Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МЕТОДА / НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД / НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ / ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ КАК ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

Работа посвящена освещению вопросов относительно психолого-педагогического обоснования применения наглядного метода обучения исторической науке в школе. Исследователями выявляется ключевой потенциал, сущность и специфика психолого-педагогического обоснования такого применения, а также определяется специфика обучения истории в школьном образовании. Отдельно рассматривается характеристика наглядного метода обучения, который лежит в основе развития наглядно-образного мышление человека, а также позволяет ему визуализировать собственные мысли, идеи и представления о чем-либо. Рассматриваются педагогические предпосылки для применения такого метода в ходе обучения истории в школе, поскольку именно они формируют педагогические условия, которые, в свою очередь, являются важным элементом формирования образовательной системы и образовательного маршрута школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL JUSTIFICATION FOR USING THE VISUAL METHOD OF TEACHING HISTORY AT SCHOOL

The work is devoted to highlighting issues regarding the psychological and pedagogical substantiation of the use of the visual method of teaching historical science at school. Researchers identify the key potential, essence and specificity of the psychological and pedagogical substantiation of such an application, as well as the specificity of teaching history in school education. Separately, the characteristic of the visual teaching method is considered, which underlies the development of visual-figurative thinking of a person, and also allows him to visualize his own thoughts, ideas and ideas about something. The pedagogical prerequisites for the application of this method in the course of teaching history at school are considered, since it is they that form the pedagogical conditions, which, in turn, are an important element in the formation of the educational system and the educational route of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ»

средств для повышения общего уровня здоровья населения, Его ознакомление с принципами оздоровления, с его осознанностью в необходимости поддержания здорового образа жизни.

Социальная политика в области здоровья студентов современных вузов развиваются достаточно стремительно и своеобразно. Она нуждается в финансовом и материально-технического оснащении, однако все же регулирует различные процессы, происходящие в данной сфере. Нельзя сделать поспешных предположение относительно возникновения тех или иных тенденций, набирающих обороты на сегодняшний день в области социальной политики, однако можно заключить, что все они движутся к совершенствованию системы оздоровления населения, поддержания его здоровья и продления жизни.

Литература:

1. Журавлева, И.В. Отношение к здоровью индивида и общества / И.В. Журавлева. - М.: Наука. 2006. -С. 143-144.

2. Здоровье студентов: социологический анализ. Журавлева И.В., редактор. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 272 с.

3. Кашин, В.И. Модернизация российской экономики с позиций ее ориентации на здоровье. В кн.: Модернизация экономики России: социальный контекст. Материалы IV Международной научной конференции (2-4 апреля 2003). - М.: Vision International People Group, 2003.

4. Тубчинова В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков. Автореф. дис. ... канд. соц. наук / В.С. Тубчинова. - Улан-Удэ. 2005. - 23 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. Работа посвящена освещению вопросов относительно психолого-педагогического обоснования применения наглядного метода обучения исторической науке в школе. Исследователями выявляется ключевой потенциал, сущность и специфика психолого-педагогического обоснования такого применения, а также определяется специфика обучения истории в школьном образовании. Отдельно рассматривается характеристика наглядного метода обучения, который лежит в основе развития наглядно-образного мышление человека, а также позволяет ему визуализировать собственные мысли, идеи и представления о чем-либо. Рассматриваются педагогические предпосылки для применения такого метода в ходе обучения истории в школе, поскольку именно они формируют педагогические условия, которые, в свою очередь, являются важным элементом формирования образовательной системы и образовательного маршрута школьников.

Ключевые слова: психолого-педагогическое обоснование, применение наглядного метода, наглядный метод, наглядный метод обучения, обучение истории в школе, школьное историческое образование, история как предмет в школе.

Annotation. The work is devoted to highlighting issues regarding the psychological and pedagogical substantiation of the use of the visual method of teaching historical science at school. Researchers identify the key potential, essence and specificity of the psychological and pedagogical substantiation of such an application, as well as the specificity of teaching history in school education. Separately, the characteristic of the visual teaching method is considered, which underlies the development of visual-figurative thinking of a person, and also allows him to visualize his own thoughts, ideas and ideas about something. The pedagogical prerequisites for the application of this method in the course of teaching history at school are considered, since it is they that form the pedagogical conditions, which, in turn, are an important element in the formation of the educational system and the educational route of schoolchildren.

