Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕСЕДЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕСЕДЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терроризм / противодействие терроризму / антитеррористическая политика / органы государственной власти / несовершеннолетние / молодежь / экстремизм / профилактика экстремизма / воспитание / преступление.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х.

Проблемы и направления деятельности по профилактике экстремизма и терроризма в современном обществе остаются злободневными. В рамках профилактики данного деструктивного явления, особенно в молодежной среде, необходимо систематизировать основные факторы, способствующие формированию экстремистских настроений у молодых людей, и определить основные цели, достижение которых необходимо в рамках профилактических бесед в указанном направлении. Указанная проблематика выявляет необходимость систематизации всех имеющихся видов информационного обеспечения профилактики экстремизма,а также задачи, решаемые при ее осуществлении. Авторами рассмотрены уровни профилактики экстремизма.Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Указаны причины, по которым молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, а деструктивные силы активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕСЕДЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-347-349 NIION: 2018-0076-8/22-945 MOSURED: 77/27-023-2022-8-10143

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедрыгосударственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

КОЧЕСОКОВА Залина Хазраталиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедрыСД Северо-Кавказского института (филиал) Краснодарского университета МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕСЕДЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация. Проблемы и направления деятельности по профилактике экстремизма и терроризма в современном обществе остаются злободневными. В рамках профилактики данного деструктивного явления, особенно в молодежной среде, необходимо систематизировать основные факторы, способствующие формированию экстремистских настроений у молодых людей, и определить основные цели, достижение которых необходимо в рамках профилактических бесед в указанном направлении. Указанная проблематика выявляет необходимость систематизации всех имеющихся видов информационного обеспечения профилактики экстремизма,а также задачи, решаемые при ее осуществлении. Авторами рассмотрены уровни профилактики экстремизма.Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов, наиболее подверженных деструктивному влиянию, в молодежной среде легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Указаны причины, по которым молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, а деструктивные силы активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

Ключевые слова: терроризм, противодействие терроризму, антитеррористическая политика, органы государственной власти, несовершеннолетние, молодежь, экстремизм, профилактика экстремизма, воспитание, преступление.

MASHEKUASHEVA Margarita Kh,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of State

and Civil Law Disciplines, North Caucasus Institute (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

KOCHESOKOVA Zalina Kh.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the SD Department,

North Caucasus Institute (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE CONVERSATION WITH YOUNG PEOPLE IN ORDER TO FORM ETHNIC AND SOCIAL TOLERANCE

Annotation. The problems and areas of activity for the prevention of extremism and terrorism in modern society remain topical. As part of the prevention of this destructive phenomenon, especially among young people, it is necessary to systematize the main factors contributing to the formation of extremist sentiments among young people, and to determine the main goals, the achievement of which is necessary within the framework of preventive conversations in this direction. This problem

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

reveals the need to systematize all available types of information support for the prevention of extremism, as well as the tasks to be solved in its implementation. The authors consider the levels of prevention of extremism. Under the influence of social, political, economic and other factors that are most susceptible to destructive influence, radical views and beliefs are more easily formed in the youth environment. The reasons why young citizens join the ranks of extremist and terrorist organizations are indicated, and destructive forces actively use Russian youth in their political interests.

Key words: terrorism, counter-terrorism, anti-terrorist policy, state authorities, minors, youth, extremism, extremism prevention, education, crime.

Молодежная среда, в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходят накопление и реализация негативного протестного потенциала. Профилактические беседы в рамках недопущения и пресечения вышеуказанных деструктивных явлений в жизни современного общества, таких как экстремизм, должны вести специалисты, обладающие высоким психолого-педагогическим потенциалом, а также не владеющие приемами формирования этнической и социальной толерантности, определяющей степень отношения личности к другим национальностям, их культуре и традициям. Разнообразные факторы социального, политического и экономического характера формируют течения с деструктивным влиянием на самую незащищенную часть нашего социума, - на молодежь, у которой, в итоге, появляются неверные взгляды и убеждения, которые носят радикальный характер. Получается, что именно молодежь - главный источник пополнения рядом экстремистов и террористов, а организации активно вербуют отечественную молодежь ради удовлетворения своих политических и экономических интересов.

Молодые люди воспринимают все намного острее и представляют собой тот социальный слой, который намного быстрее копит и реализует негативный протестный потенциал.Если обратиться к статистике, то за последние несколько лет активность экстремистских движений, которые занимаются вербовкой молодежи, существенно возросла. За последние годы статистика неумолима, 4 из 5 лиц, которые занимались деятельностью преступного характера, были младше 30 лет [1].

Сегодня большая часть группировок экстре-мистско-националистического направления сформирована участниками до 30 лет, часто членами группировок являются лица в возрасте от 14 до 18 лет. Субъекты преступлений, преимущественно, мужчины, но нередко участницами неформальных экстремистских группировок становятся и женщины. Экстремистские группировки вербуют преимущественно молодежь для того, чтобы они осуществляли террористические акты, это обусловлено тем, что эта часть общества макси-

мально внушаема и остро воспринимает все особенности социального, психологического, физиологического и демографического характера, в силу чего они в большей степени подлежат идейному воздействию, сюда же накладываются максимализм и пропаганда радиальных настроений [2]. Если сравнивать такую молодежь и хулиганов, которые занимаются вандализмом для развлечения, то экстремистская группировка действует, отталкиваясь на той идеологии, которую им внушили, к примеру: чтобы справиться с проблемами экономического и политического характера, которые есть сейчас, необходимо сформировать «национальное» государство, что в будущем гарантирует устранение любой угрозы на корню.

