Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение. Опыт построения окружной модели в образовании'

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение. Опыт построения окружной модели в образовании Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1115
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАШГИЧЕСКОЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ / МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ПОМОЩЬ СУБЪЕКТАМ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ / ВИДЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PSYCHOPEDAGOGICAL SOCIOMEDICAL ACCOMPANIMENT / MENTALHEATH / METHODICAL AND ORGANIZATIONAL MAINTENANCE / PRACTICE IN EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Байдина Валентина Александровна

Предлагается опыт построения окружной модели профилактики нарушений психологического здоровья учащихся в виде инновационной подсистемы в образовании психолого-педагогического медико-социального сопровождения. Ставится проблема разработки теоретических оснований и их соотношения с методическим обеспечением профилактических, коррекционных и реабилитационных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Байдина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychopedagogical sociomedical accompaniment in education - considering as a system and method of mentalheath infrigement (district model)

Psychopedagogical sociomedical accompaniment in education considering as a system and method of mentalheath infringement. District model of PPSM-accompaniment has theoretical base, its own methodical and organizational maintenance. Great amount of positive results have taken place in its realizational practice in educational system of Tomsk. It is doubtless that there are many ways of its future development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение. Опыт построения окружной модели в образовании»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ОКРУЖНОЙ МОДЕЛИ В ОБРАЗОВАНИИ

Т.Г. Бохан, В.А. Байдина (Томск)

Аннотация. Предлагается опыт построения окружной модели профилактики нарушений психологического здоровья учащихся в виде инновационной подсистемы в образовании - психолого-педагогического медико-социального сопровождения. Ставится проблема разработки теоретических оснований и их соотношения с методическим обеспечением профилактических, коррекционных и реабилитационных программ

Ключевые слова: психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение, психологическое здоровье учащихся, многопрофильная помощь субъектам образования, принципы профилактической работы, целевые группы, виды профилактики.

В условиях реализации программы модернизации российского образования констатируется существенное увеличение общественного запроса в отношении услуг специалистов центров психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения в образовании. Деятельность ППМС-центров вносит свой положительный вкладв качество образования, которое в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение.

Необходимость развития данной подсистемы в образовании определяется, с одной стороны, тем, что все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия, испытывает негативные влияния различных уровней окружающей среды: экологические катастрофы, социальные изменения, национальные и региональные потрясения, нестабильность семьи и др. В то же время современная жизнь с ее динамичностью и неопределенностью, высокими технологиями и темпами развития требует от подрастающего поколения высокого интеллектуального и личностного развития, что позволяет эффективно осуществлять самореализацию на последующих этапах возрастного развития. Современная психологическая наука и практика основой такого развития считают психологическое здоровье школьников (А.Г. Асмолов. Б.С. Братусь, М.Р. Би-тянова. И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, A.B. Шувалов). В связи с современными тенденциями психологической и педагогической наук и гуманитарным развитием образования возникла необходимость содержательного, организационного, функционального и статусного изменения психологической службы в образовании. В соответствии с этими требованиями профессиональная психологическая помощь субъектам образовательного пространства начинает переходить на принципиально иной уровень. Это появление и интенсивное развитие различных форм институализации комплексной помощи ребенку: психолого-педагогические медико-соци-апьные центры различной ориентации, центры психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентацион-ные, реабилитационные и многие другие, которые решают две принципиально важные задачи: оказывают высококвалифицированную многопрофильную помощь субъектам образовательного пространства (детям, роди-

телям, педагогам, администрации, управлению); оказывают профессиональную поддержку психологам, работающим непосредственно в базовых образовательных учреждениях.

В этом процессе психолого-педагогическая медико-социальная помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью. Модели психолого-педагогического медико-социального сопровождения имеют свою специфику согласно поставленным задачам, кадровым возможностям, а также региональным особенностям. Однако, как отмечается многими авторами (М.Р. Битянова, Г.Н. Сартан, И.В. Дубровина) и как показывает существующая практика, сегодня остаются недостаточно разработанными теоретические и практические аспекты ППМС-сопро-вождения, недостаточно реализовано единство теоретических и методических подходов в процессах диагностики, профилактики и коррекции социально-психологических проблем школьников. Медицинский, психологический и социальный аспекты рассматриваются чаще всего изолированно друг от друга и от целостного педагогического процесса. Оказание психолого-педагогической медико-социальной помощи детям носит разрозненный, бессистемный характер, при котором дети с различными категориями социально-психологических трудностей не рассматриваются в качестве субъекта развития. Поэтому на данном этапе становления комплексной помощи детству возникает необходимость осмысления этого процесса в теоретическом плане и построения научно обоснованных моделей ее организации, где важная роль, по нашему мнению, должна отводиться собственно профилактическому направлению.

