Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ: БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОНА КОМФОРТА, БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ: БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОНА КОМФОРТА, БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
296
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОДИТЕЛЕЙ / ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗОНА КОМФОРТА / БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ / POTENTIAL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PARENTS / CONFLICT PREVENTION IN THE FAMILY / SAFETY / COMFORT ZONE / FAMILY WELL-BEING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнова Регина Валерьевна, Джумагалиева Гульфия Рашитовна, Коробкова Ольга Михайловна, Джангазиева Альбина Саламатовна

В статье отмечается, что семья, выполняя важные социальные функции в процессе воспитания детей, прогнозируя и моделируя результат их социального развития, может сталкиваться с рядом проблем, которые приводят к конфликтным ситуациям. Это вызывает потребность семьи в консультативной работе и психолого-педагогической помощи, направленных на развитие психолого-педагогического потенциала родителей в профилактике конфликтов в семье. Авторами обосновывается узкое и широкое понимание понятия психолого-педагогического потенциала родителей. В статье представлены педагогическая (виды и формы педагогической деятельности родителей) и психологическая (изучение и прогнозирование психологических особенностей детей, оказание им психологической помощи со стороны родителей) составляющие психолого-педагогического потенциала родителей. Создание родителями зоны комфорта, благополучия ребенка и безопасности в семье авторы видят одними из важных направлений предупреждения конфликтов в семье. В статье также описаны результаты исследования уровня развития психолого-педагогического потенциала родителей-подростков, сделаны выводы о недостаточной педагогической и психологической подготовленности взрослых к продуктивному решению задач, связанных с функцией родительства. Авторы по итогам проведенного теоретического исследования, предлагают ряд условий позволяющих повысить эффективность процесса развития психолого-педагогического потенциала родителей в профилактике конфликтов в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Смирнова Регина Валерьевна, Джумагалиева Гульфия Рашитовна, Коробкова Ольга Михайловна, Джангазиева Альбина Саламатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PARENTS IN THE PREVENTION OF CONFLICTS IN THE FAMILY: SAFETY,COMFORT ZONE, FAMILY WELL-BEING

The article notes that the family, performing important social functions in the process of raising children, predicting and modeling the result of their social development, may encounter a number of problems that lead to conflict situations. This causes the need of the family for advisory work and psychological and pedagogical assistance aimed at developing the psychological and pedagogical potential of parents in the prevention of conflicts in the family. The authors substantiate a narrow and wide understanding of the concept of psychological and pedagogical potential of parents. The article presents the pedagogical (types and forms of pedagogical activity of parents) and psychological (studying and forecasting the psychological characteristics of children, providing them with psychological assistance from parents) components of the psychological and pedagogical potential of parents. The creation by parents of a zone of comfort, well-being of the child and safety in the family, the authors see as one of the important directions for preventing conflicts in the family. The article also describes the results of a study of the level of development of the psychological and pedagogical potential of teenage parents, draws conclusions about the insufficient pedagogical and psychological preparedness of adults for the productive solution of tasks related to the parenting function. According to the results of a theoretical study, the authors suggest a number of conditions that can improve the efficiency of the development of the psychological and pedagogical potential of parents in the prevention of conflicts in the family.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ: БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОНА КОМФОРТА, БЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/55PDMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Смирнова Р.В., Джумагалиева Г.Р., Коробкова О.М., Джангазиева А.С. Психолого-педагогический потенциал родителей в профилактике конфликтов в семье: безопасность, зона комфорта, благополучие семьи // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Smirnova R.V., Dzhumagalieva G.R., Korobkova O.M., Dzhangazieva A.S. (2020). Psychological and pedagogical potential of parents in the prevention of conflicts in the family: safety, comfort zone, family well-being. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN320.pdf (in Russian)

УДК 37

ГРНТИ 14.39.05

Смирнова Регина Валерьевна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия

Зав. кафедрой Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: r-nazarova@mail.ru

Джумагалиева Гульфия Рашитовна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: gulfiek11@mail.ru

Коробкова Ольга Михайловна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: olga-korobkova@mail.ru

