Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / ETHNIC IDENTITY / HETEROGENEOUSLY FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болтаева Лейла Шаитовна, Мусханова Исита Вахидовна

Работа посвящена анализу проблемы этнической идентичности детей из гетероэтнических семей, которые социализируются в условиях полиэтнической среды и оказываются под сильным влиянием одновременно двух этносов, к которым принадлежат их родители. В результате она зачастую сопровождается сложностями в процессе становления, что сопряжено с глубокими эмоциональными переживаниями и негативной окраской этнической самоидентификации. В статье представлены результаты исследования особенностей влияния гетероэтнической семьи на процесс этнической самоидентификации подростков 15-17 лет, проживающих в Чеченской Республике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF ETHNIC SELF-IDENTIFICATION OF TEENAGERS FROM HETERO-ETHNIC FAMILIES

The work is devoted to the analysis of the problem of ethnic identity of children from heteroethnic families who are socialized in a multiethnic environment and are strongly influenced simultaneously by two ethnic groups to which their parents belong. As a result, it is often accompanied by difficulties in the process of formation, which is associated with deep emotional experiences and a negative color of ethnic self-identification. The article presents the results of a study of the influence of a heteroethnic family on the process of ethnic self-identification of 15-17-year-olds living in the Chechen Republic.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ»

развитие личностных и метапредметных компетенций. Взаимозависимость части Ученик-Педагог предполагает совместное построение индивидуальной образовательной траектории, которая нацелена на получение профессионального образования, развитие коммуникативной компетенции, а также дальнейшую социализацию.

Выводы. Таким образом, предложенная модель профильного обучения является объединением предложенных компонентов, взаимосвязь и взаимозависимость между которыми и даст нам положительный эффект в реализации поставленных целей профильного обучения для всех участников образовательного процесса. Применение системного подхода к профильному обучению позволило связать все элементы предложенной системы, что существенно увеличит его эффективность, сделает более гибким и востребованным современностью.

Литература:

1. Блауберг И.В. Системный подход / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, В.Н. Садовский / Гуманитарная энциклопедия: Концепты // Центр гуманитарных технологий, 2002-2019 (последняя редакция: 23.04.20l9). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7095.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утв. приказом Минобразования России от 18.07.2002 N 2783.

3. Россия 2025: от кадров к талантам. - Отчет The Boston Consulting Group (BCG). - октябрь 2017.

Педагогика

УДК 37

старший преподаватель кафедры психологии, аспирант кафедры педагогики Болтаева Лейла Шаитовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии Мусханова Исита Вахидовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ

Аннотация. Работа посвящена анализу проблемы этнической идентичности детей из гетероэтнических семей, которые социализируются в условиях полиэтнической среды и оказываются под сильным влиянием одновременно двух этносов, к которым принадлежат их родители. В результате она зачастую сопровождается сложностями в процессе становления, что сопряжено с глубокими эмоциональными переживаниями и негативной окраской этнической самоидентификации. В статье представлены результаты исследования особенностей влияния гетероэтнической семьи на процесс этнической самоидентификации подростков 15-17 лет, проживающих в Чеченской Республике.

Ключевые слова: этническая самоидентификация, этническая идентичность, гетероэтническая семья.

Annotation. The work is devoted to the analysis of the problem of ethnic identity of children from heteroethnic families who are socialized in a multiethnic environment and are strongly influenced simultaneously by two ethnic groups to which their parents belong. As a result, it is often accompanied by difficulties in the process of formation, which is associated with deep emotional experiences and a negative color of ethnic self-identification. The article presents the results of a study of the influence of a heteroethnic family on the process of ethnic self-identification of 15-17-year-olds living in the Chechen Republic.

Keywords: ethnic identity, ethnic identity, heterogeneously family.

