Нестеренко Иван Сергеевич
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России
(тел.: 89649100541)___________________________________________________________
Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска
Аннотация
Автором рассмотрена профилактика девиантного поведения детей и подростков группы риска в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях городской общеобразовательной школы частного сектора.
Annotation
The Author is considered preventive maintenance deviant children behaviour and teenager of the group of the risk within the framework of psychology-pedagogical accompaniment in condition of the town general school quotient sector.
Ключевые слова: дети и подростки группы риска, психолого-педагогическое сопровождение, основные направления психолого-педагогического сопровождения, диагностика, консультирование, профилактика.
Key words: children and teenager of the group of the risk, психолого-pedagogical accompaniment, the main trends psycology-pedagogical accompaniment, diagnostics, consultancy, preventive maintenance. остояние тревожности и социального неблагополучия детей и подростков является одним из
существенных моментов
С напряженности в обществе. Современные исследования в области педагогики, социальной педагогики, социологии и психологии связывают это явление как с общей криминализацией общества, так и со многими специфическими моментами, характерными для систем, обеспечивающих образование, воспитание и социальную защиту несовершеннолетних.
Формальный, нормативно-усредненный подход к обучению и воспитанию - вот та критическая граница, за которой начинается зона педагогического риска. До тех пор пока ребенок поддается педагогическому воздействию - он находится в зоне риска.
Под зоной риска ученые подразумевают условия жизни, опасные для ребенка.
К факторам риска, приводящим детей к девиантному поведению и делинквентному состоянию относятся следующие:
недостаточная работа по выявлению и анализу причин социальной, школьной и семейной дезадаптации детей;
отсутствие оперативной информации о состоянии детской и подростковой преступности и правонарушений;
нарушение общеобразовательными
учреждениями некоторых положений Закона Р
м
"Об образовании";
отсутствие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях;
рост социального пессимизма в семье и снижение ее роли как фактора формирования базовой культуры, социальной ответственности детей и подростков;
негативное влияние социума на процесс формирования личности;
ухудшение экологической ситуации в регионе и, как следствие, ухудшение здоровья детей и подростков;
отсутствие традиций полового воспитания детей и подростков;
п ро п а га н д а н а си л и я и не а д екв а тн ы х
стереотипов поведения в СМИ (культ силы
наркотиков, половой распущенности);
пагубное влияние религиозных сект на мировоззренческие установки подростков;
незанятость детей, неадекватность форм организации досуговой деятельности,
недоступность форм отдыха для некоторых категорий подростков;
отсутствие специалистов, способных
организовать детские ассоциации и организации и их деятельность;
социальное сиротство.
В практике школьного обучения к группе риска принято относить детей, наиболее часто падающих из размеренного ритма "школьного
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4
улья", попадающих в поле зрения Комиссии по делам несовершеннолетних, тех детей, чьи имена звучат на педагогических советах и консилиумах, чьи поступки обсуждаются на родительских собраниях, чье присутствие в классе воспринимается как досадная помеха благополучно текущему педагогическому процессу.
Поэтому задача реализации в отечественных общеобразовательных школах целевых комплексных программ, сдерживающих переход детей из зоны риска (по имеющимся негативным условиям жизни и развития) в группу риска, где существует угроза жизни, здоровью и психике ребенка, приобретает особую актуальность и очевидную значимость.
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебновоспитательном процессе - психологопедагогическое сопровождение.
Целью психолого-педагогического
сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
психологическое обеспечение
образовательных программ;
развитие психолого-педагогической
компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психологопедагогическому сопровождению детей и подростков группы риска представлено в таблице№1.
Таблица №1
Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психологопедагогическому сопровождению детей и подростков группы риска
Диагностика
Специально - психологическое (классные руководители, социальный педагог, психолог) • Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) • Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем • Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка • Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска
Социально- педагогическое (классные руководители, социальный педагог, психолог) • Формирование социального паспорта школы, класса • Анализ документации классных руководителей 1 -11-х классов • Социально-правовой патронаж на дому • Анкетирование родителей с целью изучения моральнопсихологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка
Медико- социальное (классные руководители, врач-педиатр) • Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка) • Формирование групп обучающихся, имеющих повышенный медикосоциальный риск, для последующей коррекции и реабилитации • Медицинский контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья
Учебно- методическое (классные руководители, учителя предметники) • Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников) • Определение обученности и обучаемости каждого школьника • Анализ результатов внутришкольного контроля с целью определения уровня учебной успешности по усвоению школьных дисциплин и выявления пробелов в знаниях
Организационно- воспитательное (классные руководители, заместители директора) • Определение интересов школьников • Организация детей по клубам, кружкам, секциям по интересам • Определение уровня воспитанности, смыслоценностных установок ребенка • Определение уровня основных личностных доминант и возможностей личностного роста детей • Определение роста общекультурных навыков у детей (стремление к здоровому образу жизни, опрятности, красоте, уважению к окружающим, компетентному общению и пр.)
Консультирование детей, родителей, педагогов (ноябрь - апрель)
Специально -психологическое • Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска • Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска • Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания
Эта таблица поможет организаторам образования в составлении целевой комплексной программы развития своей школы.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
19Э