УДК 796.332.159.91
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF SPORTS TRAINING
OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS
Лукьянова Людмила Михайловна
старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Быкова Диана Игорьевна
студент
институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Bykova Diana Igorevna student
institute of Russian language and lexicology Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В работе рассмотрены основные направления, реализация которых необходима для подготовки футболистов, условия и ограничения, которые необходимо учитывать при подготовке спортсменов. Подробно рассмотрены некоторые способы и приемы, способствующие оказанию психологопедагогической поддержки, методы повышения и понижения психологической напряженности, спортивная подготовка.
Методика и организация исследования: в рамках изучения вопроса психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки футболистов мы провели исследование на базе детско-юношеской спортивной школы «Олимпия» г. Волгограда одноименного футбольного клуба. В исследовании приняли участие юноши 14-16 лет. Сначала изучался данный вопрос по источникам научной литературы, анализ проведенного анкетирование 24 участников исследования. Также проведена диагностика программы подготовки спортсменов и деятельности тренера.
Abstract. The paper considers the main directions, the implementation of which is necessary for the training of football players, the conditions and restrictions that must be taken into account when preparing athletes. Some methods and techniques that contribute to the provision of psychological and pedagogical support, methods of increasing and reducing psychological tension, sports training are considered in detail.
Methodology and organization of the study: As part of the study of the issue of psychological and pedagogical support of sports training of football players, we conducted a study on the basis of the children's and youth sports school «Olympia» in Volgograd of the football club of the same name. The study involved young men aged 14-16 years. At first, this question was studied according to the sources of scientific literature, the analysis of the conducted survey of 24 participants of the study. The diagnostics of the athletes ' training program and the coach's activities were also carried out.
Ключевые слова: футболисты, направления спортивной подготовки, психологическая напряженность, саморегуляция.
Keywords: football players, sports training directions, psychological tension, selfregulation.
Каждый тренер сталкивается с проблемой организации и реализации определенной программы методического построения занятий в любом виде спорта, так как во многом выбранный тренером путь и способ подготовки спортсменов обеспечивает тот или иной результат. Исследователями данного вопроса выделяется несколько приоритетных направлений работы тренера, как правило, основными являются:
1) Развитие физических качеств спортсмена.
2) Коррекция возможностей спортсмена в зависимости от требований того или иного вида спорта [4, с. 40].
Специфика футбола и деятельности футболистов значится в выполнении сложных техник при дефиците времени и совокупности физических и психологических нагрузок. Поэтому наиболее важно, чтобы при подготовке футболистов, тренеры не только реализовывали комплекс программ для физической подготовки, но и для психологической и психоэмоциональной составляющей спортсмена. Согласно утверждению В. Ю. Комкова и В. А. Блинова, роль психолого-педагогической поддержки футболистов наиболее важна в детскоюношеском возрасте. Это связано напрямую с условиями и требованиями данного вида спорта. Основа футбола - соревновательная среда, а дети в возрасте 11-16 лет не имеют соревновательного опыта, что может резко сказываться и на дальнейшем стремлении заниматься футболом и в общем на эмоциональной сфере жизни спортсменов [1 с.261]. Согласно исследованиям И. П. Волкова, демонстрируя на тренировочных занятиях 90% результатив-ности действий футболистов, в условиях соревнования процент составляет 1/3 от фиксированного исследователем процента.
Наиболее ярко представляется проблема в условиях основного школьного образования среди учителей физической культуры и дополнительного образования среди тренеров ДЮСШ.
В условиях психолого-педагогической подготовки футболистов компетентными специалистами используется большое разнообразие упражнений и методических приемов, которые выбираются с учетом различных факторов: возрастные особенности и психологические особенности каждого спортсмена, в основном эффективность данных приемов и способов зависит от уровня саморегуляции психоэмоционального состояния.
