Научная статья на тему 'Психолого-педагогические возможности использования журнального коллажа в процессе обучения в вузе'

Психолого-педагогические возможности использования журнального коллажа в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛАЖ / ТВОРЧЕСТВО / РЕФЛЕКСИЯ / СТУДЕНТЫ / ВЗАИМООБУЧЕНИЕ / COLLAGE / CREATIVITY / FAMILY / FAMILY RELATIONSHIPS / REFLECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слотина Татьяна Викторовна, Комарова Александра Владимировна, Архипова Дарья Дмитриевна

Статья посвящена психологической и педагогической составляющей в использования метода коллажирования при обучении студентов педагогического вуза. Рассматривается классификация направлений в психолого-педагогической работе с коллажем. Подробно описаны преимущества в применении журнального коллажа в работе со студентами психологического и педагогического профиля. Анализируется собственный опыт использования данного метода в студенческой группе. Рассматривается как индивидуальная, так и групповая работа, продемонстрированы разнообразные возможности коллажирования. Выявлены и отдельные ограничения метода. Основной вывод: коллаж является эффективным инструментом в психодиагностике и психокоррекции отдельных психологических проблем интимно-личностного, межличностного характера, а также эффективен с точки зрения сплочения и развития группы. Коллаж можно считать одной из современных, успешных, недирективных, перспективных технологий в обучении студентов психолого-педагогического направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Слотина Татьяна Викторовна, Комарова Александра Владимировна, Архипова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical possibilities of using a magazine collage in the process of learning at a university

The article is devoted to the psychological and pedagogical component in the use of the collage method in teaching students of a pedagogical university. The classification of directions in psychological and pedagogical work with a collage is considered. The advantages in applying the magazine collage in working with students of a psychological and pedagogical profile are described in detail. We analyze our own experience using this method in a student group. Both individual and group work is considered, various possibilities of collage are demonstrated. Some limitations of the method are revealed. The main conclusion: the collage is an effective tool in psychodiagnostics and psychocorrection of individual psychological problems of an intimate-personal, interpersonal nature, and is also effective in terms of uniting and developing a group. The collage can be considered one of the modern, successful, non-directive, promising technologies in teaching students of psychological and pedagogical direction.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические возможности использования журнального коллажа в процессе обучения в вузе»

нам наметить содержание психопросветительской, психопрофилактической и психокоррекционной работы, как с девушками, так и с их родителями (особенно с отцами или отчимами). При этом начинать работу следует с родителями девочек дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Психологам необходимо выступать на родительских собраниях и рассказывать о том, насколько важны эмоционально близкие доверительные отношения с ребенком, его полное принятие, выражающееся в

поддержке, похвале, комплиментах и т. п. С девочками следует обсуждать вопросы, связанные с осознанием и принятием собственной индивидуальности, толерантного отношения к сверстникам, чья внешность не соответствует современным эталонам красоты. Ведь слепое следование моде есть не что иное, как конформное поведение. Поэтому у девушек следует формировать устойчивое принятие своего образа Я, в целом, и образа Я-телесного, в частности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лабунская, В.А. Психология самовыражения и проблема формирования «Я» личности / В.А. Лабунская // Прикладная психология. - 1999. - № 5. - С. 52-75.

2. Соколова, Е.Т. Исследование образа тела в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец // Вестник Московского ун-та, Сер. 14. Психология. - 1985. - № 4. - С. 39-49.

REFERENCES

1. Labunskaja V.A. Psihologija samovyrazhenija i problema formirovanija «Ja» lichnosti [Psychology of self-expression and the problem of formation of "Self' personality]. Prikladnajapsihologija [Appliedpsychology], 1999, no. 5, pp. 52-75.

2. Sokolova E.T. Dorozhevec A.N. Issledovanie obraza tela v zarubezhnoj psihologii [The study of body image in foreign psychology]. VestnikMoskovskogo un-ta, Ser. 14. Psihologija [Bulletin of Moscow University, Ser. 14. Psihology], 1985, no. 4, pp. 39-49.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Д.Э. Синюк, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, УО «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. Брест, Беларусь, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00022362-9544.

