Научная статья на тему 'Особенности профессиональной идентичности в контексте профессионализации: опытно-поисковое исследование'

Особенности профессиональной идентичности в контексте профессионализации: опытно-поисковое исследование Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2082
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛАЖИРОВАНИЯ / PROFESSIONAL IDENTITY / COLLAGE ART-TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Невелева Екатерина Александровна, Реньш Марина Александровна

В работе исследуется диагностический потенциал арт-технологии коллажирования для изучения проблемного поля профессиональной идентичности. Представлены результаты исследования особенностей профессиональной идентичности различных профессиональных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Невелева Екатерина Александровна, Реньш Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Identity Peculiarities in a Professional Development Context: Experimental Research

The research examines the diagnostic potential of collage art-technique for studying a problem field of professional identity. The project presents the results of research work of professional identity peculiarities of various profession groups.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной идентичности в контексте профессионализации: опытно-поисковое исследование»

УДК 159.19 ББК Ю941.19

Невелева Екатерина Александровна

аспирант

кафедра психологии профессионального развития Институт психологии Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Реньш Марина Александровна кандидат философских наук, профессор

кафедра психологии профессионального развития Институт психологии Российский государственный профессионально-педагогический университет

г. Екатеринбург Neveleva Ekaterina Alexandrovna Post-graduate Chair of Professional Development Psychology Institute of Psychology Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg Rensh Marina Alexandrovna Candidate of Philosophy,

Professor

Chair of Professional Development Psychology Institute of Psychology Russian State Professional Pedagogical University Yekaterinburg

Особенности профессиональной идентичности в контексте профессионализации: опытно-поисковое исследование1 Professional Identity Peculiarities in a Professional Development Context:

Experimental Research

В работе исследуется диагностический потенциал арт-технологии коллажирования для изучения проблемного поля профессиональной идентичности. Представлены результаты исследования особенностей профессиональной идентичности различных профессиональных групп.

The research examines the diagnostic potential of collage art-technique for studying a problem field of professional identity. The project presents the results of research work of professional identity peculiarities of various profession groups.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, арт-технология

коллажирования.

Key words: professional identity, collage art-technique.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №10-06-83613 а/У.

Актуальность современных исследований профессиональной идентичности обусловлена запросом социальной среды, а именно организационной психологии и психологии менеджмента. Это связано с осмыслением значимости индивидуально-психологических и личностных факторов, определяющих отношение трудящегося к своей работе, его включение в систему социально-экономических и управленческих отношений.

Начало изучению профессиональной идентичности положили зарубежные психологи (Д. Сьюпер, Дж. Холланд, Ф. Вондрачек, Д. Блуштейн М. Аргайл, Дж. Соненфелд, Р. Финчман, К. Мак-Говен и Л. Харт и др.). В отечественной психологии термин «идентичность» появился недавно - в конце 90-х гг. предшествующего столетия. В рамках отечественной традиции исследователи обращаются к изучению профессиональной идентичности как феномена, возникающего и получающего развитие в процессах социализации и профессионализации. Наиболее значительные работы в данной области принадлежат Е.П. Ермолаевой, Л.Б. Шнейдер, Ю.П. Поваренкову,

Н.Л. Ивановой, М.М. Абдуллаевой и др.

В отечественной науке при исследовании профессиональной идентичности наблюдается существенный дефицит психодиагностического инструментария, пригодного для исследования профессиональной идентичности. Чаще всего для ее диагностики используется комплекс методов или модификации проективных методик, а также методик, предназначенных для изучения самооценки и Я-концепции личности. При этом необходимо отметить дилемму «номотетическое-идеографическое», с которой сталкиваются исследователи при подборе методов диагностики профессиональной идентичности. Номотетическая диагностика, рассматривающая личность и ее феномены как набор отдельных свойств, может дать информацию об уровне выраженности феномена, степени его сформированности, о свойствах, общих для всех людей, и частоты их проявления. В применении к профессиональной идентичности можно привести примеры следующих критериев измерения, используемых в номотетических методиках:

• число совпадений с предложенными основными ассоциациями на слова-стимулы «профессионал» и «непрофессионал» (методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер) [10];

• количественный уровень выраженности каждого из четырех статусов

профессиональной идентичности: неопределенное состояние, навязанная

профессиональная идентичность, кризис (мораторий) выбора, сформированная профессиональная идентичность (методика групповой диагностики статусов профессиональной идентичности в старшем школьном возрасте, разработана А. А. Азбель, при участии А.Г. Грецова [1]);

• показатель преобладания положительных или отрицательных эмоций, связанных с удовлетворением/неудовлетворением потребностей человека в данной профессии, показатель активности/пассивности отношения к приобретаемой профессии («Опросник профессиональной идентичности студентов - будущих психологов» У.С. Родыгина [8]);

• структура профессиональной идентичности («Идентичность молодого преподавателя вуза» А. А. Яшина) [4]).

Рассматривая потенциал идеографического подхода в рамках изучения профессиональной идентичности, можно констатировать, что он открывает возможности для исследования профессиональной идентичности как целостного феномена, системы, позволяет распознать и изучить индивидуальные особенности формирования идентичности в профессии, процесс идентификации. Идентификация и идентичность - это процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом [4] (при рассмотрении профессиональной идентичности -

профессиональным сообществом, ценностями и нормами профессии, значимыми профессионалами и т.д.) Идентификация, таким образом, - это приспособление, процесс постоянного выбора, потому на каждом уровне изучения и описания идентичности процесс идентификации предшествует осмыслению идентичности.

Применительно к профидентичности проективные методики позволяют получить информацию:

• об особенностях протекания процесса идентификации (методика исследования идентификации), динамике развития самоотношения и самоидентичности (методика исследования идентификации (The Self Social Symbols Tasks) Б. Лонг, Р. Зиллер и Р. Хендерсон [8]);

• о структуре образов Я (Я - профессиональное, Я - социальное, Я -физическое), динамические характеристики образов Я (фотоисследование «Каков я есть?», X. Абельс [7]);

• о становлении профессиональной идентичности (тест «Кто Я?» (Twenty statements self attitude Test) М. Кун и Т. Макпартленд [3]).

Как уже отмечалось выше, проективные методы обладают уникальной способностью - оценивать не только результат, как собственно профессиональную идентичность, ее статус, но и давать исследователю представление о процессе становления самого явления, особенностях его протекания. Включение методов проективной диагностики в батареи тестов позволяет комплексно и более полно изучить профессиональную идентичность.

В ряде современных исследований внимание привлекает диагностический потенциал арт-технологий: коллажа, рисуночных техник, мандал, нарративных повествований и др. Психологический принцип проекции обнаруживается в основе всех видов художественного творчества в целом. В любом человеке заложена способность к проецированию своих внутренних состояний в визуальной форме, иными словами «изобразительный продукт -отражение индивидуально-психологических свойств автора, его

мироощущения, характера, самооценки» [5]. Однако, сравнивая

диагностический потенциал проективных методов и арт-технологий, необходимо отметить, что во втором случае интерпретация рисунков и других продуктов творчества не является самоцелью, и «не сводится к количественному и качественному анализу» [5]. При применении арт-

технологий в диагностике вместо независимой интерпретации формальных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, отслеживая особенности мимики, движений, невербальной, и других реакций. При осуществлении диагностического процесса возможно использование четких количественных (например, количество изображений или рисунков, относящихся к исследуемой теме; время, затраченное на работу; площадь пустого, незаполненного пространства на рисунке и др.) и качественных оснований (композиция работы; анализ цветового предпочтения, выделение наиболее значимых изображений, частей работы и др.).

