УшщТЯИрйШ.И
И. Б. Рыжкина
Коллаж как средство формирования субъекта диалога культур
Статья посвящена актуальной проблеме — формирование ученика как субъекта диалога культур на уроках иностранного языка в средней школе. Раскрывается понятие «комплексное умение понимать иную культуру». Доказывается, что ученик должен стать, прежде всего, субъектом родной культуры, чтобы быть полноправным участником диалога культур.
Одним из современных полимодальных средств достижения названой цели является коллаж. Подробно излагаются позиции основоположников идеи коллажа и коллажирования — немецких методистов Б.-Д. М-юллера и М-. Зикманна (80-90-е г.г. XX в.). Цитируются те работы данных ученых, которые переведены на русский язык автором статьи. Анализируются материалы отечественных специалистовв которых коллаж рассматривается как методическое средство организации межкультурного диалога.
Доказывается,что в коллаже могут отражаться и сопоставляться разные культуры, сходиться и сосуществовать разные тексты — вербальные и невербальные. Дается определение коллажу как информационному продукту и коллажированию как способу построения любых сообщений (знаков, текстов и т.п.). Описываются функциональные возможности коллажа как культурного феномена. Приводится конкретный пример урока , демонстрирующего практическую реализацию приема коллажирования на средней ступени изучения немецкого языка (углубленный уровень).
Ключевые слова: диалог культур, субъект родной культуры, комплексное умение «понимать иную культуру» , наглядное средство коллаж , методический прием коллажирование, коллаж как культурный феномен, функции коллажа
I. B. Ryzhkina
Collage as a means of forming the subject of the dialogue of cultures
The article is devoted to the actual problem — the formation of student as the subject of the dialogue of cultures at the lessons of foreign language in high school. A concept of "comprehensive ability to understand a different culture". It is proved that the pupil should be, first of all, the subject of native culture to be a full participant in the dialogue of cultures. One of the modern multimodal means of achieving the named target is collage. Details the position of the originators of the idea of collage and collage — German MMethodist B.-D. ^Aueller and W-. Siekmann (80-90 years of XX century). Cited the work of these scientists which were translated into English by the author. The materials reviewed national experts, in which collage is considered as a methodological tool for the organization of intercultural dialogue.
It is proved that in the collage can be recorded and compared different cultures to come together and live in different texts — verbal and non-verbal. Defines collage as an information product and colagiovanni as a way to build any messages (signs, texts and so on). Describe the functionality of collage as a cultural phenomenon. The concrete example of the lesson, demonstrating the practical implementation of the reception of collage at the secondary level German language course (advanced level).
Keywords: dialogue of cultures, the subject of the native culture, comprehensive ability "to understand a different culture ,a visual tool collage,methodical technique of collage, the collage as a cultural phenomenon, functions collages
О
^ЙОВкой^ЧенДеНцЯея XX века явилось всеобщее сближение культур: «типологически различные культуры втягиваются в одно временное и духовное пространство, странно и мучительно сопрягаясь друг с другом» [1, с. 32]. Эти процессы, по общему мнению, могут привести к «смазыванию» уникальных особенностей национальных культур, к распространению одинаковых культурных образцов по всему миру, к утрате национальной самобытности. Однако культура любого народа
— открытая система. Ю.М. Лотмана отмечает, что для осознания самой себя она привлекает и элементы другой культуры. Так рождается диалог «с другим». «Другой» - необходимое условие для межкультурного общения. Стало быть, взаимодействие культур происходит диалогично. Эта диалогичность помогает сохранять в ядре каждой культуры то, что «выкристаллизовано под влиянием природы страны, ее климата, пейзажей, пищи, этического типа, языка, памяти о своей истории и культуре» [13, с. 28], т.е. свою уникальность в процессах универсализации культур.
Сегодня диалог культур является жизненно важным фактором не только для внутри
— и межконтинентальных отношений, но и для отдельных стран, особенно таких многонациональных, как Россия. Следовательно, актуальная задача современного иноязычного образования — развивать индивидуальность учащегося, расширять круг его познания и адекватного восприятия чужой и своей родной культур, развивать интеллектуальные способности человека, способствовать становлению его духовности, нравственности, высоких моральных качеств, т.е. готовить к диалогу культур (по Е.И. Пассову).