Е.П. Оводок, педагог-психолог, ГУО «Ясли-сад № 75 г. Бреста», г. Брест, Беларусь, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-9090-0680.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

D.E. Siniuk, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, Belarus, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-2362-9544.

E.P. Ovodok, Psycologist, Kindergarten № 75, Brest, Belarus, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-90900680.

УДК 159.98

Татьяна Викторовна Слотина

г. Санкт-Петербург Александра Владимировна Комарова г. Санкт-Петербург Дарья Дмитриевна Архипова

г. Санкт-Петербург

Психолого-педагогические возможности использования журнального коллажа в

процессе обучения в вузе

Статья посвящена психологической и педагогической составляющей в использования метода коллажирования при обучении студентов педагогического вуза. Рассматривается классификация направлений в психолого-педагогической работе с коллажем. Подробно описаны преимущества в применении журнального коллажа в работе со студентами психологического и педагогического профиля. Анализируется собственный опыт использования данного метода в студенческой группе. Рассматривается как индивидуальная, так и групповая работа, продемонстрированы разнообразные возможности коллажирования. Выявлены и отдельные ограничения метода. Основной вывод: коллаж является эффективным инструментом в психодиагностике и психокоррекции отдельных психологических проблем интимно-личностного, межличностного характера, а также эффективен с точки зрения сплочения и развития группы. Коллаж можно считать одной из современных, успешных, недирективных, перспективных технологий в обучении студентов психолого-педагогического направления.

Ключевые слова: коллаж, творчество, рефлексия, студенты, взаимообучение.

Tatyana Viktorovna Slotina

St. Petersburg Aleksandra Vladimirovna Komarova St. Petersburg Darya Dmitrievna Arkhipova St. Petersburg

Psychological and pedagogical possibilities of using a magazine collage in the process of

learning at a university

The article is devoted to the psychological and pedagogical component in the use of the collage method in teaching students of a pedagogical university. The classification of directions in psychological and pedagogical work with a collage is considered. The advantages in applying the magazine collage in working with students of a psychological and pedagogical profile are described in detail. We analyze our own experience using this method in a student group. Both individual and group work is considered, various possibilities of collage are demonstrated. Some limitations of the method are revealed. The main conclusion: the collage is an effective tool in psychodiagnostics and psychocorrection of individual psychological problems of an intimate-personal, interpersonal nature, and is also effective in terms of uniting and developing a group. The collage can be considered one of the modern, successful, non-directive, promising technologies in teaching students of psychological and pedagogical direction.

Keywords: collage, creativity, family, family relationships, reflection.

Введение.

Современная интерактивная составляющая педагогического процесса требует от преподавателей вуза включения новых, эффективных средств и технологий в обучении студентов. При решении образовательных, развивающих и воспитательных задач необходимо использовать разнообразные виды интерактивных технологий. Сегодня существует большое количество классификаций интерактивных технологий, используемых в педагогической практике. Остановимся на той, которая ориентирована на функциональные возможности интерактивных технологий. В ней выделяются 4 группы: поисково-творческие, информационно -просветительские, командно-игровые, наглядно-иллюстративные технологии. В группу поисково-творческих технологий входят: кейс-метод, проектный метод и др. К информационно - просветительской группе можно отнести метод взаимообучения и интерактивные лекции (лекции - конференций, лекции-вдвоем, видео-лекции, лекции с запланированными ошибками (лекции-

провокации), лекции-визуализации). Группу командно-игровых технологий составляют игры (деловые, имитационные, ролевые, командообразую-щие), метод тренинга, коллективные творческие дела и др. К наглядно-иллюстративным технологиям относятся методы арт-терапии, в частности, метод коллажирования [5].

Одна из безусловных характеристик современных детей и молодежи - фактически абсолютная власть визуального образа в восприятии и анализе окружающего мира. За сравнительно небольшой промежуток времени наше сознание подверглось разномасштабному воздействию новейших средств масс-медиа и распространения информационно-коммуникационных технологий, что приучило нас к визуальным образам, которые вполне замещают словесные сообщения. В этой связи наглядно -

иллюстративные технологии занимают особое место в обучении сегодняшних детей и молодежи.