Keywords: psychological and pedagogical substantiation, the use of the visual method, the visual method, the visual method of teaching, teaching history at school, school history education, history as a subject at school.

Введение. Историческая наука во все времена считалось одной из базовых, необходимых для полноценного развития человека в соответствующих условиях социокультурного пространства. Именно она позволила людям не просто осознать опыт предшественников и применить результаты их деятельности на практике, но и сформулировать целый блок проблемных вопросов, оставшихся с незапамятных времён. Эта наука достаточно сложна в объяснении, поскольку обладает сложной и комплексной методологией, к обучению истории в школе следует подходить крайне деликатно и целесообразно. Педагогу важно не просто владеть базовыми знаниями о происходящих ранее событиях, достижениях прошлого, об исторической периодизации и иных аспектах, но и владеть навыками преобразования теоретического материала в практические действия, применять полученные знания на практике, а также преобразовывать образовательную действительность в соответствии с запросами учеников.

Изложение основного материала статьи. Обучение истории должно проводиться в несколько этапов, так же, как и обучение иным гуманитарным дисциплинам, носящим сложный и комплексный характер. Для начала следует Сформировать устойчивую базу начального образования, с вкраплением исторической науки в виде исторической справки или фактов из истории родного края, которые характерны для занятий по природоведению, родному краю, обществознанию. Кроме того, обучение истории может начинаться с литературы, изучения народного фольклора, пояснения отдельных его элементов в историческом контексте.

В средней школе история включается как один из основных предметов и является обязательной для всех учеников всех профилей. Здесь уже изучают историю как науку и как важную базу предпосылок для

написания того или иного литературного произведения, создания той или иной картины, постройки того или иного типа зданий [1].

Для старшей школы история становится более сложным и комплексным предметом, включающим в свой состав множество элементов и межпредметных связей, носящих междисциплинарный характер, а также история выступает в качестве самостоятельной научной единицы, которая представляет обучающимся не просто описание условий для развития какой-либо сферы, но и обусловливает какие-либо политические и экономические, социальные и географические изменения, происходящие в мире и в России.

Как видно, обучение такому сложному предмету, базируясь на трехэтапной системе, нуждается в применении особых методов, инструментов и технологий педагогического воздействия на обучающихся, за счет чего предмет может стать понятен и доступен большому количеству школьников. В связи с этим современные педагоги с каждым годом ищут все более новые методы, обоснования и условия для обучения исторической науке детей школьного возраста. Важнейшим из методов, применяемых современными педагогами в данной области, является наглядный метод, который характеризует историческую науку с различных сторон, а также вырабатывает у учеников наглядно-образный тип мышления, позволяет им воссоздавать в ходе мыслительного процесса те или иные картины, описания, иллюстрировать какие-либо отдельно взятые моменты истории, что позволяет им в более удобной и лучшей форме запомнить те или иные исторические даты, события, персоны [4].

В целом по наглядности мы понимаем определённые свойства, которые выражают степень доступности и «понятности» каких-либо образов объектов познания для субъекта, их познающего. В нашем случае в роли образов выступают определённые исторические события, даты и факты, персоны и реалии, которые описаны в учебниках по истории и исторических атласах. Субъектом познания становится ученик, активный участник образовательно-воспитательного процесса и личность, стремящаяся к самообразованию и развитию собственных способностей, как мыслительных, так и творческих.

Наглядность характеризуется созданием образа восприятия объекта, в нашем случае исторического. Кроме того, она задействует чувственную сторону личности, поскольку на ряду с ощущением активное участие в процессе визуализации принимают память, мышление и познание. При этом образ объекта, который воспринимает ученик, считается наглядным лишь в том случае, если он, ученик, проводит аналитическую деятельность относительно осмысления объекта, в состоянии соотнести его с уже существующими у него знаниями [2].