Введение. Российская Федерация представляет собой гетероэтническую среду, в которой осуществляется взаимодействие представителей разных этнокультурных общностей. В результате интенсификации межэтнических контактов распространенным является заключение гетероэтнических браков. Отметим, что под гетероэтнической семьей мы понимаем такую форму заключения брака, которая отражает экзогамные отношения между представителями разных этносов. Одной из особенностей, связанных с реализацией воспитательной функции, гетероэтнической семьи является то, что дети из межэтнических семей зачастую бывают включены одновременно в ценностно-нормативное пространство двух этнокультурных общностей [10], которые могут значительно отличаться друг от друга культурой, вероисповеданием [2], [7], [9], моделью родительства и пр. Безусловно, подобное положение отражается на процессе этнической самоидентификации ребенка и определении его этнической идентичности [8]. Такие дети зачастую оказываются в ситуации оценки значимости, ценности культурных артефактов материнской и отцовской этнических общностей, что сопровождается необходимостью совершения выбора относительно их ценностей. На этот сложный для ребенка из гетероэтнической семьи процесс этнической самоидентификации накладывается отношение общества к гетероэтническим бракам [5], восприятие и оценка особенностей поведения и деятельности детей из межэтнических семей, что обусловливает актуальность научно-исследовательской работы в данной области.

Исходя из вышесказанного, особый научный интерес представляет изучение особенностей процесса самоидентификации, механизмов и факторов воспитания этнической идентичности детей и подростков из смешанных в этническом плане семей.

Изложение основного материала статьи. Отметим, вопросы влияния этнокультурной среды на процесс этнической самоидентификации личности рассмотрены Дж. Берри, Е.М. Галкиной [3], О.И. Дреева, Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой [6], С.В. Лурье [7], Л.Г. Почебут, И.А. Снежковой, Т.Г. Стефаненко, А.А. Сусоколовым, А.Н. Татарко и др. Мы уже отмечали факторы, влияющие на формирование этнической идентичности, в ситуации межэтнического взаимодействия, когда человек получает более широкие возможности для ознакомления с другими этническими группами, что способствует развитию межэтнических контактов и достижению взаимопонимания между представителями разных этнокультурных

общностей [1]. Отсутствие же опыта взаимодействия с представителями иных этнических групп приводит к снижению интереса, как к собственной этничности, так и к установлению межэтнических контактов [6].

Проблема становления этнической идентичности детей и подростков из межэтнических семей в поликультурном пространстве Российской Федерации и бывших союзных республик посвящены исследования О.Н. Безруковой, М.В. Верещагиной, Е.М. Галкиной, Л.М. Дробижевой, К.В. Ким, Н.Л. Крылова, Е.Э. Носенко, С.В. Погожина, З.М. Сизоненко, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и другими исследователями. Так, изучению становления и воспитания этнической идентичности в крымско-татарской семье посвящены работы О. Духнич, А.Г. Тулегеновой [11]; в русско-осетинских семьях - М.В. Верещагиной [2]; в русско-якутских семьях - К.В. Ким [4]; в русско-татарских семьях - А.В. Сухарева, О.Г. Лопуховой, Ю.В. Пайгуновой, Ф.Ф. Гуловой и пр.

Теоретический анализ показывает, что процесс этнической самоидентификации детей из гетероэтнических семей в условиях полиэтничности осложняется многими факторами, такими как плотность и этническая неоднородность социального окружения [2], принадлежность к этническому большинству или меньшинству, к коренному населению, на которые накладываются особенности социализации в гетероэтнической семье, индивидуальные жизненные обстоятельства и др., совокупность и взаимосвязь которых может приводить к воспитанию позитивной или негативной этнической идентичности детей из смешанных в этническом плане семей [6]. И если позитивная этническая идентичность способствует актуализации желания принадлежать к этнической общности и сопровождается удовлетворенностью членством в ней, то негативная этническая идентичность отражает неудовлетворенность членством этнокультурной группы, иногда отрицанием своей этничности, что приводит не только к сложностям в этнической самоидентификации, в установлении и поддержании межэтнических контактов, но и сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями, чувством ущемленности и предпочтением других этнических групп.