Опираясь на исследование А. Шамардина, наиболее распространенным мето-
дом подготовки является создание условий для соревновательной борьбы на тренировочных занятиях. Используя такой метод, тренеры поднимают процентный уровень результативности в соревновательных условиях, тем самым, футболисты не испытывают того психологического давления во время зачетной игры [1 с. 262]. А. А. Шамардин считает, что регулярно использовать данный метод нельзя, так как дозировка упражнений является одним из наиболее значимых условий подготовки футболистов - правильное построение программы тренировок [3 с. 39]. Еще один психологический барьер, с которым сталкиваются все футболисты при подготовке к игре - это барьер к спортивному достижению. Путем применения данных методов формируется психологическая готовность футболистов к соревнованию, которая формируется при мотивировании спортсмена на выполнение определенных техник и решение задач, данный способ необходимо применять изо дня в день для того, чтобы формировать внутреннее психологическое состояние по время тренировок и во время соревнований.
Одним из главных способов подготовки футболистов является формирование положительного отношения к спортивному режиму. Наиболее остро данная проблема возникает в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками, принятие среди сверстника становится психологической потребностью для формирования личности ребенка. Помимо этого, в подростковом возрасте происходит осознание социальной роли, формирование основных понятий, поэтому тренерам необходимо разрабатывать программу и распределять нагрузку в соответствии с возрастными особенностями, чтобы избежать возникновения отрицательного отношения к спорту из-за нехватки времени на общения, досуг и обучение.
Одно из ключевых направлений, которое лежит в основе подготовки футболистов - саморегуляция. Саморегуляция - это процесс произвольного изменения собственного психологического состояния, направленный на улучшение работоспособности и эффективности деятельности в ситуации данного момента. Психологическая напряженность часто становится барьером на соревнованиях, и для того, чтобы преодолеть его, тренерам необходимо провести диагностику уровня саморегуляции и, в зависимости от результатов, разработать комплекс занятий, направленных на его повышение, от которого, на прямую, зависит работоспособность спортсмена. Умения сознательно контролировать предпосылки к проявлению психологической напряженности, способность переключить внимание с негативных эмоций, избегать отрицательных раздражителей - навыки, которые необходимо формировать у спортсменов-футболистов. Для снижения уровня психологической напряженности тренерам необходимо воспользоваться следующими методами:
1. Словесные. Если спортсмен по каким-либо причинам не может, на данный момент времени достигнуть поставленную цель, необходимо сконцентрировать его внимание на технике выполнения. Если психологическая напряженность очень высока, необходимо перевести мысли спортсмена на явления, которые вызывают положительные эмоции. Если же присутствует напряжение среднего уровня, то необходимо посоветовать спортсмену способ самоубеждения.
2. Физические. Для снижения уровня психологической напряженности можно использовать комплекс приемов, например, регуляция дыхания, последовательное
расслабление групп мышц или чередование напряжения и расслабления.
Необходимо отметить, что, помимо методов снижения уровня психологической напряженности, используются также и методы повышения уровня возбуждения для мобилизации перед соревнованиями. Для этого также используются словесные методы, но цель данных заключается в концентрации мыслей на достижении цели, а также создание настроения о преимуществе над соперником. Наряду с перечисленными способами используются и физические приемы, например, использование «тонизирующих движений», регуляция дыхания и возбуждающие приемы массажа.
Для совершенствования навыков футболистов рекомендуется после соревнований обсуждать результаты выступления, не оставляя без внимания положительные и отрицательные явления, анализировать их причины. Сделанные выводы необходимо фиксировать в дневнике, в тренировочной работе и на соревнованиях проверять их достоверность. Важно приучить спортсмена самому критично оценивать свое поведение, управлять собой в сложных ситуациях, владеть самоанализом.
