Научная статья на тему 'К ВОПРОСАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СТУДЕНТ ВУЗА / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / МАЛАЯ ГРУППА / СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронина Т.В.

В данной статье рассматриваетсяпонятие «конфликт». Виды конфликтов.Причины возникновения конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воронина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUES OF CAUSES AND RESOLUTION CONFLICTS STUDENTS

This article discusses the concept of "conflict". The types of conflicts.The causes of the conflict.Strategies of conflict resolution.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ»

внутреннего баланса, целостности. У гармоничной личности психологическое благополучие более устойчиво [2].

В заключении следует отметить, что многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных авторов показывают всю многокомпонентность и сложность изучаемого феномена, так как механизмы формирования субъективного благополучия находятся не только в окружающем социуме, но и во внутреннем мире личности.

Использованные источники:

1. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // Полис. - 1997. - № 4.

2. Куликов, Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологический устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. - СПб. : Питер, 2004. - 464 с.

3. 3. Лактионова, Е.Б. Взаимосвязь субъективного благополучия и стратегий поведения в сложных жизненных ситуациях [Электронный ресурс] / Е.Б. Лактионова, М.Г. Матюшина // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. - Режим доступа: http://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/laktionova_ full.shtml. -2015. - С. 52-57.

4. Люсова, О.В. Субъективное благополучие: структура, подходы, формирование / О.В.Люсинова // Достижения вузовской науки. - 2013. - № 7. - С. 179-183.

5. Пучкова, Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Г.Л. Пучкова. -Хабаровск, 2003 - 163 с.

6. Шадрин, А.А. Психологические факторы субъективного благополучия курсантов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / А.А. Шадрин. - Саратов, 2015. - 219 с.

УДК 159.99

Воронина Т.В. студент магистратуры 2 курса факультет гуманитарных и социальных наук Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург К ВОПРОСАМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ В данной статье рассматриваетсяпонятие «конфликт». Виды конфликтов.Причины возникновения конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, студент вуза, студенческая группа, малая группа, стратегии разрешения конфликтов.

Voronina T. V., graduate student of 2 course, the faculty of Humanities and social Sciences,

Orenburg state University, Russia, Orenburg TO THE ISSUES OF CAUSES AND RESOLUTION CONFLICTS STUDENTS

This article discusses the concept of "conflict". The types of conflicts.The causes of the conflict.Strategies of conflict resolution.

Key words: conflict, University student, student group, small group, strategies of conflict resolution.

Конфликт - распространенное явление в жизни отдельного человека и общества в целом, не решаемый жизненным опытом и здравым смыслом. Конфликты затрагивают все сферы человеческих взаимоотношений, и, студенческая среда не является исключением.

В процессе общения студенты расширяют представление о собственной личности, приобретают навыки социального действия, увеличивают набор социальных ролей. Разные нравственные взгляды, ценности, установки, поведение зачастую приводят студента к конфликтным ситуациям.

В студенческой группе конфликты отрицательно сказываются на успеваемости, на психологическом и физическом здоровье, вызывают тревожность, агрессивность, приводят к неуверенности самого студента в себе.

Проблемы конфликтов рассматриваются во многих исследованиях как зарубежных (Р. Дарендорф, К. Хорни, К. Левин, Г. Зиммель, М. Дойч, К. Боулдинг, В. Зингерт и др.), так и отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Мерлин, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Б.И. Хасан, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Н.И. Леонов, Л.А. Петровская, Ф.И. Ерина и др.).

Актуальность проблемы конфликтов заключается в недостаточности разработки вопросов социального взаимодействия, поисков истинных истоков и причин конфликтных ситуаций в межличностных отношениях в студенческой среде.

В современной социальной психологии под студенческой группой понимается малая группа. Г.М. Андреева в своих исследованиях дает этому понятию такое определение: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Американский психолог Б. Бейлз понимает под малой группой некоторое число людей, взаимодействующих друг с другом в ходе одной или нескольких встреч. По мнению А. Зандер и Д. Картартайт - это группа составляет собрание

индивидов, которые часто взаимодействуют друг с другом.

