Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Гадаборшева Зарина Исраиловна, Барахоева Хадижет Алихановна

В статье рассмотрены психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения в начальной школе. Самым важным периодом в жизни ребенка является младший школьный возраст. Автор показывает особую значимость этого этапа жизни из за того, что в нем происходит формирование опыта взаимоотношений между учащимися, так как в этом возрасте начинается формирование определенных особенностей личности, таких как познание себя и самореализация, выстраиваются мотивы и ценности, закрепляются характерные особенности, которые влияют на появление острых проблем в последующей учебно-познавательной деятельности и отношений между школьниками. Целью профилактики является создание условий взаимодействия людей, при котором разногласия между ними будут решаться конструктивно. Условия предупреждения конфликтного поведения является не только социально значимым, но и психологически необходимым фактором. Зная причины и условия конфликтов, можно лучше разобраться в его природе, выработать правильные модели поведения и выбрать верные методы воздействия на конфликт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булуева Шумисат Исмаиловна, Гадаборшева Зарина Исраиловна, Барахоева Хадижет Алихановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE PREVENTION OF CONFLICT BEHAVIOR IN PRIMARY SCHOOL

The article discusses the psychological and pedagogical conditions for preventing conflict behavior in elementary school. The most important period in a child's life is primary school age. The author shows the special significance of this stage of life due to the fact that it is the formation of the experience of relationships between students, since at this age the formation of certain personality characteristics begins, such as self-knowledge and self-realization, motives and values are built, characteristic features are fixed, which affect the appearance of acute problems in subsequent educational and cognitive activity and relations between schoolchildren. The purpose of prevention is to create conditions for people to interact, in which disagreements between them will be resolved constructively. The conditions for preventing conflict behavior are not only socially significant, but also psychologically necessary. Knowing the causes and conditions of conflicts, you can better understand its nature, develop the right behaviors and choose the right methods of influencing the conflict.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

• прием информативно-креативной паузы, т.е. паузы анализа представленного материала перед этапами закрепления и применения, при которой учащимся дается возможность в тихой обстановке осмыслить данный материал и найти пути его решения экстраординарным способом.

Выводы. В заключении нам представляется необходимым перечислить те теоретически важные позиции, которые нужно принимать во внимание при работе с данными компонентами системы занятий в обучении устному иноязычному профессиональному общению аграрного профиля. В этой связи, данные компоненты системы занятий должны быть теоретически обоснованы с позиций: а) целесообразности, т.е. логической обоснованности и соответствия тех или иных компонентов системы занятий поставленной цели занятия; б) научности, т.е. наличия научного содержания использования тех или иных компонентов системы занятий; в) функциональности, т.е. способности и эффективности рентабельности используемых компонентов системы занятий.

Литература:

1. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: Пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1965. - 227 с.

2. Золотова, Г.А. О структуре простого предложения в русском языке / Г.А. Золотова // «Вопросы языкознания». -1967. - №6.

3. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М.: КРАСАНД, 2020. - 312 с.

4. Лурия, А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики / А.Р. Лурия // «Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики)». - М. - 1968.

5. Bereczki, E.O., Karpati A. Technology-enhanced creativity: A multiple case study of digital technology-integration expert teachers' beliefs and practices / E.O. Bereczki, A. Karpati // Thinking Skills and Creativity. March, Elsevier Science Publishing Company, Inc. - 2021. - Volume 39. - https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100791

6. Creative Problem Solving in Primary Education: Exploring the Role of Fact Finding, Problem Finding, and Solution Finding across Tasks / M. Hooijdonk, T. Mainhard, E.H. Kroesbergen, J. van Tartwijk // Thinking Skills and Creativity. Elsevier Science Publishing Company, Inc. - 2020. - Volume 37. - https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100665

7. Dekker, T.J. Teaching critical thinking through engagement with multiplicity / T.J. Dekker // Thinking Skills and Creativity. Elsevier Science Publishing Company, Inc. - 2020. - Volume 37. - https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100701

