Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
консультационная помощь родителям (законным представителям) / тематика запросов родителей / содержание консультации / рекомендации / consulting assistance to parents (legal representatives) / the subject of parents' requests / the content of the consultation / recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна

В статье представлен практический опыт преподавателей психологической службы Шадринского государственного педагогического университета. Дана общая информация и нормативные акты, регламентирующие порядок оказания услуг. Указаны способы поддержки при оказании услуг родителям (законным представителям). Возможности и способы записи на консультацию. Указан порядок, формы оказания услуг. Отражены категории получателей услуг. Раскрыта тематика наиболее популярных запросов родителей (законных представителей) детей. Кадровый состав специалистов, оказывающих услуги по консультированию. Представлен анализ и рекомендации трех практик консультирования, родителей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждом кейсе рассмотрен: анамнез ребенка с ограниченными возможностями здоровья, запрос от родителя, причина, дано содержание консультации и практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самылова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the practical experience of teachers of the psychological service of Shadrinsky State Pedagogical University. General information and regulations governing the procedure for the provision of services are given. The ways of support in the provision of services to parents (legal representatives) are indicated. Opportunities and ways to make an appointment for a consultation. The order and forms of service provision are specified. Categories of service recipients are reflected. The subject of the most popular requests of parents (legal representatives) of children is revealed. The staff of specialists providing consulting services. The analysis and recommendations of three counseling practices for parents with children with disabilities are presented. In each case, the following is considered: anamnesis of a child with disabilities, a request from a parent, the reason, the content of the consultation and practical recommendations are given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»»

Тема лабораторной работы: «Информационная система как средство реализации информационных технологий».

Задание 1. Найдите в Интернете описание трех компаний, принадлежащих одной предметной области

Задание 2. Ознакомьтесь с деятельностью компании. Сформулируйте, в чём заключается: - основная деятельность компании; - опишите задачи и цели бизнеса; - выделите основные бизнес-процессы компании в соответствие с характером ее деятельности. Опишите подробно каждый бизнес-процесс, указав задачи, которые решаются в рамках данного бизнес-процесса; -для выделенных бизнес-процессов определите цели их автоматизации; - выберите классы информационных систем, которые необходимы для автоматизации выделенных бизнес-процессов. Обоснуйте свой выбор, показав соответствие функций, свойственных системам выбранных классов и задач, которые решаются в рамках выделенных бизнес-процессов.

Задание 3. Выберите наиболее подходящую по функциональности систему для автоматизации предприятия.

Задание 4. Сделать вывод о проделанной работе

Главной задачей контекстного обучения при проведении лабораторных работ по дисциплине «Информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности» является не передача информации, а развитие способностей студентов компетентно выполнять функции специалиста в области менеджмента, разрешать профессиональные проблемы и задачи, овладевать целостной профессиональной деятельностью. С этой целью нами был разработан: комплект заданий для лабораторных работ.

Выводы. Контекстное обучение приобретает большую значимость в техническом и экономическом образовании оно помогает: будущим инженерам путей сообщения и специалистам в области менеджмента объединить теоретические знания по математике, математическому моделированию, информационно-коммуникационные технологии для профессиональной деятельности и профильной предметной области в единое целое, научиться применять их в профессиональной деятельности, а также помогает молодому специалисту в начальный период трудовой деятельности освоиться в профессии.

Инструментарием внедрения контекстного обучения, на современном этапе является сочетание традиционных методов и средств обучения с информационными технологиями.

Содержание используемых в процессе обучения пособий, электронных курсов, заданий, задач должно быть пронизано содержанием будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Садыкова, О.И. Математическое моделирование в профессиональной деятельности (практические занятия) / О.И. Садыкова. - Москва:РУТ (МИИТ): РОАТ, 2023. - ISBN 978-5-7473-1145-9. - 1 CD-ROM. - Текст: электронный.

