УДК 378
https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-123-117
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА
А.С. Басюк, Р.В. Антипенко
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация
Аннотация. В статье проводится оценка качества образовательных услуг вуза на примере ФГБОУ ВО «КубГТУ». Рассматриваются понятия качества образования и образовательной услуги, которые определяют основные компоненты качества образования, состоящие из четырех параметров: объект получения услуг, субъект предоставления услуг, процесс предоставления услуг, степень удовлетворенности потребителей. На основе данных компонентов проводится анализ качества образовательных услуг «КубГТУ», в результате которого были исследованы следующие категории: количество студентов, обучающихся в вузе, средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных в вуз на бюджет, количество образовательных программ, качественная структура персонала, научно-исследовательскую деятельность, инновационная деятельность, уровень удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников. На основе проведенного анализа основных показателей, характеризующих качество образовательных услуг, сделаны выводы, что менеджмент качества в «КубГТУ» является эффективным и обеспечивает высокий уровень подготовки выпускников, а для достижения современного качества образовательных услуг вуза необходимо совершенствовать систему качества образования на всех уровнях управления высшего учебного заведения.
Ключевые слова: качество образования, образовательные услуги, вуз, компоненты, качество, анализ качества
Для цитирования: Басюк А.С., Антипенко Р.В. Оценка качества образовательных услуг вуза // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №4. С. 123-117. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-123-117
Конфликт интересов отсутствует
ASSESSMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES
OF THE UNIVERSITY
Anait S. Basiuk, Rodion V. Antipenko
Kuban State Technological University, Krasnodar, Russian Federation
Abstract. The article assesses the quality of educational services of the University on the example of fgbou VO "KubSTU". The concepts of quality of education and educational services are considered, which determine the main components of quality of education, consisting of four parameters: the object of receiving services, the subject of providing services, the process of providing services, the degree of customer satisfaction. Based on these components, the analysis of the quality of education "Kuban state University", in which was investigated the following categories: number of students enrolled in the University, average grade of students enrolled in College on a budget, the number of educational programs, quality workforce, research and innovation activities, the level of satisfaction of employers with graduates. Based on the analysis of the main indicators characterizing the quality of educational services, it is concluded that quality management in "KubSTU" is effective and provides a high level of training of graduates, and to achieve modern quality of educational services of the University it is necessary to improve the quality system of education at all levels of management of higher education institutions.
Keywords: quality of education, educational services, University, components, quality, quality analysis For dtation: Basiuk A.S., Antipenko R.V. Assessment of quality ofeducational services ofthe university. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (4): 123-117. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-4-123-117
There is no conflict of interests
В настоящее время в связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в нашем государстве все более актуальным и значимым становится вопрос повышения качества образования. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года отмечено, что качественное образование должно являться индивидуализированным, постоянным, имеющим связь с мировой фундаментальной наукой, соответствующим требованиям современной инновационной экономики и существующим потребностям общества. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 года также акцентирует внимание на одной из основных задач повышения качества образования, и именно необходимости создания и формирования востребованной системы оценки качества образования, совершенствования механизмов и технологий оказания образовательных услуг. Данные положения свидетельствуют о том, что качество образования на данный момент выходит на первый план при формировании образовательной среды высшего учебного заведения, но не только как основополагающего фактора обеспечения высокого уровня конкурентоспособности, но и как основного критерия обеспечения устойчивого экономического роста страны.
Проблемой повышения качества образования занимаются многие современные отечественные ученые, исследования которых осуществляются сразу по нескольким направлениям: экономическому (Ватолкина Н.Ш., Гневко В.А.), социальному (Власова Т.И., Неретина Е.А.), управленческому (Байденко В.И., Поташник М.М.). Для углубленного исследования данной проблемы необходимо провести оценку основных компонентов качества образовательных услуг вуза со стороны теоретического аспекта и их практического применения.
Сегодня понятие «качество» активно применяется в сфере образования и его можно определить, как многомерную концепцию, которая должна охватывать все функции и виды деятельности, включая учебные и академические программы, научные разработки и исследования, материально-техническую базу, стипендии, соответствующий уровень укомплектования кадрами, здания, оборудование, работу на благо общества [1].
Качество образования подразумевает подход к процессу оказания образовательных услуг как к социально-педагогическому процессу и рассматривается как взаимосвязанная система характеристик этого процесса, а именно: реализации поставленных целей, единого комплекса традиционных и инновационных технологий, определенных условий, необходимых для достижения положительных ре-
зультатов [2]. Целью образовательной деятельности с точки зрения рынка является своевременное оказание качественных образовательных услуг, которое полностью отвечает современным образовательным нормам и стандартам обучения. Само же качество образовательной услуги складывается их двух основных взаимосвязанных составляющих: качество процесса образования и качество (результат) образования. Так, высокий уровень качества результатов образования, которое заключается в компетенциях и уровне навыков выпускников вуза, определяется качеством процесса образования и достигается только при условии хорошей организации и контроля образовательного процесса [3]. В связи с этим, существует необходимость определения компонентов качества процесса образования, как наиболее значимых характеристик оказания образовательных услуг (рисунок 1).
