Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ'

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / СТРОИТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогачева Ю.А., Хайитов Х.О.

В представленной статье рассматриваются все нюансы управления качеством в сфере строительства, а также последствия его отсутствия. Представлена важность IT - проектов в данной индустрии и документооборота на всех этапах выполнения плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогачева Ю.А., Хайитов Х.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT IN THE CONSTRUCTION SECTOR

This article discusses all the nuances of quality management in the construction industry, as well as the consequences of its absence. The importance of IT projects in this industry and document flow at all stages of the plan implementation is presented.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ»

УДК 69.003

Рогачева Ю.А. студент

Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Россия, г. Тольятти Хайитов Х. О. студент магистратуры Институт машиностроения Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Аннотация: В представленной статье рассматриваются все нюансы управления качеством в сфере строительства, а также последствия его отсутствия. Представлена важность IT - проектов в данной индустрии и документооборота на всех этапах выполнения плана.

Ключевые слова: управление качеством, строительная сфера, строительная индустрия, менеджмент.

Rogacheva Y.A. student

Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Russia, Tolyatti Khayitov H.O. undergraduate Institute of Mechanical Engineering Tolyatti State University Russia, Tolyatti

QUALITY MANAGEMENT IN THE CONSTRUCTION SECTOR

Annotation: This article discusses all the nuances of quality management in the construction industry, as well as the consequences of its absence. The importance of IT projects in this industry and document flow at all stages of the plan implementation is presented.

Keywords: quality management, construction industry, construction industry, management.

В наше время сфера строительства стала необычайно масштабной и сложной, у архитекторов появились возможности создавать здания совершенно нетипичных форм и размеров. Именно поэтому строительство

теперь сложно представлять без вмешательства IT индустрии. На данный момент строительство не может существовать без непосредственного регулирования самого процесса - требуется огромное количество сторонних людей, которые должны быть вовлечены в него, например, инвесторы, большой выбор подрядчиков, способных воплотить проект в жизнь. Но, к сожалению, внедрение IT до сих пор не является эффективным инструментом для некоторых проектов строительной сферы. Скорее всего это остается фактом для организаций, которые «не созрели» до автоматизации и улучшения процесса таким способом. И вектор развития данной сферы как раз определяют такие организации, для которых скорость выполнения заказов и удобство стоят выше других целей.

Конечно же, каждое из направлений строительной индустрии ведет свое развитие на основе контроля и анализа итоговых показателей качества выполненной работы. Очевидно, что риски данных направлений всегда имеют серьезные последствия - от убытка предприятия, выполняющего заказ, до угрозы человеческим жизням. Например, в сфере того же строительства зданий, жилых или предназначенных для других целей, минимальные ошибки могут привести к серьезным катастрофам, в том числе и экологическим. Поэтому основой бизнес - процессов в строительной сфере является контроль качества на каждом из этапов производимой работы.

Процесс контроля качества всегда занимает большое количество времени, но о его отсутствии не может быть и речи, так как его недостаток приведет к такому увеличению рисков, что проект окажется попросту бессмысленным. Естественно, можно и нужно прибегать к помощи сторонних компетентных специалистов, которые способны исправить все недостатки данных бизнес - процессов.

Сам контроль качества подразумевает под собой систему определенных действий, направленных на регулирование процессов, а также полный документооборот на каждом из этапов строительства. Его необходимо обсуждать и тщательно продумывать еще на этапе проектирования.

Обычно этот процесс предоставляется инженеру, который обязан провести проверку, заполнить все необходимые документы и составить единую базу, в которой будут храниться данные о каждом из этапов строительства. В случае обнаружения отклонений от нормы, создается отдельный документ, в котором будут отмечены нарушения. В этот момент, при необходимости, строительство останавливается до устранения всех выявленных угроз. Но при этом застройщик все равно обязан выполнить работу в установленные сроки.

Также, как и в других сферах, в строительстве еще необходим учет и финансовой части. В планировании бухгалтерии и этапов производства поможет ERP - система. Она применяется с целью улучшения качества и систематизации данных, ведь строительный процесс подразумевает огромное количество проектов, для которых характерны отличные друг от друга стадии реализации.

