Научная статья на тему 'Особенности коррекционно-развивающей работы логопеда в условиях социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних детей'

Особенности коррекционно-развивающей работы логопеда в условиях социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1187
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Танкаева Е. С.

В данной статье указаны основные направления коррекционно-раз­вивающей работы учителя-логопеда с детьми, оставшимися без попечения родителей (законных представителей), по этапам практической деятельности специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Танкаева Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционно-развивающей работы логопеда в условиях социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних детей»

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

© Танкаева Е.С.*

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная Звезда» г. Новокузнецк

В данной статье указаны основные направления коррекционно-раз-вивающей работы учителя-логопеда с детьми, оставшимися без попечения родителей (законных представителей), по этапам практической деятельности специалиста.

Ребенок - оставшийся без попечения родителей так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей, осваивая эти роли, человек становится личностью. Речь является важнейшей социальной функцией и развивается в процессе общения. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, при которой с самого рождения ребенка имеет место отсутствие таких потребностей как внимание, любовь, забота, ежедневное общение. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при злоупотреблении родителей алкоголем, при отсутствии матери [1]. На практике специалисты учреждений, где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, сталкиваются с серьезными трудностями в дифференциации природы дефекта. Первопричиной его могут оказаться как социальные, так и биологические факторы. А чаще - их сочетание. Как правило, медицинские карты большинства детей, при поступлении в такие учреждения из неблагополучных семей, утеряны. А с ними утеряна возможность восстановления картины перинатального и младенческого развития, дающее представление о биологических механизмах развития. Одним из факторов, способствующих школьной неуспеваемости учащихся, воспитывающихся в центрах помощи детям, оставшихся без попечения родителей, является нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов. Развитие памяти, внимания, мышления является психологической базой формирования речи и, следовательно, нарушение формирования этих психических функций приводит к нарушению формирования речи.

Целью логопедического воздействия в условиях реабилитационных центров является обеспечение специализированной диагностико-консультатив-

* Учитель-логопед отделения Социальной диагностики.

ной, коррекционно-восстанавливающей помощи детям с нарушениями речи различного генеза. Воспитанники социально-реабилитационных центров при обследовании речи чаще всего имеют нарушения речи, сопровождающиеся задержкой психического развития. При диагностике воспитанников, выявляются следующие речевые нарушения: нарушения устной и письменной речи (дисграфия и дислексия), задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, нарушения звукопроизношения, у воспитанников не сформированы навыки грамматического структурирования речевых высказываний, отмечается бедность лексического словаря. Так же отмечается социально-педагогическая запущенность.

Основными направлениями коррекционно-логопедической работы являются:

1. Диагностика речевого развития детей и оказание им логопедической помощи.

2. Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

3. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников.

4. Тесная взаимосвязь с другими специалистами центра.

Одним из необходимых условий успешной работы логопеда является ведение четкой документации, позволяющей:

1. Выявлять и регистрировать всех детей, нуждающихся в логопедической помощи.

2. Фиксировать результаты психолого-педагогического обследования ребенка.

3. Планировать этапы обучения.

4. Отражать содержание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

5. Показывать взаимосвязь в работе логопеда и педагогов Центра.

6. Проводить мониторинг логопедической работы.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи. Логопедические занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции делятся: на индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Наиболее удобно работать с детьми, объединяя их в небольшие подгруппы, а исходя из специфики учреждения, специфики речевого дефекта (ОНР, ФФН и др.) ребенка, коррекцию речи лучше проводить на индивидуальных занятиях.

Диагностика представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Центра и предусматривает использование:

1. Методики обследования внимания, памяти, мышления.

2. Методики логопедического обследования.

3. Речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.

При поступлении воспитанника в Центр, проводится первичная диагностика, с учетом его развития, эмоционально-личностных особенностей, соматического здоровья. Обследуется состояние всех сторон речевого развития. Основная задача учителя-логопеда при обследовании - правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей. Обследование речевого развития дошкольников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов. Речь дошкольников первоначально обследуется в повседневной жизни при наблюдении в психологически комфортной обстановке (во время занятий, прогулок, самостоятельной деятельности) [3]. При обследовании все ответы детей фиксируются в речевой карте, которая является документом, отражающим состояние речи ребенка. Её использование позволяет провести анализ результатов обследования и квалифицировать речевой дефект. Так же проводится диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Составляется индивидуальный речевой профиль на каждого учащегося [2]. Для вычерчивания профиля выбраны следующие параметры обследования:

- звукопроизношение;

- слоговая структура слова;

- звуковая структура слова;

- артикуляционная моторика;

- словообразовательные навыки;

- грамматический строй речи;

- связная речь;

- номинативная функция речи;

- импрессивная речь;

- навыки звукового анализа;

- письмо;

- чтение.

При изучении речевого профиля наглядно видно, какие компоненты речевой системы страдают, а какие относительно сохранны. Результаты диагностического обследования позволяют спланировать коррекционную работу. По результатам первичной диагностики выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальная программа реабилитации. Результаты диагностики и проведенной логопедической работы с детьми, зачитываются на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии, которые проводятся каждые 3 месяца.

Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:

Подготовительный этап: Цель которого:

- создание установки на коррекционную работу,

- повышение чувства уверенности,

- повышение учебной мотивации,

- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,

- формирование фонематических процессов,

- формирование самоконтроля;

Коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:

- нормализацию моторики артикуляционного аппарата, постановку звука, автоматизацию звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте, связной речи;

- работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий;

- формированию и развитию связной речи;

- работу по устранению дисграфии (коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова; ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова; специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания, предложений, текста).

Логопед оказывает консультативную помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей, имеющих речевые нарушения. Взаимодействуя с логопедом, воспитатели закрепляют с воспитанниками произношения поставленных логопедом звуков, проводят упражнения в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, развивают внимание, память, логическое мышление в играх и упражнениях, закрепляют формирующиеся навыки звуко-слогового анализа и синтеза (закрепляют навыки чтения и письма). Совместно с музыкальным руководителем, психологами, педагогами проводятся интегрированные занятия.

Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность происходят позитивные изменения в эмоциональной сфере, уровне нервно-психического развития, повышается уровень обучения в школе. В заключение хочется отметить, что успешно завершенный реабилитационный курс помогает ребенку в решении не менее важной задачи - его социализации, в нахождении способов адаптации в обществе.

Список литературы:

1. Елизарова Н.А., Волосач О.И. Логопедическое сопровождение детей младшего школьного возраста в условиях Центра диагностики и консультирования. - Новосибирск, 2007.

2. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. - М.: АРКТИ, 2002. - (Библиотека практикующего логопеда).

3. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум; СПб.: Дельта, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.