8. Torrance, E. Paul. Education and the creative potential / E. Paul Torrance. Minneapolis. The University of Minnesota press. - 1963. https://doi.org/10.1177/001316446402400329

9. Torrance, E. Paul. Encouraging creativity in the classroom / E. Paul Torrance. Dubuque, Iowa: William C. Brown Co. -1970. ISBN-13: 978-0697060785

10. Torrance, E.P. The nature of creativity as manifest in its testing / E. Paul Torrance // The nature of creativity / Ed. R.W. Sternberg. N.Y. Cambridge. - 1965. https://www.semanticscholar.org/paper/The-nature-of-creativity-as-manifest-in-its-Torrance/4a924d23d7b3bd02b5e4ca9ac5f2d794ced0f9f

Педагогика

УДК 37.025.4

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики и дошкольной психологии Гадаборшева Зарина Исраиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); студентка 6 курса медицинского факультета Барахоева Хадижет Алихановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассмотрены психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения в начальной школе. Самым важным периодом в жизни ребенка является младший школьный возраст. Автор показывает особую значимость этого этапа жизни из за того, что в нем происходит формирование опыта взаимоотношений между учащимися, так как в этом возрасте начинается формирование определенных особенностей личности, таких как познание себя и самореализация, выстраиваются мотивы и ценности, закрепляются характерные особенности, которые влияют на появление острых проблем в последующей учебно-познавательной деятельности и отношений между школьниками. Целью профилактики является создание условий взаимодействия людей, при котором разногласия между ними будут решаться конструктивно. Условия предупреждения конфликтного поведения является не только социально значимым, но и психологически необходимым фактором. Зная причины и условия конфликтов, можно лучше разобраться в его природе, выработать правильные модели поведения и выбрать верные методы воздействия на конфликт.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, предупреждение, конфликтное поведение, начальная школа, педагог, младший школьный возраст.

Annotation. The article discusses the psychological and pedagogical conditions for preventing conflict behavior in elementary school. The most important period in a child's life is primary school age. The author shows the special significance of this stage of life due to the fact that it is the formation of the experience of relationships between students, since at this age the formation of certain personality characteristics begins, such as self-knowledge and self-realization, motives and values are built, characteristic features are fixed, which affect the appearance of acute problems in subsequent educational and cognitive activity and relations between schoolchildren. The purpose of prevention is to create conditions for people to interact, in which disagreements between them will be resolved constructively. The conditions for preventing conflict behavior are not only socially significant, but also psychologically necessary. Knowing the causes and conditions of conflicts, you can better understand its nature, develop the right behaviors and choose the right methods of influencing the conflict.

Key words: psychological and pedagogical conditions, prevention, conflict behavior, primary school, teacher, primary school

age.

Введение. Самым важным периодом в жизни ребенка является младший школьный возраст. Этот этап приобретает особую значимость за счет того, что в нем происходит формирование опыта взаимоотношений между учащимися, так как в этом возрасте начинается формирование определенных особенностей личности, таких как познание себя и самореализация, выстраиваются мотивы и ценности, закрепляются характерные особенности, которые влияют на появление острых проблем в последующей учебно-познавательной деятельности и отношений между школьниками.

В коллективе детей формируются межличностные отношения. В процессе общения со сверстниками, ребенок начинает приобретать личный опыт отношений, в основе которых лежат различные эмоциональные состояния, особенности психологии детей. Отношения между сверстниками помогают ребенку демонстрировать свои чувства и эмоции, а также развивать самоконтроль.

В процессе учебной деятельности, школьники сталкиваются с ситуациями проблем, из которых они еще не знают, как выходить. Часто возникают и ситуации конфликта между учениками, которые младшие школьники не могут решить самостоятельно на оптимальном уровне.