Основными объектами получения образовательных услуг, характеризующими качество образования, являются абитуриенты, студенты, выпускника вуза. Субъектами предоставления образовательных услуг выступают такие качественные характеристики вуза, как содержание образовательных программ и дисциплин, квалификация преподавательского состава, материально-техническая база вуза. Компонент, который характеризует качество процесса предоставления образовательных услуг, подразумевает не только совокупность процесса реализации и организации технологий обучения, но и соответствие знаний выпускников утвержденным государственным образовательным стандартам. Степень удовлетворенности потребителей можно рассматривать как оценку качества предоставляемых образовательных услуг представителями рынка труда, т.е. работодателями [2].
В соответствии с данными компонентами качества образовательных услуг проведем анализ качества образования Кубанского государственного технологического университета.
Дадим оценку компонента объекта получения образовательных услуг и его качества в «КубГТУ». Количество студентов, обучающихся в вузе, является важным критерием определения качества предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем, рассмотрим динамику учащихся в «КубГТУ» за 2016-2018 гг. на рисунке 2.
Происходит уменьшение количество учащихся в течении рассматриваемого периода. Так, в 2018 г. количество учащихся составляло 14698 чел., что на 982 чел. меньше, чем за аналогичный период 2017 г. Причиной данного снижения является демографический спад, начавшийся в конце 90-х годов прошлого века, вследствие которого происходит уменьшение количества абитуриентов, так как в
Рисунок 1. Компоненты качества образования
вузы поступают выпускники школ, которые родились в период минимальной рождаемостив целом по стране. В орым значительным фактором снижения количества учащихся является сокращение государственного заказа. Данные факторы стимулируют вены каюдее активной конкрренвеойборь-бе, в свози с чек,иовышенмнмачества обекзованио является наиболее актуальным напр влени м развития высших учебных заведений.
.морым каждым крвтеусем нцеими печесгво объекоеы^-^^ань^ь^:^ усдвг явем-
ется нтовтнь канесыва школтингообраоованио абитуриентов, который можно определить по полученному среднему баллу ЕГЭ студентов, зачисленных в вуз, петосоаиредкеавмен на рисмнее 3.
^едаий бапл .ГЭ ст^ентов, зачисееиных н вненн Ягоджатеамчисю фоеми о^^^ен:^;^, тме-ет стабильные значения в течении 2016-2018 гг., сильных колебаний показателя не наблюдается, что свидетельствует об высоком уровне подготовки студентсн нинон формы. Пкказнтелн ЕГН ату-денеов, оыатиоввшимна заачную фн^му оКунеия, зн ительно ниже показателей очной формы обучения, а также наблюдается отрицательная тен-иенцоя амымения даныото помсзисели. Та^тЗШ8 гмму смеониабалл нГЭсмиденшв косоанляеа н9,5 1, сто на 2,2ноньшт, оем в 201М ^с^е^н^. Даниаесоттация свидетельствует об ухудшении качества образования объектов образовательных услуг.
Пемтеием субъептоннеедоссавтевия
16 000 15 У00 1В 600 15 400 15 200 15 000 14 800 14 600 14 400
■р*™Учащиеся,дел.
2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рисунок2.Динамикаучащихсяв«КубГТУ»за2016-2018гг. 1
1 Составлено автором по данным отчета о результатах самообследования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет» за2018год [Электронный ресурс].Режимдоступа: https://kubstu.ru/data/struct/0621/%D0%A1%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0% 9E%D0%91%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%94%D0%9E%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95_2018.pdf
Рисунок 3. Динамика среднего балла ЕГЭ студент ов, зачисленных в вуз на бюджет2
образовательных услуг «КубГТУ», в котором будем рассматривать содержание образовательных программ, квалификация преподавательскогосо става, научно-исследовательская деясельнмсть, ианоеав ционная деятельность.