Вслед за М.С. Каганом отметим, что духовные качества человека воспитываются в процессе его вхождения в культуру, благодаря ее присвоению он становится ее субъектом. Е.И. Пассов дополняет, что «вхождение в мир иностранной культуры способствует в высшей степени развитию личности ученика как субъекта родной культуры» [7, 18]. Овладевая иностранным языком как неотъемлемой частью иностранной культуры в ее диалоге с культурой родной, учащийся осознает последнюю как «органичную грань европейской культуры». Ведь наш ученик будет мыслить по-русски, понимать иные культуры на своем языке.... Только тогда возможно усвоение диалога культур как диалога, значимого в собственном мышлении, в собственном бытии» [там же, 18]. Отсюда следует важный вывод: равноправный диалог культур обеспечивается не только пониманием, осмыслением чужих ценностей, но и ценностей своих. Иными словами, чтобы стать полноправным участником диалога культур, не-обводимо, прежде всего, быть «субъектом родной Щультуры: знать и любить культуру своей стра-края, своей малой Родины» [9, с. 226].
УчитШю иностранного языка необходимо! помочь ученику научиться ценить свою культуру и уважать иную. Это значит: ученик должен не только узнать какие-то сведения об иных культурах, а с помощью иностранного языка суметь эти сведения «воспринять, проанализировать, сопоставить со своими, оценить, включить в систему своих знаний, действовать соответствен -но новому желанию» [8, с. 70]. Чтобы достичь названной цели, в учениках надо сформировать комплексное умение понимать иную культуру, которое формируется на основе полученных знаний и включает в себя следующие умения [12, с. 70]:
- интерпретировать различные культурные ценности
- идеть в чужом не только то, что нас отличает, а то, что нас объединяет
- менять оценки (самооценки) в результате постижения чужой культуры, отказываться от стереотипов
- определять (по сказанному или написанному, но не выраженному эксплицитно), какое мнение составил о тебе / нас представитель другой культуры
- использовать познания чужой культуры для более глубокого познания своей
- систематизировать факты культуры; синтезировать и обобщать свой личностный опыт в международном диалоге.
В связи с этим возникает вопрос, как изменить практику преподавания иностранных языков так, чтобы диалог имел место и был продуктивным? Один из путей — моделирование культурного пространства и предоставление учащимся дидактических возможностей длительного и активного пребывания в нем посредством полимодальных наглядных средств. С нашей точки зрения, таким средством является коллаж.
Уникальность коллажа как дидактической единицы обусловлена тем, что в нем нашло воплощение изменение перцептивных особенностей (таких как нарушение последовательности, мгновенность восприятия, телесность); отражение открытий в области психологии, физиологии; формирование культуры нового типа; информационно-коммуникативные изменения; развитие городской среды. Более важно другое: неограниченные продуктивные возможности коллажа и специфика его всестороннего воздействия на личность доказывают, что он выступает одним из факторов практической реализации теории «диалога культур» (по М.Бахтину, Ю. Лотману).
Вероятно, назрела необходимость теоретической разработки проблем, связанных с коллажем как методическим средством овладения иностранным языком и коллажированием как способом организации этой деятельности. Прежде всего, обратимся к тем работам, в которых
коллаж рассматривается как методическое средство организации разных видов деятельности на занятиях по иностранному языку, в частности, организации межкультурного диалога.
Первое определение коллажа как методического средства принадлежат немецкому методи-ргу Б.-Д. Мюллеру (1983). Он трактует коллаж как «осознанное построение социального значения, который протекает аналогично процессу овладения понятием при неуправляемом усвоении языка с использованием различной, актуальной информации» [Цит по 11, 350] (здесь и далее перевод наш). С его точки зрения, коллаж появляется в процессе переработки страноведческого содержания понятия и является способом организации деятельности по овладению информацией об иной культуре и результатом данной деятельности. Т.о., понятие коллаж Б.-Д. Мюллер употребляет в двух разных смыслах: 1) как способ организации деятельности по овладению определенным объемом страноведческого понятия, 2) как продукт этой деятельности. Очевидно, что понимание коллажа Мюллером редуцировано до описания его возможностей в процессе подачи и усвоения страноведческой информации, т.е. ученый трактует коллаж только как средство семантизации и осознанного запоминания страноведческого понятия.