2. Колоскова, Г.А. Применение современных технологий при подготовке будущих инженеров в условиях цифровой трансформации образования / Г.А. Колоскова, O.A. Козлов, Р.Ю. Колосков // Педагогическая информатика. - 2020. - №4. -С. 135-147

3. Васильев, К.К. Математическое моделирование инфокоммуникационных систем: учебное пособие для вузов / К.К Васильев, М.Н. Служивый. - Москва: Горячая линия. - Телеком, 2018. - 236 с. - ISBN 978-5-9912-0695-2. - Текст: непосредственный.

4. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. - Москва: Высшая школа, 1991.-207 с.

5. Козлов, O.A. Развитие смешанного обучения в образовательных организациях высшего образования в условиях цифровой трансформации образования / O.A. Козлов, И.В. Новикова, Н.В. Мацуй, И.В. Положенцева // Современное педагогическое образование. - 2022. - № 4,- С. 15-20

6. Садыкова, О.И. Математическое моделирование систем и процессов. Курс лекций: учебное пособие / О.И. Садыкова, О.Ю. Кривич. - Москва: РУТ (МИИТ): РОАТ, 2020. - ISBN 978-5-7473-1010-0. - 1 CD-ROM. - Текст: электронный.

Педагогика

УДК 373. 08

кандидат психологических наук, доцент Самылова Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. В статье представлен практический опыт преподавателей психологической службы Шадринского государственного педагогического университета. Дана общая информация и нормативные акты, регламентирующие порядок оказания услуг. Указаны способы поддержки при оказании услуг родителям (законным представителям). Возможности и способы записи на консультацию. Указан порядок, формы оказания услуг. Отражены категории получателей услуг. Раскрыта тематика наиболее популярных запросов родителей (законных представителей) детей. Кадровый состав специалистов, оказывающих услуги по консультированию. Представлен анализ и рекомендации трех практик консультирования, родителей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждом кейсе рассмотрен: анамнез ребенка с ограниченными возможностями здоровья, запрос от родителя, причина, дано содержание консультации и практические рекомендации.

Ключевые слова: консультационная помощь родителям (законным представителям), тематика запросов родителей, содержание консультации, рекомендации.

Annotation. The article presents the practical experience of teachers of the psychological service of Shadrinsky State Pedagogical University. General information and regulations governing the procedure for the provision of services are given. The ways of support in the provision of services to parents (legal representatives) are indicated. Opportunities and ways to make an appointment for a consultation. The order and forms of service provision are specified. Categories of service recipients are reflected.

The subject of the most popular requests of parents (legal representatives) of children is revealed. The staff of specialists providing consulting services. The analysis and recommendations of three counseling practices for parents with children with disabilities are presented. In each case, the following is considered: anamnesis of a child with disabilities, a request from a parent, the reason, the content of the consultation and practical recommendations are given.

Key words: consulting assistance to parents (legal representatives), the subject of parents' requests, the content of the consultation, recommendations.

Введение. С января 2022 года ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» участвует в реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». На базе центра психологической помощи ФГБОУ ВО «ШГПУ» в 2022 году была создана служба по оказанию услуг психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей (далее служба).

Деятельность службы позволяет создавать условия для повышения родительской компетентности родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте от 0 до 18 лет, пропагандировать позитивное отцовство и материнство, укреплять институт семьи и духовно-нравственные традиции семейных отношений, осуществлять поддержку приемных и опекаемых семей с детьми разного возраста (от 0 до 18 лет). Работа службы регламентируется положением, ежегодно утверждаемым приказом ректора университета.

Информация о регламенте работы службы, адресе, и способах получения услуг размещена на официальном сайте ШГПУ: https://shgpi.edu.ru/struktura-universiteta/fl3/ps-sluzhba/. Информирование родителей (законных представителей) детей осуществляется в следующих форматах: 1) размещение информации о мероприятиях для родителей (законных представителей) на странице службы на официальном сайте ШГПУ; 2) в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/club218494920; 3) в родительских сообществах; 4) рассылка информации о мероприятиях на Б-mail родителям (законным представителям) детей и руководителям дошкольных образовательных организаций, средних общеобразовательных организаций, коррекционных образовательных организаций, отделам опеки и попечительства региона; 5) размещение информационных материалов и анонсов о мероприятиях на информационных стендах в образовательных организациях, остановках общественного транспорта; 6) взаимодействие с координатором проекта от департамента образования Курганской области.