Образовательная деятельность университета направлена на подготовк специалистов различной кванификлдин, номемолас)фа кстоцых опрвдеявна с учетомсоецифисв и уровнераьвввиямр°мыш-ленной и социальной сферы Краснодарского края. Так, в КубГТУ реализуются образовательные про-граммыртзеичноао др(^вм, трсдставяодньаев та-блимр К
По данным еаЯанцы Ь, можем ювблюятть ^Обличение уровня всех программ подготовки в 2017 году по сравнению с 2016 годом, а также иден-
тичный объем количества программ подготовки 2017 г. и 2018г. Так, количество образовательных дртграмм додгосов кв высмего осразованияОФО в 20Р0 аоду насфа воамию с201агодомрвеяичмрось на2 программы, высшего образования ЗФО на 1. Наибольший рост наблюдается по программам среднего проф сс ональ ого образования, кото-рыдсуставлдрт а проярамм. НаиИрлылее кодече-соео обдтзоватальвых пропраммао ОФ О д 0ФО осуществляется по подготовке бакалавриата, наименьшее количество образовательных программ предложено для подгятоввд смрциалметдв. фве-личение образовательных программ подготовки ссидедельягвиет с расширединсдвктра пуеоосчав-ляемых образовательных услуг, а, следовательно, и улучшении качества образования.
Таблица 1
Динамикаколичестваобразовательныхпрограммв 2016-2018гг.3
Уровень программ подготовки Год поступления Абсолютноеотклонение, 2018/2016
2016 2017 2018
ВысшееобразованиеОФО: 62 64 64 2
Попрограммам подготовки специалиста 5 6 6 1
Попрограммамбакалавриата 31 31 31 0
По программам магистратуры 26 27 27 1
ВысшееобразованиеЗФО: 50 51 51 1
По программам подготовки специалиста - - - -
По программам бакалавриата 29 29 29 0
По программам магистратуры 21 22 22 1
Среднее профессиональное образование 1 10 10 9
2 То же
3 То же
Основным показателем,определяющим качество обр азования в вузе, является професснрско-преподавптельскай состат. Фяледоввние данной категории качества образовательных услуг вуза представлено на рисунке 4.
Нытазотепы качествемногч состава неесоасла «КуМкТМ»стидотельствуют про снижение общего числа преподавателей, в 2018 году количество преподавателей составило 720 чел овск (всыов осщ ег окоыисеервапы^он ала),атона 5 иекдвек мемоие, чемв2ЫЫЫ^(^дн, что стответсТ1^у-ет счеуосвосоыоскем покунаозлям. Числеоыусть докторов наук увеличивается каждый год на 2 человека. Средний возраст преподавательского состава в 2018 годусескавепет 50 ыу1Ы
высшихоНразивакелыных мноеждемыИ. У ^е^тоы, преподавательский состав «КубГТУ» на 75,4% состоит из преподавателей имеющих )еенуюстепень,
чтк стксо^тв^т пкшы^ ^амню п]:>ееоставле-кук тб paаывaсeлсныxycлyе.
«ОдбГсУ» ямлясыся еpганизaуувй,кртоиая создана для оказания образовательных и научных целей, поэтому целесообразно будет провести анализ кыличестос стпсынтo в и памподааатеыой, занюмаю-ыщнря икучио- тсcысдoовтеаьcотруаЧoттЫ(pису-нок 5).
Несмотря на общее снижение численности уча-щыхся к амт год^ыобдндается oeмкeнцут мели-чеЕнс со л нчеытвыстуд енмыв, н ауч-
но-нсследовасельзкой двлыелссост^]т.]ыно1^с^тадит снижения количества научных руководителей, что можно объяснить уменьшением численности пре-подсватольлкогозкзтааа вок1агеду В свазиы лтим, мож нн yсыеpждaть,чры укатзуситет тууи^тавно осуществляет образоватзльную и научную деятель-нпзте, зтнмулируя студентов заниматьзя наукой .
I Шыаыныв пмпподамаыпоф - Ио нсю докыома нтук
2017
2018
Рисунок4.Качественнаяструктураперсонала«КубГТУ»в 2016-2018гг.4
Научные руководители, чел
Студенты, чел
882 898 911
4815 4729 4739
12018 г. ■ 2017 г. 12016 г.
0 1000 2000 3000 4000 5000 6000
Рисунок 5. Динамика студентов и научных руководителей, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность5
4 То же
5 То же
Инновационная деятельность вуза является одной наиболее значимых категорий, способствующих повышению качества образовательных услуг. Патентно-лицензионная политика вуза направлена на формирование тематики прикладных исследований с их ориентацией на конечный коммерческий результат. Ежегодно университет получает более 300 охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности. Количество полученных охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности представлено на рисунке 6.
Количество полученных охранных документов на РИД в 2018 году снизилось на 26 штук по сравнению с 2017 годом. Основное снижение произошло по изобретениям (на 35 штук в 2018 году) и свидетельствам об официальной регистрации программ для ЭВМ на 17 шт. Но произошло увеличение показателя полезных моделей на 7 охранных документов. В общем, в области изобретательской и патентно-лицензионной деятельности университет занимает ведущие позиции в регионе, что свидетельствует о высоком уровне предоставления образовательных услуг.
