Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени'

Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕЛКИ ИЗ ВИНТОВКИ ПО ДВИЖУЩЕЙСЯ МИШЕНИ / НАВЫКИ МЕТКОЙ СТРЕЛЬБЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SHOOTERS FROM A RIFLE ON A MOVING TARGET / SKILLS OF ACCURATE SHOOTING / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иляхина Оксана Юрьевна, Моха Александр Андреевич, Намазов Али Княз Оглы, Евсеев Владимир Владимирович

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени. Результаты исследования свидетельствуют, что основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени являются: создание соревновательной обстановки во время тренировочных занятий по стрельбе, а также применение разнообразных методических приемов, повышающих концентрацию внимания спортсменов во время стрельбы. Важными условиями являются: использование индивидуального подхода к организации тренировочного процесса стрелков из винтовки по движущейся мишени, а также применение педагогических средств воздействия на стрелков для повышения интереса к тренировочному процессу. Исследования показали, что менее значимыми условиями являются: разработка объективных критериев оценки уровня готовности стрелков, к соревновательной деятельности, а также оценка и учет индивидуальных возможностей стрелков в ходе тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иляхина Оксана Юрьевна, Моха Александр Андреевич, Намазов Али Княз Оглы, Евсеев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of training of shooters from the rifle on the moving target

Results of researches of authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of training of shooters from a rifle on a moving target are presented in article. Results of a research demonstrate that the main psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of training of shooters from a rifle on a moving target are: creation of a competitive situation during the training classes in firing and also application of the various methodical receptions increasing concentration of attention of athletes during firing. Important conditions are: use of individual approach to the organization of training process of shooters of a rifle for a moving target and also application of pedagogical levers on shooters for increase in interest in training process. Researches showed that less significant conditions are: development of objective criteria for evaluation of level of readiness of shooters, to competitive activity and also assessment and accounting of individual opportunities of shooters during training process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени»

10. Шубин, Е.Г. Система организации занятий и планирование круглогодичной подготовки в спортивной радиопеленгации : учебное пособие / Е.Г. Шубин ; С.-Петерб. гос. ун-т авиационного приборостроения. - СПб. : [б.и.], 2008. - 72 с.

REFERENCES

1. Abramov, A.V. (1999), Sports radio orienteering in institutions of additional education, Samara.

2. Zelenskiy, K.G. (2007), "Role and importance of technical and tactical training in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (24), pp.21-22.

3. Zelensky K.G. (2014), "Structure of competitive activity in the passage of the classical distance in radio direction finding sports", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (113), pp. 73-77.

4. Zelensky K.G. (2015), "Characterization of competitive actions techniques in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (125), pp. 84-90.

5. Zelenskiy, K.G. (2007), Methods of technical and tactical training of elite athletes in sports radio direction finding, dissertation, St. Petersburg.

6. Zelenskiy, K.G. (2011), "Settings of competition and training loads of technical and tactical orientation of young men at the stage of initial sports specialization in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 8 (78), pp. 78-84.

7. Zelenskiy, K.G. (2014), The training process in sports radio direction finding, Stavropol.

8. Zelenskiy, K.G. (2016), "Determination of the influence of technical and tactical training on the athletic performance of young men and juniors in sports radio direction finding", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No 6 (136), pp. 61-64.

9. Zelenskiy, K.G. (2018), Competitive activity in sports radio direction finding, Stavropol.

10. Shubin, E.G. (2008), The system of organization of classes and planning of year-round training in sports radio direction finding, manual, St. Petersburg.

Контактная информация: ardf_zelenskii@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2019

УДК 799.31

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ ИЗ ВИНТОВКИ ПО ДВИЖУЩЕЙСЯ

МИШЕНИ

Оксана Юрьевна Иляхина, соискатель, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина, Белгород; Александр Андреевич Моха, кандидат педагогических наук, Али Княз оглы Намазов, кандидат физико-математических наук, Владимир Владимирович Евсеев, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени. Результаты исследования свидетельствуют, что основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени являются: создание соревновательной обстановки во время тренировочных занятий по стрельбе, а также применение разнообразных методических приемов, повышающих концентрацию внимания спортсменов во время стрельбы. Важными условиями являются: использование индивидуального подхода к организации тренировочного процесса стрелков из винтовки по движущейся мишени, а также применение педагогических средств воздействия на стрелков для повышения интереса к тренировочному процессу. Исследования показали, что менее значимыми условиями являются: разработка объективных критериев оценки уровня готовности стрелков, к соревновательной деятельности, а также оценка и учет индивидуальных возможностей стрелков в ходе тренировочного процесса.