Джангазиева Альбина Саламатовна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия

И.о. зав. кафедрой Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: dalina_84@mail.ru

Психолого-педагогический потенциал родителей в профилактике конфликтов в семье: безопасность, зона комфорта, благополучие семьи

Аннотация. В статье отмечается, что семья, выполняя важные социальные функции в процессе воспитания детей, прогнозируя и моделируя результат их социального развития, может сталкиваться с рядом проблем, которые приводят к конфликтным ситуациям. Это вызывает потребность семьи в консультативной работе и психолого-педагогической помощи, направленных на развитие психолого-педагогического потенциала родителей в профилактике конфликтов в семье. Авторами обосновывается узкое и широкое понимание понятия психолого-педагогического потенциала родителей. В статье представлены педагогическая

https:// mir-nauki. com

(виды и формы педагогической деятельности родителей) и психологическая (изучение и прогнозирование психологических особенностей детей, оказание им психологической помощи со стороны родителей) составляющие психолого-педагогического потенциала родителей. Создание родителями зоны комфорта, благополучия ребенка и безопасности в семье авторы видят одними из важных направлений предупреждения конфликтов в семье. В статье также описаны результаты исследования уровня развития психолого-педагогического потенциала родителей-подростков, сделаны выводы о недостаточной педагогической и психологической подготовленности взрослых к продуктивному решению задач, связанных с функцией родительства. Авторы по итогам проведенного теоретического исследования, предлагают ряд условий позволяющих повысить эффективность процесса развития психолого-педагогического потенциала родителей в профилактике конфликтов в семье.

Ключевые слова: потенциал; психолого-педагогический потенциал; психолого-педагогический потенциал родителей; профилактика конфликтов в семье; безопасность; зона комфорта; благополучие семьи

Психолого-педагогический потенциал родителей позволяет успешно предупредить конфликтные ситуации в межличностных отношениях «ребенок-семья».

Развитие психолого-педагогического потенциала родителей обеспечивает система социально-культурных, социально-экономических, социально-психологических факторов, механизмов социализации и адаптации, направленных на самосовершенствование родителей, общесемейное развитие, получение знаний и навыков в формировании индивидуального подхода в воспитательной деятельности и прогнозировании результатов профилактики конфликтов в семье.

Исследования роли родителей в формировании личности ребенка; влияния семейного уклада на детей описаны в трудах отечественных и зарубежных ученых: Ю.Е. Алешиной, Ю.П. Азарова, О.В. Баженова, Я.А. Коменского, И.С. Кона, В.Л. Леви, А.С. Макаренко,

B.С. Мухиной, А.В. Мудрика и других.

Ю.П. Азаров в своей работе «Искусство воспитывать» отметил проблемы, близкие развитию психолого-педагогического потенциала родителей, отдельные аспекты рассматриваются в трудах С.Т. Шацкого.

Современные подходы к развитию психолого-педагогического потенциала родителей раскрываются в исследованиях Л.А. Алексеевой, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Гребенникова, Т.А. Куликовой, Ю.Я. Левкова и многих других ученых.

Труды Т.В. Андреевой, А.И. Антонова, В.В. Бойко, М.Н. Буянова, А.Я. Варги,

C.И. Голод, A.M. Демидова, И.В. Добрякова, Н.М. Ершовой, O.A. Карабановой, K.M. Оганяна, А.Б. Орлова, Э.Г. Эйдемиллера в области межличностных отношений в семье подчеркивают необходимость изучения психолого-педагогического потенциала родителей в профилактике детско-родительских конфликтов.

Исследованию акмеологических условий развития психолого-педагогического потенциала родителей, посвящены научные Гильфановой Д.З.

Однако считаем необходимым изучить и проанализировать роль психолого-педагогического потенциала родителей в создании зоны комфорта, безопасности и благополучия семьи, что является необходимым для эффективной профилактики детско-родительских конфликтов.

Введение (актуальность)

https:// mir-nauki. com

Исследованиями психолого-педагогического потенциала как феномена занимались известные великие педагоги-дидактики Я.А. Коменский, Ж. Руссо, А.С. Макаренко, В.А. Петровский, Н.Ф. Радионова, В.А. Сухомлинский, В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер и другие.