Таким образом, можно отметить, что образ всегда базируется на существующих у человека знаниях, а также подтверждает их верность, целесообразность и образность. Особое место в этом процессе занимает познавательная деятельность, в ходе которой активизируется процесс представления какого-либо объекта, который в свою очередь отличается от базовых образов восприятия. Таким образом, мы можем говорить о том, что использование наглядного метода обучения истории в школе является достаточно сложным процессом и являет собой важный элемент становления интеллектуального и творческого базисов человека.

Такие образы богаче и гораздо шире, чем образ восприятия, однако у разных личностей они происходят по-разному по степени яркости, устойчивости, полноте, детальности, дифференциации, общей образности и художественности. Наглядность образов регулируется определённой степенью, которая может различаться в зависимости от личностных специфических характеристик ученика, от степени развития его познавательных способностей, образного мышления, от его исторических знаний, от степени наглядности исходных образов восприятия, от личных способностей к восприятию не только сухих данных, но и художественных произведений.

Кроме того, по нашему мнению, наглядные образы выступают неким спутником формирования художественного вкуса у человека, поскольку представляют собой важный элемент восприятия окружающей действительности и её эстетики. Восприятие эстетичного и прекрасного в современном мире подвергается большому сомнению, поскольку общество переходит к техногенному способу восприятия действительности. Эстетическая ценность теряется, однако оказывает огромное влияние на формирование личности человека, поскольку формирует в целом художественный вкус у личности. Такой вкус, будучи базисом для развития наглядного мышления и наглядного метода обучения соответственно, должен развиваться педагогами так же системно, как описывалось ранее, только за небольшим исключением [5].

Помимо вышеуказанных, существуют образы воображения, которые характеризуются тем, что рисуют в воображении человека картины, которые тот никогда не видел, не воспринимал и не ощущал. Иными словами, во время фантазирования, выдумывания сюжетов для литературных произведений, для картин, событий которых никогда не происходило, описания собственных мыслей и абстрактных картин. При этом нельзя сказать, что такие образы формируются исключительно из головы человека, который никогда не сталкивался ни с какими формами, концепциями и идеями. Элементы образа в любом случае существуют у человека, однако он может даже не помнить, что когда-либо с ними сталкивался. Образы воображение позволяют человеку сначала представить себе продукт, результат собственной деятельности, а лишь затем приступить к его формированию и разработки.

В целом для школьников крайне важно чувственное познание и чувственное восприятие окружающей действительности и собственной деятельности, поскольку именно чувства позволяют детям на разных этапах обучения и взросления воспринимать мир таким, каким он есть на самом деле. Говоря об истории как о дисциплине школьного курса, отметим, что чувственное познание здесь - важный элемент наглядного метода обучения. Это говорит о том, что мышление детей в больших объемах перерабатывает представление их о той или иной эпохи, человеке, событиях, а также выделяют наиболее существенные их свойства, помогая формировать обобщённое, глубокие по содержанию и наглядные образы, необходимы детям для восприятия истории как науки [3].

Отечественные педагоги и специалисты в области истории отмечают, что наглядность является важнейшим дидактическим принципом, который выстраивает всю систему обучения вокруг конкретных, существующих в реальности образов, воспринятых обучающимся и интерпретированных ими относительно собственной системы знаний и понимания.

Собственно процесс непосредственного применения наглядного метода в обучении истории в школе происходит следующим образом:

- первоначально учитель сообщает определённые сведения относительно объекта исторического исследования, рассказывает о его проявлениях, элементах, составных частях, полностью погружает детей в образовательный процесс, стимулируя их интерес теоретическим подтверждениям собственных тезисов;

- далее происходит демонстрация соответствующих наглядных пособий, что подтверждает правдивость информации и тезисов, выдвинутых ранее, причём наглядные пособия зачастую ярко иллюстрированны, имеют интересный для обывателя вид, указывая детям на наиболее яркие и запоминающиеся черты того или иного исторического объекта, изучаемого ими в рамках школьной программы.

Таким образом, можно отметить, что посредством профессионально-речевых манипуляций учитель производит руководство над наблюдениями обучающихся, позволяет им реализовывать знания о соответствующем объекте, Дополняет их, особенно в ходе наблюдение за явлением, демонстрирующемся наглядным пособием [7].