Ключевые слова: стрелки из винтовки по движущейся мишени, навыки меткой стрельбы, психолого-педагогические условия.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF TRAINING OF SHOOTERS FROM THE RIFLE ON THE

MOVING TARGET

Oksana Yurevna Ilyakhina, the competitor, Belgorod Legal Institute of I.D. Putilin; Alexander Andreevich Mokha, the candidate of pedagogical sciences, Ali Knyaz Ogly Namazov, the candidate of physical and mathematical sciences, Vladimir Vladimirovich Evseev, the candidate of pedagogical sciences, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Annotation

Results of researches of authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of training of shooters from a rifle on a moving target are presented in article. Results of a research demonstrate that the main psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of training of shooters from a rifle on a moving target are: creation of a competitive situation during the training classes in firing and also application of the various methodical receptions increasing concentration of attention of athletes during firing. Important conditions are: use of individual approach to the organization of training process of shooters of a rifle for a moving target and also application of pedagogical levers on shooters for increase in interest in training process. Researches showed that less significant conditions are: development of objective criteria for evaluation of level of readiness of shooters, to competitive activity and also assessment and accounting of individual opportunities of shooters during training process.

Keywords: shooters from a rifle on a moving target, skills of accurate shooting, psychology and pedagogical conditions.

Обострение соревновательной борьбы стрелков из винтовки по движущейся мишени, а также увеличение плотности результатов стрельбы на соревнованиях свидетельствуют о необходимости улучшения подготовки спортсменов [1]. Важно обратить внимание на развитие юридической грамотности у спортсменов, необходимых при обращении с оружием.

В настоящее время соревновательная борьба стрелков из винтовки по движущейся мишени требует от спортсменов выдержки, высокого спортивного мастерства и целеустремленности. Практика ведения соревновательной борьбы показала, что решение этих задач требует от стрелков из винтовки по движущейся мишени высокого уровня подготовленности. Поэтому поиск путей улучшения подготовки спортсменов является первостепенной задачей. Важными индикаторами подготовленности спортсменов являются: позитивная динамика улучшения показателей функционального состояния и подготовленности стрелков, их самочувствие, активность, настроение и др.

В связи с усилением требований соревновательной деятельности, к спортивному мастерству стрелков из винтовки по движущейся мишени на первый план выходят доступные средства подготовки, которые должны использоваться спортсменами в тренировочном процессе. Такими средствами являются упражнения на повышение концентрации внимания. Высокая эффективность использования упражнений на повышение концентрации внимания стрелков из винтовки по движущейся мишени подтверждается результатами ряда исследований [1].

Особенно важна такая тренировка накануне соревнований. Известно, что концентрация внимания, изменяется в зависимости от времени суток, интенсивности соревновательной деятельности и от уровня тренированности стрелков из винтовки по движущейся мишени. Поэтому построение тренировочного процесса стрелков из винтовки по движущейся мишени должно обязательно соотноситься с величиной тренировочной и соревновательной нагрузки [1].

Анализ практики показывает, что в системе подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени все еще имеются существенные недостатки, связанные с несоответствием подготовленности спортсменов, предъявляемым требованиям. У многих спортсменов отмечается низкий уровень подготовленности. Это является следствием недостаточного научно-методического обеспечения организации процесса подготовки стрелков из

винтовки, а также отсутствием рекомендаций по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения качества подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени.