Для изучения особенностей воспитания, которые оказывают влияние на процесс этнической самоидентификации в подростковом возрасте мы разработали анкету, состоящую из трех блоков. Вопросы первого блока ориентированы на временной континиум от осознания себя представителем конкретной этнической общности до сформированности представлений о своей этнической идентичности и направлены на выявление социально-демографических характеристик (пол, возраст, состав семьи и пр.), определение особенностей процесса этнической самоидентификации и отношения к своей этнической принадлежности. Второй блок ориентирован на определение этносоциальных и психолого-педагогических особенностей семьи. Третий блок направлен на оценку социокультурного контекста ближайшего окружения и особенностей межэтнического взаимодействия.

Исследование проводилось со старшеклассниками в возрасте 15-17 лет, которые являются выходцами из гетероэтнических семей, проживающими в Чеченской Республике. Среди них 48 человек из семей, где отец -чеченец, а мать - кумычка (33 человека), русская (15 человек); 3 человека из семьи, где мать - чеченка, а отец - азербайджанец (2 человека), кумык (1 человек). Мужскую выборку составили 19 человек, женскую - 32 человека.

В результате проведенного исследования мы выявили, что в семье, где отец - представитель чеченской этнической группы - старшие подростки относят себя к чеченской национальности, что составило 93,8% выборки. Анализ социально-демографических характеристик семьи показал, что эти респонденты проживают с обои родителями, у них есть сестры и братья, и поддерживаются тесные контакты с родней обоих родителей - 43,8, с родственниками отца или матери - по 31,3%.

6,2% старших подростков соотносят себя с этнической принадлежностью своей матери, и определяют себя по ее национальности.

Данную работу мы посвятим анализу особенностей воспитания этнической идентичности старших подростков из гетероэтнических семей, у которых отец является представителем чеченской этнической группы.

При описании семьи респонденты выбрали два из предложенных вариантов, выборы распределились следующим образом. 56,3% - «Семья большая, многодетная. Муж -глава семьи, на нем лежит ответственность за обеспечение материального достатка. Обязанности жены -налаживать семейный быт, растить детей, заботиться и ухаживать за старшим поколением (бабушки, дедушки, родственники)».

37,5% опрошенных описывают свою семью, «которая создается, прежде всего, для рождения и воспитания детей. Главная цель родителей -воспитать и дать хорошее образование детям. И муж, и жена в равной степени работают и участвуют в воспитании детей, помогают им в обучении, уделяют много времени общению с ними, проводят вместе свободное время».

Идентифицирующие себя с чеченцами респонденты 15-17 лет знают о своей национальности «с детства», «с сознательного возраста», относят себя к этой национальности потому что таковыми родились -43,8%, «потому что папа чеченец» - (37,5%), «потому что мне нравятся чеченцы» - 6,3%.

Из них метисами себя называют - 31,3%, не считают себя метисами - 37,5%, остальные затрудняются ответить. При этом выборы ответов на вопрос «Тот факт, что я принадлежу к двум различным народам...» распределились следующим образом: «ко мне не относится» - 6,3%; «наполняет меня гордостью» - 37,5%; «делает мою жизнь интереснее» - 25%; «не вызывает у меня никаких (особых) эмоций» - 18,8%, «создает определенные сложности» - 6,3%.

Не совпадает идентичность указанной в документах этничностью у 12,8% выборки, у 87,2% ребят совпадение приписываемой идентичности с той, что записано в документах.

Большинство старших подростков считают, что внешние признаки не играют никакой роли при отнесении себя человеком к определенной национальности - 50%, считают, что они скорее не имеют преобладающего значения - 31,3%. Но встречали ответы и «да, играют первостепенную роль» - 6,3%.

81,3% респондентов утверждают, что выбор детьми из смешанных браков национальности при получении документа, удостоверяющего личность, может осуществляться «по национальности отца». Согласны с тем, что национальность человека должна определяться по отцу - 25%. Считают, что это личный выбор подрастающего человека - 6,3%.

