Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТОРОН'

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТОРОН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИИ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ / ДОП. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ORGANIZATIONS ADD. CHILDREN'S EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT EXT. EDUCATION / QUALITY MONITORING ADD. EDUCATION / EXT. EDUCATIONAL PROGRAM / CRITERIA FOR THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майкова Е.Н., Шаврина О.В., Васильева С.Е.

Статья посвящена обеспечению качества в университетском образовании и подготовке выпускников, востребованных рынком труда. Выявлена роль исследований, проводимых в соответствии с циклом PDCA, для непрерывного совершенствования программ на получение степени. Важным компонентом оценки и обеспечения качества программы получения степени является мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон результатами образования. Необходимость оценки качества на основе отзывов студентов и работодателей подтверждается также критериями и практикой публичной профессиональной аккредитации образовательных программ. В документе представлена комплексная методология мониторинга удовлетворенности заинтересованных сторон результатами образовательных программ. Некоторые результаты исследований приводятся на основе опроса студентов и работодателей об их удовлетворенности программами обучения. Представленная методика мониторинга удовлетворенности студентов, выпускников и работодателей результатами образования может быть использована высшими учебными заведениями в качестве механизма обеспечения качества программ на получение степени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH TO ENSURE THE QUALITY OF HIGHER EDUCATION: METHODOLOGY AND EFFECTIVENESS OF MONITORING THE SATISFACTION OF PARTIES

The article is devoted to quality assurance in university education and training of graduates demanded by the labor market. PDCA, for the continuous improvement of degree programs. An important component in evaluating and ensuring the quality of degree programs is stakeholder satisfaction. Quality assessments based on feedback from students and employers are needed. The document presents a comprehensive methodology for monitoring stakeholder satisfaction. Some research results are aligned with the student and employer training program. The presented methods for monitoring the satisfaction of students, graduates and employers can be used by higher education institutions as a mechanism to ensure the quality of programs for obtaining a degree.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТОРОН»

УДК 10.4103

Майкова Е.Н. студент магистратуры 1 курса Гуманитарно-педагогический институт

Шаврина О.В. студент магистратуры 1 курса Гуманитарно-педагогический институт

Васильева С.Е. студент магистратуры 1 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

МОНИТОРИНГА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТОРОН Аннотация: статья посвящена обеспечению качества в университетском образовании и подготовке выпускников, востребованных рынком труда. Выявлена роль исследований, проводимых в соответствии с циклом PDCA, для непрерывного совершенствования программ на получение степени. Важным компонентом оценки и обеспечения качества программы получения степени является мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон результатами образования. Необходимость оценки качества на основе отзывов студентов и работодателей подтверждается также критериями и практикой публичной профессиональной аккредитации образовательных программ. В документе представлена комплексная методология мониторинга удовлетворенности заинтересованных сторон результатами образовательных программ. Некоторые результаты исследований приводятся на основе опроса студентов и работодателей об их удовлетворенности программами обучения. Представленная методика мониторинга удовлетворенности студентов, выпускников и работодателей результатами образования может быть использована высшими учебными заведениями в качестве механизма обеспечения качества программ на получение степени.

Ключевые слова: организации доп. образования детей, управление качеством доп. образования, мониторинг качества доп. образования, доп. образовательная программа, критерии эффективности образовательной программы.

Maykova E.N. graduate student 1 year, Humanitarian Pedagogical Institute Togliatti State University Tolyatti (Russia) Shavrina O. V. undergraduate 1 year, Humanitarian Pedagogical Institute

Togliatti State University Tolyatti (Russia) Vasilieva S.E. undergraduate

1 year, Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Tolyatti (Russia) RESEARCH TO ENSURE THE QUALITY OF HIGHER

EDUCATION: METHODOLOGY AND EFFECTIVENESS OF MONITORING THE SATISFACTION OF PARTIES

Abstract: the article is devoted to quality assurance in university education and training of graduates demanded by the labor market. PDCA, for the continuous improvement of degree programs. An important component in evaluating and ensuring the quality of degree programs is stakeholder satisfaction. Quality assessments based on feedback from students and employers are needed. The document presents a comprehensive methodology for monitoring stakeholder satisfaction. Some research results are aligned with the student and employer training program. The presented methods for monitoring the satisfaction of students, graduates and employers can be used by higher education institutions as a mechanism to ensure the quality ofprograms for obtaining a degree.

Keywords: organizations add. children's education, quality management ext. education, quality monitoring add. education, ext. educational program, criteria for the effectiveness of the educational program.

В результате своей деятельности любой университет выпускает два вида продукции:

• Образовательные программы на рынке образовательных услуг;

• Выпускники дипломных программ по рынку труда.

Особенностью образовательной деятельности вуза и

взаимосвязанности предлагаемых продуктов является то, что его студенты, являющиеся прямыми клиентами на рынке образовательных услуг, становятся продуктом на рынке труда после завершения учебы. Проблема обучения студентов, востребованных рынком труда, должна решаться через обеспечение качества университетского образования по программам конкурсного обучения (DP).

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»

определяет ДП как «комплекс основных образовательных функций (учебная нагрузка, содержание, ожидаемые результаты обучения и т. д.), учебная и организационная среда, а также формы аттестации»

Качество образования обычно понимается как сбалансированное соответствие образования (его результаты, процессы, окружающая среда) с выявленными потребностями, целями, требованиями, нормами и стандартами.

