Научная статья на тему 'РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
257
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / КОНФЛИКТОГЕНЫ / РАЗНОГЛАСИЯ / РЕЧЕВЫЕ КОНСТРУКТЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курмачева Анастасия Владиславовна, Кажарская Ольга Николаевна

Статья посвящена речевой агрессии как фактору, влияющему на возникновение конфликтных ситуаций в студенческой среде. Даётся анализ невербальных средств общения, определяющих эскалацию конфликтной ситуации. Описываются примеры речевых фраз, позволяющих избежать конфликтные ситуации и снизить эмоциональное напряжение между общающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH AGGRESSION AS A CAUSE OF CONFLICT SITUATIONS IN THE STUDENT ENVIRONMENT

The article is devoted to speech aggression as a factor influencing the occurrence of conflict situations in the student environment. An analysis of non-verbal means of communication is given, which determines the escalation of a conflict situation. Examples of speech phrases are described that allow avoiding conflict situations and reducing emotional tension between communicants.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ КАК ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

DOI: 10.47581/2020/PS87/IE/8/50.024 Курмачева Анастасия Владиславовна, студент

(e-mail: AnNaa_Kurmachev@mail.ru) Кажарская Ольга Николаевна, к.психол.н., доцент Севастопольский государственный университет, г.Севастополь, Россия

(e-mail: sevkon@mail.ru)

Статья посвящена речевой агрессии как фактору, влияющему на возникновение конфликтных ситуаций в студенческой среде. Даётся анализ невербальных средств общения, определяющих эскалацию конфликтной ситуации. Описываются примеры речевых фраз, позволяющих избежать конфликтные ситуации и снизить эмоциональное напряжение между общающимися.

Ключевые слова: речевая агрессия, студенческие конфликты, конфлик-тогены, разногласия, речевые конструкты.

Постановка проблемы. В студенческой среде неотъемлемой частью учащихся являются конфликты. Они не только влияют на дальнейшие взаимоотношения между студентами и преподавателями, но и могут привести к недоверию, образованию скованности, апатии, а в самых тяжких случаях - к полному разногласию и потере интереса к обучению в вузе.

Любые взаимоотношения не могут существовать без отсутствия конфликта, однако нельзя считать природу конфликта явлением исключительно деструктивным. По характеру принятия решений он может нести в себе и конструктивную функцию, совершенствуя и регулируя взаимоотношения участников конфликта.

Конфликт - это борьба, отстаивание своих прав, интересов и ценностей двух или более сторон. В психологии конфликт - это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [3].

В студенческой группе выделяют различные типы и причины конфликтов: межличностные конфликты (различия в представлениях и ценностях), внутриличностные конфликты (различные требования к результату работы).

Г.И. Козырев выделил две причины конфликтных ситуаций в студенческой среде: недоразумения (неполное и ошибочное понимание другого человека) и межличностная несовместимость (различие во взглядах, мнениях, интересах, социальных установках и т.д.) [2].

Однако, какими бы факторами не было вызвано разногласие между людьми, учёные пришли к выводу, что в большинстве случаев конфликт

спровоцирован именно негативными речевыми конструктами (речевой агрессией), препятствующими реализации эффективного речевого общения, затрудняющими обмен информацией и понимание друг друга.

К.Ф. Седов даёт следующее объяснение такому явлению: «Речевая агрессия - целенаправленное коммуникативное действие ориентирование на то, чтобы вызывать негативное эмоционально-психологическое состояние у объекта речевого воздействия» [4].

A.П. Сковородников характеризует это понятие как мало или вовсе не аргументированное открытое или скрытое вербальное воздействие на реципиента, с целью нанесения ему вреда и изменения его личностных установок [5].

Необходимо отметить, что речевая агрессия проявляется не только с целью намеренного нанесения словесного урона противнику (унижение, насмешка), но и может стать способом удовлетворения своих потребностей: самоутверждение, самозащита. Так лидер проявляет крайнюю неприязнь к участнику команды (демонстрация власти) или, например, преподаватель бросает колкие фразы в сторону студента, почти не появляющегося в университете (пользование авторитетом).