Профилактика, предупреждение и недопущение явлений дезадаптации детей, посещающих детские сады и школы; эмоциональных срывов, обострения и негативного направления нормативных кризисов развития, в том числе у категорий детей с риском нарушения психологического здоровья (дети с социально-психологической дезадаптацией, дети риска ухода в аддиктивное и асоциальное поведение, дети-сироты, социальные сироты, инвалиды, соматически и психически ослабленные дети, пережившие различного рода психотравмы); ухода детей и подростков в «социальные болезни наше-

Ns 16-17

Сибирский психологический журнал

2002 г.

го времени» и т.п. могут уменьшить поток больших и маленьких проблем, в которые попадают дети и подростки и с которыми достаточно трудно, справляться им самим, родителям, педагогам и школьному психологу.

Таким образом, можно констатировать, что меняющаяся социальная ситуация развития общественных отношений и всего общественного уклада в конце прошлого и начале нового века привела к изменению психологической функции в образовании и в социокультурной среде - это функция развития и самого образования, и всех его субъектов: функция психотерапевтическая (в ситуации неопределенности), функция сохранения психологического здоровья ребенка за счет психологического развития личности ребенка. Поэтому сегодня перед педагогикой и психологией, перед образованием в целом стоит специальная задача - строить адекватную образовательную среду, чтобы получить возможность, нормальные условия для нормального развития детей и для успешности своей профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение выступает в данном заказе на развитие как проектировщик и организатор развивающих сред в целях профилактики и коррекции нарушений психологического здоровья детей и подростков в процессе образования.

В разрабатываемой и реализуемой с 1997 г. модели ППМС-сопровождения под психолого-педагогическим медико-социальным сопровождением мы понимаем инновационную систему и метод проектирования и организации развивающих и сохраняющих психологическое здоровье школьников сред в образовании. Психологическое здоровье мы рассматриваем, ссылаясь на Б.С. Братуся, как способность к саморазвитию, способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, становиться субъектом собственной жизни, что предполагает отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному воле-проявлению; возможность самопроектирования будущего; веру в осуществимость намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими. Эти возможности послужили критериями психологического здоровья и предметом развития в профилактической деятельности 1111МС-центра «Семья».

Инновационный характер ППМС-сопровождения является основанием для исследовательской позиции в разработке и реализации его как системы и метода проектирования и организации развивающих и сохраняющих психологическое здоровье школьников сред в процессе образования.

Основной целью психолого-педагогического медико-социального сопровождения является сохранение и развитие психологического здоровья детей и школьников. К целевым группам относятся: учащиеся общеобразо-

вательных школ; дети и подростки «группы риска нарушений психологического здоровья»: социальные и физические сироты; учащиеся с социально-психологической дезадаптацией; школьники, пережившие кризисные ситуации; дети из деструктивных семей; инвалиды и с ограниченными возможностями, соматически и психически ослабленные школьники, мигранты, педагогический «отсев». Основным средством реализации вышеза-явленной цели является создание окружной модели профилактики и коррекции нарушений психологического здоровья детей и школьников, представленной организационно и функционально ППМС-центром «Семья».

Разработка данной модели системы службы практической психологии основывалась на следующих идеях отечественных теорий психического развития. В понимании организации системы профилактики мы руководствовались подходом к профилактике как созданию оптимальных условий для психического развития, который разрабатывался в культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского. Наиболее важным критерием и условием развития выступило понятие «психологическое здоровье». В трудах отечественных исследователей-практиков (И.В. Дубровина, Б.С. Братусь, A.B. Шувалов, В.И. Слободчиков) термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить соответственно психологический аспект проблемы здоровья. Таким образом, в центре профилактической и коррек-ционной работы - развитие ценностно-смысловой сферы личности, способности к саморазвитию. В построении модели психолого-педагогического медико-социального сопровождения мы руководствовались идеей о целостности развития. Под целостным подходом в изучении ребенка Л.С. Выготский понимал специальную установку на раскрытие тех качеств и специфических особенностей, которые возникают из соединения отдельных сторон его развития - социальной, психологической, биологической, что определило один из принципов ППМС-сопровождения - принцип комплексного подхода к решению проблем и задач. Учитывая, что психические (психологические) новообразования возникают в процессе интериоризации, имеют культурно-историческую обусловленность и эволюционный характер развития, были определены такие принципы организации ППМС-сопровождения, как «принцип медиаторности», «принцип вариативности и открытости».