Актуальность. По словам Новиковой К.В., все методы арт-искусства как полифункциональный метод, в индивидуальной и в групповой работе, способствуют изменению и развитию индивидуально-психологических характеристик и особенностей межличностных отношений [2].

Сегодня все большую актуальность и практическую ценность начинает доказывать один из эффективных, при этом недостаточно научно -разработанных методов арт терапии - метод психологического коллажа. Филолог Рыжкина И. Б. пишет, об использовании метода коллажа на учебных занятиях с детьми. Она отмечает особенность коллажа в том, что он выступает как средство и симультанного (одномоментного) и сукцессивного (развернутого, поэтапного) восприятия информации учеником, что существенно помогает ему «увидеть» решение учебной задачи. Также автор считает, что коллаж служит средством моделирования проблемной ситуации, обеспечивающей ре-чемышление и является особым инструментом познавательной деятельности [6].

Рыжкина И.Б выделяет несколько основных направлений в использовании коллажа в педагогической практике.

7. Развивающее, где важная роль отводится развитию когнитивных способностей (свойств восприятия, структурирования перцептивных действий, видов мышления (визуального, образного, комбинаторного, вариативного), метафорического воображения, творческого синтеза, внимания, визуальной, эмоциональной, образной памяти). Коллаж - это и средство развития семиотических способностей, формирования пространства «словообразования, развития речевых способностей: внутренней и внешней, вербальной и невербальной речи.

8. Воспитательное. Средство развития эстетического/художественного восприятия. Средство

приобщения к духовным, нравственным, эстетическим, ментальным, общечеловеческим ценностям.

9. Учебное. Коллаж - это мощное средство моделирования проблемной ситуации, а также, что немаловажно, прекрасная возможность для развития и организации процесса общения и игровой деятельности.

10. Образовательное. Коллаж выступает как способ обучения поэтапного планирования и прогнозирования того или иного явления [6].

На наш взгляд, в данную классификацию можно добавить и направление командообразова-ния, где групповая работа становится постепенно фактически самоцелью, когда происходит, говоря языком деятельностного подхода «сдвиг мотива на цель». В дальнейшем, участники занимаются кол-лажированием не для того, чтобы создать требуемый продукт, а для того, чтобы его «создавать».

Обратимся к этимологии слова «коллаж», которая связана с французским глаголом «coller», что обозначает «наклеивание». Впервые данная техника начала применяться в искусстве. Коллаж является методом создания композиции, изобретенный Браком и Пикассо в период расцвета кубизма (ХХ в.). Техника журнального фотоколлажа разработана и описана в литературе Х. Ландгартеном. Однако существуют и более ранние ссылки на применение коллажа в психолого-педагогической практике. Так, известно, что с помощью создания детьми коллажей Фридл Дикер-Брайнденс спасала души еврейских детей, обреченных на смерть в концлагере Терезин, где в качестве материалов для составления коллажей они использовали лагерные бланки. Это давало детям удивительный шанс обрести поразительное ощущение внутренней свободы, несмотря на фактическое заключение [1, 4].

В современной практике арт-методов психологии коллаж считается проективной методикой, которая обладает многими возможностей в зависимости от поставленной цели. С точки зрения когнитивного направления в психологии коллаж ценен, сопровождающими его создание и восприятие операциональными проявлениями, которые выражаются в осуществлении образовательной, познавательной, когнитивной (перцептивной, мнемической, имажитивной, мыслительной, эмоциональной) функций. С позиций гештальтпсихо-логии, коллаж можно квалифицировать как объект восприятия, представляющий собой особый специфический результат структурирования и синтеза разнородных составляющих.