В рамках изучения вопроса психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки футболистов мы провели исследование на базе детско-юношеской спортивной школы футбольного клуба «Олимпия». В исследовании приняли участие юноши ДСШ футбольного клуба «Олимпия» в количестве 24 человек в возрасте 14-16 лет. По данным исследования мы установили, что 70% участников команды не испытывают эмоционального напряжения перед соревнованиями, остальные 30% имеют средний уровень психологического напряжения, в основном это запасные игроки. Также мы установили, что 45% членов команды имеют барьер к спортивному достижению, это связано с возрастными особенностями, так как средний возраст участников команды - 15 лет. В соответствии с проведенным выше анализом научной литературы, данное процентное количество является нормой для подросткового возраста. Также, путем проведения анкетирования, мы установили, что 93% участников команды имеют положительное отношение к спортивной деятельности, это свидетельствует о том, что психолого-педагогическая подготовка яв-ляется важной составляющей при подготовке юных футболистов. В ходе исследования нами проведена диагностика программы подготовки и деятельности тренера. Нам удалось проанализировать график тренировок, а также их содержание и продолжительность. Мы получили следующие сведения: график составлен в соответствии с возрастными и психологическими особенностями (имеются составленные на каждого участника команды характеристики), подготовка футболистов не осуществляется в учебное время, также у участников остается свободное время на развлечения и иную деятельность все тренировок. Для преодоления психологического напряжения перед соревнованием, в программе тренировок предусмотрены дни для соревновательных мероприятий в рамках команды, что способствует преодолению психологического барьера перед игрой. Также можно отметить, что большую роль при подготовке команды к соревнованиям отводится формированию комфортного психологического климата среди команды, это было установлено по результатам анкетирования тренером, мониторинг общения проводится ежемесячно. Данный вопрос наиболее актуален, так как у участников команды подрост-
ковый период, для которого характерно эмоциональное перестроение и потребность в признании сверстниками и общении. Также в план тренировок включены психологические тренинги, которые проводятся один раз в три месяца для того, чтобы определить готовность команды к выступлению на соревнованиях.
В ходе полученных результатов исследования можно сказать, что футбольный клуб «Олимпия» имеет высокие результаты психологопедагогической диагностики подготовки футболистов. Тренер и администрация детско-юношеской спортивной школы прилагают всевозможные ресурсы для успешной подготовки футболистов и формирования положительного отношения к спорту и тренировкам.
Литература
1. Комков В. Ю., Блинов В. А. Обучение через игру как основной принцип подготовки футболистов в возрасте 12-13 лет // Педагогический имидж. 2019. № 2. С. 39-48.
2. Комков В. Ю., Блинов В. А. Принципы работы с юными футболистами 13—14 лет в системе взаимоотношений «тренер—спортсмен» // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. № 1. С. 38-45.
3. Майдокина Л. Г., Шиндина И. В., Майдокин В. В. Исследование психологического климата в футбольной спортивной команде // Перспективы науки и образования. 2018. № 4. С. 234-238.
4. Шамардин А. А. Особенности психолого-педагогической деятельности тренера по футболу// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 2 С. 261-264.
References
1. Komkov V. Yu., Blinov V. A. Obuchenie cherez igru kak osnovnoy printsip podgotov-ki futbolistov v vozraste 12-13 let [Training through the game as the main principle of training football players aged 12-13 years]. Pedagogicheskiy imidzh - Pedagogical image, 2019, no. 2, pp. 39-48.
2. Komkov V. Yu., Blinov V. A. Printsipy raboty s yunymi futbolistami 13—14 let v sisteme vzaimootnosheniy «trener—sportsmen» [Principles of work with young football players of 13-14 years in the system of relations "coach-athlete"]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya - Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 2020, no. 1, pp. 38-45.
3. Maydokina L. G., Shindina I. V., Maydokin V. V. Issledovanie psikhologicheskogo klimata v futbol'noy sportivnoy komande [Investigation of the psychological climate in a football sports team]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Prospects for Science and Education, 2018, no. 4, pp. 234-238.
4. Shamardin A. A. Osobennosti psikhologo-pedagogicheskoy deyatel'nosti trenera po futbolu [Features of psychological and pedagogical activity of a football coach]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft, 2018, no. 2, pp. 261-264.