Изложение основного материала статьи. Получатели услуг имеют возможность обратиться для записи на консультацию лично, позвонить по номеру телефона службы, или на горячую линию. Бсть возможность записи онлайн через страницу во ВКонтакте, на электронный адрес службы, на официальном сайте ФГБОУ ВО «ШГПУ». Отказ от консультации осуществляется в том случае, если тематика обращений не относится к компетенции службы.

В службе организуются обучающие мероприятия по повышению родительской компетентности с выдачей сертификата: просветительские лекции и недели родительской компетентности в форматах онлайн и офлайн.

Преподаватели службы приняли участие в двух неделях родительской компетенции. Первая неделя прошла в период с 24 апреля по 30 апреля 2023 года, где приняли участие 2211 родителей. Вторая неделя родительской компетентности проходила в период с 16 октября по 22 октября 2023 года, где участвовали 1381 родителей (законных представителей) детей. Интерес родителей вызвали следующие тематики: возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка; организация образовательного процесса; вопросы межличностной коммуникации и социализации у детей и подростков; развитие, обучение и воспитание детей с ОВЗ, с инвалидностью; вопросы принятия на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей; вопросы правового характера, связанные с воспитанием и обучением детей; вопросы определения и развития способностей и мышления ребенка; вопросы компьютерной зависимости, оптимального времени взаимодействия ребенка с гаджетом и социальными сетями; развития, обучения и воспитания детей и подростков; вопросы о трудностях во взаимоотношениях между родителями и детьми; вопросы профессионального самоопределения школьников; вопросы защиты прав участников образовательного процесса». Иные запросы (вопросы, связанные с суицидальным риском; вопросы, связанные с появлением в семье ребенка; вопросы, взаимодействия братьев и сестер в семье; диагностика готовности к школе и др.).

В проведении обучающих мероприятий и консультаций активное участие принимает высококвалифицированный педагогический состав института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ШГПУ», имеющих большой практический опыт работы в области возрастной, педагогической, и в области специального (дефектологического) образования. Общее число специалистов, участвующих в оказании услуг, составляет 32 человека, из них - один доктор педагогических наук, 13 кандидатов психологических наук и 9 кандидатов педагогических наук.

Предлагаем рассмотреть примеры содержания и формы консультирования родителей, имеющих ребенка с особыми образовательными потребностями.

Кейс 1. «Он не хочет заниматься со мной!». Вид консультации: содержательная, обратная связь присутствовала. Формат: дистанционная. ФИО родителя: Л. В. Имя ребенка: В. Возраст ребенка: 6 лет. Посещает ли ДОУ: Посещает ДОУ и дополнительно специалистов (дефектолог, логопед, психолог).

На консультацию обратилась Л.В. - мама шестилетнего мальчика В. У мальчика с пяти лет стоит диагноз ЗПР церебрально-органического происхождения. Родительница обратилась со следующей формулировкой: «мы собрались идти в общеобразовательную школу, но ребенок очень быстро утомляется, не может удерживать внимание на одном предмете, ему трудно сконцентрироваться на занятиях, особенно на математике. Мы ходим к дефектологу, логопеду и психологу, помимо специалистов мне необходимо самой заниматься со своим сыном, но он абсолютно отказывается со мной заниматься, я не могу его заставить сесть и заниматься математикой»

Анамнез ребенка с ЗПР церебрально-органического происхождения: Вес при рождении 3100 г., рост - 48 см. Сведения о курсе беременности и родов: во время беременности наблюдались повышенный тонус матки, анемия. Роды были нормальными, физиологическими, длительность родовой деятельности составила 5 часов. Информация об наличии родовой травмы у ребенка: родовая травма не отмечалась. Причины и заболевания, которые могли вызвать церебральные нарушения: ребенок родился с перинатальной гипоксией, внутриутробная инфекция не отмечалась. Сведения о развитии и состоянии ребенка в младенчестве: в младенчестве ребенок не приобрел достигнутых возрастных навыков, задержки в психомоторном развитии, асимметрия движений. Сведения об этапах развития ребенка в последующие годы: по мере роста в возрасте 2-3 лет ребенок имел трудности с речью (отставание в развитии речи). Сведения о прогнозе и результате коррекционной реабилитации: ребенок получает систематическое лечение в неврологическом центре, посещает занятия с логопедом, дефектологом.

