Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону'

Психолого-педагогические условия, необходимые для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕЙСКИЙ БИАТЛОН / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ / СТРЕЛЬБА ИЗ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ВИНТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочковская Виктория Леонидовна, Лисичкин Максим Владимирович

Обоснована ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону. Этими условиями являются: подбор наиболее эффективных упражнений для тренировки биатлонистов, обеспечивающих высокий уровень готовности к соревнованиям; разработка технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки; направленность основных усилий на повышение психологической устойчивости биатлонистов во время стрельбы в ходе соревнований. Менее значимыми условиями являются: создание соревновательной обстановки в ходе тренировочного процесса, а также во время стрельбы на огневом рубеже; постоянное использование в тренировочном процессе стрельбы из пневматической винтовки на фоне высокой физической нагрузки; применение средств во время тренировки, повышающих концентрацию внимания во время стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочковская Виктория Леонидовна, Лисичкин Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for high-quality training of athletes for competitions in army biathlon

The rank structure of the psychology and pedagogical conditions necessary for high-quality training of athletes for competitions in army biathlon has been proved. These conditions are: the selection of the most effective exercises for training of the biathlon participants providing the high level of readiness for competitions; the development of technology of the athletes training for competitions in army biathlon with use of shooting from the air rifle; the orientation of the main efforts to increase the psychological stability of biathlon participants during the firing in the competitions. Less significant conditions are: the modelling of the competitive situation during the training process, and also during shooting from the firing line; the constant application in the training process of shooting from the air rifle against the background of high physical activity; the application of the means increasing the concentration of attention during firing in the training process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону»

3. Клешнев, В.В. Новости Февраля: Соотношение сил на лопасти и рукоятке [Электронный ресурс] / В. В. Клешнев // Новости Биомеханики Гребли. - 2014. - № 155. - Режим доступа: http://www.biorow.com/RBN ru2014 files/2014RowBiomNewsRu02.pdf. - (дата обращения 01.03.2015 г.).

REFERENCES

1. Ed. Mikhaylova, T.V. (2006), Rowing: the textbook for students of the highest pedagogical educational institutions, Academy, Moscow.

2. Kirsanov, V.A. and Kleshnev, V.V. (1996), Technic and biomechanics of rowing, Lesgaft Academy, St. Petersburg.

3. Kleshnev, V.V. (2014), News of February: "Ratio of forces on the blade and the handle", News Biomechanics rowing, No. 155, available at: http://www.biorow.com/RBN ru 2014 files/2014 RowBiomNewsRu02.pdf.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 27.09.2016

УДК 796.07

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО

АРМЕЙСКОМУ БИАТЛОНУ

Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург, Максим Владимирович Лисичкин, соискатель, Военная академия войсковой ПВО Вооруженных сил РФ им. В.П. Василевского, Смоленск

Аннотация

Обоснована ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону. Этими условиями являются: подбор наиболее эффективных упражнений для тренировки биатлонистов, обеспечивающих высокий уровень готовности к соревнованиям; разработка технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки; направленность основных усилий на повышение психологической устойчивости биатлонистов во время стрельбы в ходе соревнований. Менее значимыми условиями являются: создание соревновательной обстановки в ходе тренировочного процесса, а также во время стрельбы на огневом рубеже; постоянное использование в тренировочном процессе стрельбы из пневматической винтовки на фоне высокой физической нагрузки; применение средств во время тренировки, повышающих концентрацию внимания во время стрельбы.