В понимании проблемы нарушений психологического здоровья, а также определении мишеней, условий, способов и методов профилактической работы нам позволили сориентироваться теория психологических систем (В.Е. Клочко), теория фиксированных форм поведения (Г.В. Залевский), антропологический подход в психологии здоровья (В.И. Слободчиков).

Теория психологических систем рассматривает психическое как то, что порождается, возникает в процессе

функционирования психологических систем и обеспечивает ее самоорганизацию и саморазвитие. В первой фазе онтогенеза, совпадающей с периодом развития от рождения до окончания школы, образ жизни человека детерминируется особенностями формирования многомерного мира и образом мира, возникающим в сознании. В случаях, когда образ мира, сложившийся и закрепившийся в результате переживания ребенком негативных условий формирования многомерного мира, начинает определять соответствующий образ жизни, в поведении, как следствии этого процесса, могут проявляться различные неадаптивные, проблемные (для внешнего и внутреннего функционирования) фиксированные формы поведения, свидетельствующие о нарушении психологического здоровья. Рефлексивная мыслительная деятельность, в основе которой лежит интенция, способствует трансформации смыслов и формированию новых ценностей, которые могут играть определяющую роль в изменении отношения и поведения, т.е. образа мира и образа жизни, трансформацию сознания и поведения.

Антропологический принцип в психологии здоровья (В.И. Слободчиков) утверждает, что источником, ситуацией развития субъективной реальности (образ жизни и образ мира - В.Е. Клочко) является со-бытийная общность. Взрослый для ребенка не просто одно из условий его развития, а «фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание его нормального развития и полноценной жизни». В профилактике психологического здоровья мы ориентировались на представление о нормах и критериях развития, которые выработаны на основе нормативной периодизации развития субъектной реальности в онтогенезе (В.И. Слободчиков), где в качестве нормы полагается ценность саморазвития, а в качестве источника развития - человеческая событийная общность. Человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность, в процессе которой происходит становление и развитие субъектно-сти. Поэтому большое значение в профилактической деятельности придается развивающей работе со значимыми взрослыми в процессе образования: научно обоснована и методически обеспечена система повышения квалификации значимых взрослых в рамках ППМС-со-провождения в образовании.

Руководствуясь этими теоретическими положениями, были определены основополагающие принципы функционирования модели ППМС-сопровождения: принцип научности - ППМС как инновационная модель системы службы практической психологии, требует научно обоснованных оснований ее построения и деятельности, что может выступать гарантией экологичности данной модели; принцип развития субъектной позиции -развитие ответственности за свою жизнь и ценности саморазвития у субъектов образовательного процесса; принцип целостности - комплексный подход объеди-

няет психологические, педагогические, социальные и медицинские аспекты в решении проблемы психологического здоровья школьников; принцип открытости и гибкости - организация развивающей и сохраняющей психологическое здоровье школьников среды строится по принципу вариативности (как единства многообразия); связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках профилактических проектов и программ, организации института социального партнерства, обеспечивающих соответствующие траектории развития разным субъектам: конкретным учащимся и их семьям, представителям профессий, задействованных в образовательном процессе, образовательным системам; профилактическая работа ориентируется на возникающие актуальные задачи общества, образования и детства; принцип медиаторности, позволяющий осуществлять профилактику и коррекцию нарушений психологического здоровья детей и школьников через развитие субъектных позиций взрослых в становлении детско-взрослой общности.

Система психолого-педагогического медико-социального сопровождения организационно представлена окружной моделью ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРА. Дифференцированный подход к профилактике психологического здоровья школьников определяется спецификой проблем, задач и методов их решения и включает первичную, вторичную и третичную профилактику. В контексте психолого-педагогического медико-социального сопровождения под первичной профилактикой мы понимаем: профилактику нарушений психологического здоровья у детей и подростков в процессе образования; под вторичной профилактикой - коррекцию нарушений психологического здоровья детей и подростков «группы риска» (аутсайдеры, дети с дезадаптивным поведением, девиантным и делинквентным поведением, дети из деструктивных семей, дети - социальные сироты, социально и педагогически запущенные дети, педагогический «отсев», подростки, освободившиеся из колонии); под третичной профилактикой мы понимаем реабилитацию детей и подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию (дети с ограниченными возможностями - инвалидность, физическая ограниченность; жертвы насилия, мигранты, с аффективными проблемами, склонные к суициду, пережившие стрессовые ситуации (в том числе и семейного характера), дети, находящиеся в особо трудных условиях; дети, нуждающиеся в социальных гарантиях).

