Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шутемова О.Н., Терсакова А.А.

Конфликтные ситуации в студенческой среде возникают достаточно часто, но последнее время университеты уделяют этому фактору студенческой жизни, межличностным отношениям студентов, а также микроклимату в университете пристальное внимание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE OCCURRENCE OF CONFLICT SITUATIONS IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Conflict situations in the student environment arise quite often, but recently universities have been paying close attention to this factor in student life, interpersonal relations of students, and the microclimate at the university. Social tension in the student environment can be considered as an interdisciplinary problem caused by the emotional state of student society, due to the emergence of various factors contributing to the dissatisfaction of a person, disagreement of views, values, worldview, interests, as well as the manifestation of anxiety states, crisis situations, tension can contribute to the manifestation of signs anxiety and anxiety, depression, leading to conflict situations.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

УДК 159.9

Шутемова О.Н. студент магистратуры ZМТ-МвО

ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет

г. Армавир Терсакова А.А., к.п.н.

доцент кафедра ТИПИОП ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет

г. Армавир

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация: Конфликтные ситуации в студенческой среде возникают достаточно часто, но последнее время университеты уделяют этому фактору студенческой жизни, межличностным отношениям студентов, а также микроклимату в университете пристальное внимание.

Ключевые слова: конфликтная ситуация, студенты, студенческая среда, социальная группа, социальная напряженность.

Shutemova O.N. undergraduate ZMT-MWO

FSBEI HE Armavir State Pedagogical University

Armavir

Tersakova A.A., candidate of pedagogical sciences

associate professor department of TIPIOP FSBEI HE Armavir State Pedagogical University

Armavir

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE OCCURRENCE OF CONFLICT SITUATIONS IN THE STUDENT

ENVIRONMENT

Abstract: Conflict situations in the student environment arise quite often, but recently universities have been paying close attention to this factor in student life, interpersonal relations of students, and the microclimate at the

university. Social tension in the student environment can be considered as an interdisciplinary problem caused by the emotional state of student society, due to the emergence of various factors contributing to the dissatisfaction of a person, disagreement of views, values, worldview, interests, as well as the manifestation of anxiety states, crisis situations, tension can contribute to the manifestation of signs anxiety and anxiety, depression, leading to conflict situations.

Key words: Conflict situation, students, student environment, social group, social tension.

Студенты являются социальной группой, значимость которой определяется не только числом, но также квалификацией, перспективами, будущим студентов как специалистов. Студенческий статус является временным, а проблемы студенчества определяются характером общественного строя, культурных и религиозных особенностей страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

Достаточно большой процент студентов после поступления в университет осознают, что в силу своего возраста и отсутствия понимания о дальнейшей профессиональной деятельности сделали неверный выбор и выбрали направление, которое им совсем не по душе. Многие студенты приезжающие из других городов сталкиваются с еще одной проблемой -проблемой адаптации в студенческом коллективе, проживающим в одном общежитии.

Что касается психологического аспекта, он свойственен только человеку и понимается как приспособление человека, или правильнее сказать личности,к существованию в обществе с учетом требований общества и собственных потребностей и интересов [1]. В данной статье будет рассмотрен психологический аспект проблем возникающих в студенческой группе. Психологи используют для этого специальный термин «дисциплина группы», означающий подсознательное или же осознанное следование той манере поведение, которая принята в той или иной социальной среде. В противном случае, человек рискует быть изолирован от социума, вследствие его поведения, расцениваемое той или иной группой в качестве девиантного.

Социальную напряженность в студенческой среде можно рассматривать в качестве междисциплинарной проблемы, вызванной эмоциональным состоянием студенческого социума, обусловленная возникновением различных факторов, способствующих

неудовлетворенностью человека, разногласие взглядов, ценностей, мировоззрения, интересов, а также проявление тревожных состояний, кризисных ситуаций, напряженности могут способствовать проявлению признаков беспокойства и тревожности, депрессии, приводящих к конфликтным ситуациям.