Нарушения, которые становятся основой конфликтного поведения, являются следствием психологических и социально-психологических проблем. Первая группа нарушений включает в себя сферу мотивов, эмоций, волевую и нравственную сферу личности, вторая отрицательное воспитание в семье.

Формулировка цели статьи и задач. Изучение процесса деятельности педагогов в начальной школе показывает то, что на практике эти задачи не решаются. Достаточно распространенно среди младших школьников большое число конфликтов, проявление агрессии, которые способствуют формированию негативных привычек.

Затруднение возникает и в том, что отрицательные качества детей, которые проявляются в поведении влияют на последующее формирование его личности и обнаруживаются в дальнейшей деятельности, которые создают препятствия для развития благоприятных отношений с окружением.

Необходимо понять, что конфликты- это не простые явления негатива в жизни, а особенные ситуации общения. В зависимости от того будет ли готов педагог действовать правильно в вопросе решения конфликтов, будет зависеть развитие детей.

Изложение основного материала статьи. Само понятие «конфликт» люди знают и изучают как в обыденной жизни, так и в науке. Каждый человек понимает, что такое конфликт, например, в жизни слово «конфликт» используется в широком смысле: война, борьба различных групп, вплоть до супружеских или служебных разногласий. Многие люди относят к понятию «конфликт» семейную ссору, дискуссии в парламенте, причины начала войны, а так же внутреннюю борьбу личности.

Особенность конфликтов, несомненно, связана с процессом социализации. Ребенок начинает приобретать и воспроизводить социальный опыт, который проявляется в общении или деятельности. Социализация младших школьников проявляется не только естественным путем, но и происходит в результате педагогического воздействия на учеников в школе.

Учебная деятельность выражается через систему отношений ребенка с обществом, в ходе, которой формируется не только психические качества, но также личность ребенка.

У ребенка возникает большое количество позитивных изменений и преобразований. В процессе обучения изменяется развитие ребенка, которое начинается с интеллекта. Первое и яркое изменение происходит в отношении мышления. Мышление переходит от конкретно-образного к словесно логическому. По мнению Л.С. Выготского «мышление влияет на другие функции, которые становятся произвольными» [5].

Обучение влияет на изменение и других функций. Увеличиваются требования к вниманию детей, так как они должны сосредотачиваться на предметах, которые особо их не привлекают.

Обучение влияет на изменение и других функций. Увеличиваются требования к вниманию детей, так как они должны сосредотачиваться на предметах, которые особо их не привлекают.

Восприятие детей начальной школы характеризуется тем, что оно не- достаточно дифференцированно. Восприятие также меняется, теперь оно не является различением, которое опирается на явные признаки, а предполагает наблюдение. У младших школьников появляется синтезирующее восприятие. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности [9].

Младшие школьники начинаю осваивать нормы и морали поведения, а также формируется направленность личности в обществе.

Младший школьный возраст предоставляется большой возможностью для воспитания положительных черт характера. Внушаемость и доверчивость школьников, склонность к подражанию, авторитет учителя - то, на что необходимо ориентироваться в воспитательной работе.

Ребенок начинает овладевать своим поведением, из-за того, что он начинает понимать нормы, которые приняты в обществе. Поведение человека и характер взаимоотношений и определяют эти нормы. Ребенок понимает, что можно говорить окружающим, а что нельзя, как вести себя дома, а как в общественных местах, что является дозволенным и неприемлимым по отношению к товарищам.

Иногда у детей проявляются и отрицательные качества такие как: капризность, упрямство. Причина их заключается в недостатке воспитания в семье. В семье ребенок привыкает, что всего его желания выполняют и не видит отказа других.

На возникновение конфликтов у младших школьников влияют личностно-психологические и социально психологические причины. Детские конфликты могут возникнуть на фоне предметности, интересов, трудностей в общении, ценностей и потребностей детей.