К основным задачам первичной профилактики относятся гуманизация системы ценностей подростков -формирование ценности ответственного поведения и ценности здорового образа жизни; помощь в решении личностных и социальных проблем, которые часто являются причиной различных форм проявления социально-психологической дезадаптации; профилактика ак-

№16-17

Сибирский психологический журнал

2002 г.

туальной проблемы современной молодежи - наркотической зависимости; развитие «функциональной компетентности» у педагогов и значимых взрослых. Задачи направления первичной профилактики решаются через следующие рабочие проекты: «Повышение квалификации педагогов, значимых взрослых и специалистов психолого-педагогического медико-социального сопровождения»; «Психолого-педагогическое медико-социальное и правовое сопровождение в первичной профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании и асоциального поведения»; «Правовая культура участников образовательного процесса как условие психологического здоровья школьников в рамках инновационной модели психолого-педагогического медико-социального сопровождения в образовании»; «Гуманитарная экспертиза образовательных и профилактических проектов»; «Молодые - молодым» - по подготовке студентов-волонтеров для профилактической работы со школьниками. Все проекты имеют рабочие программы, методическое обеспечение в виде разработок семинаров-тренингов, циклов занятий, системы взаимодействия, методических пособий для детей, родителей, руководителей, педагогов, психологов; обеспечены консультационной работой - «Телефон доверия», консультации специалистов центра.

В задачи вторичной профилактики входят: оказание комплексной помощи в зависимости от характера проблем «трудного ребенка» или подростка всеми специалистами: психотерапевтом, психологом, социальным педагогом, воспитателем, учителем-предметником, логопедом, дефектологом; оказание содействия детям и подросткам с учетом специфических депривирующих условий их жизни и деятельности в создании оптимальных траекторий их личностного развития; предотвращение ухода детей и подростков «группы риска» в асоциальное и наркотическое поведение; включение родителей, значимых взрослых в образовании в процесс развития и сохранения психологического здоровья детей и подростков через правовую и социальную защищенность, гармонизацию внутрисемейных, межличностных отношений, эффективного педагогического общения. Методически и организационно вторичная профилактика реализуется через такие проекты, как «Дети группы риска. Психолого-педагогическая медико-социальная и правовая помощь и поддержка»; «Психолого-педагогическое медико-социальное и правовое сопровождение семьи в профилактике алкоголизма, наркомании и асоциального поведения у детей и подростков»; «Проект «SOS» - семья и общество - сиротам»; «Социальный патронаж вне образования» - для детей, не включенных в образовательный процесс; «Правовая культура участников образовательного процесса как условие психологического здоровья школьников»; «Экология семьи».

Третичная профилактика предполагает постановку и решение таких задач: возвращение ребенку, подрост-

ку веры в себя, в свои силы и придание чувства полноценности собственной личности, которая должна и может максимально реализовывать свои физические и духовные потенции; помощь детям и подросткам в преодолении стрессовой, кризисной ситуации, развитие их собственных способностей совладения с проблемными ситуациями в их жизни; формирование позиции организатора собственной жизни и взаимодействия с другими людьми; проектирование и сопровождение индивидуальных траекторий развития в процессе реабилитации и образования детей и подростков, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Деятельность по третичной профилактике осуществляется по следующим направлениям. Информированность учреждений образования для детей и подростков с особенностями развития о возможностях ППМС-сопровождения и совместное проектирование социального заказа на психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение. Для своевременной помощи детям с особенностями развития и их семье, находящимся вне образовательного процесса, создание базы данных об этих детях и подростках. Осуществление социального патронажа индивидуальной траектории развития детей и подростков с особенностями развития и инвалидностью. Индивидуальное, семейное, групповое консультирование (для педагогов и администраторов, работающих с этой категорией детей) специалистами ППМС-центра по развитию детей, возникающим проблемам, организации работы с детьми с особенностями развития и инвалидностью. Работа кабинетов психологической коррекции самосознания личности ребенка с особенностями развития в индивидуальном и групповом режиме; психоэмоциональной разгрузки; функциональной диагностики, фитодизайна и фитотерапии, лечебной физкультуры, сенсорного развития, массажного кабинета - выезды в образовательные учреждения по проекту «Автобус профилактики»; мастерских творческого самовыражения: арт-терапия, гештальт-терапия, «Живые нотки»; телефона экстренной психологической помощи «Телефон доверия» . Организация социальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с данной категорией детей и подростков.