Речевая агрессия возникает при сознательном и активном использовании негативных средств языка и речи. Такие действия провоцируют ответную реакцию со стороны адресата, которые могут выражаться при помощи брани, оскорблений, речевых нападок. Такую противо-направленную и враждебную интеракцию принято называть речевым конфликтом, а слова, действия (также бездействие), приводящие к конфликту - конфликтогена-ми.

Цель статьи: выявить самые распространённые речевые фразы, влияющие на возникновение конфликтных ситуаций и определить коммуникативные способы их предотвращения.

B.П. Шейнов, изучающий конфликтологию, выделил следующие наиболее распространённые факторы и речевые фразы, способствующие возникновению противостояния в коммуникации между общающимися:

1. стремление к превосходству: может проявляться как прямое достижение превосходства определёнными речевыми фразами: «ну ты, конечно, безмозглый»; снисходительное отношение: «не обижайся», «ты же хороший студент, а поступаешь..»; хвастовство: «а я сдал экзамен»; категоричность: «я считаю», «я знаю»; навязывание своих советов: «ты должен поставить её на место»; обман или утаивание информации: «я проспал, поэтому не пришёл на первую пару»; перекладывание ответственности: «это всё твоя вина, я просил сделать работу не так!» [7].

Н. Богатырева в своей работе «Конфликтогены или как вести себя в конфликте» описывает основные негативные речевые конструкты, влияющие на эскалацию конфликта [1].

1) речевые конструкты, выражающие недоверие: «вы меня обманывали», «я тебе не верю», «быть такого не может», «да неужели»;

2) оскорбляющие реципиента слова: «глупец», «дурак», «слюнтяй», «слабак», «тормозила», «болван»;

3) слова-запугивания: «я отомщу», «вы пожалеете», «я напишу на вас заявление»;

4) насмешки: «женская логика», «ну-ну», «корова»;

5) сравнение: «пишешь - как курица лапой»», «повторяешь как попугай»;

6) слова, раскрывающие негативное отношение к объекту: «я не хочу тебя видеть», «ты мне неприятен», «отстаньте от меня;

7) слова-долженствования: «ты должен», «вы обязаны», «мне нужно, чтобы ты..», «сделай это»;

8) использование слов, как способ обвинения: «это ты во всём виноват», «вы неправильно мне объяснили», «это ваша вина»;

9) слова, выражающие категоричность: «никто», «все», «всегда».

Именно на такой род негативных речевых конструктов зачастую возникает ответная реакция, служащая уже средством самозащиты и самоутверждения от нападок субъекта, то есть вышеперечисленные конфликтоген-ные слова служат поводом для начала полноценного конфликта. Поэтому, чтобы помочь студентам и преподавателям минимизировать конфликтные ситуации любого типа, мы предлагаем следующие способы предотвращения вербальной агрессии: юмор, извинение, переключение внимания, выражение признания, подбадривание, вежливое обращение, предложение компромиссного решения (совета), проявление эмпатии, доброжелательности, сожаления, приведение аналогии и т.д.

Приведём пару примеров: «В следующий раз посоветуйтесь со мной перед тем, как самостоятельно разбирать ошибки» (подбадривание), «Не знаю, как вам помочь в такой ситуации» (сожаление), «А вы попробуйте сделать так» (совет), «Я беспокоюсь за ваш провал» (эмпатия), «Ты говоришь правильно, но здесь есть ошибка» (признание), «Извините, но я не приду сегодня» (извинение), «Как-то у моего друга случилась такая ситуация» (аналогия) и т. д.

В любой конфликтной ситуации коммуникантам помогло бы следование правилам бесконфликтного поведения, представленным И.А. Стерниным: не пытаться переделать собеседника; стремиться преодолеть негативную установку в отношении собеседника; отвлекаться от недостатков собеседника; приспосабливаться к собеседнику, учитывая его тип темперамента, настроение, психофизиологические особенности и т.д. [6].

С целью изучения мнения студентов о значении речевых конструктов в их межличностном общении был проведён метод анкетирования. В опросе участвовали 22 студента-филолога 3 курса очной формы обучения Севастопольского государственного университета.

В содержании анкеты были следующие вопросы: «Часто ли Вы ссоритесь с одногруппниками и преподавателями?», «Что Вы обычно предпринимаете в конфликтной ситуации в студенческой среде?», «Какие речевые

фразы вызывают у Вас негативную реакции, а какие желание прекратить спор?»

