ПЕДАГОГИКА
УДК 159.9 (075) К.Г. Эрдынеева. д-р пед. н.: профессор, ЧитГУ
Научные интересы: системные исслелавамя зга логической цегесосЕ-разпоста гдорсеьеиентристской парадигмы: учения Востока и коьцзгции Запада.
В.Б. Батоцыренов. аспирант. ЧитГУ
Научные интересы: психологические факторы аиагттз^и личности к
управленческой деятельное /и.
ПСИХОЛОГИЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
Б статье феномен адаптации представлен с содержательно-структурной и предметно-аппликативной позиции. Показана терминологическая и методологическая неоднозначность адаптации как социального конструкта. На основании анализа отечественных и зарубежных исследований зыдепены сущее! ионные признаки психологической адаптации ш
К. Erdyneyeva, V. Batotsyrenov, Chita State University ADAPTATION PSYCHOLOGY OF A PERSON: ESSENCE, NATURE, FUNCTIONS
In this artic e phenomenon cf adaptation is represent from contents-structural and sufcject-applinaolc point cf view. Tnare are terminological and methodological variations of adaptation as a sod al construct. Or the oasis of analysis cf Russian and foreign 'esearch there are emphasized significant features of psychological ad-a station ■
Психологическая сущное i1. и природа адаптации личности изучены недостаточно, хотя, как т ьесгно, многие крупнейшие зарубежные и отечесл пенные исследователи занима лись и продолжав)г работать над различными аспектами и составляющими рассматриваемою феномена и социальною KOHCTpyida.
В научный обороi термин «адаптации» введен немецким физиологом Г Аубертом (Н. AuberD (Aiibeit II. physiologic tier Netehaut. Breslau. 1865) и обозначал изменения (приспособите;ь-«01X3 характера > чузетви \с. п.пости кожных анализаторов к деттегпшо внешних раздражителей.
R настоящее время понятие «алан-
тация» используется в естественных (бпо./огин, мели пипе, физике и г.д.),
общественных < фпЛОСОфнИ. НСПХО.ИО-
гии, социологии, педагогике, филологии. истории. экономике и других пауках. о человеке и обществе) и технических науках, что свидетельствует ке только о 1 енстическом единстве научного зиаиин, но и о междиецинлпнар-ном статусе феномена.
С позиции психологии сущность адаптации не усграняст биологических п физиологических форм нриеиособле-ния. а видоизменяет и опосредует их от природною приспособления «индивид природная среда» к социальному приспособлению «личность - сотталльная среда». Измсиения, сопровождающие процесс адаптации, пронизывают все уровни организма от молекулярной до 11СИХОЛ01И тес ко й регул ЯП щи.
Понятие «адаптация» длительное время не являлось предметом точного экспериментального пси дологическою исследования, а было скорее разделом биологии и медицины, что отчегливо цроявлиется в истории учения об адаптации. Поскольку рассматриваемый феномен пред ста нляет велпкий закон бытия. который в полной мерс распространяется и на человека, как носителя биосоциальной природы, то большое значение приобретает постижение феномена адаптации в единстве се биосоциальных детерминант и компонентов. Вместе с тем, усиление интегративных процессов в науке обусловливает возникновение поиятий-инте1раторов. по-шоляюитих '/.рассматривать системы, выражающие качественно различные сферы ДСЙСТВИТ ел ьи ости в единой сне теме 01 счета».
Научные изыскания, посвящен игле адаптации в различных областях науки и 1ехники. доказывают, что на ро.ть подобной интегративной категории впол-
пе лоїично и обоснованно преіспдуег понятие «адаптация».
Принципиальным для отечественной пауки является подход к адап тации личности не как к искоему абстрактному явлению, не как только биологическому образованию. а как к многомерному (А.А. Реаи. А.Р. Кудашев, Л.А. Баранов), многоаспектному психологическому феномену.