В самом общем виде коллаж способствует лучшему пониманию личности человека, пониманию его истинных целей и потребностей, особенностей отношений и, благодаря этому, обнаружению внутриличностных конфликтов, проблем, актуальных для индивида в данный момент. Работа с коллажем имеет и психотерапевтический эффект: происходит упорядочивание мыслей, снятие мы-

шечных зажимов, релаксация, человек чувствует удовлетворение от творческого процесса, актуализируются внутренние ресурсы личности. Большинство методов арт-терапии, в том числе и коллажи-рование посредством метафор и символов помогают понять истинные причины трудностей во взаимоотношениях между людьми. Созданные в коллаже образы при правильной и деликатной интерпретации дают возможность увидеть бессознательные компоненты поступков и поведения человека, они позволяют лучше понять, как складываются межличностные взаимоотношения на глубинном уровне. В некоторых случаях вскрываются причины непонимания в семейных взаимоотношениях, в профессиональной и интимно-личностной сферах. Показательно, что многое из этого проявляется на символическом, метафоричном уровне, что обеспечивает мягкий, не директивный способ внедрения в индивидуально-личностную сферу.

Таким образом, мы выделяем несколько направлений в психолого-педагогической работе с коллажом:

1. Психотерапевтическое (достижение релаксации, установление контакта).

2. Диагностическое.

3. Развивающе-коррекционное.

4. Социально-психологическое (развитие групп, командообразование).

5. Учебное (объяснение, закрепление материала).

6. Методическое (научение использованию метода коллажирования).

7. Воспитательное (приобщение к духовным, нравственным, эстетическим, ментальным, общечеловеческим ценностям).

Существует ряд преимуществ использования вышеназванного метода в работе со студентами.

Во-первых, возможность его использования на начальных этапах взаимодействия, т.е. на 1 курсе, когда необходимым условием эффективности образовательного процесса является атмосфера доверия.

Во-вторых, коллаж помогает преодолеть робость, напряжение, связанные с отсутствием «художественного таланта» и умений, особенно с теми, у кого наблюдается стойкий стереотип «Я не умею рисовать», «У меня не получится» и т.д.

В-третьих, отмечаем экологичность, осторожность метода, благодаря использованию уже готовых предметов и изображений, что предполагает чувство защищенности, поскольку здесь не происходит отождествление своих переживаний с предметами и изображениями, как, допустим, в рисовании и лепке. Это обеспечивает достаточную степень дистанцированности от слишком сильных или «интимных» чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе. Можно отметить и то, что работа с коллажом позволяет деликатно использовать выявление механизмов психологической защиты, а также не вызывать со-

противление, связанное с ними, при правильном использовании возникают эмоции интереса и любопытства. Для работы с психологическими защитами, как известно, обычно требуется гораздо больше времени и энергии, поэтому в данном случае коллаж служит лишь инструментом первичной, предположительной диагностики.

В-четвертых, с помощью журнального коллажа можно весьма эффективно провести практическое занятие - на этапе как анализа нового материала, так и его закрепления. Необычность подобной формы позволяет хорошо усвоить изученное, осуществить мыслительно-логические операции над учебным материалом фактически на непроизвольной основе. Таким образом можно провести сравнительный анализ, обобщение темы или раздела, составить тезаурус и многое другое через образы.

Следующее преимущество данного метода заключается в том, что коллаж подходит для работы со студентами, которым сложно выразить свои переживания посредством слов. Такой способ приемлем в использовании даже с лицами шизоидного типа акцентуации.

Также, важным является и то, что данный метод способствует раскрытию творческого потенциала, развитию воображения, мышления, самооценки, спонтанности в выражении чувств. Коллаж полезен и в групповой работе, поскольку позволяет формировать доверие и доброжелательность в группе, а также способствует развитию команды.

Вместе с тем возможно и самообследование, саморазвитие посредством самостоятельной работы с данным методом.

Такие положительные особенности коллажа очевидны, при этом, до сих пор нет научного обоснования использования этого феномена в системе высшего образования, в андрагогике. Отсутствуют и научно обоснованные учебные, методические пособия по преподаванию коллажа в детских учреждениях, средних специальных учреждениях и педагогических вузах.

Опыт проведения и участия в психологическом журнальном коллажировании позволил нам подчеркнуть, что данная проективная техника является релаксирующей методикой за счет погружения в творческий процесс, в создание коллажа, что само по себе увлекательно. А также будет актуальна для использования в работе практического психолога как инструмент психодиагностики.