Уточняется запрос родителя, осуществляется сбор дополнительной информации и выявляются причины. В данном случае были выявлены следующие причины: 1) отсутствие мотивации: дошкольник не видит необходимости заниматься дома, мама не может заинтересовать ребенка; 2) чувство беспомощности: ребенок чувствует себя некомфортно при работе

дома, так как задания подбираются без учета его уровня развития; 3) недостаточность знаний мамы: у мамы нет педагогического образования, поэтому работа дома строится рутинно, без инновационных подходов.

Содержание консультирования. Консультантом было пояснено, что «эта проблема может быть решена путем планирования занятий, которые будут интересны ребенку и будут его мотивировать. Важно помнить, что успешность процесса обучения зависит не только от ребенка, но и от родителей, которые должны вести ребенка за ручку и помогать ему в процессе обучения и развития». Для того, чтобы сделать занятия разнообразными и интересными консультантом были предложены практические приемы обучения и развития умственных способностей: «Математика и нейрообразование».

Применение методов нейрообразования может помочь в повышении концентрации внимания, улучшении памяти и ускорении реакции. Консультантом предложены нейро-игры, которые могут использоваться для детей с ЗПР [1, С. 31]:

1. Симметричные рисунки 2-мя руками. 1 вариант. Высыпать манную крупу в поднос (можно на каждого ребенка в тарелочке), предложить детям рисовать двумя руками геометрические фигуры (цифры). 2 вариант. Разместить узоры перед ребенком, на начало узора поместить две пластиковые крышки, предложить двумя руками одновременно проложить путь мышки до домика. 3 вариант. Разделить холст планшета на две части, предложить ребенку пальцами провести дорожку разноцветными маркерами на планшете.

2. Поиск цветов (фигур) 2-мя руками. 1 вариант (облегченный). Перед ребенком выкладывается 6 квадратов каждой пары разного цвета, пары раскладываются в смешанном порядке с левой и правой стороны, родитель предлагает показать один цвет (например, красный) двумя руками одновременно с двух сторон. 2 вариант (средний). Перед ребенком выкладывается 6 пар геометрических фигур одного цвета, родитель предлагает показать одну пару геометрических фигур (например, круг) двумя руками одновременно с двух сторон. 3 вариант (сложный). Перед ребенком выкладывается 6 пар разноцветных геометрических фигур, ребенку также необходимо услышать условие задания, запомнить его и выполнить поставленную задачу одновременно двумя руками.

3. Последовательность 2-мя руками. Перед ребенком выкладываются цветные крышки в одинаковой последовательности с двух сторон, ребенок крышкой перекладывает шарик в другую крышку. Вариант 1 «Угадай цвет». Уложи шарик определенного цвета в крышку такого же цвета. Вариант 2 «Реши задачку». Положи столько шариков в крышки, сколько получился ответ в задаче.

4. Собери пирамидку. Ребенку предлагается собрать 2 пирамидки одновременно двумя руками, с соблюдением последовательности цветов.

5. Сравнение смежных чисел. Перед ребенком расположены знаки «больше», «меньше» или «равно», ребенок двумя руками одновременно выкладывает счетные палочки в соответствии с предложенным знаком.

Также консультант в процессе общения с родительницей заметил, что у ребенка имеются разнообразные поп-иты, поэтому отдельно была подготовлена выборка нейро-игры с поп-итом, которые могут использоваться для детей с ЗПР. По итогам работы консультант уточняет самочувствие родителя, предлагает список литературы, предлагает и отправляет рекомендации в электронном виде. Консультант получает обратную связь от родителя.