Дети в классном коллективе активно формируют межличностные отношения. Ребенок, общаясь со своими сверстниками активно приобретает опыт взаимоотношений, а также социально-психологические качества личности. Именно отношения межличностного характера обеспечивают основу для эмоций, чувств, помогают развивать самоконтроль.

Вступление в школьный коллектив становится существенным значением для развития чувств и личности младшего школьника. Чувства младшего школьника заметно меняются, по сравнению с дошкольником и занимают огромное место в его жизни, но при том обретают иную форму.

Дети переживают злость, озлобленность, раздражение, в связи, с чем младший школьник может вести себя агрессивно по отношению к другим, однако драки возникают редко, только в тех случаях, когда происходит пик переживания и ребенок больше не может себя сдержать.

Одной из причин конфликтного поведения младших школьников является повышенная агрессивность. Повышенная

агрессия представляет собой обширную проблему, так как она является устойчивым качеством личности. Зачастую родители проявляют агрессию, нелюбовь к ребенку, которой он подражает, из-за чего формируется враждебность к окружающему миру; длительные и частые негативные эмоции, гнев перерастает в нарушение.

Обидчивость младших школьников является негативным отношением к общению. Обида возникает при остром переживании ущемления собственного «Я». К таким ситуациям можно отнести игнорирование, недостаточное внимание, неуважительное отношение, отсутствие похвалы со стороны других.

Обидчивые дети постоянно ждут положительную оценку со стороны других, отсутствие которой они принимают как отрицание себя. Ребенок переживает достаточно остро такие проявления и все это может повлечь за собой ненормальное развитие личности. Обида рассматривается как конфликтная форма межличностных отношений.

В словаре специальной педагогики Новоторцева Н.В. понятие профилактика предполагает «комплекс принимаемых мер, с целью предотвращения и развития отклонений в различной деятельности» [8].

А.Я Анцупова определяет профилактику как «комплекс различных мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение риска» [1].

Тильманн К.Ю. рассматривает такое понятие, как «педагогическая профилактика». По мнению Тильманна К.Ю., это «условия, которые должен создать педагог, способствующие снижению и распространению негативных явлений в школьном коллективе» [3].

Работа по развитию конструктивных форм поведения в конфликте начальной школы должна проводиться комплексно.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что профилактика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение и устранение основных причин и условий, способствующих отклонению в поведении обучающихся в социуме.

Загвязинский В.И. в своих трудах, определил следующие виды профилактической деятельности:

Первичная профилактика - это предупреждение возникновения факторов риска, способствующих развитию конфликтной ситуации;

Вторичная профилактика - мероприятия, направленные на устранение явных факторов риска, которые могут повлиять на усиление конфликтной ситуации;

Профилактика - это воздействие на социально-психологические явления, которые могут являться предпосылками к конфликту. В профилактике конфликтов младших школьников необходимо использовать целый комплекс мероприятий, который предполагает работу с родителями, учителями и с самими детьми.

По мнению О.Н. Громовой, «межличностные конфликты возникают из-за несовпадений индивидуальных и групповых норм поведения. Причиной конфликта между личностью и группой является совершенно другая, отличная позиция личности от позиции группы» [7].

Такие авторы как И.А. Курочкина и О.Н. Шахматова в своих трудах изучали понятие «педагогический конфликт». Педагогический конфликт рассматривается данными авторами как форма выражения субъективных противоречий, которые создают отрицательный эмоциональный фон внутри педагогических коллективов и возникающий в результате как профессиональной деятельности, так и межличностных отношений участников образовательного процесса. Данные авторы считают, что зарождение любого конфликта вызывают противоречия, неизбежно возникающие между личностями при их взаимодействии в обществе [6].

С.В. Баныкина пишет, что по характеру межличностные конфликты можно подразделить на объективные и субъективные. Субъективные конфликты связаны с расхождением личных оценок или отношений между людьми внутри коллектива. В отличие от субъективного конфликта, объективный всегда будет предметен [2].