Некоторые исследователи отмечают, что вышеописанный двухступенчатый план может рассматриваться как отдельные виды взаимодействия учителя с учениками, причём оба вида являют собой пример наглядного метода, однако именно второй более популярен и эффективен. Важно понимать и учитывать психологию школьников, которые ориентируются на визуализацию всех явлений и объектов, окружающих их. В процессе ознакомления с примером того или иного исторического события, ученик активизирует деятельность, визуализирует на основе представленных иллюстраций объект исторического исследования, последовательно накапливает опыт наглядности и визуального взаимодействия с предметами.

Первый же способ более экономичен и по времени, и по материальным ресурсам, поскольку достаточно прост для учителя и требует меньшего времени по подготовке к урокам. Он позволяет задействовать сложные мыслительные механизмы у детей, которые не имеют представления о внешних формах, соответствующих тем или иным историческим объектам. Это порождает именно воображение, базирующееся на существующих у учеников образах и мыслительных эквивалентах тех или иных событий, явлений.

Для учителя необходимо создать особые условия, в которых он сможет не только проявлять и давать словесную оценку тому или иному объекту, явлению, феномену из исторической науки. Помимо словесного обрамления представляемого материала, необходимо прибегнуть к использованию визуальных подтверждений слов, авторитетных источников, на которые можно ссылаться в случае, когда это необходимо. Наглядность в обучении истории в школе базируется на определённых закономерностях процесса познания, который характеризуется движением от чувственного образа к логическому осмыслению конкретного явления, от конкретного явления к абстрактному, на первый взгляд непонятному.

Говоря о наглядности в рассматриваемом нами контексте, следует отметить, что она, во-первых, может применяться с целью обогащения в первую очередь чувственного опыта обучающихся, в связи с чем она должна быть максимально яркой, красочной, наглядной, особенно относительно исторической науки. Обрисовывая детям в красках историческое событие, учитель может вызвать у них интерес не только к визуальному освоению мира, но и к исторической науке, заинтересовать их в обучении, самообразовании.

Во-вторых, наглядность может применяться для сухого констатирования факта и доказательства его существования. Это менее красочные и запоминающиеся мероприятия, однако являющееся при этом эффективными, несмотря на отсутствие дополнительного визуального материала. Особенно это актуально для младших школьников, которые не могут сконцентрировать внимание на текстовой части исторической биографии видного деятеля или какого-либо исторически значимого события. Их внимание рассеивается на иллюстрации, визуальное выстраивание образа объекта, при этом упускаются многие важные детали, необходимые для получения учебных знаний об историческом объекте.

Сегодня, как отмечают многие исследователи данной темы, стоит достаточно остро и насущно проблема применения метода наглядности на уроках истории. Эта проблема существенно повлияла на содержание образования как в школе, так и в вузе, в последующих ступенях, ведущих к профессионализму. Дело в том, что современное положение образования находится на достаточно шаткому мосту, соединяющем, с одной стороны, индивидуализацию, а с другой - цифровизацию.

Следует понимать, что это накладывает особый отпечаток на систему образования и содержательное наполнение различных комплексов и образовательных программ. Абсолютно вся информация сегодня приводится в электронный вид, пестрит изобразительным материалом, однако не всегда достоверным и не всегда необходимом для конкретной цели. Недаром считается, что интернет - «свалка всего подряд». Ребёнок, находящийся на первой или второй ступени образования, который только начал понимать принцип исторической науки, применять определённые приемы на практике, взаимодействовать с историей как важнейшим знаниям, попадая в открытое интернет пространство, теряется в потоке бесконечной информации и массы яркого иллюстративного материала. Это не позволяет ему значительной степени развивать свои не только наглядные способности, но и способности к поиску, навигации, обработки, взаимодействия с информацией и информационным полем.

Именно поэтому все большее применение находит личностно-ориентированный подход в рамках использования наглядных методов на уроке истории в школе. Этот подход подразумевает индивидуальную специфическую траекторию усвоения обучающимся ключевых заданных основы знаний, умений, навыков, ценностей, нравственных идеалов, моральных смыслов, духовных начал.