Так или иначе, изучав свои научные проблемы, целый ряд исследователей затронул основные аспекты развития психолого-педагогического потенциала родителей и его значимость в воспитании и социализации подрастающего поколения. К ним относятся: Л.А. Алексеева, А.Г. Асмолов, И.В. Гребенников, Т.А. Куликова, Ю.Я. Левкова, ТВ. Лодкина, Е.И. Наседкина, Р.В. Овчарова, Ю.М. Орлов, П.Н. Осипов, Д А. Петров, В.Я. Титаренко, С.Н. Токарева, О.Е. Черства, С.Н. Щербакова и многих других ученых.

Изучением вопросов воспитания родителей занимались и зарубежные ученые: А. Адлер, Т. Гордон, М. Джеймс, Д. Джонгвард, М. Монтессори, Э. Фромм и другие.

Petrakis S., Barberis P. посвятили свои исследования проблемам, с которыми сталкиваются родители в двадцать первом веке и методам воспитания родителей. Авторы исследуют феномен «универсальное воспитание детей», а также культурно-специфические методы воспитания, их влияние на воспитание детей в семье [1].

Luster T., Okagaki L. подчеркивают, что воспитание включает в себя генетическую одаренность и прямые последствия опыта, которые проявляются через убеждения и поведение родителей; косвенное влияние отношений родителей друг с другом и их связях с общественными сетями на процесс воспитания. Они выделяют следующие факторы, влияющие на успешное родительство: эволюция и история; биология и этология; семейная конфигурация; формальные и неформальные системы поддержки, общественные связи и работа; социальные, образовательные, юридические, медицинские и государственные учреждения; экономический класс, продуманная и естественная экология и культура, а также сами дети.

«Воспитание детей - это работа, основным объектом внимания и действий которой является ребенок - дети не растут и не могут расти как одинокие люди, но воспитание детей также является жизненным статусом, который имеет последствия для самих родителей» (Luster T., Okagaki L.) [2].

В 2017 году Norris V., Rodwell H. издали книгу для родителей, основанную на модели Theraplay (игровая терапия), ориентированной на привязанность. Книга представляет собой руководство по использованию Theraplay, которое делает данную методику доступной для всех родителей и позволяет создать модель естественного, здорового воспитания, и как результат -семейное благополучие [3].

Dailey T.M., Krause P.H. в 2009 году в своем справочнике по воспитанию детей, описывают стили, стрессы и стратегии; уделяют внимание вопросам разрешения конфликтных ситуаций, эмоциональной и социальной адаптации детей. Интересным стало их исследование соответствия между стилем воспитания и темпераментом ребенка, их взаимовлияние на его социальное, психологическое развитие [4].

Reynolds J., Houlston C., Coleman L., Harold G.T. (2014) на основе результатов своих исследований родительских конфликтов, их влияния на психическое и физическое здоровье детей, разработали рекомендации для практикующих психологов по развитию у родителей навыков избегания разрушительного конфликта. Одним из потенциальных способов, с помощью которого практикующие врачи могли бы помочь изменить поведение родителей, авторы видят, метод мотивационного интервьюирования. Это выходит за рамки простого предоставления знаний и направлено на непосредственное повышение мотивации к изменению целевого поведения, в данном случае деструктивных форм конфликта [5].

Различные аспекты андрагогического взаимодействия специалиста социальной сферы с родителями, в рамках приобщения членов семьи к тем знаниям и ценностям, которые расширяют их кругозор, раздвигают рамки видения волнующей их проблемы, позволяют по-новому интерпретировать имеющийся опыт; мотивирует переоценку установок и ориентаций системы ценностей членов семьи и способствует освоению новых подходов решению конфликтных ситуаций отражены в исследовании Липницкой О.Г. [6].

Таким образом, и зарубежные и российские ученые отмечают важность роли родителей в профилактики конфликтов в семье.

