объективно фиксируемые измене -ния психофизиологических показателей, их динамика в ходе исследуемой деятельности.
3. Комплексное изучение психических и функциональных состояний человека в трудовой деятельности. Адаптация понимается как взаимодействие «субсистемных» и «метаси-стемных» противоречий, существующих как вне, так и внутри человека.
Результаты исследования с помощью методики диагностики адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда выявили, что показателями адаптированности служат интернальность,
1. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 560 с.
2. Дикая Л.Г. Психология адаптации и со-
приятие себя, приятие других, эмоциональный комфорт, коммуникативная и социокультурная компетентность, оптимизм в оценке возможно -сти достижения целей, высокий уровень согла -сованности индивида и среды.
Интерес представляют результаты, полученные Н. Лэмоном, который обнаружил, что накопление опыта в какой-либо сфере дея-тельности ведет к увеличению сопряженности, то есть к нарастанию «когнитивной простоты», между ранее различающимися конструктами, используемыми для оценки данной профессиональной области.
Мы полагаем, что адаптация обусловлена «когнитивной сложностью», то есть связана со способностью предвидеть события, а также с точностью анализа поведения других людей. Результаты многочисленных исследований этой стилевой характеристики показывают следующее. «Когнитивно сложные» субъекты более дифференцированно относятся к людям, делают более точные выводы о системе представлений человека после краткой беседы с ним, умеют посмотреть на происходящее с различных точек зрения. Отмечается связь «когнитивной сложности» с социальной эффективностью, под которой понимается способность видеть события так, как их видят другие, с умением улаживать жизненные ситуации и социальной адаптивностью. Думается, что интеллектуальные компоненты отражают все аспекты человеческого потенциала, обеспечивая адаптацию и профессиональноличностное развитие в учебной и профессио -нальной деятельности.
Работа выполнена по заказу Мини -стерства образования (по госбюджетной теме ГБ 1.1. Об).
________________________________Литература
циальная среда /Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 624 с.
3. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ) /
Э.С. Маркарян. - М.: Мысль, 1983. - 63-95 с.
Коротко об авторах____________________________________
Батоцыренов В.Баспирант, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел.73022417383
Научные интересы: саморегуляция личности студентов (кросс-культурное исследование)
Мангушев В.В., аспирант, Читинский государственный университет (ЧитГУ) служ. тел.73022417383
Научные интересы: педагогические условия адаптации личности к учебной деятельности
________________________________Briefly about authors
Batotsyrenov V.B., graduate of Psychology Depatment, Chita State University (ChSU)
Scientific interests: self-regulation of students personality (cross-cultural research)
Mangushov V.V., graduate of Psychology Department, Chita State University (ChSU)
Scientific interests: teaching conditions of adaptation of person to educational activity