Кейс 2. «Ребенок не может написать ни одной буквы правильно». Вид консультации: содержательная, обратная связь присутствовала. Формат: дистанционная. ФИО родителя: О.Г. Имя ребенка: Е. Возраст ребенка: 6 лет. Посещает ли ДОУ: Посещает ДОУ и дополнительно - логопеда.

На консультацию обратилась мама О.Г. шестилетнего мальчика Е. У ребенка стоит диагноз псевдобульбарная дизартрия. Родительница обратилась с вопросом: «на следующий год мой сын уже должен пойти в школу, но меня беспокоит, что он все еще не может правильно написать ни одной буквы, а мы ведь с ним занимаемся и логопеда он тоже посещает. В чем причина? Как ему научиться писать буквы к школе?».

Анамнез ребенка с псевдобульбарной дизартрией: вес и рост при рождении: вес - 3000 г, рост - 51 см. Сведения о курсе беременности и родов: во время беременности перенесен хронический пиелонефрит, в 35 недель - анемия, в 38 недель у ребенка наблюдалась гидроцефалия многоводие с права III степени; роды на 41 неделе, стремительные, оценка по шкале Апгар 7-9 баллов. Информация о наличии родовой травмы у ребенка: двукратное нетугое обвивание пуповиной. Причины и заболевания, которые могли вызвать дизартрические расстройства: ОРВИ, фебрильные судороги в 3 года, поражение лицевого нерва слева. Сведения о развитии и состоянии ребенка в младенчестве: начал держать голову в 2,5 мес., сидеть - в 8 месяцев, ходить - в 1 г. 2 мес., «гуление» появилось с 3,7 мес., лепет - 8 мес. Сведения об этапах развития ребенка в последующие годы: первые слова начал произносить с 1,5 лет, фраза появилась к 3 годам (с задержкой). Сведения о прогнозе и результате коррекционной реабилитации: ребенок проходит курс лечения у невролога, посещает занятия с логопедом.

Уточняется запрос родителя, осуществляется сбор дополнительной информации. Выявленные причины.

По прохождению мамой устного опроса, были выявлены:1) трудности моторики: неполный объем движений, неточная переключаемость ребенка при выполнении движений крупной моторики; неумение держать карандаш или ручку, невозможность застегнуть пуговицы или зашнуровать ботинки; истощаемость движений языка, отклонение его в сторону (что мешает правильному произношению и закреплению артикуляционного автоматизма). 2) Дефекты произношения: для правильного произношения доступны только [й], а также некоторые согласные [б], [д], [в]-[ф], [к]-[г]. 3) Слабость фонематических процессов: вместо начального звука называет все слово целиком, при повторении слоговой цепочки путает слоги по звуковому составу (например, «ба-ба-ба» - у ребенка звучит как «па-ба-па» и т.д.).

Содержание консультирования.

На основе сопоставления текущего запроса родителя, представленного анамнеза и ответов в ходе беседы-опроса, консультантом была определена сама суть проблемы и найдено ее решение: конечно же, первостепенно для написания букв имеет значение состояния фонематического восприятия (ее звуковой образ), а потом уже ее правильное произношение (что нарушено в нашем случае) и зрительно-моторная координация при написании буквы.

Поэтому было принято решение просветить маму, обратившуюся с запросом о возможных вариантах развития ребенка: «параллельная работа над развитием фонематического восприятия и моторных функций у ребенка как создание первоначальной основы для освоения буквенной системы.

Для того, чтобы родителю лучше понимать, чем он должен занимается на домашних занятиях с ребенком, была создана памятка, где консультант отразил название процессов, их описание и примерные игры, упражнения и задания для проведения занятий с ребенком с дизартрией для освоения букв в домашних условиях.

Родителю были предложены следующие задания на фонематическое восприятие: игра «Поймай звук». Ребенок должен хлопнуть, топнуть, подпрыгнуть, поднять карточку и т.д., если услышит заданный звук в слове; игра «Прятки». Ребенок должен понять, где прячется звук в слове (в начале, середине, конце). Для этого можно использовать модель слова в виде паровозика, птички и т.д.; игра «Звук убежал-прибежал». Подбираются слова, например, кот-крот. У ребенка спрашивают, какой звук появился в слове. Другой вариант этой игры: был кот, стал кит - у ребенка спрашивают, что произошло, какой звук поменялся?

