Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия при формировании компонентов готовности к служебно-боевой деятельности'

Психолого-педагогические условия при формировании компонентов готовности к служебно-боевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ СИТУАЦИЙ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / SERVICE-COMBAT ACTIVITIES / PHYSICAL TRAINING OF POLICE OFFICERS / THE METHOD OF MODELING SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремин Роман Владимирович, Кузнецов Михаил Борисович, Осипов Дмитрий Васильевич

В статье рассматривается уровень физической подготовки, который является одним из основных компонентов профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Это обусловлено необходимостью быть в постоянной готовности действовать в различных экстремальных ситуациях. Физическая подготовка должна осуществляться систематично и комплексно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремин Роман Владимирович, Кузнецов Михаил Борисович, Осипов Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия при формировании компонентов готовности к служебно-боевой деятельности»

УДК 796.011.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Еремин Роман Владимирович преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия

Кузнецов Михаил Борисович преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия

Осипов Дмитрий Васильевич преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова

г. Орел, Россия

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS DURING THE FORMATION COMPONENT OF PREPAREDNESS FOR COMBAT ACTIVITIES

Erymin Roman Vladimirovich Lecturer of the chair of physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia

Kuznetsov Mikhail Borisovich Lecturer of the chair of physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia

Osipov Dmitry Vasilievich Lecturer of the chair of physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается уровень физической подготовки, который является одним из основных компонентов профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Это обусловлено необходимостью быть в постоянной готовности действовать в различных экстремальных ситуациях. Физическая подготовка должна осуществляться систематично и комплексно.

Summary. The article discusses the level of fitness, which is a major component of professional activity of a law enforcement officer. This is due to the need to be in constant readiness to act in different emergency situations. Physical training should be carried out systematically and comprehensively.

Ключевые слова. Психолого-педагогические условия, служебно-боевая деятельность, физическая подготовка сотрудников полиции, метод моделирования ситуаций.

Keywords. Psychological-pedagogical conditions, service-combat activities, physical training of police officers, the method of modeling situations.

Главным психолого-педагогическим условием успешного формирования готовности к деятельности, в соответствии с теорией поэтапного формирования действий умственных и физических, а также их сочетание, является то, что учебная деятельность должна строиться как модель реальной. Из этого следует, что подготовка к служебно-боевой деятельности должна осуществляться в любых погодных условиях, в спокойной и нервозной обстановке, на открытой местности и в замкнутом пространстве, в ситуациях ответственности за жизни граждан, в условиях внезапности происходящего события и отсутствия полной информации о нем, в ситуациях конфликтов и противодействия правонарушителя.

Из литературы известно, что деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива [2, с. 38]. Поэтому одним из обязательных условий формирования готовности является положительное мотивационно-ценностное отношение курсантов к будущей профессиональной деятельности и занятиям физической подготовкой. Положительная мотивация к деятельности, отмечает Б.Ц. Бадмаев, является таким психологическим условием, которое делает вообще возможным послушное следование обучающегося требованиям методики. Мотивация в данном случае рассматривается как фактор, интегрирующий и организующий психическую и физическую активность по отношению к цели. В процессе мотивации побуждающее, направляющее и ценностно-смысловые начала поведения объединяются и находят свое проявление в установке. Установка, которая представляет целостное состояние готовности, предшествует поведению и объединяет в себе все необходимые условия его возникновения, протекания и завершения.

Известно, что прочность усвоения знаний и способов их применения зависит от устойчивости и длительности хранения в памяти обучаемых. Устойчивость знаний повышается по мере возрастания осознаваемости и их значимости в профессиональной деятельности, реального использования в практической жизнедеятельности. Исходя из этого, можно полагать, что чем выше уровень образованности обучаемых по физической культуре, тем в большей мере гарантируется успешность их физического самосовершенствования и тем самым развитие у них профессионально важных качеств.

В своих исследованиях ряд авторов (В. В. Белорусова, В. Л. Марищук, Е. А. Пырьев) пришли к выводу, что чем полнее образ, представление о предстоящей деятельности, тем вероятнее можно наблюдать ориентацию личности на эту деятельность.

