Научная статья на тему 'ВИДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ'

ВИДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ / ГАРМОНИЧНАЯ / КОНФЛИКТНАЯ / НЕГАТИВНАЯ / АССИМИЛЯТИВНАЯ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ / ОТРИЦАЕМАЯ / МАРГИНАЛЬНАЯ И НАДЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болтаева Л.Ш., Верещагина М.В.

Актуальность исследования обусловлена тем, что дети из межэтнических семей зачастую включены одновременно в ценностно-нормативное пространство двух иногда существенного отличающихся этнокультурных общностей, что, безусловно, отражается на особенностях его этнической идентичности. Наш научный интерес заключается в определение видов этнической идентичности чеченских подростков из гетероэтнических семей. С помощью диагностических методов (методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности; анкета Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко на изучение особенностей этнической идентичности; методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой; опросник для изучения структуры этнической идентичности М.В.Верещагиной) и применения факторного анализа определены и описаны такие виды этнической идентичности чеченских подростков в возрасте от 15 до 17 лет, как гармоничная, конфликтная, негативная, ассимилятивная, полиэтническая, отрицаемая, маргинальная и надэтническая. Показано, что существует определенные корреляты между субъективной оценкой подростками из гетероэтнических семей, проживающих в Чеченской Республике, связей с народом отца и матери и определенным видом этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF THE ETHNIC IDENTITY OF THE CHECHEN TEENAGERS FROM HETEROGENICITY FAMILIES

The relevance of the research is due to the fact that children from interethnic families are often included simultaneously in the value-normative space of two sometimes significantly different ethno-cultural communities, which, of course, affects the features of their ethnic identity. Our scientific interest is to determine the types of the ethnic identity of the Chechen teenagers from hetero- genicity families. Using diagnostic methods (the method of J. Finney, measuring the severity of ethnic identity; questionnaire of N.M. Lebedeva and A.N. Tatarko to study the features of ethnic identity; method "Types of ethnic identity" by G. U. Soldatova and S. V. Ryzhova; questionnaire for studying the structure of ethnic identity by M.V. Vereshchagina) using factor analysis, such types of ethnic identity of Chechen teenagers aged 15 to 17 years as harmonious, conflict, negative, assimilative, multi-ethnic, negated, marginal and supra-ethnic are identified and described. It is shown that there are certain correlates between the subjective assessment of adolescents from heteroethnic families living in the Chechen Republic, the connection with the people of the father and mother, which leads to the formation of a certain type of ethnic identity.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ»

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

УДК 37.01

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-10-15

THE TYPES OF THE ETHNIC IDENTITY OF THE CHECHEN TEENAGERS FROM HETEROGENICITY FAMILIES

Boltayeva L.Sh., Vereshchagina M. V.

Chechen state pedagogical University, Grozny, Russian Federation

ВИДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЧЕНСКИХ ПОДРОСТКОВ ИЗ ГЕТЕРОЭТНИЧЕСКИХ СЕМЕЙ

Болтаева Л.Ш., Верещагина М.В.

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Российская Федерация

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что дети из межэтнических семей зачастую включены одновременно в ценностно-нормативное пространство двух иногда существенного отличающихся этнокультурных общностей, что, безусловно, отражается на особенностях его этнической идентичности. Наш научный интерес заключается в определение видов этнической идентичности чеченских подростков из гетероэтнических семей. С помощью диагностических методов (методика Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности; анкета Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко на изучение особенностей этнической идентичности; методика «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой; опросник для изучения структуры этнической идентичности М.В.Верещагиной) и применения факторного анализа определены и описаны такие виды этнической идентичности чеченских подростков в возрасте от 15 до 17 лет, как гармоничная, конфликтная, негативная, ассимилятивная, полиэтническая, отрицаемая, маргинальная и надэтническая. Показано, что существует определенные корреляты между субъективной оценкой подростками из гетероэтнических семей, проживающих в Чеченской Республике, связей с народом отца и матери и определенным видом этнической идентичности.