К несомненной заслуге Н.-Д.Мюллера можно отнести следующее: он доказал, что
- при использовании коллажа на уроках ИЯ у учащегося появляется реальная возможность овладения понятиями, оперирования различного рода понятиями, овладения умением формулировать различные понятия — и конкретные, и абстрактные;
- при использовании коллажа учеником осуществляется самостоятельный поиск продуктивных лингвистических решений;
- в самом коллаже, если его создание осуществляется целенаправленно, могут быть отражены некие концептуальные позиции иного менталитета: а) конкретные понятия, имеющие свою культурную специфику в каждой стране (машина, квартира, цветы и т.д.); б) абстрактные понятия и их трактовка представителем иной культуры (свобода, любовь, вежливость и т.д.); в) действия (рассказывать, приветствовать, путешествовать, танцевать и т.д.); г) общественные институты конкретной страны (школа, вуз, семья и т.д.);
- коллаж — это способ кодирования/декодирования иной информации, способ проникновения в иную культуру: составляя по определенному плану коллаж, ребенок овладевает приемами декодирования иной информации, с помощью которой «выстраивается мост в другую культуру»;
- сколлаж делает процесс передачи информации об иной культуре наглядным, контролируемым и управляемым со стороны учителя, от-
ЯРЫР1М идоСтуяяШМдлЯ-|'учейик01в.
Разрабатывая идеи Б.-Д. Мюллера, его соотечественник М. Зикманн (1989) указывал на то, что коллаж — «это не только специальная техника, но и прием изменения установленных значений (стереотипов) в процессе их субъективного комбинирования учащимися в рамках темы. Возникающие при этом действия касаются как используемых объектов и материалов, так и их расположения» [Цит по 11, 351]. М.Зикманн определял коллаж как средство зрительной и языковой наглядности (visuelles und sprachliches Gestaltungsmittel), видимо, имея в виду вербальную и невербальную наглядность.
В работах М. Зикманна наиболее ценным представляется то, что он указал на возможности коллажа с точки зрения психологии усвоения материала:
- в коллаже ученики находят подходящую форму для представления своего собственного Я, их противоречивой, диссонирующей, подвижной картины мира;
- коллаж позволяет смотреть на обыденные привычные вещи по-особому, при этом у ребенка включается ассоциативное мышление, что является предпосылкой для развития вербальных реакций и развития умения аргументировать;
- коллаж позволяет ребенку осуществить опору на свой жизненный опыт и в рамках темы представить свое субъективное видение проблемы, свой способ мышления и эмоционирования;
- коллаж подходит как для изучения культурных аспектов, так и для организации восприятия информации и порождения собственных высказываний.
Таким образом, заслугой М. Зикманна было то, что он первым понял, что коллаж — феномен полиаспектный, его аспекты: лингвистический (вербальный/невербальный); речевой; культурный; психологический; социопсихологический; процессуальный; содержательный; индивидуальный. В своих работах он впервые в методике преподавания иностранного языка доказал, что коллаж способен выполнить на уроке ИЯ свою главную функцию — дать ученикам возможность проникнуть в другую культуру и вступить в диа -лог с ней.
Дальнейшее разграничение понятий коллаж и коллажирование мы находим в методическом пособии для учителей иностранного языка «Mit Bildern lernen» (1992, Берлин/Мюнхен): в нем дается определение коллажа как «многослойного изображения, результата коллажирования заранее заготовленного иллюстративного материала (картинки, фотографии, тексты и т.д.) в соответствии с эстетическими и содержательными критериями» [Цит по 11, 352]. Из определения следует, что коллажирование — это синтез образных элементов в сложное образование, в образный ряд, а коллаж — результат этого си,*н-
аеза^готовый образны^^яДfMíCOйеBЖiЙЙfiaйSifii—
ШовЩреДСРяВЛяервоРой определенную идею. Осй'&вной, важнейший признак коллажа — множественность образов, выраженных вербально и визуально, которые, дополняя и расширяя возможности друг друга, создают единый образный ряд, к основным функциям которого относятся Ш&етическое воздействие, выражение смысла.