Дефиниция «потенциал семьи» также исследуется учеными, так Кирикова М.И. под воспитательным потенциалом семьи понимает совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно [7].

В современном научном трактовании существует узкое и широкое понимание понятия психолого-педагогического потенциала родителей.

Узко определение психолого-педагогического потенциала родителей понимается на основе его психологических и педагогических компонентов, которые либо:

• имеются в личности родителя и достаточно развиты, но не полностью реализованы в воспитательской деятельности;

• полностью реализуются в воспитательской деятельности родителя, но слабо развиты, требуют дальнейшего развития;

• требуются родителю, как воспитателю, но отсутствуют по причине не сформированности данного качества.

Более широкое понимание психолого-педагогического потенциала включает в себя компоненты того, что:

• имеется в личности, полностью реализовываясь в воспитательской деятельности родителя;

• отсутствует или не полностью реализовывается в воспитательской деятельности родителя.

Таким образом, психолого-педагогический потенциал имеет педагогическую (виды и формы педагогической деятельности родителей) и психологическую (изучение и прогнозирование психологических особенностей детей, оказание им психологической помощи со стороны родителей) составляющие.

Гильфанова Д.З. под психолого-педагогическим потенциалом родителей понимает совокупность психологических, педагогических, образовательных и воспитательских возможностей и методов семьи для решения определенных психолого-педагогических задач при развитии личности ребенка; базис в обретении родителями нового качественного состояния за счет социально- экономических, социокультурных, социально-психологических факторов, механизмов социализации и адаптации [8].

Проанализировав научные работы (Генварева Ю.А., Джафарова Д.Т., Дубровина Н.А., Левченко Д.В., Набойченко Е.С., Русанова Л.С.) за последние годы мы выяснили, что, развитие психолого-педагогического потенциала родителей имеет нетрадиционный и непрерывный характер, дает возможность для них занимать активную позицию, брать на себя инициативу, а также исследовать и искать ответы на поставленные вопросы. Психолого-педагогический

https:// mir-nauki. com

потенциал позволит родителям принять активную родительскую позицию в жизни ребенка

Результаты исследований семейного воспитания [13-15] свидетельствуют о недостаточной психологической подготовленности взрослых к продуктивному решению задач, связанных с функцией родительства. Исследования показывают, что большинство из них испытывают интеллектуальные, эмоционально-волевые, личностно-профессиональные и другие педагогические и психологические трудности, которые обусловливают отставание практики их родительской функции от требований социума.

Эти трудности влияют на невозможность создания родителями безопасности, зоны комфорта и благополучия ребенка в семье. И как правильно, выступают ведущими факторами возникновения конфликтов в семье.

Одна из основных обязанностей родителей - обеспечение безопасности ребенка.

Считаем, что одной из форм безопасности для ребенка является создание для него зоны комфорта, которая представляет собой область жизненного пространства, где ребенок чувствует себя уверенно и безопасно. Таким образом, находясь в зоне комфорта ребенок находится в состоянии психологической защищенности, возникающим вследствие сохранения последовательности привычных действий и достижения предполагаемого результата.

Арцимович И.В. под зоной комфорта понимает область жизненного пространства, дающую ощущение комфорта, уюта и безопасности [16].

Обращаясь непосредственно к понятию «благополучие семьи» следует в рамках нашей проблематики следует рассматривать психологическое, педагогическое благополучие.

Власова М.Д. под психологическим благополучием понимает совокупность физических, эмоциональных, социальных и моральных факторов, отображающих взаимоотношения в семье и уровень ее благополучия, связанный с процессом и результатом адаптации [17].

Таким образом через такие факторы, как: зона комфорта, безопасность и благополучие в семье, повышается эффективность профилактики межличностных конфликтов в семье (детско-родительских), которые рассматриваются нами как «угроза» для личностного развития ребенка.

Наиболее подробно остановимся на таких видах безопасности семьи как социальная, психологическая и педагогическая.

Силласте Г.Г. под социальной безопасностью рассматривает состояние защищенности личности, социальной группы или общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, социальных прав и свобод: права на жизнь; на труд и его справедливую оплату; право на бесплатное образование; охрану здоровья и медицинское обслуживание; на доступный отдых, а также право на гарантированную социальную защиту и социальное обслуживание со стороны государства [18].