Из этого следует, что студенческая группа имеет все признаки малой группы, обладающей следующими характеристиками, как автономность, коллективность, общая цель, численность и структурность [1].

Прежде чем рассматривать механизм возникновения конфликтов в студенческой группе, нужно дать определение понятию «конфликт». В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis - возражающий) и даже столкновения самих оппонентов

[3].

По мнению Н.В. Гришиной, конфликт - это биполярное явление, подразумевающее собой противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами).

Под «конфликтом» Д. Майерс понимает «воспринимаемую несовместимость действий и целей» [5].

Из всего этого можно сделать вывод, что конфликт - это противоречия, которые возникают в результате столкновения различных мнений, взглядов, позиций и целей субъектов или оппонентов. Противоположные цели, средства, противоречивые позиции, несовпадение интересов и желаний оппонентов лежат в основе любого конфликта. Для определения конфликтов важно знать виды и причины их происхождения.

Наиболее распространенными видами конфликтов в социальной группе, по мнению Г.И. Козырева, являются: внутриличностный конфликт (привнесенный извне и вызывающий внутригрупповую напряженность; вызванный внутригрупповыми проблемами); межличностный (психологической несовместимостью; статусно-ролевой; ценностно-нормативный); между группой и членом группы; между членами подгруппы в отдельной группе; межгрупповой; между формальными и неформальными системами отношений [4].

Все причины конфликтов, возникающие в группах, делят на:

- объективные (естественные противоречия интересов людей в процессе их жизни; неудовлетворенность материальным достатком и др.);

- социально-психологические (неправильная передача или искажение информации в процессе коммуникации);

- организационно-управленческие (принятие неверных управленческих решений; неоптимальность связи организации с окружающим миром).

Г.И. Козырев в своих исследованиях выделяет следующие причины возникновения конфликтов в студенческой группе. Во-первых, недоразумение (неправильное понимание друг друга). Во-вторых, межличностная несовместимость, которая выражается в антипатии оппонентов, основанной на несовпадении ценностей и, интересов, мотивов,

характеров. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта [4].

Наиболее распространенными стратегиями поведения в конфликтах является модель К. Томаса, согласно которой можно выделить следующие способы:

1. Приспособление (уступка) - целесообразен в ситуации отказа одной из стороны от собственных интересов, т.е. предмет разногласий, имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, только в этом случае эта стратегия может быть целесообразной.

2. Уход (уклонение) - используется в случае, когда одна сторона конфликта стремится уйти в сторону, выражается в игнорировании и в отрицании конфликта, такое поведение уместно тогда, когда предмет разногласий не представляет большой ценности или нет условий для разрешения конфликта.

3. Компромисс - оппоненты, чтобы завершить конфликт идут в какой-то степени на взаимные уступки; частичное удовлетворение своих интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.

4. Соперничество (принуждение) - предполагает заинтересованность в достижении своих только целей, что приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами, но такая стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей невыполнению задания данного группе или препятствующей достижению ею своих целей

5. Сотрудничество - стороны стремятся к признанию прав друг друга на собственное мнение и действия, т.е. обе стороны принимают и уважают интересы и позиции другого [4].

Таким образом, конфликт в студенческой группе - особый вид социального взаимодействия. Понимание причин возникновения, развития и разрешения конфликтов позволяет эффективно управлять конфликтом с целью уменьшения ущерба от конфликта и его использования в целях гармоничного развития личности.

Использованные источники:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.

2. Гомыранова, О.Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вуза / О.Н. Гомыранова// Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2006. - № 5. - С. 301-305.

3. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь/ В.П. Зинченко; под ред. Б.Г. Мещерякова. - М. : АСТ, 2009. - 816 с.

4. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию : учебное пособие для вузов /И.А.Сухарьков, Г.И. Козырев. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с.

5. Майерс, Д.Социальная психология : учебник / Д.Майерс.- СПб.: Питер, 2001. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.