В отечественной методике к проблеме использования коллажа обратились в 90-х г.г. ХХ в. В большинстве работ отечественных авторов ¡коллаж трактуется как «средство зрительной наглядности, представляющее собой образное, схематически фиксированное с помощью языковых и экстралингвистических средств (картинок) отображение некоторой части предметного содержания, объединенного ключевым, ядерным понятием — реалией» [5, 6]. Коллажирование определяется как методический прием, который предполагает построение образно — смыслового страноведческого коллажа путем ассоциативного наращения лексико-семантического фона ключевого понятия — реалии. Очевидно, что от-
ёчесТвенмые жТщисты трактуют 'КоЯлаЖЕутубВ как средство наглядной семантизации понятий! обозначающих реалии иноязычной культуры. Тем не менее, несомненной заслугой отечественных ученых является то, что они увидели в коллаже мощное «средство методико-педагоги-ческого и образовательного воздействия на учащихся, формирующее цельное и образное представление о той или иной реалии иноязычной культуры» [6,132].
Работы М.А. Нефедовой, Л.Н.Яковлевой, Н.П.Грачевой, В.С Красильниковой, Л.А. Чай-никовой, Н.А. Суховой убедительно доказывают, что коллаж как способ презентации иной действительности позволяет ребенку: - последовательно осуществлять опору на жизненный опыт в родной культуре; - проникать в другую культуру; - активно включаться в диалог культур, где коммуниканты имеют возможности реального контакта [10, 27-28].
Представим позиции зарубежных и отечественных методистов в таблице (см. табл. 1).
Таблица 1
Коллаж и коллажирование в отечественной и зарубежной методике преподавания
иностранного языка
Авторы Коллажирование как процесс Коллаж как продукт Аспекты коллажа
Б.-Д. Мюллер «Визуальное» построение значение понятия с использованием страноведческой информации Стенгазета с картинами, надписями, схемами и т.д., расположенными вокруг ключевого понятия Страноведческий; лингвистический (вербальный/ невербальный); процессуальный; содержательный
М. Зикманн Изменение установленных значений (стереотипов) с использованием различных материалов Средство вербальной и невербальной наглядности Лингвистический (вербальный/ невербальный); речевой; культурный; психологический; социопсихологический; процессуальный; содержательный; индивидуальный
Методическое пособие «Mit Bildern lernen» Построение образного ряда (изображения) Многослойное изображение (образный ряд); результат коллажирования Образный; содержательный
Отечественные методисты (Н.Д.Гальскова, М.А. Нефедова, З.Н. Никитенко, Н.А.Сухова и др.) Методический прием, который предполагает ассоциативное наращение лексико-семантиче-ского фона ключевого понятия - реалии Средство зрительной наглядности Образный; лингвистический (вербальный/невербальный); культурный; психологический; процессуальный; содержательный; индивидуальный
Анализ определений показывает: коллаж как продукт коллажирования организует «поле восприятия» иной культуры и предоставляет ученику свободу для собственной ее интерпретации а диалоге с родной культурой.
Современные исследования по культуро-Шлогии позволяют нам отметить, что «коллаж
выступает как универсальный принцип организации текстового и, в целом, культурного пространства» [2], т.е. в коллаже могут отражаться и сопоставляться разные культуры, сходиться и сосуществовать разные тексты — вербалЯЯ ные и невербальные. Следовательно, коллаж на уроке иностранного языка позволяет учите-
¡яю: «одШирШ'ять! «кулвтурнбетербЁтранство™, «формировать поликультурную языковую личность, способную осознавать себя носителем и выразителем не одной, а ряда взаимосвязанных культур, что помогает ей в дальнейшем быть культурным посредником в различных ситуациях межкультурного общения» [3, 5].
С нашей точки зрения, коллажирование — это способ построения любых сообщений (знаков, текстов и т.п.) культуры, который состоит в соединении частей путем комбинирования в единое целое; получение качественно нового информационного продукта.
Коллаж — визуальная матрица, используемая для приобретения, хранения, переработки и передачи информации; существенной характеристикой которой является возможность ее вербального декодирования; высказывание, текст (знаковая система) в широком смысле, важнейшим качеством которого является продуктивность.