Е. А. Пеньковский, исследующий педагогические основы военно-патриотического воспитания учащейся молодежи средствами физической подготовки, также приходит к выводу, что достижение успехов в этом вопросе

более вероятно при сочетании вербальных воздействий с определенными моторными актами.

Поэтому блок теоретического материала, направленного на формирование основ знаний по теории и методике физической подготовки и знаний о содержании профессиональной деятельности должен изучаться на этапе первоначальной подготовки и в первом семестре. На каждом практическом занятии преподаватель должен кратко разъяснять влияние и значимость выполняемых действий (упражнений). И на основе этих знаний формировать действенные мотивы занятий физической подготовкой.

Важным условием повышения интереса к физической подготовке, является применение средств, направленных на повышение эмоционального фона занятий. Каждое занятие должно содержать элемент новизны, так как обычная организация и методика проведения занятий, как показывает практика, начинает «приедаться», особенно на старших курсах.

С целью создания положительных эмоций, каждый, даже не значительный успех курсанта в выполнении задания должен поощряться преподавателем. Таким образом, у него формируется чувство «Я могу», «Я не хуже других». Поэтому в процессе занятия должны практиковаться разного рода реплики с мотивационным уклоном.

На наш взгляд, применение данных психолого-педагогических воздействий будет способствовать формированию осознанного отношения курсантов к занятиям физическими упражнениями. Это является непременным условием формирования навыков и умений с заранее намеченными, заданными свойствами, необходимыми при выполнении служебно-боевой деятельности. К таким общезначимым свойствам действия относятся: ^ разумность, ^ сознательность, ^ обобщенность.

Под разумностью понимается умственный контроль каждого действия (отдельного движения, элемента, операции), который осуществляется на основе подробных ориентиров, содержащихся в схеме ориентировочной основы деятельности (ООД). На этом этапе необходимо выполнять три важных условия: первое - действовать медленно, особенно в начале обучения, чтобы не пропустить тот или иной ориентир; второе - действовать внимательно, чтобы не было ни одной ошибки; третье - проговаривать вслух содержание того, что в данный момент делаешь.

Это хорошо согласуется с мнением А. Ц. Бадмаева, который считает, что слышимая речь предназначена для других людей, а значит, выражая мысли вслух, человек, стремится сформулировать их понятно для окружающих, что невозможно сделать, если сам говорящий не понимает собственную мысль.

Следующий этап обучения - перевод внешнего действия в умственное, т.е. когда обучаемый способен свободно излагать содержание осуществляемого действия (деятельности), его цели и ожидаемые результаты.

Теперь обучаемый не опирается на внешние ориентиры, на громкую речь, на речь «про себя», а действует наизусть, т.к. представляет в уме все действия от начала и до конца, а когда потребуется, может рассказать своими словами о том, что делает.

Таким образом, у курсантов формируется сознательное выполнение действия (деятельности). Для этого на занятиях необходимо по завершению какого-либо цикла действий или после определенного числа повторений требовать от занимающихся словесного отчета о проделываемых действиях. Такой устный отчет о деятельности является одновременно формой умственного упражнения для курсантов и формой контроля со стороны преподавателя за степенью сознательности своего подопечного. Например, при изучении задержания при подходе спереди «замком», когда курсанты выполняют этот прием без внешних ориентиров, для самостоятельной работы дается задание: выполнить описание данного приема. Устное или письменное объяснение (описание) изученного приема является активным отображением в сознании курсантов внешнего действия, следовательно, и свидетельством того, что внешнее ориентирование в действиях, в деятельности превратилось во внутреннее, умственное. Таким образом, оно составляет одновременно процесс и результат формирования сознательности действия. Значит, действие и знания о нем освоены.

Теперь на данном этапе курсант может демонстрировать изученный прием на несопротивляющемся партнере правильно и без ошибок. Но это не гарантирует, что в иных, более сложных условиях, он сможет его выполнить.

Например, на занятиях курсант на «отлично» выполняет защиту от удара резиновым ножом. Но как только в руках «правонарушителя» оказывается учебный нож с металлическим клинком, защищающийся начинает допускать грубейшие ошибки, которые в реальной ситуации могут привести к ранению или гибели сотрудника.

