Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогачева Ю.А., Хайитов Х.О.

В данной статье рассматриваются управленческие функции повышения качества, приводятся примеры их осуществления и доказывается необходимость их реализации с целью создания эффективного процесса управления и улучшения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL QUALITY MANAGEMENT FUNCTIONS

This article discusses the management functions of quality improvement, provides examples of their implementation and proves the need for their implementation in order to create an effective management process and improve the quality of education.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 37.014

Рогачева Ю.А. студент

Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Россия, г. Тольятти Хайитов Х. О. студент магистратуры Институт машиностроения Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В данной статье рассматриваются управленческие функции повышения качества, приводятся примеры их осуществления и доказывается необходимость их реализации с целью создания эффективного процесса управления и улучшения качества образования.

Ключевые слова: управление качеством образования, функции управления, эффективность, контроль качества, организация.

Rogacheva Y.A. student

Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Russia, Tolyatti Khayitov H.O. undergraduate Institute of Mechanical Engineering Tolyatti State University Russia, Tolyatti

EDUCATIONAL QUALITY MANAGEMENT FUNCTIONS

Annotation: This article discusses the management functions of quality improvement, provides examples of their implementation and proves the need for their implementation in order to create an effective management process and improve the quality of education.

Keywords: education quality management, management functions, efficiency, quality control, organization.

Мы привыкли понимать под качественным образованием условное количество усвоенных знаний, но по мимо этого качественное образование подразумевает под собой еще и умение анализировать услышанную

информацию, перед тем как превратить ее в знание и запомнить. Также в понятие хорошего образования входит качественное развитие личных, духовных и гражданских характеристик растущих поколений. Именно в этих параметрах и заключается основная ценность хорошего образования. [2]

При создании систем и программ управления качеством образования следует помнить о всех содержащихся в нем компонентах и функциях.

Функция управления подразумевает под собой непосредственное взаимодействие между управляющей концепцией и подвластным ей объектом. Управляющая система является объектом, который должен выполнять определенные действия с целью предоставления целенаправленности, организованности и рациональности управляемых процессов. [1]

Мы конкретно рассмотрим управление качеством образования. Оно, как правило, делится на два типа: общие функции управления и конкретные. Первые подразумевают под собой некие управленческие действия, например, планирование какого-либо процесса, его контроль и анализ. А конкретные уже сопряжены с управляемым объектом - контроль качества изучаемой информации, организация предметных групп, планирование работы с ними. [2]

Перед выполнением практики определенной функции необходимо составить план ее работы. На данном этапе она представлена как проект, который, во избежание ошибок, можно сразу проанализировать, исправить неточности, доработать до необходимого вида. Говоря простыми словами нужно составить рабочий план. В наше время система образования стремится уйти от привычных планов работы к системным программам с целью развития учебных заведений и достижения определенного качества образования.

Конечно, итоговые результаты образования необходимо зафиксировать как цели повышения качества образования - это создаст сложную работу, которая, несомненно, положительно повлияет на улучшение качества и приведет к желаемой цели.

Неотъемлемой составляющей функции планирования являются определенные критерии, по которым и будет оцениваться результат работы, а также необходимы планы обучения и анализ возможностей каждого из обучающихся в зоне его формирования и развития.

Планирование, как говорилось ранее, тоже является важной частью улучшения качества образования. Этот этап должен заключать в себе конкретное описание способов, инструментов и ресурсов достижения поставленных целей. Он направит нас к подробному анализу вышеперечисленных пунктов и подведет к дальнейшему анализу субъектов осуществления, а также определения временных рамок работы, которую будет необходимо провести.

В результате данного этапа вырисовывается основная программа развития, которая будет удовлетворять всем необходимым требованиям.

Следующий этап предполагает внедрение организационной функции. Она подразумевает под собой необходимость назначения определенных лиц ответственными за определенный функционал. Субъект должен обладать правами и обязанностями, и, если обязанности у каждого человека определенные, то в общие права входят возможности вносить любые предложения, вносить необходимые коррективы, контролировать процессы и, при необходимости, давать рекомендации. [2]

В итоге, готовым продуктом является создание организованной структуры управления.

Также немаловажной частью функции управления является руководство. Оно должно поддерживать заинтересованность всех сторон образовательного процесса и обеспечивать их удовлетворение результатами их же трудов.

В ходе образовательного процесса, чтобы оценить его рациональность и эффективность, необходим постоянный мониторинг самого процесса, анализ проекта, промежуточных и конечных результатов, внесение корректировок в процесс, план проекта или даже цели. Эти критерии и создают отличительную особенность контроля качества образования, в отличии от других процессов. [2]

Такое многообразие критериев подталкивает к изучению функции координации. Она работает так же, как анализ на этапах планирования и организации, исполняется с целью достижения оптимального отношения различных уровней организации в разных ситуациях. Например, университет - это большая и сложная совокупность уровней, состоящая из множества различных субъектов, имеющих различные связи и отношения между собой. Именно функция координации приводит к их оптимальному взаимодействию.

Планирование проектов внутри образовательной организации, деятельность по созданию ее развития, построении оптимальной работы различных объектов организационной структуры, планирование работы руководства, мониторинг и анализ результатов на каждом из этапов - все это важные составляющие функции управления качеством образования. Комплекс перечисленных компонентов приводит к эффективной и продуктивной работе, а также к достижению поставленных целей.

Использованные источники:

1. Лазарев В.С. «Управление школой: теоретические основы и методы» 1997

2. Поташник М.М. «Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие» 2000

3. Поташник М.М., Лазарев В.С. «Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений» 1995

4. О.А. Притужалова, О.В. Созонтова, Е.А. Хадакова. «Методические рекомендации по управлению качеством образования в образовательной организации» 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.