Компонент качества процесса предоставления образовательных услуг находится на высоком уровне, что подтверждается успешным прохождением мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по итогам 2017 года, большим количеством трудоустроенных выпускников (более 135тысячв 2018году). Соответствие знаний выпквкнбксе усвеоыде иным госчдар-ственным образовательным обосновывается тем, что 2018 году 22 выпускные квалификационные работы (ДЧВ)заввли приегвыемекта во Всероссий-
ских смотрах-конкурсах ВКР, 94 обучающихся университета получали именные стипендии, студенты университета принимали участие в международных и всероссийских олимпиадах и конкурсах по дисциплинам и специальностям, занимая 1-3 места.
Рассмотрим последний компонент качества образования, который заключается в степени удовлетворенности потребителей. Основное назначение университета заключается в подготовке высококвалифицированных кадров [4]. Объективную оценку данной деятельности можно получить от нынешних работодателей выпускников. Рассмотрим уровень удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников, который представлен на рисунке 7.
Динамика удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников «КубГТУ», представленная на рисунке 7, показывает, что уровень удовлетворенности работодателей повышается. Так, в 2018 году этот показатель стал составлять 72%, что на 12% больше, чем аналогичный показатель 2016 года. Данная тенденция показывает высокий уровень квалификации выпускников и высокое качество предоставляемых образовательных услуг, в связи с чем, выпускники «КубГТУ» востребованы на рынке.
Анализ результатов проведенного исследования качества образовательных услуг на основе оценки компонентов качества образования в вузе п озволяст вденитд дыв од, чыо мемкджмедв дакввтва в«ЫубГЫУы> эДфсстпочоЧуныционнвчет и гВввпе-чивает высокий уровень подготовки выпускников. В заключении следует отметить, что решение стоящей пбывдвбзакчзздачи повышения гачтетва об-
350 300 250 200 150 100 50 0
139 25
131
30
142 18
130 95
I Свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ
■ Полезные модели
I Изобретения
2016 2017 2018
Рисунок 6. Количество полученных охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности6
6 То же
54%
201б
2017
2018
Рисунок 7. Показатель удовлетворенности работодателей подготовкой выпускников «КубГТУ»7
разования возможно при осознании того, что качество результата образовательной деятельности, каким является интеллектуальный продукт, достигается качестевмобрнооватдльной устеги, котоыее, в свою очерееь, услсстввмьисте-
мы менеджментаыдтбух ровнях дыиавлттия прь-фессионалнным облазоветел^i^i^^rc ^режененем.
СПИСОК ЛЫГТЕРНТУМЫ
1. Басюк А.С. Теоретические и методологические аспекты менедымента качедтва в бьоывлзнии раз-виеиет сарваоьдт-бьономичесстй систеты. Креи нодар: Кубанский государственный технологический университет, 2019.
2. Каааковы й. А. Покабабедн ьечзстеа ббназнваеель-ныс рслуе ьрзн //Назыно-меньдллесвий элеатнон-ный журнал «Концепт».2016. Т. 11. С. 2901-2905. С. С901-290Д.
3. Кусьмлнскал ТЛ., ITjeoey Н.ы. Грюблемыповы-шеодпкатбсьва ыЛразовтния в вузахДьсспи Л
Journal of Economic Regulation (Вопросы регули-jpaanoo оь<^1^одми). 20д7. №2. С 1^-1.2.
4. БacлкA.C.Униведaитoтcкий зьмпмеьа: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. Pe 2. С. 1З7-14З.
RMHMR ENCES
1. B asyuk A.S. Theoretical and methodological aspects of quality management in management of development of social and economic system. Krasnodar, Kuban state tuKKpeoi^^lOniunrsity, 2HOM(In Rus t.)
M. KauakovHl.A. Ь^псаПоге o1 the HoilRKoeeoucational services of the University. Concept. 2016; (11): 2901-agiS^In Rrk(
3. KuzmmsUeyo Т.Я., Burova H.N. (Problems of кпрзьутьЛедьгШуоа е^1^сШзп ie Russian universities. Journal of Economic Regulation. 2017; l2(:He-o 30. (МпЕ.1)
4. TesyuP Ы.S.UniveрsЗЗo aompkx: ms and prospectst даТОт ньШе j^i^K^o^'ToRa^^ Ппiversity. Series 5: Economics. 2010; (2): 137-142. (In Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Басюк Анаит Сейрановна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 198 15 93, е-шаП: [email protected]
Антипенко Родион Владимирович, магистрант кафедры отраслевого и проектного менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар, Россия. Тел.: (918) 018 60 43, е^Ш [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Basyuk Anait Seyranovna,
Candidate of Economics Sciences, Associate Professor at Industrial and Project Management Department of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 198 15 93, e-mail: [email protected]
Antipenko Rodion Vladimirovich, Graduate Student at Industrial and Project Management Department of the Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia. Ph.: (918) 018 60 43, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.09.2019
7 То же