На развитие артикуляционной моторики рекомендовали следующие задания: «окно» - улыбнуться, открыть рот, удержать под счет до 5-10 сек; «улыбка» - улыбнуться, оттянув уголки рта в стороны ушей, удержать 5-10 сек; «заборчик» -улыбнуться, приоткрыть рот, чтобы были видны передние зубы, удержать до 5-10 сек; «трубочка» - вытянуть губы вперед, удержать до 5-10 сек; «чередование заборчик-трубочка»; «лопатка» - улыбнуться, открыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу (для расслабления его можно пошлепать губами, произнося пя-пя-пя или подуть на него), удержать до 5-10 сек; «иголочка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть напряженный язык вперед, тянуть его до напряжения, пока он не станет как иголочка острым, удержать под счет до 5-10 сек; «чередование лопатка-иголочка»; «качели» - улыбнуться, открыть рот, перемещать язык на верхнюю губу на нижнюю губу под счет 5-10 раз; «часики» - улыбнуться, открыть рот, перемещать язык от правого уголка рта к левому под счет 5-10 раз [2, С. 24].

Упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации: обводилки (копирование рисунка, рисование по точкам, завершение второй половины рисунка); вырезание (по заранее заготовленному шаблону, по линиям разного характера - прямые, квадратные, волнистые, спиральные и т.д.); графический диктант (рисование по клеточкам на основе инструкций взрослого, с определением пространственного направления и количества клеток); штриховка (в разном направлении - вертикально, горизонтально, по диагонали и т.д.); раскрашивание (мандалы, простые раскраски, буквы, цифры и т.д.).

Дополнительные материалы к консультации. Консультантом был предложен алгоритм работы с практическими играми и рекомендациями по решению поставленной проблемы. Согласно алгоритму решения поставленной проблемы, содержание консультации включало следующие аспекты: 1) ребенок должен научиться слышать звуки речи и их различать (предлагаются игры на развитие фонематического восприятия) - «Может быть или нет?», «Загадки-обманки», «Сказочное королевство», «В гости» и т.д.; 2) ребенок должен научиться произносить «услышанные» звуки речи самостоятельно (развиваем артикуляционную моторику) - «Мои эмоции», «Обезьянка и банан», «Улыбка-хоботок» и т.д.; 3) ребенок должен научиться связывать «то, что услышал, произнес с образом букв - зрительно-моторной функцией (упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации) - «Веер», «Дорисуй половинки», «Лабиринты» и др.

Так, содержание консультации было наполнено не только теоретико-обучающей информацией, но и практико-ориентированными действиями. По завершению ее, консультант поинтересовался есть ли вопросы. Родитель поддерживал связь с консультантом, начав работать по предложенному алгоритму, а также воспользовавшись дополнительными рекомендациями. Была осуществлена обратная связь, когда родитель оставил отзыв о работе, а также отправил нам фотоотчет по работе с ребенком в домашних условиях.

Кейс 3. «Развитие речи у ребенка с моторной алалией и дизартрией». Вид консультации: содержательная, обратная связь присутствовала. Формат: очная. ФИО родителя: Л.В. Имя ребенка: Н. Возраст ребенка: 6 лет. Посещает ли ДОУ: Посещает ДОУ и дополнительно логопеда и дефектолога.

На консультацию обратилась мама шестилетней девочки Ники. У ребенка стоит диагноз моторная алалия, дизартрия. Родительница обратилась с вопросом: «У девочки наблюдается сильное отставание в речевом развитии. Ребенку нужно скоро идти в школу. Как можно развить речь у ребенка? Какие методы, приемы, упражнения можно использовать?».