Г.А. Балл весьма аргументированно доказал, что понятие «адаптация» способно сыграть пажиую роль н нспхо логическом познании, если трактуеіея не узко (как приспособление к среде), а широко, как единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов уравновешивания субъекта со средой. Рассмотрение их протекания на разных, взаимодействующих друг с другом уровнях способствует детерминистическому объяснению функциопи-рования и развития личности - без сползания на биологиза горские или иные редукционистские позиции. Тем самым облегчается понимание человеческой деятели пости - нс исключая се высших творческих взлетов — как определенною фрагмента, звена бытия, причем такого звена, которое, при неси своей специфичности, подчиняется общим принципам детерминизма.
Отсюда следует, что катеї ория «адаптация» (от позднелат. агіаріаСісі, шіаріате — прилаживание, приспособление), возникнув па «ешках», «в точках соприкосновения» пауте, постепенно расп[юогранчется на всю область научною знания (И. Калайков, 1984, М. П. Ромм, 2002. Ю. А. Урманцев, 199В).
Теоретический анализ дает основание определить подходы к адаптации как феномену с позиции различных областей знаний и раскрыл, ее сушност-иые характеристики. Однако, как справедливо отмечает Г.Л. Ьа.і.,1. широкая
распространенность и, как следствие, мноюзначиость таких понятий, как «апалтация», вызывает множество малопродуктивных попыток дать им сколько-нибудь приемлемое определение (Г.Д. Багш. 2004). Так. в неслсдова инях 1.В. Середы проведен анализ 40 определений понятия «адаптация*.
Все существующие определения страдают либо тавтологичлостыо. либо охватывают только один (чаще биологический), значите, шно реже — ие-ско.шко. из множества классов адаптации. либо в определении отсутствуют специфичные, выделяющие именно адаптацию, признаки, поэтому. как считает Ю.А. Урмаицев, корректною спреде. I спи я адаптации не существует вообще (10.Л. Урдттщев, 1998,).
Н.Н. Мельникова обращает впи мание на существенные признаки адаптации; процесс адаптации предполагает взаимодействие двух объектов в условиях дисбаланса, несогласованности меж.лу системами; цель ичаимо действия сосгоит 13 координашга между системами, степень и характер которой могу г нарьпроваться и достаточно широких пределах: достижение пели предполагает опрсделсиньте пзмснепия во идшмо-дейс I'вуюших с истс м ах.
Адаптация представляет собой многокомпонентное образование не только с содержательно-структурной точки зрения, по и также с предмешо-апнликагивнои (Л.А. Реан. Л.1\ Куда шев, А.А. Баранов). Исходя из этого, определение понятия «адаптация» представляют собой сложную фнлософско-методолог и ческ у ю проблем у.
Сравните.шный анализ позволил А.Ь. Георгиевскому выделить следующие группы определения понятия «адаптация»:
Г> тавтоло! ические определения, в коюрых понятие «адаптация» интер-
пре! ируетея как буквальный ле латинского «а<1ар1о»(.'н1аргаг1о) в ш нии приспособления организмов к . де. т.е. «адаптация - то процесс 1: зультат приспособления строения функций организма (особей, популя! видов) и гп< органов к условиям срслы •;
2) определение через «1'лав1 признака означает, что адаптация он делястся через выраженность КЛЮИСЬ -го аспекта структурно-функтщонашноМ организации индивида на следующих уровнях: биохимическом, морфолог И веском, физиологическом. поведенческом. Например, «под физиологической ада -тацией следует понимать совокупноег:-физиологичсскнх особенностей, эб\-слоь.шваюших ураиноветнивание ор).-.-низма с постоянными или изменяю ни-мпся условиями среды»;
3) полисемантические определения, которые подчеркивают многозт ач-ньгй, многоаспектный характер самого явления адаптации и, и первую очеред.. выделение адаптации как процесса адаптации как результата.
А.Б. Георгиевский понимает адаптацию как особую форму отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающуюся и тенденции к установлению с тиши динам ическот равновесия».