Первый блок вопросов в анкете был направлен на выяснение наличия частоты конфликтных ситуаций, возникающих у обучающихся между од-ногруппниками и преподавателями. Результаты свидетельствуют о том, что 18 студентов-филологов, что составляет 82,0% от общего количества респондентов, не являются инициаторами конфликтов с обучающимися; 4 человека (18,0%) указали на некоторые разногласия, возникающие эпизодически при наличии разных точек зрения.

Большая группа студентов (19 студентов, 86,3%) не имеют конфликтных ситуаций с преподавателями, 3 респондента (13,6%) редко имеют такие разногласия. Полученные результаты показали, что значительное большинство опрашиваемых - студенты неконфликтные, что является фактором благоприятного эмоционального климата в группе.

Второй блок вопросов был направлен на изучение поведения в конфликтной ситуации. Был задан вопрос: «Что Вы обычно предпринимаете в конфликтной ситуации?») Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Обобщенные данные свидетельствуют, что большая группа студентов-филологов 36,0% обычно в конфликте умеют регулировать своё эмоциональное состояние. Отстаивают свои права 27,0%, 14,0% демонстрируют уход от конфликта. Дополнительно было выяснено, что 23,0% обучающихся используют речевые фразы, способствующие регулированию конфликтов без давления и унижения собеседника.

Отстаиваю свои права

Веду себя спокойно, уравновешенно

Пытаюсь сгладить образовавшийся конфликт

Молчу, тихо отвечаю

Рисунок 1 - обобщенные данные по определению поведения студентов в конфликтной ситуации

Третий блок вопросов был направлен на выяснение речевых конструктов, вызывающих негативную реакцию и эмоциональное напряжение в общении. Респонденты отметили такие речевые конструкты, как: «Ты ничего не понимаешь», «Да что ты знаешь?», «Ты обязан сделать так», «Ты не прав», «Ты такой..», «Ты мне должна», «Я же сказал», «Это ваша вина», «Дай мне сказать», «Заткнись», «Тебе не давали слово, молчи», «Вам запрещено», «Я не буду тебя слушать», «Ты неправ и точка» чаще всего вызывают эмоциональное напряжение и являются конфликтогенами.

Четвёртый блок вопросов был направлен на изучение навыков студентов-филологов в применении речевых конструктов для предотвращения конфронтации в конфликтной ситуации.

Были получили следующие ответы: «Давай спокойно обсудим это позже», «Давай ты расскажешь свою позицию, а затем спокойно выслушаешь мою», «У нас разное мнение, давай сменим тему», «Давай разрешим ситуацию», «Успокойтесь», «Давайте всё обсудим», «Давай сгладим ситуацию», «Давай выслушаем друг друга, как считаешь ты?», «Давай спокойно поговорим», «Всё будет хорошо», «Сам посуди..», «Ссориться - себе вредить», «Я постараюсь всё уладить», «Давай найдём компромисс», «Давай прекратим спор», «Ты считаешь это правильным?».

Из перечисленных примеров были выделены наиболее часто речевые фразы: «Успокойся», «Давай спокойно поговорим», а также в попытке уладить конфликт, студентами использовались наречение «вместе», что свидетельствует о желании применения совместных усилий в прекращении конфликта.

В речевом взаимодействии большую роль играет невербальные средства общения. Обучающимися были выделены жесты, влияющих на эскалацию конфликта. Результаты представлены на рисунке 2.

Жестикуляция, размахивание руками

Нависание над оппонентом

Закатывание глаз, презрительный взгляд

Резкий жест указательным пальцем

50%

Рисунок 2 - обобщенные данные по определению невербальных средств общения, влияющих на эскалацию конфликта

Так, 11 студентов, что составляет 50,0% от общего числа опрошенных, считают, что недопонимание и эмоциональное напряжение вызывает сильная жестикуляция и размахивание руками; 5 человек (22,7%) отметили резкий жест указательным пальцем; 4 учащихся (18,2%) указали на закатывание глаз и презрительный взгляд; а оставшиеся 2 студента (9,1%) - на нависание над оппонентом провоцирующее конфликт.