Техника журнального фотоколлажа разработана и описана в литературе Х. Ландгартен (Landgarten Н.). Более ранние ссылки на применение коллажа в психолого-педагогической практике относятся к собранному Фридл Дикер-Брайнденс каталогу детских рисунков и коллажей из концлагеря Терезин. Тогда, в качестве материалов для составления коллажей они использовали лагерные бланки [6].

Арт-технология коллажирования обладает уникальными, на наш взгляд, достоинствами для исследования проблем, связанными с особенностями протекания процессов, (в частности - профессиональной идентичности), таким образом, преодолевая ограничения связанные с интерпретацией номотетических процедур исследования:

• коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, самоотношение, самооценку, его личностные переживания;

• процесс изготовления коллажа снимает психологические защиты, проясняя тем самым многие скрытые смыслы, в том числе неосознаваемое отношение к себе;

• арт-технология ориентирована на представителей различных профессиональных групп на этапах профессионального обучения и профессионализации; особую актуальность ее использование приобретает в момент переживания нормативных и ненормативных профессиональных кризисов;

• техника составления коллажа может быть использована как с психотерапевтической, так и с диагностической целью, выбираемые клиентом картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми при вербальном общении с ними.

Коллажирование обладает также рядом технологических сложностей при его использовании. Набор изображений, материалов, которые можно использовать при изготовлении коллажа, ограничен предоставленными журналами и их тематикой, наличием дополнительных творческих материалов. Двухмерность изображений, размер, цветовое решение изображения, используемые в коллаже, могут не соответствовать желаниям, представлениям

создателя коллажа, вызывая негативные эмоции при его создании. Создание коллажа является длительной, энергозатратной процедурой

(продолжительность процедуры от 40 минут до 1,5 часов).

Несмотря на вышеизложенное, подробней остановимся на проективных и диагностических возможностях коллажа. На данный момент отсутствуют исследования о достаточной надежности диагностического потенциала коллажей. Однако рядом исследователей выделены характеристики коллажей, на основании которых возможна диагностика различных процессов и состояний авторов. Так в работе Н.Е. Пурнис представлен ряд характеристик коллажей менеджеров:

• переполненность работы образами, когда картинки выходят за край листа, «многоэтажность» - показатели тревожности и/или креативности;

• структурированное расположение картинок - активные мыслительные процессы, интеллектуализация, эмоциональная сдержанность;

• горизонтальное, вертикальное расположение образов - особенности способов ориентации во времени, пространстве и др.

Другой автор, Н.Е. Разумова, предлагает в своей работе «Диагностические и терапевтические возможности работы с коллажами в арт-терапии» [6] обратить внимание на следующие диагностические критерии: отношение к своему продукту (коллажу); время, затраченное на процесс и аккуратность, тщательность выполнения работы; четкость вырезания картинок и др.

На основании рассмотренных выше диагностических маркеров коллажа, в рамках диагностики профессиональной идентичности, нами были выделены следующие диагностические позиции:

• наполненность пространства листа;

• наличие общей композиции, ощущение целостности работы;

• ассоциации от работы, отдельных изображений;

• «выбивающиеся» из общего контекста изображения;

• наличие предмета или объекта труда в изображениях;

• эмоциональный фон работы, чувства, возникающие при анализе различных изображений, ассоциации;

• геометрия работы: центральное изображение (актуальное

переживание, состояние), изображение в левой части («зона прошлого»), изображение в правой части («зона будущего»);

• цветовые предпочтения.

Данный анализ позволил нам разработать проективную диагностическую процедуру для исследования профессиональной идентичности - коллаж на тему: «Я в мире моей профессии».

Анализ готовых коллажей осуществляется с помощью методов качественного и количественного анализа. Метод контент-анализа был использован при анализе изображений, содержащихся в коллажах. Для оценки различий в выраженности групп изображений в трех группах применялся метод углового преобразования Фишера.