По мнению СИ. Степановой, адаптация лежит в основе качественной стабильности целостного и в то же вре-мя противоречивого жизненного про цссса. С.И. Степанова выделяет внутренний п ннепшип аспекты противоречивости адаптационного процесса, поскольку процесс адаптации сеть диалектическое единство согласования со средой и рассогласования с ней.
С.А. Шапкин и Л.Г. Дикая выделяют три основных направления исследований адат ггагп > и:
I) изуис! ще медико-иеихоло-
гичсских компонентов адаптации в разнообразных стрессовых условиях, где на передний план выходят внутрилич-ноептые процессы (динамика и гармония по гребиостпо-мо ч ивацион-цой сферы личности, усшновлснис контакта субъекта адаптации е собственным «Я»);
2) психофизиологическое описание функционирования отдельны* органон (систем органов). психических процессов, которые они обеспечивают, Р; условиях изменений б окружаютпей соииалг.но-11 рофсеспопалыюй среде (высокая рабочая тсирузка, шумовой фон при реализации профессиональной деяте.тьности, I ипокекя и т.п.). Адаптация выступает как процесс уравновешивания. перестройки рахптчных психофизиологических систем организма, направленный на достижение и подпер жали с внутреннего гомеостаза, 11оотому в качестве ОСПОВЕШИМ для выделения стадии адаптации выступают объективно фиксируемые изменения психофизиологических показателей, *г< динамика в ходе исследуемой деятельною и;
1) комплексное изучение психических и функциональных состояний человека в трудовой деятельности. Адаптация понимается как взаимодействие «еубеистемных» и «мсюсистемных» противоречий, существующих как вне. гак и внучрп человека.
Поскольку психология еще не достигла парадигматической стадии, чю выражаемся в отсутствии единого фуп дамешлльного научною принципа, общепринятого образца, то интерес пред егавлмет анализ адаптации с позиции различных психологических гпкол.
Возникновение ОЩуШСТГИЯ чрево* тп рассматривается Фрейдом как возможность человека в целях адаптации изменять свои имиу.н.сы так. чтобы их можно было бы выражать посредством
социально приемлемых мыслей и лей сгвий
Гуманистическая психология, как считает Шеффер, не яв.тястся совокупностью взаимосвязанных концепций, представляющих собой систему, что скорее ориентация, согласно которой провозглашается ценность целостного человека, который рассматривается фрагментарно вис индивидуального контекста при игнорировании условии окружающей среды.
Фундамснтал ьггътч ком попе! г том структуры личиости Карл Рэнсом Роджерс считал Я-копцепиию. которая является шпегральным механизмом адаптации поведения субъекга.
Австрийский нсихолог Виктор ')мнль Франкл, основа!ель концепции логотсраиии. представляет экзистенциальную психологию. Он полагаю-, что лвижушей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий ИО виспгнем мире смысл жизни.
Э. Фромм рассматривает eoima.ii.-ный характер как результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Новые потребности и треноги порождают новые идеи, усиливают социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.
Дж. Бьери предположил, что ‘когнитивная сложность" связана со способностью предвидеть события, а также с точностью анализа поведения других людей. По его мнению, наиболее адаптивны "Когнитивно сложные" субъекты.
Тамотсу Шибутани дифферекци-руе! понятия «приспособление» и «адаптация». 11о Т. Шнботани «приспособление» мкЦшШюпО имеет отношение к тому, как ортанизм приспосабливается к конкретных? условиям, адаптация (ас.1-
аріаііоп') обладает устойчивостью. При споеобленис - п’ю соответствие требованиям сгтетшфичсской ситуации, н адаптация относится к более стабшп. Ш.ІМ ретслиям - «хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые криста.1 щизуются путем последовательного ряда приспособлений». Отсюда следует, чго приспособление, 13 отличие от адаї і ташш. характеризуется больптей зависимостью о г внешней среды и определяет единообразие по меде ни я индивидов.