Организация исследования. Нами было проведено несколько пилотажных исследований.

Приведем некоторые данные. Первое из них -индивидуально-групповая работа со студентами 4 курса будущими психологами на тему «Мое будущее»», где участвовали 18 девушек. Ни один участников группы не сталкивался ранее с подобной формой работы. Данный факт подтверждает нашу точку зрения, что психологический коллаж является наименее популярной формой работы как в рамках

психодиагностики, так и в рамках групповой работы при обучении студентов - психологов.

Целью стало: создание образа своего будущего через коллажирование.

Задачи:

1. Осознать и обобщить свои представления о будущем;

2. Выделить некоторые ценностно-значимые направления в перспективе своей жизни (семейное, профессиональное, личное и т.д.);

3. Вербализовать свои впечатления и полученные результаты;

4. Познакомиться с основными приемами и направлениями интерпретации коллажа.

Первым этапом стала визуализация, благодаря которой каждый участник погружается в мир собственных представлений на вышеназванную тему. В течение нескольких минут происходит погружение в тему под нейтральную музыку, благодаря чему девушки представили себе своё будущее через образы. Вторым этапом в той же релаксирующей, свободной атмосфере все участницы просматривали журналы и создавали свой собственный коллаж. При этом любое общение и взаимодействие сведено было к минимуму. Важным требованием является использование только визуальных журнальных образов без слов и собственных дорисовок. Далее каждая из участниц готовила свой индивидуально-подобранный фон и располагая найденные образы, приклеивала их на него. Следующий этап - рассказ в кругу о своих впечатлениях, эмоциях и образах, которые были включены в коллаж по плану, обозначенному преподавателем в свободной форме с комментариями. Последний этап - это рассказ преподавателя о диагностических возможностях такой работы и элементах её анализа. Завершается процесс общим обсуждением с обратной связью каждого участника как по своему коллажу, так и по работе всей группы.

Затем нами было проведено анкетирование с целью более глубокого самоанализа и обратной связи, поскольку с одной стороны, не все готовы вслух, в группе высказать свои мнения, с другой стороны, в письменной речи формулируется более четко и ясно, что сложно выразить устно. Основные задаваемые вопросы касались понимания цели коллажирования, эмоционального состояния при его изготовлении, перспектив использования, оценки эффективности данной формы работы и др.

Результаты исследования. Качественный анализ результатов опроса, показал: все респонденты утверждают, что «данный вид работы был полезен с точки зрения анализа их семейных отношений...», «коллаж - является эффективным методом для выявления определенных затруднений в семейных отношениях». Наши результаты коррелируют с фактами, полученными Окань Г.И., которая пишет о том, что по данным опроса, проводимого после использования метода коллажа, среди наиболее прио-

ритетных зон студенты выделили два направления «работа» и «семья» [3]. Таким образом, можно отметить психодиагностический характер при рассмотрении коллажа будущими психологами.

Анализ анкетирования позволил увидеть важность, подчеркнутую респондентами, двух из четырех этапов при работе с коллажом, а именно: этапа изготовления коллажа - основной, и, как правило, самый длительный и этапа диагностики, рефлексии, на котором, происходит обсуждение и анализ созданных коллажей. Помимо этого, студенты выделили три ведущих направления цели создания коллажей:

- получение новой информации в интересной форме,

- более глубокое познание личности человека, в частности себя самого,

- обучение новой техники в работе психолога.

Таким образом, мы видим, что в данном случае выделяется направления: методическое и психодиагностическое.

В целом, по данным опроса, в среднем эффективность данной техники в среднем оценивается на 8 баллов из 10.