Ключевые слова: этническая идентичность, гетеро-этническая семья, гармоничная, конфликтная, негативная, ассимилятивная, полиэтническая, отрицаемая, маргинальная и надэтническая идентичность.

Abstract. The relevance of the research is due to the fact that children from interethnic families are often included simultaneously in the value-normative space of two sometimes significantly different ethno-cultural communities, which, of course, affects the features of their ethnic identity. Our scientific interest is to determine the types of the ethnic identity of the Chechen teenagers from hetero-genicity families. Using diagnostic methods (the method of J. Finney, measuring the severity of ethnic identity; questionnaire of N.M. Lebedeva and A.N. Tatarko to study the features of ethnic identity; method "Types of ethnic identity" by G. U. Soldatova and S. V. Ryzhova; questionnaire for studying the structure of ethnic identity by M.V. Vereshchagina) using factor analysis, such types of ethnic identity of Chechen teenagers aged 15 to 17 years as harmonious, conflict, negative, assimilative, multi-ethnic, negated, marginal and supra-ethnic are identified and described. It is shown that there are certain correlates between the subjective assessment of adolescents from het-eroethnic families living in the Chechen Republic, the connection with the people of the father and mother, which leads to the formation of a certain type of ethnic identity.

Keywords: ethnic identity, hetero-ethnic family, harmonious, conflict, negative, assimilative, multi-ethnic, negated, marginal and supra-ethnic identity.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Болтаева, Л.Ш. Гетероэтническая среда как фактор этнической идентичности личности / Л.Ш. Болтаева // Общество: социология, психология, педагогика, 2020. № 3 (71). С. 162-170.

[2] Крылова, Н.Л., Прожогина, С.В. Метисы: кто

REFERENCES

[1] Boltaeva, l.Sh. Heterogeneously environment as a factor in ethnic identity / l.Sh. Boltaeva // Society: sociology, psychology, pedagogy, 2020. № 3 (71). P. 162-170.

Э-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

они? Проблемы социализации и самоидентификации. /Н.Л. Крылова, С.В. Прожогина / Москва: ПМЛ Ин-та Африки РАН, 2004. 273 с.

[3] Сикевич, З.В., Поссель, Ю.А. Структура и типология этнической идентичности членов межэтнических и моноэтнических семей (сравнительный анализ) /З.В. Сикевич, Ю.А. Поссель // Социологический журнал. 2019. Том. 25. № 1. С. 121-136.

[4] Тулегенова, А.Г. Семья как фактор формирования этнической идентичности ребенка (на примере крымско-татарской семьи) / А.Г. Тулегенова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И.Вернадского: Социология. Педагогика. Психология, 2015. Том 1 (67). № 4. С. 114-120.

[2]

[3]

[4]

[5]

Kry'lova, N.L., Prozhogina S.V. Mestizos: who are they? Problems of socialization and self-identification. / Ky'lova, N.L., Prozhogina S.V. Moscow: PML Institute of Africa RAS , 2004. 273 p.

Sikevich Z.V., PosseF Yu.A. tructure and typology of ethnic identity of members of ethnic and mono-ethnic families (comparative analysis) / Z.V. Sikevich, Yu.A. PosseF // Sociological journal. 2019. Tom. 25. № 1. P. 121-136. Tulegenova A.G. Family as a factor in the formation of a child's ethnic identity (on the example of the Crimean Tatar family) / Tulegenova A.G. // Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University: Sociology. Pedagogy. Psychology. 2015. Tom 1 (67). № 4. P. 114-120.

Statement of conflict of interest. The authors declare that there are no conflicts of interest.

Author contributions: Boltayeva L. sh. - concept and design of the research, collection and analysis of the research results, writing the text; Vereshchagina M.V. - mathematical processing and interpretation of research data.