Коллаж как культурный текст может выполнять следующие функции:
• репрезентирующую — адекватно, не искаженно представлять ментальнное пространство народа, его типичные черты, базовые национальные ценности;
• ретранслирующую — передавать информацию о культуре — родной и иностранной, закодированную в вербальных и невербальных языках;
• регулятивную — служить базой для развития духовно-нравственных, умственных и гражданских качеств личности; предоставлять ориентиры деятельности и поведения; выступать основой духовной свободы, развития творческих сил и способностей учащихся; результативно воздействовать на процесс усвоения; включать ученика в деятельность по де-
ЯРО^рРадйР Межкуяв^урнОй ийфо'рэда-ции, тем самым создавать условия длЯ диалога, для разрушения стериотипов, снятия предупреждений и барьеров; • эстетическую — создавать различные по силе воздействия образные смыслы, имеющие также различное содержание и знаково-символьное оформление; воздействовать на поведение ученика посредством апелляции к эмоциональной сфере психики и через нее к сознанию. Приведем пример урока, демонстрирующего практическую реализацию приема кол-лажирования на средней ступени изучения немецкого языка (углубленный уровень) в рамках темы "Deutsch lernen — Deutschland entdecken" («Учить немецкий — открывать Германию») учебника «Mosaik. Учебник немецкого языка для 9 класса школ с углубленным изучением немецкого языка» (авторы Н.Д. Гальскова и др.).
Перед началом работы с коллажем учитель предлагает учащимся составить ассоциагрумму с целью выявления представлений школьников о понятии «нация». Was fällt euch zum Begriff "Nation" auf? С чем у вас ассоциируется слово «нация». С опорой на ассоциаграмму, каждый ученик формулирует коротко собственное представление о «нации». Ассоциограмму можно дополнить словами и выражениями из последующего текста. В более сильных группах учащимся можно предложить объяснить значение таких словосочетаний, например: "Made in Germany", russische Seele. «Сделано в Германии», русская душа. Ассоциограмма предвосхищает содержательные аспекты урока, настраивает учащихся на предлагаемую проблематику, ориентирует на формирование ассоциативных связей, чему служит также вопрос о типичных немецких качествах (см. схему 1).
Volk
народ ^ 1
Nationalhelden
национальные герои
Welche stereotypen Meinungen gibt es über die Deutschen? Какие имеются стереотипы о представителях немецкой нации?
Схема 1
Учащиеся обмениваются мнениями относительно внешнего вида и черт характера, которые приписывают представителям немецкой нации, используя речевые средства, и активи-Цируя следующего говорящего словами: Und du? Was kannst du über die Deutschen sagen? А ты? Что ты можешь сказать о жителях Германии? Задание выполняется по цепочке, учащиеся от-
вечают положительно, отрицательно или неопределенно.
A: Viele halten die Deutsche für .../ Die Deutschen gelten als .../Sie kümmern sich um .../ Von ... sagt man, dass sie .../Aber ich meine/glaube/finde ...
B: Unsicher, ruhig, freundlich, sparsam, gesellig, traditionsbewusst, höflich, verschlossen, tätig, arbeitsam, geschäftig, kreativ, zuverlässig, gleichgültig u.a.
ДЯ^ёе^ исЪолНуя в тачеетве опоры вопросы,' учащиеся высказываются о том, кто изображен на коллаже «Типично немецкое», как он выглядит, какую одежду он носит, что в нем типично ремецкого. Данный коллаж учащиеся получают в готовом виде, его подбирает или создает учитель и адресует всему классу (см. рис. 1). В коллаже представлены национальные стереотипы, характерные для представителей различных наций. Выстроенный ассоциативный ряд дает возможность оценки представителя немецкой нации, помогает управлять речемыслительным процессом, способствует развитию воображения, творческого продуктивного мышления, прогностических способностей. Wen seht ihr auf der Collage? Wie sieht er aus? Was hat er an? Ist er typisch deutsch?
Затем учащимся предлагается высказать свои предположения о том, какие привычки в еде у представителя немецкой нации, которые фиксируются на доске. Was trinkt er? Was isst er?
После ответов учащихся учитель предлагает прочитать текст кулинарного рецепта, взятый из немецкой газеты Tpolitische Zeitung"[4, 24], и ответить на вопрос: что их удивило, чего они не ожидали. (Примечание — автор текста использует жанр кулинарного рецепта, чтобы показать портрет европейца). Ich schlage vor das Rezept zu lesen. Was überrascht euch? Was habt ihr nicht erwartet?
Man nehme einen schönen, ausgewachsenen Deutschen. Einen von den besten. Treu, zäh, der Sache eigeben und abends fast immer gemütlich. Mischen den Prachtkerl „ Made in Germany" mit einem Franzosen. Mit viel Lebenslust und Lebensart. Mit der Kunst des Genusses. (Rühre gut um). Würze mit ... britischer Disziplin und Gelassenheit. Und russischer Seele. Und italienischer Fröhlichkeit. Und slawischer Gastfreundschaft. Und skandinavischer Ruhe. Heraus kommt - das erwünschte Europa - Gulasch.