Рассмотрим взаимодействия заказчика и исполнителя с процессом управления качеством. Если речь идет о постройке небольшого дачного домика или коттеджа, то заказчик может сам увидеть ошибки в строении и указать на них компании, выполнившей заказ. Но если говорить о целом жилом комплексе, то здесь может разобраться только квалифицированный специалист, так как в этом случае необходим системный подход к выполнению работ, что бы они соответствовали принятым стандартам качества. И в этом случае заказчик не обязан участвовать в процессе стройки. Ведь, например, покупая новую машину, мы не спешим ехать на завод и наблюдать за процессом сборки нашего автомобиля. Так и здесь, при массовых застройках люди привыкли доверять процесс специальной службе контроля качества. Служба может быть отдельной сторонней организацией, приглашаемой на определенные проекты, либо быть службой от застройщика. [2]

Но если рассмотреть случай, когда заказчик является частным лицом, который, например, заказал проект для себя, то он точно будет присутствовать при постройке и это нормально. При этом, скорее всего, с его сторон будет много требований по регулированию процесса. Зато своевременное реагирование, устранение отклонений и оповещение заказчика приведет к его большей удовлетворенности проектом, что является основным показателем эффективной работы.

Огромною роль в управлении качеством в строительной сфере играет государство. Оно старается регулировать все строительные процессы с целью общей безопасности, но такие процессы являются ресурсозатратными и очень непростыми, поэтому, к сожалению, строительство начинается без определенных муниципальных разрешений. По статистике такими являются около 60-80% всех строительных проектов. [3]

Конечно, качественное регулирование строительных процессов необходимо в каждом государстве на каждом строительном объекте - это гарант безопасности общества и окружающей среды от различных катастроф. Так же такой подход ускоряет процесс получения различных муниципальных разрешений на всевозможные постройки, делает его максимально простым и доступным.

В нашей стране это, к сожалению, пока остается проблемой. Россия является одной из десяти стран с самыми низкими показателями по доступности получения требуемых разрешений на строительство. Например, в Сингапуре на приобретение необходимых бумаг с разрешениями уходит всего 26 дней и стоит 16,7% годового дохода одного отдельно взятого человека, тогда как в России это занимает целых 344 дня и составляет аж 129,3% дохода за год. Если сравнивать процедуры, которые приходится проходить для получения тех самых разрешений, то в России их количество составит 42 процесса, тогда как, например, в Гонконге их всего 6. [4]

Можно сделать вывод о том, что на данный момент в строительной индустрии со стороны государства наблюдается избыточность различных

документов с требованиями по регулированию проектами, что огромное количество тяжелых нагрузок на застройщиков, которые влекут за собой неэффективную длительную работу и результаты, несоответствующие ожиданиям.

Но, несмотря на не самое лучшее положение, мы все-таки можем увидеть некоторую динамику и продвижения в данном направлении. За год Россия смогла подняться в рейтинге строительной сферы, что, несомненно, является положительной динамикой и подвижками в лучшую сторону. Кончено, существуют тенденции на усиление строительной сферы, это направление продолжает расти и распространяться в России. Это, очевидно, так же является положительным движением и способствует росту зрелости российского бизнеса. Также начинает расти конкуренция и это тоже не плохо, так как это значит, что индустрия расширяется, появляется выбор между организациями, и, как следствие, организации начинают стремительно развиваться, чтобы улучшать качество своей работы и не отставать от конкурентов.

Поэтому ожидаются большие масштабы внедрения 1Т - проектов в индустрию строительства, что, конечно, повысит качество выполняемой работы.

Использованные источники:

1. Т.Н. Цай, П.Г. Грабовый, Бальшаков В.А «Организация строительного производства.» 2009

2. Стровский Л.Е. «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» 2011

3. Макаров С. «Управление качеством в строительстве» 2013

4. Быков В.Л. «Качество и инновации в строительстве и промышленности строительных материалов: проблемы и пути их решения»

5. Маенская М. «Управление качеством в строительных фирмах развитых стран» 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.