Анамнез ребенка. По результатам беседы с мамой были получены следующие анамнестические данные: у матери вторая по счету беременность. Во время беременности наблюдались ранние токсикозы. Хронические заболевания у матери отсутствуют. Роды были срочные, без использования дополнительной стимуляции. Во время рождения ребенок закричал сразу. Резус - фактор у матери и плода положительный. Вес при рождении 3360 гр., рост - 54 см. Состояние раннего психомоторного развития: голову держит с 1 месяца, сидит с 5 месяцев, стоит с 6 месяцев, ходит с 8 месяцев. Перенесенные заболевания девочкой до года - ОРВИ. Были отмечены ушибы и травмы головы. Раннее речевое развитие: «гуление» в 3 месяца, лепет в 1 год. Наблюдалось задержка речевого развития. Девочка не говорила до 3-х лет. Активно использовала жестовую речь.

Сбор информации. Для выяснения причин трудностей в развитии речи у ребенка, была проведена беседа с родительницей, в которой она отмечала свойственные на ее взгляд ребенку особенности. А также проведена небольшая диагностика, для оценки состояния речи у ребенка, и выявления нарушений сформированности компонентов речевой системы, для которых в дальнейшем будут разработаны рекомендации, для их устранения. Со слов мамы, девочка легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Способна самостоятельно организовать игру. На замечания реагирует адекватно. Речь во время общения малопонятна. Переставляет слоги в словах, опускает и не проговаривает многие звуки в речи. Схожие по звучанию звуки не дифференцирует на слух. Навыки самообслуживания сформированы, но требует помощи взрослого. Опрятна в еде и одежде. Засыпает легко. Ест с аппетитом. Ведущая рука у девочки правая. Проявляет интерес к занятиям, характер деятельности устойчивый, работает с интересом, темп замедлен. По результатам опроса и диагностики, были выявлены следующие причины, влияющие на отставание в речевом развитии: 1) общая моторика: неполный объем движений, неточная переключаемость с одного движения на другое; 2) ритмическое чувство: нарушено; 3) мелкая моторика: замедленный темп выполнения; 4) просодика: разборчивость речи нарушена, дыхание поверхностное, преобладает ключичный тип дыхания, не дифференцирует ротовое и носовое дыхание; 5) артикуляционная моторика: объем движений не полный, темп замедленный, язык малоподвижен, слабый подъем языка; 6) звуко-слоговая структура: нарушена; 7) фонематическое восприятие, анализ и синтез: допускает ошибки в повторе цепочки слогов, не дифференцирует схожие по звучанию звуки; 8) звукопроизношение: отсутствуют звуки [з], [с], [ц], [ч], [щ], [р], [рь], искаженное произношение [л], [ль]; 9) импрессивная речь: понимание речи на бытовом уровне; 10) экспрессивная речь: допускает ошибки в подборе обобщающих понятий, наблюдаются ошибки в подборе слов антонимов; 11) грамматика: допускает ошибки в образовании существительных мн.числа р.п., ошибки в употреблении предлогов, не согласует существительные с числительными; 12) связная речь: находится в стадии формирования [3, С. 192].

Содержание консультирования. На основе сопоставления текущего запроса родителя, представленного анамнеза и ответов в ходе беседы-опроса, а также диагностики, консультантом была определена сама суть проблемы и найдено ее решение. Для развития речи, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи, должна вестись комплексная работа специалистов разных областей, только при этом можно добиться значительных результатов в развитии ребенка, в том числе и в речевом развитии. Родителю были разработаны и предоставлены рекомендации по работе с ребенком, которые включали в себя направления работы, методы, способы устранения выявленных нарушений. Данные рекомендации включали в себя набор игр и упражнений, а также пособия, к которым может обратиться родитель, для развития речи у детей с моторной алалией и дизартрией.

Дополнительные материалы к консультации. Консультантом были предложен алгоритм работы с практическими играми и рекомендациями по решению поставленной проблемы, который включал в себя следующее: развитие речевого дыхания; регуляция мышечного тонуса; формирование правильного звукопроизношения; развитие фонетико-фонематического восприятия; формирование лексико-грамматических категорий речи; развитие межполушарного взаимодействия (нейроигры); профилактика дисграфии и дислексии. По каждому блоку консультантом были подобраны

игры и упражнения, по которым должна заниматься мама с девочкой для устранения проблемы. Данные рекомендации были оформлены и предоставлены родителю для возможности заниматься с ребенком дома. Во время выполнения данных рекомендаций консультант все время поддерживал связь с родителем. Была осуществлена обратная связь.

