Научная статья на тему 'Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска'

Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1989
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ И ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГО-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / CHILDREN AND TEENAGER OF THE GROUP OF THE RISK / THE MAIN TRENDS PSYCOLOGY-PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / DIAGNOSTICS / CONSULTANCY / PREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нестеренко Иван Сергеевич

Автором рассмотрена профилактика девиантного поведения детей и подростков группы риска в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях городской общеобразовательной школы частного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нестеренко Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска»

Нестеренко Иван Сергеевич

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89649100541)___________________________________________________________

Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска

Аннотация

Автором рассмотрена профилактика девиантного поведения детей и подростков группы риска в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях городской общеобразовательной школы частного сектора.

Annotation

The Author is considered preventive maintenance deviant children behaviour and teenager of the group of the risk within the framework of psychology-pedagogical accompaniment in condition of the town general school quotient sector.

Ключевые слова: дети и подростки группы риска, психолого-педагогическое сопровождение, основные направления психолого-педагогического сопровождения, диагностика, консультирование, профилактика.

Key words: children and teenager of the group of the risk, психолого-pedagogical accompaniment, the main trends psycology-pedagogical accompaniment, diagnostics, consultancy, preventive maintenance. остояние тревожности и социального неблагополучия детей и подростков является одним из

существенных моментов

С напряженности в обществе. Современные исследования в области педагогики, социальной педагогики, социологии и психологии связывают это явление как с общей криминализацией общества, так и со многими специфическими моментами, характерными для систем, обеспечивающих образование, воспитание и социальную защиту несовершеннолетних.

Формальный, нормативно-усредненный подход к обучению и воспитанию - вот та критическая граница, за которой начинается зона педагогического риска. До тех пор пока ребенок поддается педагогическому воздействию - он находится в зоне риска.

Под зоной риска ученые подразумевают условия жизни, опасные для ребенка.

К факторам риска, приводящим детей к девиантному поведению и делинквентному состоянию относятся следующие:

недостаточная работа по выявлению и анализу причин социальной, школьной и семейной дезадаптации детей;

отсутствие оперативной информации о состоянии детской и подростковой преступности и правонарушений;

нарушение общеобразовательными

учреждениями некоторых положений Закона Р

м

"Об образовании";

отсутствие системы воспитательной работы в образовательных учреждениях;

рост социального пессимизма в семье и снижение ее роли как фактора формирования базовой культуры, социальной ответственности детей и подростков;

негативное влияние социума на процесс формирования личности;

ухудшение экологической ситуации в регионе и, как следствие, ухудшение здоровья детей и подростков;

отсутствие традиций полового воспитания детей и подростков;

п ро п а га н д а н а си л и я и не а д екв а тн ы х

стереотипов поведения в СМИ (культ силы

наркотиков, половой распущенности);

пагубное влияние религиозных сект на мировоззренческие установки подростков;

незанятость детей, неадекватность форм организации досуговой деятельности,

недоступность форм отдыха для некоторых категорий подростков;

отсутствие специалистов, способных

организовать детские ассоциации и организации и их деятельность;

социальное сиротство.

В практике школьного обучения к группе риска принято относить детей, наиболее часто падающих из размеренного ритма "школьного

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 №4

улья", попадающих в поле зрения Комиссии по делам несовершеннолетних, тех детей, чьи имена звучат на педагогических советах и консилиумах, чьи поступки обсуждаются на родительских собраниях, чье присутствие в классе воспринимается как досадная помеха благополучно текущему педагогическому процессу.

Поэтому задача реализации в отечественных общеобразовательных школах целевых комплексных программ, сдерживающих переход детей из зоны риска (по имеющимся негативным условиям жизни и развития) в группу риска, где существует угроза жизни, здоровью и психике ребенка, приобретает особую актуальность и очевидную значимость.

В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебновоспитательном процессе - психологопедагогическое сопровождение.

Целью психолого-педагогического

сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

психологическое обеспечение

образовательных программ;

развитие психолого-педагогической

компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психологопедагогическому сопровождению детей и подростков группы риска представлено в таблице№1.

Таблица №1

Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психологопедагогическому сопровождению детей и подростков группы риска

Диагностика

Специально - психологическое (классные руководители, социальный педагог, психолог) • Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) • Подбор и расстановка педагогов, работающих с детьми, имеющими различные типы проблем • Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени риска ребенка • Составление и ведение банка данных детей группы конкретного риска

Социально- педагогическое (классные руководители, социальный педагог, психолог) • Формирование социального паспорта школы, класса • Анализ документации классных руководителей 1 -11-х классов • Социально-правовой патронаж на дому • Анкетирование родителей с целью изучения моральнопсихологического фона семьи как фактора, воздействующего на личность ребенка

Медико- социальное (классные руководители, врач-педиатр) • Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка) • Формирование групп обучающихся, имеющих повышенный медикосоциальный риск, для последующей коррекции и реабилитации • Медицинский контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебного времени с целью поддержания здоровья

Учебно- методическое (классные руководители, учителя предметники) • Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников) • Определение обученности и обучаемости каждого школьника • Анализ результатов внутришкольного контроля с целью определения уровня учебной успешности по усвоению школьных дисциплин и выявления пробелов в знаниях

Организационно- воспитательное (классные руководители, заместители директора) • Определение интересов школьников • Организация детей по клубам, кружкам, секциям по интересам • Определение уровня воспитанности, смыслоценностных установок ребенка • Определение уровня основных личностных доминант и возможностей личностного роста детей • Определение роста общекультурных навыков у детей (стремление к здоровому образу жизни, опрятности, красоте, уважению к окружающим, компетентному общению и пр.)

Консультирование детей, родителей, педагогов (ноябрь - апрель)

Специально -психологическое • Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска • Подготовка печатной продукции по проблемам детей разных групп риска • Лектории для родителей по вопросам психологического просвещения и практики семейного воспитания

Эта таблица поможет организаторам образования в составлении целевой комплексной программы развития своей школы.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционноразвивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

19Э

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.