Несмотря на массу преимуществ в использовании метода коллажирования, остановимся на возможных сложностях участниц в индивидуальной работе, на основании анализа анкет. При индивидуальном изготовлении коллажа, по данным наших респондентов, они связанны с процессом рефлексии и анализа. Например, одна из опрашиваемых утверждает: «...затронуты личные темы одногруппниц, было неуютно разделять с людьми то, что они возможно, разделять не хотели. «Было трудно переживать за человека, что ему не комфортно при всех открываться». Несмотря на доверительные, близкие взаимоотношения в группе, психологическое напряжение отметили многие (60%). Были среди студенток и те, для которых работа с коллажом затронула актуальные, очень интимные темы, и внешние реакции: слезы, тремор рук, прилив крови к лицу были тому подтверждением. Мы полагаем, что это связано с тем, что для участниц было неожиданностью такая глубокая работа во время анализа, поскольку первые 2 этапа казались очень увлекательными и поверхностными с точки зрения раскрытия личности и ее взаимоотношений. После стадии расслабления и творческого поиска наступила стадия глубокой, психологически непростой саморефлексии. Многие даже не предполагали насколько точно интерпретация полученных образов совпадет с их болезненными переживаниями, событиями и представлениями о себе и своих взаимоотношениях. Эти данные согласуются с наблюдениями Разумовой Е.И., которая пишет о том, что зачастую участники колла-жирования, испытывают удивление, удовлетворение в связи с тем, что несмотря на кажущуюся простоту работы и самого метода, коллаж спосо-

бен обнаружить некоторые скрытые потребности, желания личности, а также противоречия между поставленными целями и выбранными стратегиями достижения, расширяет границы видения человека, в частности в области семейных взаимоотношений [4].

Вместе с тем, в отличие от директивных методов, здесь всегда есть возможность остановится, сказать «стоп» и продолжить работу индивидуально с преподавателем, когда появится чувство готовности. Кроме того, процесс коллажирования может включать в себя и продолжение работы, связанной с переделыванием и доделыванием коллажа, конструированием нового. Подчеркнем, что такое зачастую и происходит на практике.

Отметим и то, что нередко данные, полученные в коллаже коррелируют с фактами, полученными с помощью других методов диагностики, по мнению участниц.

Ещё одна важная составляющая связана с тем, что коллажирование - процесс творческий, который не терпит ограничений во времени и пространстве. Вместе с тем формат учебного занятия, а также наличие рядом своих одногруппниц, каждая из которых работает в своем естественном ритме эти ограничения создавали. Так, одна из студенток написала: «студенты выполняют работу индивидуально, в своем режиме; это может доставить дискомфорт в случае, если все заканчивают коллажи в разное время». В подтверждение вышесказанному, другая участница утверждает; «было немного неприятно, когда во время анализа коллажа кто-то вставал, что-то переделывал в своей работе, искал место в «рефлексивном кругу», создавалось ощущение, что тебя не все слушают, хотя это было не так.

Во второе пилотажное исследование было включено 43 студента по направлению «Педагог-психолог» и «Педагог дошкольного образования». Работа строилась в группах, созданных случайным образом, где были знакомые и незнакомые люди. Групповое коллажирование было проведено на тему «Счастливое детство глазами ребенка; родителя; педагога». Цель: выявить представления современных студентов о счастливом детстве глазами разных групп людей. Мы полагаем, что подобную работу можно рассматривать как вариант взаимообучения.

Задачи:

1. Познакомить студентов с новой темой;

2. Познакомить и сплотить группы;

3. Развить организаторских навыки и ораторские способности;

Этапы работы. Первым этапом было сообщение преподавателем темы коллажей, небольшая мини-лекция, направленная на развитие мотивации выполнения задания. Далее осуществлялось распределение по микрогруппам по 5-7 человек с условием того, что все участники были либо незнакомы, либо знакомы очень поверхностно. Третий этап включал

в себя обсуждения темы и организации работы внутри группы. Затем каждый участник выполнял свою функцию: готовил фон, выбирал картинки, располагал их на листе бумаги. Пятый этап - выступление-презентация своего коллажа в свободной форме. Шестой этап - общее подведение итогов работы и выводы по основной теме. После этого все участники заполнили анкеты.