Текст кулинарного рецепта внимательно читается по цепочке. Следует обратить на:
• полное понимание текста и перевести слова: der Sache ergeben — преданный делу; der Prachtkerl — славный парень; um^hren — перемешивать; die Gelassenheit — спокойствие, невозмутимость;
• синтаксические конструкции и стилевые особенности кулинарного рецепта, выделить их — малый объем, стереотипность построения, безличность изложения, описание процесса приготовления как комментарий к фотографии, конструкция «man + Praesens Konjunktiv» — создавая текст подражания, учащиеся должны воспроизвести в нем характерные черты лингвостилистической и композиционно-образной организации текста — основы.
• отсутствие названия, которое является обязательным, и изображения.
Учащиеся отвечают на предтекстовые вопросы, используя речевые средства: Ich finde es interessant/komisch, dass .../ Mich überrascht (nicht), ШШ../Ich habe nicht erwartet, dass ...
Ihr braucht Und so wird das Gulasch gemacht
и
Panasonic
ES KENNZEICHNET DIE DEUTSCHEN.
DASS BEI IHNEN
DIE FRAGE
_ WAS nFIITSrH IST
Ferien
Aub
Pi2Za
Kaffee 2ak(en
OeWie Dein
Deine Dei/»
Deine
Deine Dein
Deine
Dein
UfwJDe r nur eU
spanisch deuUtk
i+dUenwcK
bi-diiU«nlsch flrdbucn
Oe-wkreiie ^rlechUch
Goalie ölböMsdi
Pflegerin Portugiesin
CW« ein Jode
Ausländer?
£ f~A'
%4 äi
/гуу ■ v-ft 3
I
Habe fertig ...
typisch deutsch!
...oder was?
Рис. 1. Коллаж «Типичный немец»
l0.
ll.
l2.
l3.
l. 2.
ЛИТЕРАТУРА
1. Яриблер В.С. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. №6. С. 31-42
2. Грицанов А.А., Можейко М.А. Постмодернизм. Энциклопедия [Электронный ресурс]. Минск: ИнтерпрессервиЯ! Книжный дом, 2001. 1040 с. URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/kollazh.html (дата обращения: 18.12.2014).
|3. Колкова М.К. Культуроведческий подход к обучению межкультурному иноязычному общению и его основные принципы // В методическом пособии «Современная методика соизучения иностранных языков и культур» / Под общ. ред. М.К. Колковой. СПб.: КАРО, 2011. 200с.
4. Лебедев В.Б. Знакомьтесь: Германия! Пособие по страноведению: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2003. 287 с.
5. Нефедова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе // Иностранные языки в школе. 1993. №2. С. 3-8.
6. Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / З.Н. Никитенко, Н.Д. Гальскова. Смоленск.: Ассоциация XXI век, 2007. 176 с.
7. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ.сред.образования. Минск.: Лексис, 2003. 184 с.
8. Пассов Е.И. Проблемы реализации диалога культур в процессе иноязычного образования // Копелевские чтения - 2002. Россия и Германия: диалог культур. Липецк, 2002. С. 67-75.
9. Рыжкина И.Б. Коллаж как способ формирования субъекта родной культуры на уроках ИЯ ( на примере материалов темы «Wo wir wohnen») // Евразийская лингвокультурная парадигма и процессы глобализации:история и современность: Материалы I Международной научной конференции. 11 - 13 ноября 2009 г. / Пятигорский гос. лингв. ун-т. Пятигорск, 2008. С. 226-228.
Рыжкина И.Б. Коллаж как средство и способ организации межкультурного диалога // Русский язык и межкультурная коммуникация. 2009. № 1 (8). С. 24-28.
Рыжкина И.Б. Образовательные возможности использования коллажа как средства зрительной наглядности на уроках иностранного языка // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2010. № 3. С. 350-353. Царькова В.Б. Диалог культур: путь от идеи до практики // Копелевские чтения - 1999. Россия и Германия: диалог культур. Липецк, 2000. С. 30-35.
Штомпель Л.А. Культурная картина мира // В кн.: Культурология. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 160 с.
