ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К АДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ Кулешова Ю.А. Email: Kuleshova678@scientifictext.ru
Кулешова Юлия Александровна - магистрант, кафедра общей и практической психологии и социальной работы, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Аннотация: в подростковом возрасте начинается процесс самоидентификации личности, когда начинается поиск себя через примерку социальных ролей, подражание кумирам, стремление выглядеть старше. Несформированность временной перспективы является одной из главных причин аддиктивного поведения. Проблема создания психолого-педагогических условий, для развития временной перспективы, является актуальной, в связи с широкой распространенностью аддикций в обществе, а также с тяжестью различного рода последствий данного явления.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, подростки, временная перспектива, аддиктивное поведение.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A TEMPORARY PERSPECTIVE FOR TEENAGERS ADOPTIVE TO ADACTIVE BEHAVIOR Kuleshova YuA.
Kuleshova Yulia Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF GENERAL AND PRACTICAL PSYCHOLOGY AND SOCIAL WORK, STATE BUDGETARY INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION STAVROPOL STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, STAVROPOL
Abstract: in adolescence, the process of self-identification of the person begins, when the search begins for oneself through trying on social roles, imitation of idols, the desire to look older. The lack of time perspective is one of the main reasons for addictive behavior. The problem of creating psychological and pedagogical conditions for the development of a temporary perspective is relevant, due to the widespread addiction in society, as well as the severity of the various kinds of consequences of this phenomenon.
Keywords: psychological and pedagogical conditions, adolescents, time perspective, addictive behavior.
УДК 159.99
Современное общество характеризуется кризисными явлениями в различных сферах общественной жизни. Отмечается резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности, что остро отражается на детях и подростках. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх является одним из порождающих факторов стремления уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к
стратегиям аддиктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, подростки пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [1].
Несмотря на наличие достаточно большого количества проведенных исследований в области аддиктивного поведения, до настоящего времени отсутствуют работы, посвященные разработке комплексной системы по развитию временной перспективы у несовершеннолетних, страдающих зависимостью. В тоже время в подростковом возрасте зачастую трудно провести четкую грань между аддиктивным поведением и болезнью.
В подростковом возрасте начинается процесс самоидентификации личности. Подростки пытаются найти себя путем перебора различных ролей, с помощью подражания взрослым или своим кумирам. Для утверждения в коллективе подростку важно, с одной стороны, быть как все, а с другой — чем-то особенным заслужить признание и уважение сверстников, одноклассников. Подростки хотят быстрее стать взрослыми и поэтому не терпят к себе несерьезного отношения. Мотив достижения вызывает у подростков «взрослые игры», то есть настоящие, а не детские соревнования, в которых можно испытать и проверить себя, сравнить свои способности со способностями других одноклассников.
Чем больше таких серьезных возможностей предоставляет подросткам образовательное учреждение, тем полнее идет процесс самоопределения личности. В связи с этим целесообразно создавать психолого-педагогические условия, для работы с подростками по становлению их временной перспективы. Отличительной особенностью подростков, склонных к аддиктивному поведению, становится страх перед будущим, та позиция, которую принято называть потребительским отношением, но за которой стоит существенный недостаток опыта принятия решений, часто спровоцированный поведением взрослого окружения ребенка. Ответственность за свои поступки начинает формироваться рано - взрослым следует ориентировать детей и подростков на умение предвидеть последствия своих действий, но не ждать, что подросток сходу станет самостоятельным. Важно не жалеть тратить время на то, чтобы подросток мог обсудить и попробовать сделать что-то сам, в ситуации неуспеха находить средства адекватной обратной связи. Содержательные характеристики перспективы в первую очередь связаны с тем, что для человека важнее - он сам или сфера его коммуникаций. Устремления, связанные с образованием, профессиональным ростом, самореализацией вне сферы учебы и работы, составляют комплекс характеристик «Я и будущее». Указание на взаимодействие с друзьями, родственниками, выстраивание личной жизни, изменение социального статуса (лидерство, популярность) составляют комплекс коммуникативных характеристик. Обычные подростки часто поглощены коммуникативными проблемами и уделяют мало внимания самореализации. Преобладание в планах подростка самореализации часто присуще тем, кто затрудняется в выстраивании отношений. В любом случае доминирование того или иного аспекта перспективы предполагает, что нужно хотя бы обсудить с подростком причины этого доминирования и найти источники таких приоритетов. Перед педагогом - психологом часто встает дилемма - что принимать за действенную перспективу жизни, сбалансированный план, в котором есть место и коммуникации, и самореализации, или наличие четко выраженных приоритетов. Представляется, что эта дилемма разрешается при анализе ресурсов подростка. Если подросток имеет возможность развивать свои способности, он сам формирует приоритеты своих планов. Если он ограничен в ресурсах (в том числе, не владеет знаниями о том, как развивать свои способности), приоритеты становятся вынужденными, и тогда важно искать пути оптимизации ресурсной базы подростка [3].