В исследовании, проходившем с декабря 2007 года по январь 2009 года, приняли участие три группы, которые были выделены на основании предложенной Л.Б. Шнейдер иерархии уровней профессиональной идентичности в процессе овладения профессиональной деятельностью и включения в профессиональное сообщество по критериям «Дело» (опыт) -«Другие» (общение) - «Я» [9].

В первую группу вошли студенты 3 курса вуза, специальность Психология: 56 человек, девушки от 19 до 23 лет, стаж работы и

профессиональное общение отсутствуют. Вторую группу составили студенты 5 курса специальности Менеджмент: 80 человек, возраст от 22 до 25 лет, стаж работы по специальности от 0,5 до 1,5 лет, профессиональное общение минимальное. Участники третьей группы - сотрудники, входящие в состав кадрового резерва научно-производственной организации и некоторых предприятий г. Екатеринбурга: 86 человек, возраст от 24 до 32 лет, стаж работы от 2 до 5 лет, профессиональное общение постоянное.

На основании ряда исследований профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер [9, 10], с помощью контент-анализа визуальных образов, использованных в коллажах трех групп, нами были выделены 9 групп визуальных образов. Выделенные группы символов были соотнесены с критериями профессиональной идентичности «Дело», «Другие», «Я» (табл. 1).

Группа «Объекты живой и неживой природы» не была отнесена ни к одному из критериев (на наш взгляд визуальные образы, отнесенные к данной группе, можно отнести к группе, которая отражает бессознательные процессы, заключающие в себе энергию психологических переживаний).

Критерий «Дело». Были выявлены статически значимые различия в группах № 1 и № 2 при сравнении выраженности символов, относящихся к группе «Предмет труда», «Средства труда», «Цели труда». Визуальные образы, описывающие «Искаженное восприятие труда» были выделены только в группе №1. Сравнение выраженности символов, относящихся к «Обучению в университете» производилось в группах №1 и №2, при этом статически значимых различий не было выявлено.

При сравнении групп №2 и №3 выявлены статистически значимые отличия в выраженности символов, относящихся к «Целям труда» (ф=1,64; а<0,05; т1=10,2%, т2=3,8%) и «Образу профессии» (ф=1,93; а<0,05; т1=8,86%, т2=19,39%).

Таблица № 1

Распределение групп символов по критериям профессиональной

идентичности

Критерии профессиональной идентичности Группы символов

Дело обучение в университете, образ профессии, предмет труда, искаженное восприятие предмет труда, средства труда, цели труда

Другие межличностные отношения, профессиональные отношения

Я компоненты образа Я, связанные с проф. деятельностью; компоненты образа Я, несвязанные с профессиональной деятельностью; профессиональные и личностные ценности; показатели статуса, достатка, успеха

Группы № 1 и № 3 различаются по выраженности изображений, описывающих «Средства труда» (ф=1,16; а<0,05; т1=11,76%, т2=17,72%) и «Образ профессии» (ф=2,071; а<0,05; т1=18,3%, т2=8,86%).

Таким образом, в первой группе, соответствующей по критерию «Дело» первому уровню (профессиональный опыт равен нулю), в сравнении с группой № 2, соответствующей по критерию «Дело» второму уровню

(профессиональный опыт не равен нулю), можно отметить большую долю

изображений, относящихся к предмету труда и уменьшение количества изображений, описывающих средства труда и цели труда. Процесс самоопределения, являющийся динамическим аспектом порождения профессиональной идентичности, затрагивает в первой группе самоопределение в учебно-профессиональном поле, во второй группе профессиональное самоопределение происходит уже в ходе профессиональной деятельности, смысл в ней находится в рамках конкретных трудовых операций, средств труда. При этом доля визуальных образов, описывающих цели труда, во второй группе превосходит также выраженность изображений данной темы в группе №3 (соответствующей по критерию «Дело» третьему уровню (профессиональный опыт равен const)). Таким образом, можно предположить, что актуальность переживаний, связанных с целями труда, на этапе начала профессиональной деятельности достигает максимального уровня, снижаясь при получении значительного профессионального опыта. Возможно, причина этого заключается в первом опыте объективного достижения целей профессиональной деятельности, получении реального результата, это позволяет нам предположить одну из ведущих ролей данной составляющей в формировании профессиональной идентичности.

