Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хижняк Т.Е., Мольков Д.С., Мацнева Е.Н., Блонская А.А.

Данная статья относится к проблеме психолого-педагогического мониторинга учебного процесса. В данном исследовании рассматриваются существующие критерии оценивания качества образования. Представляется оценка воздействия психолого-педагогического мониторинга на качество учебного процесса. Проводится анализ и дальнейшая оценка современного мониторинга качества образовательной системы и дальнейшее сравнение ее с психолого-педагогическим мониторингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MONITORING IN QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATION

This paper deals with the problem of psychological and pedagogical monitoring of the educational process. The existing criteria of education quality estimation are considered in this research. The estimation of impact of psychological and pedagogical monitoring on the quality of educational process is presented. The analysis and the further estimation of modern monitoring of quality of educational system and its further comparison with psychological and pedagogical monitoring are carried out.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 075.8

Хижняк Т.Е. студент 1 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Мольков Д.С. студент 1 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Мацнева Е.Н. студент 1 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Блонская А.А. студент 2 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: данная статья относится к проблеме психолого -педагогического мониторинга учебного процесса. В данном исследовании рассматриваются существующие критерии оценивания качества образования. Представляется оценка воздействия психолого-педагогического мониторинга на качество учебного процесса. Проводится анализ и дальнейшая оценка современного мониторинга качества образовательной системы и дальнейшее сравнение ее с психолого -педагогическим мониторингом.

Ключевые слова: качество образования, управление качеством, системный анализ, мониторинг

Khizhnyak T.E. the student of 1 course Institute of Finance, Economics and management

Togliatti state University Russia, Tolyatti Molkov D.S. 1st year student

Institute of Finance, Economics and management

Togliatti state University Russia, Tolyatti Matsneva E.N. 1st year student

Institute of Finance, Economics and management

Togliatti state University Russia, Tolyatti Blonskaya A.A.

2nd year student

Institute of Finance, Economics and management

Togliatti state University Russia, Tolyatti

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MONITORING IN QUALITY MANAGEMENT IN EDUCATION

Annotation: This paper deals with the problem of psychological and pedagogical monitoring of the educational process. The existing criteria of education quality estimation are considered in this research. The estimation of impact ofpsychological and pedagogical monitoring on the quality of educational process is presented. The analysis and the further estimation of modern monitoring of quality of educational system and its further comparison with psychological and pedagogical monitoring are carried out.

Keywords: education quality, quality management, system analysis, monitoring

Модернизация современного образовательного процесса является одной из главных задач министерства образования. Решение данной проблемы позволит комплексно собирать, анализировать и работать с информацией, поступающей в базы данных. Благодаря этому происходит анализ получаемых данных, что позволит повышать качество образования и находить в нем изъяны, постепенно их устраняя.

Наиболее из всех методов повышения качества образования является психолого-педагогический мониторинг. Применение данного метода позволит решить некоторые проблемы: систематизация процессов по повышению качества образования; рациональное использование потенциалов отдельных субъектов; повышение уровня знаний учащихся; создание системы оценивания и контроля успеваемости обучающихся. Одним из достоинств психолого-педагогического мониторинга является раскрытие темы отношений между субъектами образовательного процесса.

На данный момент определение «качество образования» описывается везде разрозненно: качество образования-

это соответствие образования (как результата, как процесса, как социально й системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства. Рассматривая данное определение можно понять, что образовательные программы должны полностью соответствовать или немного опережать социально-экономическое положение в обществе.

Если же рассматривать качество образования со стороны менеджмента и бизнеса, то образовательный процесс и все его в себя включающие факторы должны предоставлять потребителю такой комплекс товаров, чтобы тот соответствовал ожиданиям и желаниям потребителя. Для того чтобы рассуждать о теме качества образования нужно учитывать многие факторы и аспектов. Во многой официально-научной литературе описываются следующие критерии: формально-отчетный, описывающий уровень успеваемости обучающихся; психологический, выделяющий уровень вовлеченности и познавательности получаемой информации обучающихся; рассчитывающий уровень профессиональной подготовки преподавателей; процессуальный; результативный, анализирующий конечный результат работы педагогов; методологический, сравнивая реальные результаты с ожидаемыми; личностно-ориентированный, учитывающий личное вовлечение в образовательный процесс каждого обучающегося; социальный, анализирующий степень удовлетворенности образовательным процессом обучающимся.