В. Квинн рассматривает адаптацию личности во взаимосвязи с регуляцией и саморегуляцией, А лагишля понимается ею как умение приспосабливаться к окружающим обстоятельствам. Регуляция предо і авляс’і непрерьтві 11 .їй процесс приспособления человека к окружающим условиям и удовлетворения возникающих в данный момент потребностей. Человек вынужден адаптироваться К ПОСТОЯННО 1ірЄДЬИНЛЯЄМЬ1М ЄМ> требованиям и различным стрессам.
Согласно адаптационной, психо-дипамике С. Радо. адаптации обусловлена защитной интеграцией. Структурная модель адат анионной психодипа-мики состоит из ряда іраданий психологической защиты, связанной с различными уровнями интеграции психики. [ I и ибо лес гтримиттт НИ ЬІІТ, «ге ДО.’ 111ЧЄ-СІСИЙ» уровень, отвечотвечен я а боль и УДОВО,іьствис и активируется состоянием физиологического И инстиктшшого иапряясешзя. «Эмоциональный* уровень обнаруживает себя по выраженности эмоциональных состоянии (гнев, еірах, печаль, любовь) и определяет возможность организма изменять єною среду. Мыслительный уровень, обусловленный мыслительными процессами «самоат-рибутивного порядка», обеспечивает способность предвосхищать и органи-
зовывать средства нападения или бе;с:-ва. Гедонический, эмоциональный, мыслительный уровни защитой икіс-гратши взаимосвязаны и взанмообу-с. ю в лены, снабжены механизмами ратной связи. Все это детерминирует реакции предвосхищения и адаптации.
На еоцнальцом уровне беге і во проявляется в зависимых ц подчиняемых О-Носпепиях с авторитетными <1 гурами, нападение - в вызывающем поведении с ними. На уровне *:>моци«> щільного» мышления регуляция осуше-с шляется путем формирования мысли те.шных шаблонов страха п гнева. Гиб кость иовсдепческого рисунка зависит ом степени диффереї і цировапности вое приял ня. Ка наиболее высоком уровне «самоатрибудии» повышенная гордость. считает Радо, сопровождает реакцию гнева или осознание собственной силы, снижение самооценки влечет реакции страха или сознание собственной слабости. Послушание, следование велениям совести, моральным принципам -адаптивные шаблоны поведения.
С. Радо полагает, что природи снабдила человека механизмом выживания, функционирующим гю приспособительным стереотипам, которые с возрастом меняются как по силе, так и по форме. Схематично период юности характеризуется стереотипами зависимости; взрослый период стереотипами ориентации па собственные иозможпо-сти; период старения—с перетинами снижающейся адаптации.
Адекватная адаптация реализуется за счет замены лмодионалт.пого мышления и активности реалистическим мышлением и поведением, зависимое:! и -ориентировкой па собственные ВОЗМОЖНОСТИ,
Биосоциальная концепция идентичности О. Эриксона основана на био-социа.шной. природе и адаптивном ха-
рахаере поведения личности. Субъективно переживаемая как «чувство непрерывной еамотождествешюети», психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целое того образа себя (Я-концепния) в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социоку;ц.турных условий сутдествовапия личности приводит к тяжелому неврозу («потеря себя»}. Поворотным моментом В ДОС! и жени и цели является кризис* который в эпшеяети-ческой концепции Э. Эриксона означает онтогенетический источник силы и н г достаточно й адап таи и и.
К. Ленин, используя физическое понятие «поле» и принципы описания, принятые в топологии, разработал концепцию динамической системы поведения. которая находится под напряжением. когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Согласию теории К. Левина, в «динамическом поле» каждая точка взаимодействует- с дручи-ми. Изменение напряжения и одном из пунктов поля немедленно порождает тенденцию к устранению итого напряжения, в результате чего восстанавливается равновесие.