Отсутствие различий в представленности символов, относящихся к образу профессии, различному по своему содержанию в 1 и 2 группах, можно объяснить тем, что переживания, связанные с формированием представлений о выбранной профессии, отношением к ней, одинаково актуальны для обеих групп, а сам образ профессии продолжает динамично формироваться. Уменьшение доли визуальных образов, относящихся к образу профессии, в третьей группе, может быть связан с тем, что образ профессии сформирован, (может быть, только на время), отношения к профессии четко определены и конкретизированы, для их передачи необходимо меньшее количество визуальных образов.

Профессиональная идентичность, при рассмотрении ее на этапе профессионального обучения, включает владение смыслами, связанными с обучением в университете. При этом нами установлен одинаковый уровень выраженности этих символов в первой и второй группах, что может говорить о

сохранении роли обучения в процессе построения профессиональной идентичности на различных этапах образования.

Критерий «Общение». Сравнение в рамках данного критерия осуществлялось в группах № 2 и № 3 по выраженности визуальных образов, отнесенных нами к профессиональным отношениям. Несмотря на различную степень включенности в профессиональные взаимоотношения, нами не было выявлено статистически значимых различий по выраженности символов. Причиной может быть изменение роли профессионального общения, включения профессиональной коммуникации в метакачества профессионала, на последующих этапах профессионального становления.

Критерий «Я». При сравнении выраженности изображений в рамках критерия «Я», были выявлены статистически значимые различия в выраженности групп символов «Показатели статуса и достатка» группах № 1 и № 2 (ф=1,73; а<0,05; т№1=9,15%, т№2=17,35%) и № 2 и № 3 (ф=1,98; а<0,05; т№2=17,35%, т№3=7,59%). Статистически значимые различия при сравнении процента выраженности визуальных образов «Образ Я, компоненты связанные с профессией» были выявлены в группах №1 и №3 (ф=2,3; а<0,05; т№1=1,96%,

т№3=7,59%).

Большая представленность изображений, относящихся к «Компонентам образа Я, связанным с профессией», в группе №3 по сравнению с группой №1, отражает процесс формирования профессионального самосознания личности, расширения представлений о себе как о профессионале. Данный процесс обеспечен адекватностью процесса профессионального самоопределения на этапе профессионализации.

Группы визуальных образов «Профессиональные цели» и «Компоненты образа Я, несвязанные с профессией» не различаются не у всех участников исследования, отражает их устойчивое положение в формировании профессиональной идентичности.

Максимальный процент изображений «Показатели статуса и достатка» во второй группе может быть вызван актуальностью переживаний, связанных с успешным вхождением в профессиональную деятельность, являясь тем самым

отражением компенсаторного механизма - фантазирования о профессиональном успехе и престиже профессиональной деятельности.

Объекты живой и неживой природы

Нами были получены статистически значимые различия при сравнении выраженности данных образов в группах №1 и №3 и в группах №2 и №3.

Максимальное количество визуальных образов живой и неживой природы, выделенное в группе №3, на наш взгляд, объясняется специфичным характером данных изображений, использование их в качестве различных ассоциаций, передачи эмоций, отношений демонстрирует процесс глубинного проникновения компонентов профессиональной идентичности в структуру личности, т.е. отражает уровень сформированной профессиональной

идентичности на данном этапе.

Актуальность изучения профессиональной идентичности обусловлена множеством причин, одна из которых - разработка доступных методов комплексной диагностики профессиональной идентичности. Возможности арт-технологии позволяют в мягкой и экологичной форме получить

диагностический результат. Разработка арт-технологий диагностики и сопровождения профессиональной идентичности открывает новые

возможности применения метода.