Следовательно, наличие различных мнений и умение конструктивно и спокойно договариваться составляют предмет конфликта. Субъективные конфликты порождаются эмоциями, а объективные конфликты всегда будут связаны с реальными событиями.

Наиболее распространенными конфликтами, как длительными, так и кратковременными в педагогической деятельности являются конфликты, которые можно отнести к группе межличностных взаимоотношений. Их можно подразделить на следующие подгруппы: «Учащийся - Учащийся», «Педагог - Учащийся», «Педагог - Педагог», «Педагог -Администрация», «Педагог - Родители». В основе этих конфликтов находятся различные противоречия, к которым можно отнести: противоречия систем ценностей, противоречия взглядов и мировоззрений, противоречия мнений и установок.

Важно понимать, что в деятельности педагогического коллектива всегда существуют две стороны: формальная (профессионально-деловая) и неформальная (личностная). Именно в гармоничном сочетании этих двух сторон - крепость педагогического социума. В здоровом коллективе и профессионально-деловые проблемы решаются с меньшими затратами. С другой стороны, проблемы, возникающие в сфере функционально-статусных отношений коллектива, могут породить социальное неравенство в социуме, которое вызовет психологическую напряжённость и конфликт в коллективе.

Развитие конфликта определяет его социально-психологическое содержание. Дисциплина играет огромную роль в предотвращении конфликтов, так как она обеспечивает ребенку разумную свободу в рамках подчинения. Зная психологию младших школьников, педагог должен регулировать и способствовать разрешению конфликтов. Это говорит о том, что педагогу необходимо владеть информацией о том, как правильно реагировать на возникающие конфликты в классе, потому что учитель является для детей примером.

Помня о причинах возникновения школьных конфликтов, родителям необходимо следить за тем, что они говорят или делают в присутствии детей, даже если предполагается, что те «не понимают» или «не слышат».. В таких случаях бесполезно внушать ребенку что-то, если поведение родителей при этом остается неизменным. Часто взрослые сами провоцируют детей на деструктивное поведение.

Создание нравственно-психологической атмосферы является эффективным способом в профилактике конфликтов. Одной из самых важных и трудноразрешимых проблем в профилактике межличностных конфликтов обучающихся начальной школы является создание условий, для того чтобы школьники сотрудничали и доверяли друг другу.

Выводы. Таким образом, условия предупреждения конфликтного поведения является не только социально значимым, но и психологически необходимым фактором.. Одним из методов работы с конфликтами в педагогическом коллективе является использование различных тренингов, которые способны помочь участникам коллектива разобраться в причинах конфликта, переосмыслить свои стереотипы, развить умения видеть проблему с разных сторон, способствовать развитию коммуникативной культуры, а также снизить уровень конфликтности и повысить положительный климат в группе.

Литература:

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - М.: Проспект, 2016. - 336 с.

2. Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития / С.В. Баныкина // Современная конфликтология в контексте культуры мира / под ред. Е.И. Степанова. - М.: УРСС,

2001. - 457 с.

3. Бородкин, Ф.М. Внимание. Конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - М.: Наука, 2017. - 192 с.

4. Волков, Б.С. Конфликтология: Учебное пособие для высших учебных заведений. - 2-е изд. испр. и доп. / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2019. - 384 с.

5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 160 с.

6. Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология: учеб. пособие / И.А. Курочкина, О.Н. Шахматова. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. - 229 с.

7. Николаева, А.А. Особенности психолого-педагогической характеристики детей младшего школьного возраста, влияющие на возникновение конфликтов / А.А. Николаева, Е.А. Смурыгина // Бюллетень науки и практики. - 2018. - Т. 4. №6. - С. 379-384.

8. Новоторцева, Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь: учебное пособие / Н.В. Новоторцева. - СПб.: КАРО, 2016. - 144 с.