REFERENCES
Bibler VS. Dialogue of cultures. Voprosy filosofii - Questions of philosophy, 1989, no.6, pp. 31-42 (in Russian). Gritsanov A.A., Mozheiko M.A. Postmodernism. Encyclopedia [Electronic resource]. Minsk, Knizhnyi dom Publ., 2001. Avilable at: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/kollazh.html (accessed 18 December 2014).
3. Kolkova M.K. Kul'turovedcheskii podkhod k obucheniiu mezhkul'turnomu inoiazychnomu obshcheniiu i ego osnovnye printsipy // V metodicheskom posobii «Sovremennaia metodika soizucheniia inostrannykh iazykov i kul'tur» / Pod obshch. red. M.K. Kolkovoi [Cultural approach to teaching intercultural foreign language communication and its basic principles // In the manual "Modern methods for the joint studying of foreign languages and cultures / edited by M. K. Kolkova]. Saint-Petesburg, KARO Publ., 2011. 200 p.
4. Lebedev V.B. Znakom'tes': Germaniia! Posobiepo stranovedeniiu: Ucheb. posobie [Meet: Germany! Guide to geography: Textbook]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 2003. 287 p.
5. Nefedova M.A. Collage and collage in the educational process. Inostrannye iazyki v shkole - Foreign languages at school, 1993, no.2, pp. 3-8 (in Russian).
6. Nikitenko Z.N. Teoriia i praktika obucheniia inostrannym iazykam v nachalnoi shkole: uchebnoe posobie dlia studentov pedagogicheskikh vuzov i kolledzhei / Z.N. Nikitenko, N.D. Gal'skova [Theory and practice of teaching foreign languages in the primary school: a manual for students of pedagogical universities and colleges / z N. Nikitenko, N. D. Halskova]. Smolensk, Assotsiatsiia XXI vek Publ., 2007. 176 p.
7. Passov E.I. Kommunikativnoe inoiazychnoe obrazovanie: gotovim k dialogu kul'tur: Posobie dlia uchitelei uchrezhdenii, obespechivaiushchikh poluchenie obshch.sred. obrazovaniia [Communicative foreign language education: preparing for the dialogue of cultures: a Handbook for teachers of institutions]. Minsk, Leksis Publ., 2003. 184 p.
8. Passov E.I. Problems of implementation of the dialogue of cultures in the process of foreign language education. KopelevskiS chteniia - 2002. Rossiia i Germaniia: dialog kul'tur - Kapelewski read - 2002. Russia and Germany: a dialogue of cultures, Lipetsk, 2002. pp. 67-75 (in Russian).
9. Ryzhkina I.B. Kollazh kak sposob formirovaniia sub"ekta rodnoi kul'tury na urokakh lia (na primere materialov temy «Wo wir wohnen») // Evraziiskaia lingvokul'turnaia paradigma iprotsessy globalizatsii:istoriia i sovremennost': Materialy I Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Collage as a way of forming the subject of the native culture on the lessons of OIA (for example, materials'! theme "Wo wir wohnen") // Eurasian linguistic-cultural paradigm and the processes of globalization: history and modernity: proceedings of the I International scientific conference]. Pyatigorsk, 2008. pp. 226-228.
10. Ryzhkina I.B. Collage as a means and way of organizing intercultural dialogue. Russkii iazyk i mezhkul'turnaia kommunikatsiia -Russian language and intercultural communication, 2009, no. 1 (8), pp. 24-28 (in Russian).
11. Ryzhkina I.B. Educational opportunities for the use of collage as a means of visual clarity, foreign language lessons. Vestnik Piatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta - Bulletin of Pyatigorsk state linguistic University, 2010, no. 3, pp. 350-353 (in Russian).
12. Tsar'kova V.B. Dialogue of cultures: the path from idea to practice. Kopelevskie chteniia - 2002. Rossiia i Germaniia: dialog kul'tur - Kapelewski read - 2002. Russia and Germany: a dialogue of cultures, Lipetsk, 2002. pp. 30-35 (in Russian).
13. Shtompel' L.A. Kul'turnaia kartina mira // V kn.: Kul'turologiia [Cultural picture of the world // In the book: Cultural studies]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2003. 160 p.
Информация об авторе Рыжкина Ирина Богдановна
(Россия, Елец) Учитель немецкого языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11 E-mail: [email protected]
Information about the author
Ryzhkina Irina Bogdanovna
(Russia, Yelets) Teacher of German language Municipal Budget Educational Institution Gymnasium №11 E-mail: [email protected]