Boltaeva L.Sh. - SPIN ID: 6476-0483; ORCID: 0000-0002- 6707-9396 Vereshchagina M.V. - SPIN ID: 2538-1777; ORCID: 000-0002-5227-3102

Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов. Участие авторов: Болтаева Л.Ш.- концепция и дизайн исследования, сбор и анализ полученных результатов исследования, написание текста; Верещагина М.В. - математическая обработка и интерпретация данных исследования.

Болтаева Л.Ш. - SPIN ID: 6476-0483; ORCID: 0000-0002- 6707-9396 Верещагина М.В. - SPIN ID: 2538-1777; ORCID: 000-0002-5227-3102

Введение. Современному обществу, включая Российскую Федерацию, характерны процессы интенсификации межэтнических контактов и заключение межэтнических браков, что приводит к особенностям воспитания детей в гетероэтнических семьях и, как мы уже отмечали ранее, к некоторым проблемам в становлении личности детей и подростков, воспитывающихся в таких семьях [1]. Они, проходя социализацию в условиях полиэтнической семейной среды, оказываются под сильным влиянием одновременно двух этносов, к которым принадлежат их родители, что зачастую приводит к определенным сложностям в процессе их этнической самоидентификации [4], сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями и сказывается на особенностях этнической идентичности

[3].

Проблема воспитания этнической идентичности детей и подростков в гетероэт-нических семьях раскрывается в работах Дж. Берри, О.Н. Безруковой, М.В. Верещагиной, Е.М. Галкиной, Л.М. Дробижевой, К.В. Ким,

Н.Л. Крылова, О.Г. Лопуховой, Е.Э. Носенко, Ю.В. Пайгуновой, Т..Г. Стефаненко, А.В. Сухарева, А.Г. Тулегеновой и других исследователей, которые показали, что этническая идентичность детей и подростков из гетероэтнических семей осложняется многими факторами, такими как плотность и этническая неоднородность социального окружения, принадлежность к этническому большинству или меньшинству [2], к коренному населению, особенности социализации в гетероэтниче-ской семье [1], индивидуальные жизненные обстоятельства и др. [4], совокупность и взаимосвязь которых может приводить к формированию позитивной или негативной этнической идентичности детей из смешанных в этническом плане семей.

Цель настоящего исследования - выявить особенности и виды этнической идентичности чеченских подростков 15-17 лет из гете-роэтнических семей.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось со 48 подростками в

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

С. В. Рыжовой; опросник для изучения структуры этнической идентичности М.В.Верещагиной.

Результаты и обсуждение. С целью изучения особенностей и видов этнической идентичности у чеченских подростков из гетеро-этнических семей, на основании подписанных информированных согласий подростками и их родителями мы применили факторный анализ. Для описания и объяснения выявленных факторов мы отследили наибольшие абсолютные значения факторных нагрузок в каждой строке повернутой матрицы, что отразили в таблице 1.

Таблица 1

Результаты факторного анализа

Фактор Доля дисперсии

Фактор I. «Гармоничная этническая идентичность» 23,352%

Фактор II. «Конфликтная этническая идентичность» 18,168%

Фактор III. «Негативная этническая идентичность» 14,874%

Фактор IV. «Ассимилятивная этническая идентичность» 12,750%

Фактор V. «Полиэтническая идентичность» 7,716%

Фактор VI. «Отрицаемая этническая идентичность» 7,019%

Фактор VII. «Надэтническая идентичность» 5,212%

Фактор VIII. «Маргинальная этническая идентичность» 4,612%

возрасте 15-17 лет, которые являются выходцами из гетероэтнических семей, проживающими в Чеченской Республике. Для диагностики показателей этнической идентичности подростков мы использовали следующие методы: методику Дж. Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности; анкету Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко на изучение определенности и валентности этнической идентичности, готовности к межэтническому взаимодействию; методику «Типы этнической идентичности» Г. У. Солдатовой и

Table 1

Results of factor analysis

Factor Percentage of variance

Factor I. "Harmonious ethnic identity" 23,352%

Factor II. "Conflict of ethnic identity" 18,168%

Factor III. "Negative ethnic identity" 14,874%

The factor IV. "Assimilative ethnic iden- 12,750%

tity"