Повышение уровня качества образовательного процесса заключает в себе 4 этапа: системное планирование повышения уровня качества, другими словами- анализ ошибок и достижений предыдущего образовательного процесса. Следующий этап - управление качеством выполняемой работы-это способы по устранению ошибок в работе всего механизма образовательного процесса. Третий этап - снабжение качества -это систематизированный процесс улучшения качества работы всех механизмов образовательного процесса. Заключающий этап - повышение уровня качества - это регулярная деятельность по повышению уровня качества образования, которая должна производиться по мере повышения запросов потребителей образования.

На данный момент основным инструментом повышения уровня качества образования является внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО). Данный инструмент позволяет решать некоторые проблемы качества образовательного

процесса:соотношения имеющихся обстоятельств осуществлении просвети тельных проектов условиям эталона; анализ степени достижений обучающихся; исследование также анализ итогов работы преподавательск их сотрудников с

целью предложения им оперативной методической поддержки; обнаружен ие позитивных также негативных направленностей просветительной работ ы также создание услуг согласно их корректировки; справочно-

умозаключительное предоставления принятия административных заключе ний также моделирование последующей работы.

Участниками ВСОКО выступают все субъекты образовательного процесса. Начальник утверждает и планирует способы повышения качества образовательного процесса. Заместитель начальника контролирует: качество образовательного процесса, условия проведения обучения, количество технической и материальной базы. Преподаватель осуществляет оценку качества полученных знаний, осуществляет контрольные проверки знаний обучающихся. Социальный педагог осуществляет анализ личности каждого обучающегося, узнает о его интересах и компаниях. Педагог -психолог находит факторы, которые препятствуют нормальному обучению учащегося. Методист разрабатывает и тестирует планы обучения учащихся в соответствии с углубленностью обучения.

Для контроля качества образования используется рейтинговая система обучения. Она предназначена для анализа уровня образованности учащихся. Следуя из этого, для получения реальной динамики знаний мониторинг происходит в начале, середине и конце учебного года. Для того чтобы анализ происходил более полно используется информация об успеваемости каждого ребенка в разных направлениях. Далее, полученные данные о баллах систематизируются и приводят к общей картине успеваемости обучающихся.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод- качественное образование зависит от подходов к его анализу и соответствия образовательного процесса с потребностью обучающихся. Анализ уровня качества невозможен в отсутствии постоянного мониторинга и оценки полученных результатов. Контроль качества образования направлен на все субъекты образовательного процесса.

Использованные источники:

1. Бордовский Г.П. Управление качеством образовательного процесса: мо-нография [Текст] / Г.П. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 359 с.

2. Иванищева В.Ж. Методологические подходы к управлению качеством образования в школе [Текст] / В.Ж. Иванищева // Педагогическое образование в России. - 2009. - №1. - С. 22-28.

3. Коротов Э.М. Управление качеством образования [Текст] / Э.М. Коро-тов - М.: Академический проект, 2014. - 317 с.

4. Поташник М.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей общеобразовательных учреждений и органов обра- зования [Текст] / М.М. Поташник, A.M. Моисеев. - М.: Новая школа, 2012. - 352 с.

5. Семкин Б.В. Система менеджмента качества образования и управление подготовкой специалистов [Текст] / Б.В. Семкин, Т.Ф. Свит, Н.П. Щербаков // Высшее образование в России. - 2009. - №4. - С. 58-64.

6. Швецов М.Н. Управление качеством образования в условиях модернизации российского образования [Текст] / М.Н. Швецов // Актуальные проблемы экономики современной России. - 2016. - №3. - С. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.