Стоит заострить внимание на том, что сама по себе идея создать «чистое государство» - это не только идеология скинхедов, такой же позиции придерживаются и религиозные экстремистские организации, которые агитируют за то, что нужно создать новое, чистое государство, где вместо свода законов будут религиозные идеи и постулаты. Такая линия поведения строго нацелена выступать против иных наций и религий, добавить сюда ненависть к государственному устою и власти, которая, как думают экстремисты, повинна во всех бедах народа, а это способствует тотальному распространению идей экстремистов. Это формирует базу для создания неформальных молодежных группировок, которые осуществляют экстремистскую деятельность [3].

Молодежь привлекает точка зрения экстремистов, т.к. она проста и трактовать ее двузначно просто невозможно, особенно привлекает то, что они обещают радикальные изменения в лучшую сторону, говоря о том, что можно быстро добиться изменений, пусть и применяя силу и агрессию. Они не призывают лично принять участие в экономическом, социальном и политическом развитии, заменяя важность этих аспектов тем, что нужно сровнять с землей имеющиеся устои и заменить их утопией.

Многие преступные деяния экстремистского характера совершают лица, которые не достигли возраста 18 лет, поэтому требуется приложить максимум усилий и акцентировать внимание на профилактических работах среди молодежи, используя как инструмент меры воспитательного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

и профилактического характера. Подростков надо учить толерантности, нужно создавать новые программы просветительского характера, готовить семинары, главной темой которых будет толерантность [4].

Каждый год, 16 ноября, в нашей стране празднуется Международный день толерантности. В рамках ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» категорически запрещены действия по распространению материалов экстремистского характера, нельзя их производить и хранить (с намерением распространять).

Нужна тотальная работа, направленная на предупреждение и профилактику деятельности, ориентированной на поиск сайтов экстремистской, террористической, националистической направленности, которые яро пропагандируют свои идеи, призывают людей к агрессии и преступной деятельности против тех, кто принадлежит к другой нации или религиозной конфессии. Нельзя обходить вниманием сайты, на которых есть информация по производству и использованию взрывных устройств, подробные инструкции по совершению актов терроризма, убийств на национальной или религиозной почве [5].

В заключение отметим, эту работу должны проводить федеральные органы государственной власти, органы местного самоуправления и прочие государственные структуры, которые, используя свою компетенцию, обязаны реализовать действия воспитательно-профилактического характера, чтобы предупреждать и локализовать угрозу, исходящую от экстремистских и террористических организаций. Если своевременно выявлять такие организации и масштабно проводить работы профилактического характера, это поможет нейтрализовать угрозу того, что у подростков сформируется убеждение совершать действия противоправного характера.

В этой связи, общественным объединениям следует проводить регулярные профилактические беседы среди участников (членов) объединений с разъяснением последствий проявлений экстремизма.

Именно такие мероприятия, а также неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности должны закладывать

прочную основу для толерантного воспитания будущих поколений, в перспективе сформировать у них устойчивое негативное отношение к экстремистским деяниям, лицам, их совершившим, и будут эффективным способом предотвращения влияния на общество экстремистско-национали-стических идей.

Список литературы:

[1] Профилактика экстремистской деятельности: проблемы и перспективы: сб. материалов круглого стола. - 2014. -С. 3-10.

[2] Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства: актуальные вопросы: пособие. - 2014. -С. 29.

[3] Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор: монография. - 2016. -С. 186.

[4] Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды общественной жизни. - 2012.

- С. 18; Куликов И.В. Экстремизм среди молодежи // Социально-экономические явления и процессы.

- 2013. - № 7 (053). - С. 176.

[5] Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. -2011. - № 4 (9). - С. 150.

Spisok literatury:

[1] Profilaktika ekstremistskoj deyatel'nosti: problemy i perspektivy: sb. materialov kruglogo stola.

- 2014. - S. 3 - 10.

[2] Palamarchuk A.V. Prokurorskij nadzor za ispolneniem migracionnogo zakonodatel'stva: aktu-al'nye voprosy: posobie. - 2014. - S. 29.

[3] Ekstremizm: strategiya protivodejstviya i prokurorskij nadzor: monografiya. - 2016. - S. 186.

[4] Kubyakin E.O. Molodezhnyj ekstremizm v usloviyah globalizacii informacionno-kommunika-cionnoj sredy obshchestvennoj zhizni. - 2012. - S. 18; Kulikov I.V. Ekstremizm sredi molodezhi // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. -2013. - № 7 (053). - S. 176.

[5] Kubyakin E.O. Molodezhnyj ekstremizm v seti Internet kak social'naya problema // Istorich-eskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. - 2011. -№ 4 (9). - S. 15

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.