Factor V. "Multi-ethnic identity 7,716%

Factor VI. "Denying ethnic identity" 7,019%

Factor VII. "Supra-ethnic identity " 5,212%

The factor VIII. "Marginal ethnic identity 4,612%

Первый фактор назовем «гармоничная этническая идентичность», которая приводит к положительной идентификации с этносом, ощущению психологического комфорта и безопасности. Другими словами, позитивная этническая идентичность при ярко выраженной потребности в идентификации с этнокультурной группой и консолидирован-

ности с ней, сопровождается четким осознанием себя в качестве члена этнокультурной чеченской группы, что проявляется в осознании подростками себя в качестве субъектов этнической общности, знаниях об этнокультурных особенностях и об этнопсихологических особенностях своей этнической группы при положительных чувствах, которые вызывает принадлежность к этносу, позитивном

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

отношении к своей этнической группе, высокой оценке ее этнических качеств и особенностей, а также высокой удовлетворенностью членством в ней, высокой субъективной оценкой принадлежности к этносу, осуществлении различных видов деятельности, согласно обычаям и традициям, нормам, принятым в этнической культуре, и направленным на ее сохранение и поддержание, что отражается на высокой контактности с представителями своей этнической группы и проявлением себя как ее члена, при наличии братьев и сестер и субъективно высокой оценке связи с народом отца, но при этом низкой оценке связи с народом матери, что сопровождается убежденностью в значимости этничности и этнических ценностей в межэтническом взаимодействии. Также в данный фактор входят переменные, касающиеся значимости общероссийской идентичности для респондентов и оптимизма относительно межэтнических отношений, характеризующегося верой в их построение на основе доверия и взаимопонимания.

Второй фактор, названный нами «конфликтная этническая идентичность»

представляет собой позитивную этническую идентичность, которая не предполагает эмоциональной однозначности не только в межэтнических отношениях, что проявляется в резкой их поляризации: от отрицания этнич-ности и этнических ценностей как значимых в межэтническом взаимодействии и равнодушного отношения подростков к своей этнической принадлежности, этничности и ценностям своего и иных народов, до ощущения «природного» приоритета ценностей и интересов своей этнической группы над другими этническими группами, что может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ»; убежденности в превосходстве своего народа при негативном отношении к межэтническим бракам и доминированием этнических интересов и целей; но и в эмоциональном отношении относительно своей этнической принадлежности, что проявляется в положительных и негативных эмоциональных переживаниях относительно своей этнической принадлежности.

Отметим, что в данный фактор не вошли переменные, отражающие субъективную оценку связей как с народом отца, так и матери.

Третий фактор можно охарактеризовать как «негативная этническая идентичность», которая заключается в высокой оценке собственной принадлежности к чеченской группе и связи с народом отца, но при этом сопровождается негативной этнической идентичностью, что проявляется в отсутствии стремления сохранять этническую культуру и познавать историю своего народа, не сопровождается положительным образом своего этноса и выраженными позитивными чувствами относительно своей этнической принадлежности при ощущении «природного» приоритета ценностей и интересов собственной этнической группы над другими этно-группами, убежденности в превосходстве своего народа и негативном отношении к межэтническим бракам. Четвертый фактор -«ассимилятивная этническая идентичность» - отражает связи между переменной «связь с народом матери» и неравнодушным отношением подростков к своей этнической принадлежности, этничности и ценностям чеченского и иных народов, что сопровождается убежденностью в том, что человек находится под влиянием культуры и традиций своего этноса, а на его поступки и поведение оказывает влияние этничность, что приводит к осознанию подростками себя в качестве членов этнической общности, стремлению овладевать знаниями об этнокультурных особенностях и о собственных этнопсихологических особенностях при положительных чувствах, которые вызывает принадлежность к этносу, позитивном отношении к своей этнической группе, высокой оценке ее этнических качеств и особенностей, а также высокой удовлетворенностью членством в ней, осуществлении различных видов деятельности, согласно обычаям и традициям, нормам, принятым в этнической культуре, и направленным на ее сохранение и поддержание, что сопровождается высоким уровнем контактности с представителями своей этнической группы и проявлением себя как ее члена, и приводит к адекватному восприятию представителей