Понятие «психологическая безопасность» раскрывается через категории «психическое здоровье» и «угроза» и рассматривается как состояние, обеспечивающее успешное психическое развитие личности и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы ее психическому здоровью [19].

[9-12].

Методы

Для более яркого иллюстрирования проблемы низкого уровня развития психолого-педагогического потенциала родителей в профилактике конфликтов в семье было проведено анкетирование родителей, в котором приняло участие 52 родителя младших школьников, учащихся МБОУ г. Астрахани «Лицей №1» (приложение 1).

Результаты

Итак, представим результаты опроса родителей - детей подросткового возраста. Все ребята ученики 6-х классов МБОУ г. Астрахани «Лицей №1»:

1. Большинство родителей подтвердили недооценку своих педагогических и психологических знаний и переоценку собственных воспитательских возможностей. Никто из опрашиваемых не отметил полное отсутствие своего психолого-педагогического потенциала.

На уровне 2-3-х баллов свои знания отметили всего 4 %, не осознавая необходимость и важность данного параметра для детско-родительских отношений. 8 % родителей указали свою осведомленность на уровне 4 и 5 баллов соответственно, предполагая, что в них нет четкого осознания воспитательских целей, а также способов их достижения.

Вместе с тем, расположенному по середине, на шкале, указывающей уровень психолого-педагогического потенциала - 6 баллов, отметили около 29 % респондентов, тем самым указывая, что опыт и знания их собственной родительской семьи оставили в них отпечаток, чего в принципе им достаточно для воспитания собственных детей.

45 % родителей отметили 7 баллов, их жизненный опыт, с их детскими воспоминаниями о собственном детском опыте в родительской семье, нравственная и духовная культура, опыт социального общения, вместе с существующей многочисленной литературой помогает поддерживать знания о воспитании современных детей. В частности, только 15 % опрошенных родителей высказали твердое убеждение в том, что у они не имеют достаточных психолого-педагогических знаний.

Достаточно высокий уровень психолого-педагогического потенциала отмечают: на уровне 8 баллов - 9 %, и на уровне 9 баллов - 5 %. 2 % респондента из всех опрашиваемых посчитали, что имеют абсолютно точные знания о том, как и какими методами при воспитании детей можно достичь желаемой цели.

2. По итогам разбора ситуаций на основе предложенных показателей мы выяснили, что 12 родителей не умеют выражать свои чувства доступно для ребенка и между ними и детьми отсутствует взаимопонимание, эмоциональная честность. 8 родителей не являются примером для своего ребенка. В подобных семьях дети являются более мобильными, инновационно-активными, творческими личностями, нежели старшее поколение. Отсюда и возникает разрыв поколений. Большинство родителей (13 человек) не принимают ребенка таким, каков он есть.

По данному распределению видно, что большинство родителей воспринимают родительскую роль положительно, но в их детско-родительских взаимоотношениях отсутствует взаимопонимание. Критерий эмоциональной честности присутствует у половины исследуемых респондентов.

Условия, повышающие уровень психолого-педагогического потенциала родителей в профилактике конфликтов в семье

Проанализировав полученные данные анкетирования, опираясь на исследования ученых, занимающихся проблемой психолого-педагогического потенциала родителей, мы выделили ряд условий, которые позволяют повысить уровень потенциала родителей в профилактике конфликтов в семье.

Социально-культурные условия - использование системы включения родителей в совместные формы просвещения с использованием принципов сотрудничества, взаимопомощи, творческого мышления, активности и инициативы.

Организационные условия - квалифицированные кадры для педагогической и психологической работы, которые способны эффективными и доступными способами передавать родителям свои знания по вопросам семьи и воспитания детей; готовность родителей к личностному саморазвитию, самосовершенствованию, формированию родительского самосознания.

Технологические условия - диагностика, оценка индивидуальной динамики каждого исследуемого родителя; формирование способности применять приобретенные знания при переносе их в реальные условия; сотрудничество учителей и родителей.