На вопрос о том, что можно было бы изменить в работе с коллажом. В основном ответы касались организационных моментов, взаимодействия с незнакомыми людьми в группе и опыта групповой работы. Многие ответили, что хотели бы сократить количество человек в группе, аргументируя это некоторым отсутствием возможности индивидуального вклада в работу. Например, одна из студенток во время рефлексии, отметила: «у нас была девочка, которая сразу «подмяла» всю работу под себя».

Хотя отметим, что при групповом представлении коллажа подобного поведения не наблюдалась.

30% респондентов отметили представление работы как самую интересную часть, после поиска изображений.

Выводы.

Психологический журнальный коллаж можно считать одним из эффективных методов в работе со студентами по разным направлениям: психодиагностическом, психокоррекционном, обучающем, командообразующем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коллаж является мощным инструментом в психодиагностике и коррекции отдельных психологических проблем интимно-личностного и межличностного характера. Данный метод взаимодей-

ствия является эффективным с точки зрения сплочения и развития группы.

Более 90 % опрошенных участниц индивидуального и группового коллажирования, отметили, что при создании коллажа испытывали положительные эмоции: радость, интерес, вдохновение. Обобщив слова участниц индивидуальной работы, подчеркнем то, что процесс коллажирования вызвал «творческий порыв», «было интересно искать, приклеивать, сопоставлять образы».

Заключение. В заключение отметим, что, не смотря на отдельные ограничения, метод создания коллажа, по результатам опроса является не только эффективной проективной методикой, выявляющей актуальное состояние личности, её потребности, страхи, но и интересным творческим занятием, которое, можно использовать в семейном консультировании как с детьми, так и с их родителями.

Вместе с тем, применение метода коллажиро-вания в качестве диагностического инструментария требует сопоставления результатов с данными по другим психодиагностическим методикам. Также отмеченная актуализация перспектив и задачи личностного и профессионального развития должна быть полнее изучена. Таким образом, в качестве перспективы может быть дальнейшая работа по апробации этого метода.

В целом, многолетний опыт работы с методом коллажирования позволяет говорить о его эффективности, востребованности и дальнейших перспективах в диагностическом, психотерапевтическом и коррекционном направлениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дубинская, Е.В. Арттерапевтическая методика «Коллаж» [Электронный ресурс] / Е.В. Дубинская. - Режим доступа: http://rsrc-evpatoriya.ru/wp-content/uploads/2018/02/Artterapevticheskaya-metodika-Kollazh-E.V.-Dubinskaya.pdf. - 30.03.2019.

2. Новикова, К.В. Возможности арт-техники коллажа в оказании психологической помощи [Текст] / К.В. Новикова, В. Бабушкина // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе : сб. науч. тр. / под ред. Е.Н. Ткач. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан.гос.ун-та, 2017. - С. 103-109.

3. Окань, Г.И. Применение техники коллажа в учебно-воспитательном процессе подготовки бакалавров социальной работы [Текст] / Г.И. Окань // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании : 20 Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2015. - С.123-125.

4. Разумова, Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арт-терапии [Электронный ресурс] / Е.Ю. Разумова // Труды МЭЛИ : электрон. журн. - 2010. - 9 с. - Режим доступа: www.meli.ru.

5. Рыжкина, И.Б. Образовательные возможности коллажа как дидактического средства: междисциплинарный подход [Текст] / И.Б. Рыжкина // Образование и наука. - 2014. - № 6. - С.115.

6. Слотина, Т.В. Виды интерактивных технологий и специфика их использования в условиях ВУЗА [Текст] / Т.В. Слотина, А.В. Комарова // Современное детство в пространстве науки и образовательной практики : материалы Междунар. науч.-практ. конф. и форума молодых ученых, посвящ. 100-летию Ин-та детства Герценов. ун-та / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Ин-т детства. - М., 2019. - С. 815-821.

REFERENCES

1. Dubinskaya E.V. Artterapevticheskaya metodika «Kollazh» [Elektronnyj resurs] [Art therapy method "Collage"]. URL: http://rsrc-evpatoriya.ru/wp-content/uploads/2018/02/Artterapevticheskaya-metodika-Kollazh-E.V.-Dubinskaya.pdf (Accessed 30.03.2019).