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "сознание"

иных этнических культур и этнической толерантности, проявляющейся в развитых навыках межкультурного взаимодействия с осознанием и принятием культурных различий. Пятый фактор «полиэтническая идентичность» собрал переменные, отражающие выраженность общероссийской идентичности, этнической идентичности по типу нормы, отражающей позитивный образ своей этнической группы и позитивно-ценностное отношение к другим этническим группам при выраженных знаниях и представлениях о своей этнической группе, об этнокультурных особенностях и о собственных этнопсихологических особенностях, что сопровождается субъективно высокой оценкой связи с этносом матери и низкой субъективной оценкой связи с этносом отца. Шестой фактор «отрицаемая этническая идентичность» характеризуется, когда отсутствием осознания подростками себя в качестве членов этнической общности и стремления овладевать знаниями об этнокультурных особенностях и о собственных этнопсихологических особенностях при усилении чувства гордости и спокойной уверенности относительно своей этнической принадлежности. Следующий фактор - «над этническая идентичность» - отражает равнодушное отношение к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, а также к ценностям своего и чужих народов, что сопровождается усилением гражданских чувств и повышением значимости общероссийской идентичности. Восьмой фактор назван нами «маргинальная этническая идентичность», отражающую балансирование между двумя культурами без овладения в должной мере нормами и ценностями ни одной из них в связи с осуществлением различных видов деятельности, согласно обычаям и традициям, нормам, принятым в этнической культуре чеченцев, что обусловлено высокой контактностью с представителями своей этнической группы. При этом проявлением себя как ее члена сопровождается более высокой субъективной оценкой относительно своего гражданства при высокой оценке связи с народом матери.

Выводы. Процедура факторного анализа позволила описать виды этнической идентичности чеченских подростков из гетероэтниче-ских семей: гармоничную, конфликтную, негативную, ассимилятивную, полиэтническую, отрицаемую, маргинальную и надэтни-ческую. Также показано, что существует определенная связь между субъективной оценкой подростками из гетероэтнических семей связи с народом отца и матери, что приводит к формированию определенного вида этнической идентичности. Так, высокая оценка связи с народом отца при негативной оценке связи с народом матери приводит к гармоничной этнической идентичности, характеризующейся позитивностью и определенностью при выраженных когнитивном и аффективном компонентах. При высокой оценке связи с народом матери и негативной оценке связи с народом отца наблюдается формирование этнической идентичности с позитивным образом и отношением к своему этносу и позитивно-ценностным отношением к иным этническим группам. При выраженной позитивной оценке связи с отцом, выявляются этноцентристские тенденции, а доминирующая положительная оценка связи с этносом матери может привести либо к неравнодушному отношению к своей этничности и выраженности когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов этнической идентичности, либо к отсутствию позитивного образа своей этнической группы при стремлении к сохранению и поддержанию ее культуры, установлению контактов с представителями своей этнической группы и проявлению себя как ее члена. Низкая оценка связей с народом как отца, так и матери приводит к формированию положительных чувств относительно своей этнической принадлежности в сочетании с этноцентристскими тенденциями, сопровождающимися несформированностью когнитивного и поведенческого компонентов этнической идентичности.

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Ответственный за переписку: Верещагина Марина Владимировна, доцент, к. псих. н., доцент кафедры психологии ФГБОУВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, Российская Федерация, E-mail:

vermarina@inbox. ru

Corresponding Author: Marina Vereshchagina, associate Professor, PhD psychology, Аassociate Professor of the Department ofpsychology, "Chechen state pedagogical University", Grozny, Russian Federation, E-mail: vermarina@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.