Заключение

В результате анализа научной психологической, педагогической и социологической литературы, диссертационных исследований, посвященных проблеме развития психолого-педагогического потенциала родителей в профилактике конфликтов в семье, было уточнено понятие психолого-педагогического потенциала в профилактике конфликтов в семье, которое понимается нами как совокупность психологических, педагогических возможностей и методов семьи для решения определенных психолого-педагогических задач при профилактике детско-родительских конфликтов; а также как новое качественное состояние сформированное при учете социально-экономических, социокультурных, социально-психологических факторов, механизмов социализации и адаптации.

В процессе развития психолого-педагогического потенциала происходит самосовершенствование родителей, общесемейное развитие, получение знаний и навыков в формировании важного индивидуального подхода в воспитательной деятельности, позволяющей прогнозировать результаты социально-психологических воздействий в рамках профилактики конфликтов в семье, направленных на создание безопасной, комфортной среды для ребенка.

Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации: развитие психолого-педагогического потенциала родителей должно стать составной частью воспитательного процесса в образовательной организации и быть направлено на непрерывность образовательного и самообразовательного процессов родителей, обеспечивающих высокий уровень решения конфликтов в детско-родительских взаимоотношениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Petrakis S.; Barberis P. Parenting: Challenges, Practices and Cultural Influences. Hauppauge, N.Y.: Nova Science Publishers, Inc, 2013.

2. Luster T.; Okagaki L. Parenting: An Ecological Perspective. Mahwah, N.J.: Routledge, 2005.

https:// mir-nauki. com

3.

4.

5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Norris V.; Rodwell H. Parenting with Theraplay : Understanding Attachment and How to Nurture a Closer Relationship with Your Child. London: Jessica Kingsley Publishers, 2017. Dailey, T.M., Krause, P.H. Handbook of Parenting: Styles, Stresses and Strategies. New York: Nova Science Publishers, Inc, 2009.

Reynolds J. Parental Conflict: Outcomes and Interventions for Children and Families. Bristol: Policy Press, 2014.

Липницкая О.Г. Андрагогическое взаимодействие специалиста социальной работы с семьей как фактор профилактики конфликтов: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Липницкая Ольга Геннадьевна. - Санкт-Петербург, 2011. - 254 с.

Кирикова М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях Центра социальной помощи семье и детям: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Кирикова Мария Игоревна. - Москва, 2009. - 20 с. Гильфанова Д.З. Акмеологические условия развития психолого-педагогического потенциала родителей: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Гильфанова Д.З. - Москва, 2012. - 197 с.

Генварева Ю.А., Левченко Д.В. Развитие педагогического потенциала семьи как фактор самореализации подростка // Вестник ТГПУ. 2010. №2.

Джафарова Д.Т. Изученность проблемы семейного воспитания в современных педагогических исследованиях // МНКО. 2016. №4 (59).

Дубровина Н.А., Набойченко Е.С. Оптимизация личностного потенциала родителей как аспект сопровождения семей с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Образование и наука. 2018. №8.

Русанова Л.С. Влияние социально-психологических особенностей семьи на речевое развитие ребенка: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Л.С. Русанова - Ярославль, 2017. - 254 с.

Гладнева Е.С.. Влияние семейного воспитания на личностный рост старшего школьника: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Е.С. Гладнева. - Пятигорск, 2010. - 211 с.

Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / М.О. Ермихина -Казань, 2004 - 168 c.

Кульчицкая И.Ю. Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Ю. Кульчицкая. -Ставрополь, 2005. - 169 с.

Арцимович И.В. К вопросу о страдании как свойстве человеческой ситуации или зоне комфорта. Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции, 22 января, Чебоксары: Интерактив плюс, 2016: 405-408.

Власова М.Д. Факторы психологического благополучия семьи / М.Д. Власова. // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 545-547.

Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества, государства: теоретико-методологические основания и социальный запрос [Текст]: монография / Г.Г. Силласте; Федеральное гос. науч. учреждение «Ин-т социальной пед.» Российской акад. образования. - Москва: Современное образование, Ч. 1. - 2014. - 44 с. Попова Е.В., Слабодских Н.В. Психологическая безопасность детей в семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 150-156. Гильфанова Д.З. Акмеологические условия развития психолого-педагогического потенциала родителей: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Гильфанова Д.З. - Москва, 2012. - 197 с.

55PDMN320

Smirnova Regina Valeryevna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: r-nazarova@mail.ru

Dzhumagalieva Gulfiya Rashitovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: gulfiek11@mail.ru

Korobkova Olga Mikhailovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: olga-korobkova@mail.ru

Dzhangazieva Albina Salamatovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: dalina_84@mail.ru

Psychological and pedagogical potential of parents in the prevention of conflicts in the family: safety,comfort zone, family well-being

Abstract. The article notes that the family, performing important social functions in the process of raising children, predicting and modeling the result of their social development, may encounter a number of problems that lead to conflict situations. This causes the need of the family for advisory work and psychological and pedagogical assistance aimed at developing the psychological and pedagogical potential of parents in the prevention of conflicts in the family. The authors substantiate a narrow and wide understanding of the concept of psychological and pedagogical potential of parents. The article presents the pedagogical (types and forms of pedagogical activity of parents) and psychological (studying and forecasting the psychological characteristics of children, providing them with psychological assistance from parents) components of the psychological and pedagogical potential of parents. The creation by parents of a zone of comfort, well-being of the child and safety in the family, the authors see as one of the important directions for preventing conflicts in the family. The article also describes the results of a study of the level of development of the psychological and pedagogical potential of teenage parents, draws conclusions about the insufficient pedagogical and psychological preparedness of adults for the productive solution of tasks related to the parenting function. According to the results of a theoretical study, the authors suggest a number of conditions that can improve the efficiency of the development of the psychological and pedagogical potential of parents in the prevention of conflicts in the family.

Keywords: potential; psychological and pedagogical potential; psychological and pedagogical potential of parents; conflict prevention in the family; safety; comfort zone; family well-being

https:// mir-nauki. com

Приложение 1

Анкета родителей (Гильфанова Д.З.)

1) В какой семье Вы воспитывались?

A) в полной Б) в неполной

B) в детском доме Г) иное

2) Где прошло Ваше детство?

A) в поселке

Б) в небольшом городе

B) в большом городе Г) в столичном городе Д) иное

3) Как Вы считаете, чем обусловлена потребность повышения педагогического потенциала родителей? Аргументируйте свой ответ.

4) Чувствуете ли Вы потребность в повышении своего уровня психолого-педагогического потенциала как родителей?

5) Оцените свою педагогическую культуру, направленную на воспитание собственного ребенка (1 - минимум, 10 - максимум).

6) Вашему вниманию предлагается 6 существующих моделей (А, Б, В, Г, Д, Е) воспитания родителей, различающихся принципами и задачами. Какая из этих моделей в наибольшей степени подходит для нашего общества и, в частности, вашей семьи? Оцените их по следующим критериям:

1 - данное положение является ошибочным и неприемлемым для Вас;

2 - данное высказывание не приемлемо для Вас, однако вы не исключаете его возможность или характерность в других семьях;

3 - данное высказывание является для Вас спорным - 50 % на 50 %;

4 - вы согласны с высказыванием, но хотели бы его доработать;

5 - вы полностью согласны с высказыванием, либо вы используете его сами.

Модель А.

1. Общение с детьми как со взрослыми (партнерские отношения).

2. Ребенка необходимо воспитывать не силой, а разумом.

3. Родителям надо предоставить ребенку возможность самому решать свои проблемы.

4. Необходимо развивать в ребенке ответственность за свои поступки и действия.

5. Семья - это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений.

6. Ребенку важно прочувствовать последствия своих действий и поведений не только перед собой, но и перед обществом, в котором он живет (Человек привязан к обществу).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

https:// mir-nauki. com

7. Семейный консультант (терапевт) должен сочувствовать пациенту, т. е. стать ему другом.

Модель Б.

1. Родители должны уметь манипулировать ребенком.