Ключевые слова: армейский биатлон; психолого-педагогические условия; качественная подготовка спортсменов к соревнованиям; стрельба из пневматической винтовки.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR HIGH-QUALITY TRAINING OF ATHLETES FOR COMPETITIONS IN ARMY BIATHLON

Victoria Leonidovna Bochkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Maxim Vladimirovich Lisichkin, the competitor, The Vasilevskiy Military Academy Army Air Defense of the Armed Forces of Russian Federation, Smolensk

Annotation

The rank structure of the psychology and pedagogical conditions necessary for high-quality training of athletes for competitions in army biathlon has been proved. These conditions are: the selection of

the most effective exercises for training of the biathlon participants providing the high level of readiness for competitions; the development of technology of the athletes training for competitions in army biathlon with use of shooting from the air rifle; the orientation of the main efforts to increase the psychological stability of biathlon participants during the firing in the competitions. Less significant conditions are: the modelling of the competitive situation during the training process, and also during shooting from the firing line; the constant application in the training process of shooting from the air rifle against the background of high physical activity; the application of the means increasing the concentration of attention during firing in the training process.

Keywords: army biathlon, psychology and pedagogical conditions, high-quality training of athletes for competitions, firing from the air rifle.

В современных условиях подготовка биатлонистов к соревновательной деятельности должна осуществляться в комплексе со стрелковой подготовкой, в которой широко используется пневматическая винтовка. В то же время, рассматривая подготовку биатлонистов к соревновательной деятельности, в комплексе с использованием пневматической винтовки можно сделать заключение, что пока нет достаточного научного обоснования ее содержания. Одной из центральных задач является адекватное представление о разнообразных формах и функциях использования пневматической винтовки в подготовке биатлонистов к соревновательной деятельности. От решения этой задачи в значительной мере зависит формирование готовности биатлонистов к соревновательной деятельности.

Известно, что в процессе научного познания сути соревновательной деятельности биатлонистов происходит как бы через восхождение на различные уровни теоретического обобщения подготовки биатлонистов. Это находит свою конкретизацию в тех структурных единицах научного познания, какими являются систематизация и элементарный синтез эмпирических фактов использования пневматической винтовки для подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности.

При исследовании подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности с использованием пневматической винтовки, её многообразные компоненты, формы и виды следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи и в общей системе факторов, влияющих на эффективность соревновательной деятельности. При этом особое внимание следует акцентировать на обнаружении оснований комплексной подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности с использованием пневматической винтовки. Это означает, что создание психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности является важной педагогической задачей. Создание таких условий направлено на широкое объяснение большого количества аспектов тренировочного процесса. Эти условия должны истинно отражать систему подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности, а также содержать и обобщать познания о закономерностях использования пневматической винтовки в тренировочном процессе. Можно утверждать, что система подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности с использованием пневматической винтовки - это совокупность определённых элементов подготовки, совместное взаимодействие которых направлено на формирование психофизиологической надежности спортсменов для эффективных действий в условиях соревновательной борьбы.

Для системы подготовки биатлонистов к соревновательной деятельности с использованием пневматической винтовки, характерно решение общих и специальных задач в ходе тренировочного процесса. При этом общими задачами являются развитие и совершенствование основных физических качеств, в первую очередь, выносливости, а также формирование навыков меткой стрельбы. Специальными задачами являются: формирование навыков владения собой для эффективной деятельности на огневом рубеже и в ходе соревновательной деятельности. Для решения этих задач и должны создаваться соответствующие психолого-педагогические условия.

Необходимость создания соответствующих психолого-педагогических условий диктуется и совершенствованием основных физических качеств у биатлонистов для со-

ревновательной деятельности. Это обусловлено целым рядом обстоятельств.

Во-первых, биатлонисты, обладающие оптимальным уровнем развития общей выносливости, быстроты и ловкости, в условиях соревновательной деятельности значительно превосходят по объективным показателям спортсменов с недостаточным уровнем развития указанных качеств.

Во-вторых, у первых гораздо быстрее идет развитие специальных навыков, необходимых для точной стрельбы из разных положений.

В-третьих, разносторонне физически подготовленные биатлонисты в меньшей степени подвержены воздействию неблагоприятных факторов соревновательной деятельности в ходе гонки.