Выводы. Формы и содержание консультирования с родителями зависят от их готовности к сотрудничеству и взаимодействию с консультантом. Для того чтобы занятие родителя с ребенком были интересными необходимо: 1) создавать благоприятную и спокойную атмосферу; 2) разбивать занятие на короткие временные периоды; 3) занятие проводить в определенном ритме; 4) поощрять ребенка за успех, учитывая структуру дефекта; 5) не сравнивать ребенка; 6) по возможности делать занятия разнообразными.

Литература:

1. Кондратьева, С.Ю. Если у ребенка ЗПР: книга доя родителей / С.Ю. Кондратьева, С.Д. Ермолаев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. - 59 с.

2. Анищенкова, Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Е. Анищенкова. - Москва: Астрель, ACT, 2006. - 58 с.

3. Пожиленко, Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов / Е.А. Пожиленко. - Санкт- Петербург: КАРО, 2006. -272 с.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук Сегова Татьяна Дмитриевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил);

кандидат педагогических наук Скавычева Елена Николаевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников на уроках литературного чтения. Актуальность исследования позволила выявить противоречие между необходимостью развития читательского интереса у четвероклассников и недостатком методических рекомендаций по использованию интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса. Проблема исследования состоит в определении возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявлена сущность развития читательского интереса четвероклассников, охарактеризован потенциал интерактивных форм обучения в образовательной организации. Кроме этого, были выявлены возможности интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников. Новизна выполненной работы заключается в том, что были выявлены и охарактеризованы возможности интерактивных форм обучения в развитии читательского интереса четвероклассников на уроках литературного чтения. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться педагогами начальных классов для развития читательского интереса у четвероклассников посредством интерактивных форм обучения на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, читательский интерес, развитие читательского интереса четвероклассников.

Annotation, his study is devoted to the study of the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders in the lessons of literary reading. The relevance of the study revealed the contradiction between the need to develop reader interest in fourth graders and the lack of methodological recommendations on the use of interactive forms of learning in the development of reader interest. The problem of the research is to determine the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders. The purpose of the study: theoretical substantiation of the possibilities of interactive forms of learning in the development of the reader's interest of fourth graders. Based on the study and analysis of psychological and pedagogical literature, the essence of the development of the reader's interest of fourth graders is revealed, the potential of interactive forms of learning in an educational organization is characterized. In addition, the possibilities of interactive forms of learning in the development of readers were identified.

Key words: nteractive forms of learning, reader interest, development of fourth-graders' reading interest.

Введение. На сегодняшний день ориентация современного образования направлена на развитие познавательных и созидательных способностей учащихся. Отличительная черта нового стандарта — становление личности учащегося, познающей окружающий мир. Немаловажную роль в этом процессе имеет такой фактор, как читательский интерес.

Непосредственно в начальной школе выдвигается вопрос о том, будет ли ребенок проявлять познавательный интерес к книге или же он будет к ней равнодушен. Не случайно значительный интерес к развитию и формированию читательских интересов учащихся акцентируется в ФГОС НОО.

Помимо федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, интересующая нас проблема рассмотрена в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, в программе по учебному предмету «Литературное чтение» учебно-методический комплекс «Школа России». Именно поэтому развитие читательского интереса у младших школьников является одной из важнейших проблем современной методики начального образования.

С таким видом речевой деятельности, как «чтение», школьники знакомятся в период обучения грамоте. Там они узнают, что процесс обучения чтению состоит из нескольких этапов: аналитического, синтетического и этапа автоматизации. На этапе автоматизации дети с интересом наблюдают, как из букв возникают знакомые им слова. После того, как знакомство с механизмом чтения переходит на более сложный этап, у младших школьников отмечается снижение интереса к книге и к самому процессу чтения.

Следует отметить, что к четвертому классу круг детского чтения претерпевает значительные изменения и проявляется в слабо выраженной потребности «серьезного чтения». Обучающиеся четвертого класса увлечены чтением развлекательного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.