При этом имя, фамилия и отчество не выступают определяющими критериями выбора своей этнической или национальной принадлежности у 68,8% опрошенных. Лишь 6,5% высказали согласие с тем, что фамилия,

имя и отчество являются определяющими при выборе своей этнической идентичности, и 12,5% выразили некоторое сомнение по этому поводу.

При осуществлении выбора в процессии самоидентификации только 6,5% респондентов испытывали сомнения, которые связывали с особенностями менталитета, с трудностями в освоении языка. На выбор национальности и становление этнической идентичности оказывали влияние оба родителя в 12,5% случаях, со стороны отца - 18,8%. Ситуация выбора, когда никто не оказывал влияния и респонденты сами его сделали характерна для 43,8% подростков. При этом среди чувств, которые сопровождали выбор этнической принадлежности, опрошенные отмечают: «гордость за народ» - 25%, «любовь» - 6,3%, никаких чувств не испытывали - 18,8%.

В результате самоидентификации «всегда» ощущают себя представителей чеченского народа - 37,5%, «часто» - 41,2%, «когда нахожусь среди других людей» - 8,3%, «когда занимаюсь привычными делами» -6,3% «когда идут разговоры о родителях» - 6,3%. Но хотели бы поменять свою национальность - 12,5%.

Весьма положительные чувства переживают респонденты относительно того, что являются представителями чеченского этноса - 75%, а гордость испытывают - 8,3%.

Определившись в своей этнической идентичности, 43,8% считают себя похожими на представителей своей национальности, в некоторой степени похожими - 31,3%, совсем не похожими - 12,5%. Это соответствие/ несоответствие проявляется во внешности - 43,8%, в чертах лица - 12,5% , в поведении -18,8%, в речи и вкусах - по 6,3%.

При этом интересуются историей своей народа, с которым идентифицируют себя 87,5% выборки. Говорят на языках обоих родителей - 58,3%, на языке отца - 37,5%. Удобнее общаться в повседневной жизни с друзьями, в семье на чеченском языке - 62,5%, на языках обоих родителей - 18,8%. Соблюдают традиции, обряды и обычаи с семье, относящиеся к культуре отца - 62,5%; традиции и обычаи обеих культур - 25%, обычаи культуры матери - 6,3%. Хотели бы в будущем привить эти традиции и обычаи своим детям - 56,3%.

В большей степени респонденты разделяют мировоззрение и взгляды обоих родителей - 56,3%, отца -12,5%, матери - 6,3%, остальные затрудняются ответить.

При оценивании отношений с матерью все респонденты определили наивысшую (5 баллов) из предложенных оценку, которая также свойственна при оценивании отношений с отцом в 75% случаев, как хорошие - 6,3%, как удовлетворительные - 12,5%.

В семье воспитанием занимаются оба родителя у 66,7% старших подростков, в основном мать - 18,8%, затрудняются ответить - 14,5%. Но в трудных жизненных ситуациях в семье могут рассчитывать, прежде всего, на помощь бабушки и дедушки со стороны отца - 62,5%, со стороны матери - 31,3%, со стороны других родственников - 12,5%.

Среди качеств, которые больше всего ценятся и прививаются детям в семье, ребята отметили: честность, трудолюбие, уважение к страшим, к себе и к другим, религиозность, вежливость, любовь, отзывчивость, нравственность. 43,8% опрошенных считают, что родители стремятся воспитывать приверженность к своей национальной культуре. Они «прививают важные национальные черты», «традиции и обычаи» «на своем примере».

В семье не обсуждаются отношения между людьми разных национальностей у 81,3% выборки, и не отмечаются предубеждения относительно какой-либо национальности у 68,8%.

25% опрошенным хотелось бы, чтобы родители одной национальности, причем отцовской, материнской

- 6,3%. 25% старших подростков, хотели бы, чтобы родители были разных национальностей, а 31,3% не задавались данным вопросом.