Социальная напряженность у студентов является начальной стадией открытого конфликта, которая же, однако, является начальной диагностируемой стадией конфликтной ситуации. Критериями зарождения конфликта и напряженности в студенческом социуме могут возникать как неудовлетворенность студентами различными факторами

жизнедеятельности, так и факторы неудовлетворенности, связанные непосредственно с обучением в выбранном высшем учебном заведении. При исследовании конфликтологами ситуаций такого рода особую роль имеет связь объективных факторов неудовлетворенности с психоэмоциональными факторами.

В студенческой среде часто возникают различного рода конфликты. Они могут происходить как внутри учебного заведения, так и за его пределами. Студенческие конфликты поражают своей масштабностью и своим разнообразием. Так как в современных студенческих группах единственной сферой совместной деятельности - демонстрации точек зрения членов группы и их столкновения, а значит, и возникновения конфликтов, - является общение, то это и определяет фактическое отсутствие объективной составляющей конфликтов и наличие значительного негативного эмоционального отношения оппонентов друг к другу. Причинами конфликтов в студенческих группах обычно являются личные антипатии, различие точек зрения на содержание групповых ценностей, а также состояние высокого психического напряжения членов группы. Но более всего они связаны с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера [1].

Проблема конфликтов в студенческой среде весьма актуальна, но, к сожалению, она недостаточно изучена. В данной статье мы рассмотрим два подхода к пониманию причин конфликта - социологический и психологический.

В социологии под конфликтом понимают форму взаимодействия между различными социальными общностями. Природа конфликтов обусловлена наличием в обществе объективных и субъективных противоречий, которые пронизывают экономику, политику и культуру. Одновременное обострение всех противоречий создаёт кризис общества, нарушение механизма стабилизации системы. Проявлением кризиса общества является рост социальной напряжённости, столкновение классов, наций, народных масс с государством [3].

Психологи же определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Так Г.И. Козырев выделяет две причины конфликтов в студенческой группе. Первой причиной являются недоразумения (неправильное понимание одного человека другим). Это происходит из-за разных представлений о предмете, факте, явлении и т.д.

Второй причиной конфликта мы называем межличностную несовместимость, которая выражается во взаимном неприятии (антипатии) партнеров, основанной на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма) [4].

В период нахождения студента в студенческой группе конфликты неизбежны. Рассмотрим основные разновидности конфликтов в студенческой среде на примерах.

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений в студенческой группе, в то время как деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений. Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований или несправедливым распределением между участниками каких-либо преимуществ. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Достаточно часто в студенческих группах встречается такая разновидность конфликта, как конфликт между личностью и группой. Такой конфликт возникает тогда, когда кто-либо из членов студенческой группы нарушает сложившиеся нормы поведения или общения.

Помимо субъективных причин конфликта (различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей) отмечаются и объективные причины, в основе которых лежат несовпадение значимых материальных и духовных интересов студентов. С. В. Назаренко к таким причинам относит: противоположные ценностные ориентации студентов; столкновение противоположных идеологий и религий; социально -экономическое неравенство в группе; социально-психологическая несовместимость; не разделяемые индивидом морально-этические обоснования ценностей и норм-правил, доминирующих в студенческой группе .

Таким образом, проблема конфликтов в студенческой среде является весьма актуальной, так как их последствиями являются спад студенческой успеваемости, ухудшение морального и физического здоровья, появление тревожности, неуверенность студента в себе. Причинами возникновения конфликтов занимаются множество психологов, социологов и других ученых. Но в то же время не достаточная изученность природы студенческих конфликтов требует дальнейших исследований в этом

направлении. Можно сделать вывод о том, что конфликты в студенческой среде являются перманентным явлением.

Использованные источники:

1. Андреев В. И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. / В. И. Андреев. - М.: Народное образование, 1995. - 128 с.

2. Анцупов А. Я., Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Эскимо, 2009. - 512 с.

3. Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций / О. Н. Громова. - М.: Издательство ЭКМОС,2000. - 320 с.

4. Козырев Г.И., Введение в конфликтологию: учебное пособие. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

5. Назаренко С.В., Социология: учебное пособие. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009.- 496 с.

6. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.