В этом случае педагог ориентируется исключительно на развитие личности ребёнка, при этом применяя всевозможные средства для этого. Он формирует программу обучения истории таким образом, чтобы включить в неё различные наглядные средства: картины, наглядные пособия, видео и музыкальные композиции, литературные произведения и собственные описательная элементы. При верной компоновке этих элементов возникает наиболее устойчивая база взаимодействия педагога с учеником, доминирующае на всём учебном пространстве, а также формирующая у ученика принципиально новый комплекс знаний, навыков и умений, образов, восприятия.

Выводы. В заключительной части работы хотелось бы отметить, что на сегодняшний день применение различных методов - нередкая практика. Особенно это касается гуманитарных дисциплин, которые несут в своей сущности определённую долю образности, которая должна подчёркиваться учителями в школе различными методами. Наглядный метод позволяет обучающимся не просто узнать о существовании какого-либо периода времени, личности, событиях, но и верно ассоциировать это с конкретной эпохой, с её спецификой и характеристиками.

Помимо всего прочего, посредством применения наглядного метода, у учеников вырабатывается чувственная позиция относительно всех явлений, существующих в мире, а также вырабатывается система понимания и взаимодействия с ними, что особенно важно для развития полноценной личности, стремящейся к самореализации в профессиональной, личностной, творческой и социальной сферах жизни.

Литература:

1. Абдулаев, Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э.Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 1.

2. Аппарович, Н.И. Изготовление самодельных наглядных пособий по истории: Пособие для учителя / Н.И. Аппарович. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

3. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.А. Голуб. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

4. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 192 с.

5. Короткова, М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в школе / М. В. Короткова. - 2008. - № 1.

6. Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории / Д.Н. Никифоров. - М.: Просвещение, 1964. - 326 с.

7. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Белинова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ковчегова Марина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент Горькова Галина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье исследуется роль методического сопровождения педагогов по литературному образованию дошкольников в системе непрерывного профессионального образования. Авторы выделяют основные элементы методического сопровождения, такие как собственно сопровождение педагогов в процессе выполнения ими трудовых действий, методическое обеспечение профессиональной деятельности, консультирование, повышение уровня теоретической подготовки и оказание научно-методической помощи в ходе проведения педагогом самостоятельного профессионального исследования. Содержательной основной в данном исследовании подведено литературное образование, как метазадача, решаемая педагогом в ходе реализации всех образовательных областей. Было выявлено, что данные элементы реализуются в ряде форм, среди которых - анкетирование, педагогический совет, семинар-практикум, педагогический тренинг, кейсы и педагогическая диагностика. Авторы статьи демонстрируют, что в свете системно-деятельностного подхода к изучению специфики методического сопровождения, оно является механизмом повышения квалификации и основным драйвером непрерывного профессионального образования педагогов.

Ключевые слова: методическое сопровождение, педагог дошкольного образования, профессиональная деятельность, литературное образование.

An^tatton. The article examines the role of methodological support of teachers in literature education of preschoolers in the system of continuing professional education. The authors highlight the main elements of methodological support, such as driving teachers in the process of labor activities, methodological support of professional activities, consulting, improving the level of theoretical training and providing scientific and methodological assistance during the teacher's independent professional research. The main content in this study summed up literature education, as a meta-task, solved by the teacher in the implementation of all educational objectives. It was revealed that these elements are implemented in a number of forms, including a questionnaire, a pedagogical council, a workshop, pedagogical training, cases and pedagogical diagnostics. The authors of the article demonstrate that in the light of the system-activity approach to the study of the specifics of methodological support, it is a mechanism for advanced training and the main driver of continuing professional education for teachers.

Keywords: methodological support, preschool education teacher, professional activity, literature education.

Введение. В системе непрерывного образования одну из главных ролей играет профессиональная коммуникация педагогов в рамках выполнения трудовых функций [7]. Успешность и эффективность профессиональной коммуникации, таким образом, зависит от системной организации профессиональной деятельности педагогического коллектива в дошкольной образовательной организации. Центральным звеном, обеспечивающим деятельностную и содержательную линии профессиональной коммуникации, является работа методической службой. Методическое сопровождение в современном детском саду складывается из целого ряда взаимосвязанных элементов, обеспечивая таким образом, непосредственно сам процесс сопровождения профессиональной деятельности педагога, методическое обеспечение в широком понимании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.