9. Федоренко, Л.Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе: Курс практических занятий для педагогов, учащихся и родителей / Л.Г. Федоренко. - СПб.: КАРО, 2017. - 160 с.

Педагогика

УДК 371.38

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, старший преподаватель

кафедры методики начального образования Эльсиева Марха Султановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры педагогики и методики

начального образования Батырова Айна Магометовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассмотрен процесс формирования учебной мотивации первоклассников с трудностями в обучении. Наличие устойчивой учебной мотивации является необходимым условием для комфортного и успешного обучения. Дан анализ психолого- педагогической литературы по формированию мотивации в процессе обучения. Автор ставит целью необходимость создания комплекса занятий по формированию учебной мотивации у детей с трудностями в обучении. Автор приходит к выводу, что при формировании внутренней учебной мотивации нельзя забывать о том, что ученику знания необходимо уметь демонстрировать окружающим, не складывать их «в стол», а делиться своим успехом, не бояться осуждения, не бояться быть не первым, лучшим, понимать, что его выслушают до конца.

Ключевые слова: формирование, учебная мотивация, первоклассник, трудности, обучение.

Annotation. The article considers the process of formation of educational motivation of first-graders with learning difficulties. Having a stable learning motivation is a prerequisite for comfortable and successful learning. The analysis of psychological and pedagogical literature on the formation of motivation in the learning process is given. The author aims at the need to create a set of classes for the formation of educational motivation in children with learning difficulties. The author comes to the conclusion that when forming internal educational motivation, one should not forget that a student needs to be able to demonstrate knowledge to others, not put them "on the table", but share his success, not be afraid of condemnation, not be afraid to be not the first, the best, understand that he will be listened to to the end.

Key words: formation, educational motivation, first grader, difficulties, learning.

Введение. В современной России активно происходит трансформация системы ценностей: люди заметно бережнее относятся к своему времени, стремятся жить осознанно, понимая, для чего они работают, появилось понятие «работа в удовольствие», многие выбирают любимое дело и превращают хобби в источник доходов. Родители, которые трудятся не потому что «так надо», а с пониманием, «зачем», прививают такие же взгляды и своим детям. Современные дети гораздо более ориентированы на свою внутреннюю мотивацию, чем на внешние побуждения. Учителя и родители часто слышат от детей вопрос «Зачем?»: «Зачем учиться?», «Зачем учить таблицу умножения?», «Зачем нужно грамотно писать?» и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как следствие вышеобозначенных процессов, растет популярность гуманистического направления в педагогике. В обучении активно развивается индивидуально-ориентированный и личностный подходы - это подходы, в которых обучающийся рассматривается как личность, обладающая не только социальными качествами, но и субъектными, характеризующими ее независимость, способность сделать выбор, обладающую рефлексией, саморегуляцией и т.д.

Федеральным государственным образовательным стандартом установлены требования к результатам обучающихся по программе начального общего образования, включающие «сформированность мотивации к обучению и познанию» [8].

Вместе с тем, что наличие устойчивой учебной мотивации является необходимым условием для комфортного и успешного обучения, в психолого- педагогической литературе недостаточно разработаны методические материалы по формированию мотивации в процессе обучения. Таким образом, возникает необходимость создания комплекса занятий по формированию учебной мотивации у детей с трудностями в обучении.

Поступление в школу - чрезвычайно важный период в жизни ребёнка, охватывающий собой подготовку и адаптацию к школе. Первые дни в школе - ни на что не похожее время из прошлого опыта первоклассника, требующее мобилизации психологических, интеллектуальных и физических сил. До поступления в школу дети играют в учителей и учеников, представляют себя в роли хорошего, а то и самого лучшего ученика, фантазируют, как они получают пятёрки и как демонстрируют знания родителям. Но социальные и игровые мотивы не связаны с содержанием обучения, и при первых трудностях желание учиться и ходить в школу у первоклассников падает, пропадает. Для поддержания реального желания учиться необходимо развивать учебную мотивацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.