Последний блок вопросов был направлен на изучение речевых конструктов, позволяющих избежать конфликтные ситуации в общении. На вопрос: «Знаете ли Вы речевые конструкты, позволяющие избежать конфликт?», студенты привели речевые примеры, снижающие эмоциональное напряжение. Ответы представлены в таблице 1.

Таблица 1 - обобщенные данные по определению речевых фраз, вызы-_вающих конфликты и предотвращающие их_

№п/п Агрессивные фразы Фразы, предотвращающие конфликт

1. «Да что ты знаешь?», «Ты несёшь сплошную ересь», «Я не хочу тебя слушать», «Ты неправ и точка» «Я услышал твою позицию, теперь послушай мою», «Давай сначала ты спокойно выскажешь свою позицию, а затем это сделаю я», «Давай встанем на место друг друга», «Я готов тебя выслушать»

2. « Я Вам запрещаю», «Нет, ты сделаешь именно так, как я тебе сказал», «Ты обязан», «Я устал повторять тебе одно и то же», «Делай, что хочешь» «Хорошо, сначала я сделаю так, но и ты сделай то, о чём я тебя прошу», «Может пойдём в кафе, чтобы решить разногласия?», «Давай всё решим мирным путём», «Объясни мне свою позицию спокойно, мне нужно тебя понять для начала», «Почему ты считаешь именно так? Я хочу разобраться в ситуации».

3. «Ты ведёшь себя нелепо», «Не позорь меня», «Перестань», «Ты можешь заткнуться?» «Ты прав, я слегка погорячился», «Что именно тебе не нравится?», «Давай в спокойной обстановке обсудим проблему», «Нам нужно сперва успокоиться».

Выводы:

Таким образом, речевая агрессия - это вербальное воздействие на оппонента, приводящее нередко к открытому противостоянию между коммуникантами. Использование такого рода негативных конструктов характеризуется навязыванием своей точки зрения, изменением ценностных установок собеседника, а также стремлением оскорбления или причинением умышленно-негативного воздействия на реципиента.

С целью реализации эффективного речевого общения между студентами и преподавателями, были выделены речевые агрессивные фразы и невербальные средства общения, влияющие на разногласия в общении и эмоциональное напряжение. Теоретический анализ научных исследований (В .П. Шейнов, Н. Богатырева) определили коммуникативные способы их предотвращения.

Изученный положительный речевой опыт студентов-филологов позволяет усвоить речевые конструкты, способствующие в межличностном общении и коммуникации достичь эффективного взаимопонимания и минимизировать возникновение конфликтных ситуаций.

Список литературы

1. Богатырева, Н. Конфликтогены или как вести себя в конфликте [Текст] / Н. Богатырева // Управление персоналом : Деловой журнал - 2008. - № 20. - С. 77-81.

2. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие / Г.И. Козырев. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.

3. Король, Л.Г. Конфликтология: учебное пособие / Л.Г. Король, И.В. Малимонов, Д.В. Рахинский. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 248 с.

4. Седов, К.Ф. Речевая агрессия и агрессивность как черта речевого портрета [Текст] / К.Ф. Седов // Социальная психолингвистика. Хрестоматия. - М. : Лабиринт, 2007. -С. 250-277.

5. Сковородников, А.П. О сверхсильной речевой агрессии и её модальном антиподе / А.П. Сковородников // Политическая лингвистика. - 2019. - № 3 (75). - С. 12-21.

6. Стернин, И.А. Деловое общение: учебное пособие для старшеклассников и студентов / И. А. Стернин. - Воронеж: Родная речь, 2009. - 200 с.

7. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. -Минск: Амалфея, 1996. - 288 с.

Kurmacheva Anastasia Vladislavovna, student

(e-mail: AnNaa_Kurmachev@mail.ru)

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Kazharskaya Olga Nikolaevna, Ph.D. Sciences, associate professor

(e-mail: sevkon@mail.ru)

Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

SPEECH AGGRESSION AS A CAUSE OF CONFLICT SITUATIONS IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Abstract. The article is devoted to speech aggression as a factor influencing the occurrence of conflict situations in the student environment. An analysis of non-verbal means of communication is given, which determines the escalation of a conflict situation. Examples of speech phrases are described that allow avoiding conflict situations and reducing emotional tension between communicants.

Keywords: speech aggression, student conflicts, conflict genes, disagreements, speech constructs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.