Современная подготовка биатлонистов к соревновательной деятельности декларирует развитие и совершенствование выносливости у спортсменов с помощью конкретных физических упражнений. Поэтому с целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки биатлонистов к соревнованиям проводился опрос тренеров по армейскому биатлону. Всего в опросе приняли участие 39 респондентов. Результаты ранжирования ответов респондентов по убыванию [1] представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Структура психолого-педагогических условий, необходимых для качественна_

Ранговое место Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Подбор наиболее эффективных упражнений для тренировки биатлонистов, обеспечивающих высокий уровень готовности к соревнованиям 27,3

2 Разработка технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки 22,7

3 Направленность основных усилий на повышение психологической устойчивости биатлонистов во время стрельбы в ходе соревнований 17,9

4 Создание соревновательной обстановки в ходе тренировочного процесса, а также во время стрельбы на огневом рубеже 12,1

5 Постоянное использование в тренировочном процессе стрельбы из пневматической винтовки на фоне высокой физической нагрузки 11,7

6 Применение средств во время тренировки, повышающих концентрацию внимания во время стрельбы 8,3

В ходе проведенного исследования была обоснована ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для качественной подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону. Этими условиями являются: подбор наиболее эффективных упражнений для тренировки биатлонистов, обеспечивающих высокий уровень готовности к соревнованиям; разработка технологии подготовки спортсменов к соревнованиям по армейскому биатлону с использованием стрельбы из пневматической винтовки; направленность основных усилий на повышение психологической устойчивости биатлонистов во время стрельбы в ходе соревнований. Менее значимыми условиями являются: создание соревновательной обстановки в ходе тренировочного процесса, а также во время стрельбы на огневом рубеже; постоянное использование в тренировочном процессе стрельбы из пневматической винтовки на фоне высокой физической нагрузки; применение средств во время тренировки, повышающих концентрацию внимания во время стрельбы.

Необходимо отметить, что важнейшими факторами, определяющими способности к меткой стрельбе у биатлонистов, являются упорядочивающие свойства центральной нервной системы и их пластичность при обработке выстрела на огневом рубеже. Вместе с тем указанные способности во многом определяются функциональными возможностями сенсорных систем, принимающих участие в управлении движениями, состоянием нервно-мышечных механизмов регулирования функций двигательного аппарата во время гонки у биатлонистов. Поэтому в ходе тренировочного процесса следует создавать соот-

ветствующие психолого-педагогические условия для совершенствования этих способностей.

ВЫВОД. Проведенное исследование свидетельствует о необходимости создания вышеперечисленных психолого-педагогических условий в ходе подготовки биатлонистов к соревнованиям. Большое внимание должно уделяться использованию пневматической винтовки в тренировочном процессе, а также созданию обстановки на занятиях соответствующей особенностям соревновательной деятельности по армейскому биатлону.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.

REFERENCES

1. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.09.2016

УДК 796.011

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Борисович Бродецкий, доцент, Сергей Александрович Петров, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС), Самара

Аннотация

Авторами проведен теоретический анализ проблемы формирования мотивации к занятиям различными видами двигательной активности, здоровому образу жизни, результаты которого позволили сформировать общую стратегию для продолжения исследования и разработать годичный цикл мероприятий, направленных на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, мотивация, ретроспективный анализ, годичный цикл мероприятий.

STUDY OF MOTIVATION TO ENGAGEMENT IN PHYSICAL CULTURE OF

STUDENTS YOUTH Irina Alexandrovna Vaseltsova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrew Borisovich Brodetskiy, the senior lecturer, Sergey Alexandrovich Petrov, the senior lecturer, Samara State University of Railway Transport, Samara

Annotation

The authors carried out the theoretical analysis of the problem of formation of motivation to the different types of the physical activity, the healthy lifestyle, the results of which helped to form a common strategy for the continuation of the studies and to develop the annual series of events aimed at formation the motivation of students to physical training.

Keywords: healthy lifestyle, motivation, retrospective analysis, year cycle of events.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.