Данные, полученные в результате нашего исследования, позволяют говорить о достаточном диагностическом потенциале техники коллажирования в рамках диагностики профессиональной идентичности. Исследование носит опытно-поисковый характер, его результаты требуют уточнения, в том числе и за счет расширения выборки.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Азбель, А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Азбель. -СПб., 2004. - 219 с.

2. Гавриченко, О.В. Профессиональная идентичность студентов театрального вуза [Электронный ресурс] / О.В. Гавриченко // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 4(6). - Режим доступа: http://psystudy.ru.

3. Коданева, М.С. Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполнительной системы [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / М.С. Коданева. - М., 2008. - 27 с.

4. Кушнир, Н.А. Профессиональная идентичность в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.А. Кушнир. - М., 2009. - 28 с.

5. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.

6. Разумова, Е.Ю. Диагностические и терапевтические возможности работы с

коллажами в арттерапии [Электронный ресурс] / Е.Ю. Разумова // Труды МЭЛИ: электронный журнал. 2008. №4 (8). - Режим доступа: http://www.meli.ru/e-

magazine/vipusk8.htm.

7. Регуш, Н.Л. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Н.Л. Регуш. -СПб., 2002. - 167 с.

8. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов [Текст] / У.С. Родыгина // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. -С.39-50 .

9. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции [Текст] / Л.Б. Шнейдер // Мир психологии. - 2001. № 1. - С. 64-78.

10. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст]: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2004. - 600 с.

Bibliography

1. Azbel, A.A. Peculiarities of Senior Pupils’ Professional identity Statuses Forming: Author [Text]: Diss. ... Cand. of Psych.: 19.00.07 / A.A. Azbel. - SPb., 2004. - 219 p.

2. Gavrichenko, O.V. Professional Identity of High Dramatic School Students [Electronic Rsource] / O.V. Gavrichenko // Psychological Research: Electron. Scient. Journ. - 2009. - № 4 (6). - Access Mode: http://psystudy.ru.

3. Kodaneva, M.S. Psychologists’ Professional Identity Forming in Penal System: [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Psych.: 19.00.03 / M.S. Kodaneva. - M., 2008. - 28 p.

4. Kushnir, N.A. Professional Identity in the Structure of Auto-Psychological Competence of Civil Servants [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Psych. : 19.00.13 / N.A. Kushnir. - M., 2009. - 28 p.

5. Lebedeva, L.D. The Practice of Art Therapy: Approaches, Diagnostics, System of Classes [Text] / L.D. Lebedeva. - SPb.: Speech, 2005. - 256 p.

6. Razumova, E.Yu. Diagnostic and Therapeutic Possibilities of Working with Collages in Art Therapy [Electronic Resource] / E.Yu. Razumova // Works of MALI: Electronic Journal. - 2008. -№ 4 (8). - Access Mode: http://www.meli.ru/e-magazine/№ 8.htm.

7. Regush, N.L. Teachers’ Professional Identity at Different Stages of Educational Activity [Text]: Diss. ... Cand. of Psych.: 19.00.07 / N.L. Regush. - SPb., 2002. - 167 p.

8. Rodygina, U.S. Psychological Peculiarities of Students' Professional Identity [Text] / U.S. Rodygina // Psychological Science and Education. - 2007. - № 4. - P. 39-50.

9. Schneider, L.B. Professional Identity and Memory: The Experience of Genetic Reconstruction [Text] / L.B. Schneider // The World of Psychology. - 2001. - № 1. - P. 64-78.

10. Schneider, L.B. Professional Identity: Theory, Experiment, Training: Study Guide [Text] / L.B. Schneider. - M.: Publishing House of Moscow Psychological-and-Social Institute, Voronezh: MODEK, 2004. - 600 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.