Для определения ранговой структуры психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени, был проведен опрос 38 респондентов. Результаты этого опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени (п=38)_

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель %

1 Создание соревновательной обстановки во время тренировочных занятий по стрельбе 27,8

2 Применение разнообразных методических приемов, повышающих концентрацию внимания спортсменов во время стрельбы 22,2

3 Использование индивидуального подхода к организации тренировочного процесса стрелков из винтовки по движущейся мишени 17,9

4 Применение педагогических средств воздействия на стрелков для повышения интереса к тренировочному процессу 12,1

5 Разработка объективных критериев оценки уровня готовности стрелков, к соревновательной деятельности 11,3

6 Оценка и учет индивидуальных возможностей стрелков в ходе тренировочного процесса 8,7

Результаты опроса свидетельствуют, что основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для улучшения качества подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени являются: создание соревновательной обстановки во время тренировочных занятий по стрельбе, а также применение разнообразных методических приемов, повышающих концентрацию внимания спортсменов во время стрельбы. Важными условиями являются: использование индивидуального подхода к организации тренировочного процесса стрелков из винтовки по движущейся мишени, а также применение педагогических средств воздействия на стрелков для повышения интереса к тренировочному процессу. Исследования показали, что менее значимыми условиями являются: разработка объективных критериев оценки уровня готовности стрелков, к соревновательной деятельности, а также оценка и учет индивидуальных возможностей стрелков в ходе тренировочного процесса. Практика показала, что осуществление процесса подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени на основе выявленных психолого-педагогических условий, вносит существенные коррективы в улучшение их готовности к соревновательной деятельности. В свою очередь, изменение методики формирования навыков меткой стрельбы, приводит к более динамичным изменениям эффективности процесса подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени к соревновательной деятельности.

ВЫВОД. Использование выявленных психолого-педагогических условий позволило улучшить у спортсменов показатели спортивного мастерства. Это требует внедрения этих условий в практику подготовки стрелков из винтовки по движущейся мишени. Исходя из сказанного, одной из главных задач тренировочного процесса является повышение качества подготовки стрелков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

REFERENCES

1. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for

fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2019

УДК 796.29

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МАЛЬЧИКОВ 7-8 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ПРОГИМНАЗИИ

Александр Дементьевич Калинин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский

национальный исследовательский медицинский университет, им. Н.И. Пирогова, г. Москва; Михаил Никонорович Комаров, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Леонидович Во-лобуев, кандидат педагогических наук, доцент, Государственный университет по землеустройству, г. Москва; Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Татьяна Павловна Ма-хотина, старший преподаватель, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования указывает на необходимость соблюдения преемственности содержания и форм дошкольного и начального общего образования. Поскольку для детей 7-8 лет игровая деятельность не теряет своей доминанты, в прогимназии нами была предпринята попытка широкого внедрения вариативного игрового материала, подобранного согласно задачам учебного процесса, в уроки физической культуры. Статистически достоверные результаты, полученные в процессе исследования, оправдывают целесообразность игровой направленности учебного процесса для формирования физических качеств учащихся прогимназии.

Ключевые слова: учащиеся прогимназии, игровой материал, уроки физкультуры, воспитание физических качеств.

OUTDOOR GAMES AT THE PRO-GYMNASIUM CONDITIONS AS THE WAY FOR INCREASING 7-8 YEARS OLD BOY'S PHYSICAL READINESS

Alexander Dementievich Kalinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pi-rogov Russian National Research Medical University, Moscow; Mikhail Nikonorovich Koma-

rov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Alexey Leonidovich Volobuev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,

State University of Land Use Planning, Moscow; Lyudmila Yurevna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education; Tatiana Pavlovna Makhotina, the senior teacher, Russian State University of Justice, Moscow

Annotation

The Federal state educational standard of primary education indicates the need in observance of the contents and forms eligibility at preschool and primary general education. As for children of 7-8 years old the game activities do not lose the dominant, in a pro-gymnasium we made an attempt of widespread introduction of the variable game material, which has been picked up according to tasks of the educational process, in lessons of physical culture. Statistically, the authentic results received in the course of research, justify feasibility of the game directivity of the educational process for formation of physical qualities of the pupils at pro-gymnasium.

Keywords: pupils of a pro-gymnasium, game material, physical education classes, education of physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Во всех сферах деятельности человека происходит увеличение объема информации, каждые пять лет в Российской Федерации обновляются стандарты образования (ФГОС),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.