Специалистами, осуществляющими профилактику, являются психологи, социальные работники, медицинские работники, юрист ППМС-центра «Семья», а также студенты-психологи, социальные партнеры: кафедра генетической и клинической психологии ТГУ, НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН, ТОИПКРО, Центр планирования семьи, Центр «Антиспид».

Таким образом, разработаны теоретические обоснования д ля построения окружной модели ППМС-сопровождения в образовании в виде системы и метода профилактики нарушений психологического здоровья школьников, которая отвечает региональным актуальным задачам и возможностям образования, обеспечена соответствующим ее методологической основе методи-

ческим инструментарием и системой подготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов, занимающихся профилактической работой в рамках ППМС-сопровождения. Существующий пятилетний опыт развития этой модели показал следующие, на наш взгляд, положительные результаты:

- осуществляется система первичной профилактики наркотической зависимости среди учащихся, которая носит постоянный, дифференцированный (согласно возрасту) и комплексный характер;

- в проектировании и внедрении модели системы профилактики, а также в подготовке и повышении квалификации компетентных кадров, занимающихся различными аспектами профилактики нарушений психологического здоровья, задействован кадровый потенциал г. Томска: научный, научно-педагогический, общественные организации, студенчество;

- координируется исследовательская и практическая деятельность ведущих специалистов региона по методическому обеспечению процесса профилактики в системе ППМС-сопровождения;

- осуществляется профилактика в местах, где отсутствует система профилактики или недостаточно обес-

печена компетентными специалистами (Колпашевский, Молчановский районы, г. Стрежевой);

- развивается волонтерское движение студентов психологического и педагогических факультетов ТГУ и ТУСУРа;

- с целью избежания искажений в профилактической работе, а также для учета, исследования и распространения положительного опыта разработана и внедрена в практику экспертиза профилактической работы;

- через СМИ, организацию круглых столов, проблемных семинаров, семинаров-тренингов созданы и создаются условия для обеспечения заинтересованности органов власти проблемами психологического здоровья подрастающего поколения.

Как любая развивающаяся система, ППМС-центр находится в поиске решения как уже поставленных задач, так и выхода на новые задачи и новые возможности. Мы открыты для взаимодействия и сотрудничества с теми, кого волнуют проблемы психологического здоровья подрастающего поколения, в рамках научных, методических публикаций на страницах журнала, проведения конференций, проблемных семинаров, курсов повышения квалификации и обмена опытом.

Литература

Асмолов А. Г. Через практическую психологию - к развивающему образованию // Культурно-историческая психология и конструирование миров.

М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 Ботяноаа MP. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.298 с. БратусьБ.С. Аномалии личности М., 1988.304 с.

БурмистроваЕ.В. ПМСЦ как форма организации оказания комплексной квалифицированной помощи в образовании //Школа здоровья. 1998. №3-4.

Выготский Л.С, Собр. соч.: В 6 т. М., 1998. Т. 1.

Дубровина И. В., Прихожан А,М. Положение о школьной психологической службе//Вопросы психологии. 1985. №2. С. 76-83. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993.

Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза// Сибирский психологический журнал. 1998. № 8-9. С. 7-15. Сартан Г.Н О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского

образования // Школьный психолог. 2002. № 17. Слободчиков В И ., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.

Слободчиков В И , Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. №4. С. 91-105.

Шувалов А. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. дис____каид психол. наук. М., 2000.26 с.

PSYCHOPEDAGOGICAL SOCIOMEDICAL ACCOMPANIMENT IN EDUCATION - CONSIDERING AS A SYSTEM AND METHOD OF MENTALHEATH INFRIGEMENT (DISTRICT MODEL) T.G. Bokhan, V.A. Baydina (Tomsk)

Summary. Psychopedagogical sociomedical accompaniment in education - considering as a system and method of mentalheath infringement. District model of PPSM-accompaniment has theoretical base, its own methodical and organizational maintenance. Great amount of positive results have taken place in its realizational practice in educational system of Tomsk. It is doubtless that there are many ways of its future development. Key words: Psychopedagogical sociomedical accompaniment, mentalheath, methodical and organizational maintenance, practice in educational.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.