Для эффективной реализации психолого-педагогических условий по развитию временной перспективы у подростков предполагается работать с личностными характеристиками приводящими к формированию аддикций.
Стратегией мероприятий по развитию временной перспективы у подростков, склонных к аддиктивному поведению является: комплексность, дифференцированность, аксиологичность (ценностная ориентация),
многоаспектность, субъектность. Подростки хотят получать сведения не о вреде психоактивных веществ, а о сохранении здоровья. Программа по развитию временной перспективы должна быть основана на идеи позитивной профилактики, т.е. не запугивание детей о проблемах и последствиях аддиктивного поведения, а формирование у подростков жизненных навыков, позволяющих им эффективно совладать с жизненными трудностями и давлением среды. Больше всего подростков интересует тематика, связанная с проблемами взаимоотношений с социумом, преодоления кризиса идентичности. Они интересуются проблемами полового воспитания, рационального питания и др.
Для развития временной перспективы, психологу необходимо придерживаться следующих этапов:
Диагностический этап, (включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень самооценки, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, агрессивное поведение, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.)
Компетентностный этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения.
Для развития временной перспективы подростков, наиболее эффективны следующие методы:
- метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с подростками навыков эффективного общения;
- метод групповых дискуссий, предполагающий обсуждение действия ПАВ и других видов аддикций на человека;
- метод тренинговых упражнений, дающий возможность на основе развития самосознания, заложить основы нравственности, сформировать социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу [4].
Предполагаемая работа в первую очередь направлена на то, чтобы привлечь внимание подростка к проблеме планирования своей жизни, как можно теснее связать настоящее с будущим. Большинство успешных людей говорят о том, что они имеют свою «путеводную звезду», т. е. устремления, которые ведут по жизни. Но эти устремления формируются самим человеком и зависят от умения строить свою перспективу, быть честным с самим собой, но и не бояться желать того, что пока недоступно. В подростковом и юношеском возрасте приобретается первый опыт решения этой задачи. Ответственность и самостоятельность превращают виденье будущего в перспективы - реальные ресурсы и способности человека [2].
Желаемыми результатами работы становятся:
- формирование активной позиции подростка в решении вопросов своей социальной реабилитации.
- расположение подростка к участию в социально-психологических программах.
- пробуждение интереса к себе и своим ресурсам.
- развитие ответственности и самостоятельности.
Таким образом, развитие временной перспективы у подростков, склонных к аддиктивному поведению будет возможно при организации соответствующих психолого-педагогических условий:
- отражение в личности педагога примера для подражания;
- создание благоприятной образовательной среды: учет индивидуальных особенностей; исключение чрезмерной нагрузки учащихся и т.д.;
- обеспечение благоприятного климата в классе и в школе, сохранение, поддержка и укрепление психического и физического здоровья детей, исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка;
- «научение» подростков способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений и психологической самозащите;
- организация внеучебных мероприятий по интересам учащихся;
- осуществление психологом целенаправленной и систематической работы по развитию временной перспективы; использование активных методов работы: метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с подростками навыков эффективного общения; метод групповых дискуссий, предполагающий обсуждение о действии ПАВ и других видов аддикций на человека; метод тренинговых упражнений, дающий возможность на основе развития самосознания, заложить основы нравственности, сформировать социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу;
- совместная деятельность педагогов и учащихся: участие в соревнованиях, трудовая деятельность, посещение экскурсий, участие и организации конкурсов и т.д.
На основании теоретического анализа данного исследования нами были определены наиболее эффективные психолого-педагогические условия, способствующие развитию «временной перспективы» у детей подросткового возраста, а также снижению склонности к аддиктивному поведению.
Список литературы /References
1. Рацимор А.Е. Муниципальная система профилактики правонарушений несовершеннолетних / А.Е. Рацимор // Прикладная психология и психоанализ, 2006. № 4. С.6-23.
2. Торохтин В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. М., 2010. С. 340.
3. Проведение профилактики девиантного поведения подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychologyc.ru/profflaktika-deviantnogo-povedemya-podrostkov/ (дата обращения: 27.12.2019).
4. Профилактика и предупреждение девиантного поведения. Рекомендации педагогам по работе с девиантными подростками. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/profilaktika-i-preduprezhdenie-deviantnogo-povedeniya-rekomendacii-pedagogam-po-rabote-s-deviantnimi-podrostkami-1439712.html/ (дата обращения: 27.12.2019).