62,5% респондентов считают, что «крепость семейных отношений не зависит от национальности супругов», а 6,3% отмечают, что «семья, в которой супруги одной национальности, крепче и дружнее».

При этом, ребята отметили (45,8%), что в будущем при создании семьи национальность и религия (в большей степени)/ будет иметь значение при выборе мужа /жены. Для 39,6% респондентов не будет иметь определяющего значения. Остальные затруднились в ответе. Оценивания, какой национальности мог бы стать ваш будущий супруг/ супруга 64,6%, ребята сделали выбор в пользу чеченцев, объясняя это тем, что «было бы легче в плане понятий и отношений в семье, и с родственниками», «отец, будучи чеченцем, рассматривает только такой вариант», «потому, что нравятся чеченцы». 10,4% отметили, что главное быть счастливыми в браке, не важно какой национальности твой супруг/ супруга.

Максимально (на 5 баллов) ощущают связь с чеченским народом, к которому принадлежит отец, что составило 75%, ощущают связь на удовлетворительном уровне (3 балла) - 12,5% респондентов. Однако оценка связи с народом, к которому принадлежит мать, распределилась следующим образом: на пять баллов

- 31,3%, на четыре балла - 8,3%, на три балла - 25%, на два балла - 6,3%, на один балл - 18,8%.

27,1% опрошенных считают, что на выбор национальности ребенком из межнациональных браков оказывает влияние ближайшее окружение и общество, изменяя мнение, взгляды и высказывая определенное отношение к межнациональным бракам и межэтническим отношениям. 50% старших подростков так не считают.

У 68,8% респондентов близкие друзья чеченской национальности, разных национальностей - у 12,5%, национальности обоих родителей - у 6,3%. Анализ оценки отношения ближайшего окружения распределилось следующим образом:одноклассники относятся хорошо - 12,5%, очень хорошо - 81,3%; родители одноклассников относятся не очень хорошо - 12,5%, хорошо - 12,5%, очень хорошо - 50%; учителя относятся не очень хорошо - 6,3%, хорошо - 12,5%, очень хорошо - 68,8%; врачи относятся не очень хорошо

- 12,5%, хорошо 8,3%, очень хорошо - 70,8%; другие люди относятся не очень хорошо - 14,,6%, хорошо 27,1%, очень хорошо 60,4%.

Некоторые ребята (8,3%) отмечают, что проживанию в Чеченской Республике мешает факт того, что они принадлежат к двум этносам. Иногда у них возникают трудности в общении с другими людьми, обусловленные этнической принадлежностью (6,3%), они встречали избегание отношений и неприязнь, связанную с их этнической принадлежностью (6,3%). Также респонденты отмечают, что сталкивались с дискриминацией по национальному признаку 18,8%. Те же ребята, которые не отмечали сложностей в общении с другими людьми, объясняли это своей принадлежностью к чеченскому народу: «я же чеченец».

Таким образом, можно сделать вывод, что респонденты из гетероэтнических семей, где отцами являются чеченцы, в основном характеризуются позитивной этнической идентичностью. Но выявлены и подростки (8,3%), которым свойственно ощущение того, что принадлежность к двум культурам родителей создает

определенные сложности в выборе идентичности, в построении отношений с другими людьми, что приводит к тому, что они «не ощущают себя чеченцами». Качественный анализ ответов этих респондентов позволил прийти к заключению, что причины коренятся в воспитании в семье. В таких семьях не стремятся воспитывать в детях приверженность к своей этнической идентичности, имеются предубеждения относительно людей других национальностей; поддерживаются мысли о том, что «семья создается, прежде всего, для рождения и воспитания детей...», «семья, в которой супруги одной национальности, крепче и дружнее». В таких семьях отмечается снижение воспитательного потенциала со стороны отца, контактов с родственниками со стороны отца, отсутствие интереса к родному языку и к истории своего народа, что сопровождается отсутствием положительных чувств относительно своей этнической принадлежности. Также на формирование негативной этнической идентичности оказывает влияние ближайшее окружение и общество, изменяя мнение, взгляды и демонстрируя отношение к межнациональным бракам и межэтническим отношениям.