2. Novikova K.V., Babushkina V. Vozmozhnosti art-tekhniki kollazha v okazanii psihologicheskoj pomoshchi [The possibilities of collage art techniques in the provision of psychological assistance]. In Tkach E.N. (ed.) Smysl, funkcii i znachenie raznyh otraslej prakticheskoj psihologii v sovremennom obshchestve: sb. nauch. tr. [The meaning, functions and significance of different branches ofpractical psychology in modern society]. Habarovsk: Izd-vo Tihookean.gos.un-ta, 2017, pp. 103-109.

3. Okan' G.I. Primenenie tekhniki kollazha v uchebno-vospitatel'nom processe podgotovki bakalavrov social'noj raboty [The application of collage techniques in the educational process of training bachelors of social work]. Innovacii v profes-sional'nom i professional'no-pedagogicheskom obrazovanii: 20 Vseros. nauch.-prakt. konf. [Innovations in vocational and vocational pedagogical education]. Ekaterinburg, 2015, pp.123-125.

4. Razumova E.Yu. Diagnosticheskie i terapevticheskie vozmozhnosti raboty s kollazhami v art-terapii [Elektronnyj resurs] [Diagnostic and therapeutic possibilities of working with collages in art therapy]. Trudy MELI : elektron. zhurn. [Works of MELI], 2010, 9 p. URL: www.meli.ru.

5. Ryzhkina I.B. Obrazovatel'nye vozmozhnosti kollazha kak didakticheskogo sredstva: mezhdisciplinarnyj podhod [Educational opportunities of collage as a didactic tool: an interdisciplinary approach]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2014, no. 6, pp.115.

6. Slotina T.V., Komarova A.V. Vidy interaktivnyh tekhnologij i specifika ih ispol'zovaniya v usloviyah VUZA [Types of interactive technologies and the specifics of their use in a university]. Sovremennoe detstvo v prostranstve nauki i obra-zovatel'noj praktiki: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. i foruma molodyh uchenyh, posvyashch. 100-letiyu In-ta detstva Gercenov. un-ta [Modern childhood in the space of science and educational practice]. Moscow, 2019, pp. 815-821.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Т.В. Слотина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-7304-7446.

А.В. Комарова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6104-0194.

Д. Д. Архипова, бакалавр 4 курса кафедры возрастной психологии и педагогики семьи, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8625-7568.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.V. Slotina, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Age Psychology and Family Pedagogy, Herzen Federal State Budgetary University, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 00000002-7304-7446.

A.V. Komarova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Age Psychology and Family Pedagogy, Herzen Federal State Budgetary University, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6104-0194.

D.D. Arkhipova, Undergraduate student of the Department of Age Psychology and Family Pedagogy, Herzen Federal State Budgetary University, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-8625-7568.

УДК 159.9.07

Татьяна Викторовна Слотина

г. Санкт-Петербург Мария Вячеславовна Ярмулик

г. Санкт-Петербург

Особенности детско-родительских отношений в процессе психологической сепарации дочери от матери в неполной семье

В статье рассматриваются особенности сепарационных процессов в системе мать-дочь. Анализируются факторы взаимозависимости субъектов в процессе сепарации. Представляются результаты пилотажного исследования, направленного на изучение особенностей детско-родительских отношений в системе мать-дочь. Сделано предположение, что женщинам, испытывающим трудности в материальном или социальном аспектах будет сложнее отделиться от своих дочерей. Показано, что дочери юношеского возраста в отличие от своих матерей чувствуют большую независимость и отделенность. Матери чаще, чем дочери отмечают тесную связь в их детско-родительских отношениях. Сепарированные девушки более социально активны, имеют хобби и дружескую поддержку. Большинство несепарированных девушек компенсируют нереализованные потребности в общении с матерью, что препятствует процессу психологической сепарации. Также на основе полученных данных мы предполагаем, что уровень дохода оказывает непосредственное влияние на процесс сепарации дочери от матери.

Ключевые слова: автономность, сепарация, неполная семья, детско-родительские отношения, психологическая суверенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.