Качество DP является уровнем соответствия характеристик и результатов программы требованиям, установленным для этого. Существует несколько подходов к оценке качества образования. Одним из эффективных механизмов оценки качества ПЛ является общественная профессиональная аккредитация, в том числе аккредитация в соответствии с международными руководящими принципами и правилами, проводимыми некоторыми органами по аккредитации (например, члены Европейской сети по аккредитации в инженерном образовании, ENAEE. В России это Ассоциация инженерного образования, член ENAEE). Ценность такой аккредитации ПЛ подтверждает международный опыт.

Критерии и процедуры общественной профессиональной аккредитации ПЛ уделяют большое внимание эффективности обратной связь заинтересованных сторон DP (студенты, выпускники, работодатели) с точки зрения их удовлетворенности образованием

Результаты, оценка качества образования на основе отзывов студентов широко освещается в работах, которые уделяют особое внимание к «добавленной стоимости», то есть, что выпускник получает «на выходе» по сравнению с тем, что он имел «на входе»

Вход - такой подход подчеркивает обоснованность оценки удовлетворенности выпускников полученным образованием. Проблемы значимости качества образования для работодателей и роли работодателей в качестве образования можно обнаружить путем Таким мониторинга заинтересованных сторон и это является очень важным компонентом системы обеспечения качества образования.

Обеспечение качества DP должно основываться на реализации цикла PDCA (Plan - Do - Check - Act), что обеспечивает постоянное улучшение образовательных услуг, предлагаемых университетом.

А-действия по Р-планирование

улучшению, изменение улучшений (установление

сложившейся практики, если проект удался или Action (Корректирующие действия) Plan (Планирование) целей и необходимых процессов для

переход на следующий цикл / И О ▼ получения результатов)

À о «D

С-проверка того, D-реализуются

что получилось- запланированные

мониторинг и Check Do действия с учетом

измерение процессов и (Контроль) (Выполнение) экономного использования

продукции (сопоставление ресурсов, достигаются

данных результата показатели

и плана действий) качества

«Качество образования - это совокупность основных свойств и характеристик образовательных результатов, которые могут удовлетворить потребности самих студентов, общества и клиентов в дальнейшем образовании» [1].

Соблюдение общепринятых стандартов является наиболее популярной или важной мерой для оценки качества образования. Абсолютно во всех организациях системы образования общеобразовательный процесс должен быть непосредственно подчинен нормам, а также общепринятым нормам. Потому что для нас нормой является то, что это в первую очередь требование выполнять.

В соответствии с общепринятыми международными стандартами, управление качеством включает оценку показателей по трем основным характеристикам качества:

1. Показатели вложения в дополнительное образование, его ресурсное обеспечение (кадровое, нормативное, информационное, финансовое, материальное).

2. Показатели качества образовательного процесса (дополнительных образовательных программ)

3. Показатели результатов дополнительного образования в соответствии с требованиями дополнительных образовательных программ.

Разный уровень ответственности руководителей УДОД предусматривает управление качеством, а именно как организована политика области качества, как она поэтапно реализуется и как она реальна.

Менеджеры УДОД берут на себя определенную ответственность за качество и последовательность политики качества. Идея развития обучения детей в течение всей жизни гласит: «Каждое УДОД должно иметь образовательную программу по менеджменту качества, которая включает в

себя все компоненты качества, включая условия образования, предназначенные для обеспечения качества, а также организацию по управлению качеством образования.

На практике и в теории существует противоречие между непроработанностью данной проблемы и объективной необходимостью формирования эффективной системы управления качеством в образовании.

Компоненты включенные в модель управления качеством УДОД, выделенные из вышеперечисленных особенностей:

Компоненты управления качеством в УДОД

В содержании деятельности

инвариантный компонент для всех образовательных программ, реализуемых в УДОД (ресурсное обеспечение дополнительного образования; качество образовательного процесса; результаты дополнительного образования)

вариативный компонент управления качеством образования, отражающий особенности реализации образовательных программ разных направленностей

В оценке результатов деятельности

разработка и применение критериев и показателей результативности реализации образовательных программ в соответствии с

инвариантным и вариативным компонентами содержания модели.

В системе общего образования детей, места и роли дополнительного образования в их жизни, а также предназначения, существует проблема оценки качества результатов деятельности УДОД.

Существует как минимум три группы параметров для фактических и окончательных достижений учащихся в области дополнительного образования, которые должны использоваться для мониторинга этих преимуществ: образовательные, личные и социально-образовательные. Каждый из параметров может стать приоритетным в конкретном детском коллективе в зависимости от его особенностей.

В конце данной статьи, мы можем сделать вывод, что вопросы освещенные в проблемах управления качества дополнительного образования всего своего многообразия не исчерпывают себя. Чтобы и дальше способствовать развитию УДОД в современных рынках конкурентной среды и обр. услуг, нужно использовать практику внедрения модели управления качеством доп. образования.

Использованные источники:

1. Kosminin, A.V., Smirnov, A.V. (2017). Problemy uchastija rabotodatelej v ocenke kachestva obrazovanija [Problems of participation of employers in an assessment of quality of education].

2. Knight, J.E. (2016). Applying the PDCA Cycle to the Complex Task of Teaching and assessing Public Relations Writing. International Journal of Higher Education, Vol. 1, No 2.

3. Marchis G. New Horizons for Innovation in European Higher Education Institutions [Электронный ресурс] // EIRP Proceedings. 2016. Vol 11. PP. 405411. URL: http://www.proceedings.univ-danubius.ro/index.php/eirp/article/view/1681/1773

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.