Выводы. Полученные результаты подтверждают, что формирование этнической идентичности детей из гетероэтнических семей представляет собой сложный процесс, обусловленный различными факторами, присущими конкретной межэтнической семье и этнокультурной ситуации гетероэтнической среды, в условиях которых осуществляется самоидентификация ребенка. Необходимо проводить исследования в данной области с целью сопровождения детей в процессе их этнической самоидентификации и оказанию помощи лицам, испытывающим трудности в данном процессе.

Литература:

1. Болтаева Л.Ш. Гетероэтническая среда как фактор этнической идентичности личности // Общество: социология, психология, педагогика, 2020. - № 3 (71). - С. 162-170. - Режим доступа: http://dom-hors.ru/vipusk-3-2020-spp/

2. Верещагина М.В. Влияние социального контекста на характер этнической идентичности и этнотолерантной культуры // Известия Российского государственного педагогического университета им.

A.И. Герцена. №34 (74). Аспирантские тетради. - Ч. I. (Общественные и гуманитарные науки): Научный журнал. - С.-Пб., 2008. - С. 106-110.

3. Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве): автореферат дисс. ... кандидата истор. наук: 07.00.07. -Этнография, этнология, антропология / Рос. АН Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -М., 1993. - 26 с.

4. Ким К.В. Особенности этнической идентичности индивидов из межэтнических семей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология.2008. - Вып. 1. - С. 259-263.

5. Крылова Н.Л., Прожогина С.В. Метисы: кто они? Проблемы социализации и самоидентификации. -М.: ПМЛ Ин-та Африки РАН, 2004. - 273 с.

6. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей. - М: «Привет», 2004. - 358 с.

7. Лурье С.В. Межэтнические браки в современном российском национальном сценарии // Петербургская социология сегодня, 2018. - С. 122-148.

8. Носенко-Штейн Е.Э. Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России: диссертация на... доктора истор. наук: 07.00.07. - Этнография, этнология, антропология. - М., 2005. - 546 с.

9. Сизоненко З.М. Межнациональная семья на современном этапе развития общества: (на материалах Республики Башкортостан): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Социальная структура, социальные институты и процессы. - Уфа, 1999. - 156 с.

10. Сикевич З.В., Поссель Ю.А. Структура и типология этнической идентичности членов межэтнических и моноэтнических семей (сравнительный анализ) // Социологический журнал. 2019. - Том. 25. - № 1. - С. 121-136. - Режим доступа: https://doi.Org/10.19181/socjour.2018.25.1.6282

11. Тулегенова А.Г. Семья как фактор формирования этнической идентичности ребенка (на примере крымско-татарской семьи) // Ученые записки Крымского федерального университета имени

B.И.Вернадского: Социология. Педагогика. Психология, 2015. - Том 1 (67). - № 4. - С. 114-120.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Бузинская Яна Михайловна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

КОММУНИКАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье рассматривается феномен педагогического моделирования с точки зрения коммуникативного подхода в обучении иностранному языку в высшей школе. Кроме того, выделяются формы и методы коммуникативного моделирования, определяются технологии их реализации и воздействия на обучающихся. Определяются преимущества данного подхода. В заключении делается вывод о том, что применение системы коммуникативных ситуаций и различных моделей в рамках педагогического коммуникативного моделирования в значительной степени обеспечивает постепенное и поуровневое развитие лингвистических действий и форм до более высокой степени навыков с последующей демонстрацией их в межкультурной коммуникации на иностранном языке.

Ключевые слова: коммуникативное моделирование, педагогическое моделирование, обучение иностранному языку, лингвистическое образование, высшее образование.

Annotation. The article considers the phenomenon of pedagogical modeling from the point of view of a communicative approach in teaching a foreign language in higher education. In addition, forms and methods of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.