В теории когнитивно! о диссонанса и стремления к разрядке когнитивного несоответствия (диссонанса) Л. Фсстин-гера субъект, одновременно обладая двумя противоречивыми психологическими «знаниями» (суждениями), находи гея в состоянии дистармонии, лис комфорта. Выход из этого состояния видится в изменении одного из -.немей-топ диссонанеш.тх знаний шш во внесении нового элемента. Таким образом, адаптация достигается посредством сбалансированности ко1 ч I итивной
структуры человека. По Л. Фестишеру, адаптация представляет движение от эмоционального дискомфорта, вследствие недостаточно осознанно! о выбора, к
консонансу. Диссонанс образуется в рс-зулыате давления окружающей реальности в направлении приведения когнитивных компонентов в соответствии с этой рса.1ЬН0Сгъю, а также вследствие приобретенного ош.па или ожиданий. В теории когнитивного диссонанса адаптивные изменения сознательны и регулируемы внутренне.
В теории личностных конструктов Дж. Келли личность складывается из множества личных конструктов значащих измерений. Важной стороной адаптации, по Келли, является способноеlli индивидуума использовать от у систему персонального осмысления д.хя осуществления «полного цикла опыта». Келли имеет в виду, что люди должны относиться к своим представлениям об окружающем мире как к тому, что но стоя и но проверяется п переоценивается. В 'лом случае изменение и развитие всей системы в целом будет идти наравне с непрерывно меняющимся миром.
Отсюда следует, чти человек развивается в зависимости от характера своею опыта н остается в постоянном режиме систематического изменения. Геория конструктов уделяет большое внимание тому, как люди придумывают и создают самих себя.
Рассматривая науки о культуре и императив 1.1 эпохи, относит общество к классу универсальных адаптивно-
адаптируютдих систем. Концепция
адаптации, по О.С\ Маркаряну, является ключевой для понимания действия законов и механизмов эволюционной самоорганизации живых систем. А отличие человеческого общества он видит в том, что его действие посит адаптивно-адоптирующий характер.
Итак, терминологическая и методологическая неоднозначное л, в определении понятия «адаптация» даст ос-
пованис осмысливать его как процесс-приспособления к изменяющимся условиям среды: как поддержание относительно! О равновесии между организмом и средой; как результат прттсиособи юльного цроиесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия, - Г.
1.-С. 216.
2. Кьипп 1). Прикладпля психология / 13. Квинн. - СПб.: I (итер, 2000. - 560 с.
3. Леонтьев Д.А. Что такое :ж:шстонциаль-ная психология // Психологии с челонече-еким лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.Д. Леонтева. В.Г Щур.-М.. 1997. С.42.
4. ІУТаркарян Теория культуры и современная паука июгико-методо. югичсскир анализ) / Э.С. Маркаряп. - М.: Мысль. I983.-C.6V95.
5. Маркаряп Э.С. Пауки о культуре и им-перативы :лтохи / О.С. Маркарян - М . 2(М№. - 127 с.
6. Петровский А.В. Личность в психологии / А.В Псіропский. - Ристов-н/Д.: Феникс. ll>%. - 12Х с,
7. Фромм Э. Иметь или быть?/ Э. Фромм. -М.: Прогресс, ЮТ. -330 с.
8. Хьелл JJ. Теории личности (основные положения, исследования и направления': Л. Хьо.чл, Д Зиглер. - С1І5.: Питер Пресс. 1997.-608 с.
9. ШнПутппи Г. Социальная психология Пер. с апгл. В.Ь. Ольшанского, Росгол н/Д.: Феникс. 1998. - 544 с.
УДК 34 К.Г. Эрдынеева, д-р пед. н., профессор, ЧитГУ
Научные интересы: системные исследования экологической целеоооб-рззности здорош.емен-риотской парадні мы: учения Востоке и концепции За іадз.
В.П. Филиппова, аспирантка, ЧитГУ
Научные интересы: разработка модели педагоги^ской поддержки китайских И РОССИЙСКИХ СТ'/Д6Н"0В. склонных к с/иидоальночу лэпс-дэчию.
ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Стать? посвящена проблеме суицидальное поведения среди китайских и российских студентов. Особое внимание уделено различиям систем обучении в китайских и российских вузах. Проведен сравнительный анализ факторов, повышающих урозень дезадаптации среди молодежи, а таоке обозначены особенности появления суицидального поведения, характерные как лги российских, так и дгр китайских суде НТО в ■