Поэтому, на следующем этапе обучения, необходимо формировать умения курсантов выполнять изученные приемы в различных ситуациях. Такого обобщения можно добиться лишь тогда, когда курсант еще в процессе учебно-тренировочных занятий будет встречаться с новыми условиями выполнения одного и того же действия. Для этого на занятиях моделируются те ситуации, которые могут возникнуть в служебно-боевой деятельности.

Сущность метода моделирования заключается в приближении условий проведения практических занятий, учений, зачетов (экзаменов) к реальным условиям служебно-боевой деятельности (воспроизведение внешних и внутренних черт деятельности), что позволяет обучаемым забыть об учебной обстановке и почувствовать себя участниками реальных событий. Это достигается тем, что занятия проводятся на учебных объектах (полигонах), полосах препятствий, в условиях открытой местности, в ночное время суток, в сложных погодных условиях, при участии в процессе выполнения реальных служебно-боевых действий опытных специалистов или стажеров в качестве дублеров. Имитируются различные сбивающие факторы (взрывы, стрельба, задымления), а также предоставляется обучаемым возможность применения оружия и спецсредств. Используются элементы внезапности, быстрого изменения обстановки, нестандартности моделируемых ситуаций, риска, самостоятельности действий, борьбы, а также повышается сложность задач и увеличивается продолжительность высоких нагрузок.

Это достигается при выполнении следующих условий:

- создание соревновательной обстановки;

- моделирование ситуаций риска, опасности, ответственности, неожиданности, неизвестности и новизны;

- выполнение действий на фоне усталости;

- создание ситуаций, требующих от курсантов выполнения служебного долга и соблюдения дисциплины;

- моделирование ситуаций, требующих от курсантов проявления самостоятельности и инициативности (например, умышленный отказ преподавателя от помощи обучаемому при решении отдельных задач);

- моделирование ситуаций, в которых достижение необходимого результата невозможно с первой попытки под воздействием требования добиться поставленной задачи;

- побуждения к активному поиску оптимального способа решения поставленной задачи;

- недопущения проявления курсантами пассивности и отказа от продолжения выполнения задания после неудачи;

- моделирование ситуаций, требующих проявления бдительности и активизации усилий курсантов для поддержания готовности к действиям в неожиданно изменившихся условиях;

- усложнение задач по выполнению освоенных служебно-боевых действий за счет введения непредвиденных, нестандартных условий;

- создание условий, требующих проявления профессионально-важных физических способностей и вариативности действий курсантов соответственно изменениям ситуации.

Таким образом, можно сказать, что проведение занятий, максимально приближенных к реальным являются необходимыми, но при обязательном условии обеспечения мер безопасности. Для осуществления такой подготовки преподавателям кафедр ФП необходимо переосмыслить функции преподаваемой дисциплины, которая должна из объекта изучения становиться средством развития личности курсанта. Развитие профессионально важных психических качеств имеет повышенное значение у курсантов МВД - будущих сотрудников МВД, так как, они получают необходимые навыки и умения для будущей профессиональной деятельности [1, с. 51].

Только при соблюдении вышеперечисленных психолого-педагогических условий возможно успешное формирование компонентов готовности к служебно-боевой деятельности на занятиях по физической подготовке.

Ш

Список литературы

1. Алдошин А. В. Специальная физическая подготовка сотрудников ОВД к выполнению служебно-боевых задач в условиях локальных конфликтов : монография / А. В. Алдошин, С. Н. Баркалов, И. В. Герасимов ; под общ. ред. А. В. Алдошина. - Орёл : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2013. - С.51.

2. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, - 2001. - С. 38.

_Q

References

1. Aldoshin, V. A. physical training of law enforcement officers to perform service-combat tasks in the conditions of local conflicts : monograph / A. V. Aldoshin, S. N. Barkalov, I. V. Gerasimov ; under the General editorship of A. V. aldoshina. - Eagle : Arui the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2013. - P. 51.

2. Stolyarenko, L. D. fundamentals of psychology. 4-e Izd., revised and enlarged. -Rostov n/D, - 2001. - P. 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.