2. Поведение ребенка имеет свои закономерности и поэтому предсказуемо и управляемо.

3. Необходимо поощрять либо наказывать ребенка за его поступки, так как это влияет на формирование его характера.

4. Именно родители (своим мировоззрением) способны научить детей адекватному поведению в обществе.

5. Нулевое внимание к частым капризам способно отучить ребенка от этого.

6. Любая модель воспитания должна иметь понятную и хорошо сформулированную терминологию.

7. Наказание плохого поведения ребенка способно отучить его от негативного, а поощрение - укрепить положительные качества в формировании личности ребенка.

8. Родители лишь тогда смогут осмыслить поведение ребенка, когда начнут это осмысление с самого себя.

Модель В.

1. Главное в отношении между родителями и детьми - это чувства.

2. Самопознание родителей - это ключ к познанию чувств и поведения ребенка.

3. Ребенка не стоит баловать частым поощрением в виде подарков.

4. Родители не должны скрывать от ребенка своих истинных чувств, они должны быть искренними с ними.

5. Социальные и культурные факторы не являются важнейшими в формировании личностных качеств ребенка (общественные отношения являются второстепенными).

6. Родители должны уметь воспринимать мир глазами ребенка.

7. В спорных ситуациях между родителями и детьми должно быть равноправие.

8. Родителям необходимо быть снисходительными, а не строгими.

9. Родители не должны давать ребенку готовые рецепты на все случаи жизни.

Модель Г.

1. В личности каждого человека уживается ребенок, взрослый и родитель.

2. Жизненные испытания для ребенка могут привести к различным последствиям и могут отразиться на формировании его здоровой или нездоровой личности.

3. Важно понимать и учитывать запросы ребенка.

4. Дети обладают самосознанием и могут самостоятельно участвовать в развитии своей личности.

5. Позитивное восприятие ребенка является главным фактором, определяющим развитие его здоровое развитие.

6. Ваш ребенок способен доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства.

7. Каждый ребенок рождается «принцем» или «принцессой» и родителям следует относиться к ним соответствующим образом.

Модель Д.

1. Главная роль в формировании нового человека принадлежит общественному воспитанию. Семья - это естественный коллектив.

2. Родители должны честно и разумно руководить своими детьми.

3. Необходимо быть примером для ребенка, так как в родителях он видит пример отношения к труду, к людям, к общественной жизни, к познанию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В семье должно быть несколько детей.

5. Важно с раннего возраста приучать ребенка к труду, начиная с самообслуживания.

6. Семья должна быть полноценной.

7. Родители должны привить ребенку такие качества как: уважение, искренность, забота и внимание к окружающим людям.

Модель Е.

1. Главное в отношении между родителями и детьми - это чувства.

2. Родители должны проявлять свои чувства и мысли к ребенку без агрессии.

3. Ребенка важно воспринимать таким, каков он есть, хотя отдельные его поступки можно и осуждать.

4. Родители сами способны правильно воспитать своего ребенка, для этого им нужно передать определенные навыки.

5. Быть родителями - это благо, поэтому и воспитывать детей нужно через благожелательное и уважительное отношение к ним.

6. Чувства - это тоже часть личности ребенка, и их надо принимать такими, какими они проявляются.

7. Родителям необходимо знать самих себя и разбираться в своих чувствах.

8. Детям необходимо дать понять, что к их мнению прислушиваются.

9. Многие родители не справляются со своими родительскими функциями только по тому, что ранее получили не правильное представление о воспитании детей.

7) На Ваш взгляд, какая из этих моделей в наибольшей степени подходит Вашей семье и для нашего общества (если таковая имеется).

Аргументируйте свой ответ.

8) Какая из этих моделей менее актуальна и не приемлема для Вас и вашей семьи (если таковая имеется)? Аргументируйте свой ответ.

9) Возможна ли интегративная модель (синтез 2-х или более подходов, например синтез 2 моделей)? Опишите ее. Вы можете предложить свой подход по данной проблеме.

УКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА:

Ваш пол М Ж

Ваш возраст_

Образование_

Семейное положение_

Количество детей_

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.