действия применяемых моделей и границы их использования. Это позволит своевременно вносить необходимые поправки в тренировочный процесс барьеристов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комплексная модель подготовки квалифицированных бегунов на 400 м с барьерами включает в себя четыре взаимосвязанных структурных элемента, каждый из которых охватывает различные стороны подготовки барьеристов. Поэтому построение данной модели должно осуществляться на основе полной информации о тренировочных и соревновательных нагрузках, восстановительных мероприятиях, показателях физической и технической подготовленности спортсменов. Применение комплексной модели позволяет своевременно вносить необходимые поправки в тренировочный процесс и эффективно управлять подготовкой барьеристов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Врублевский, Е.П. Индивидуализация подготовки женщин в скоростно-силовых видах легкой атлетики : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Врублевский Евгений Павлович. - Волгоград, 2008. - 59 с.
2. Сенько, В.М. Моделирование подготовки высококвалифицированных самбистов / В.М. Сенько // Мир спорта. - 2016. - № 2 (63). - С. 12-16.
3. Черняев, А. А. Соревновательная модель спортивного результата в барьерном беге на 400 м с барьерами у женщин в направлении ее оптимизации / А.А. Черняев, Е.А. Фонарева // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2015. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23981. (дата обращения: 06.10.2020).
4. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
REFERENCES
1. Vrublevskiy, E.P. (2008), Individualization of women s training in speed and power athletics, dissertation, Volgograd.
2. Senko, V.M. (2016), "Training modeling of highly skilled sambo wrestlers", World of sports, No. 2 (63), pp. 12-16.
3. Chernyaev, A.A. and Fonareva, E.A. (2015), "Competitive model of sports result in the women's 400 m hurdles in the direction of its optimization", Modern problems of science and education, No.6, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23981.
4. Platonov, V.N. (2004), System of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications, Olympic literature, Kiev.
Контактная информация: elena_flv@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.12.2020
УДК 796.422.16
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ МАРАФОНЦЕВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕХАНИЗМА ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Викторович Тихонов, соискатель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Ирина Владимировна Переверзева, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Валерьевна Чернышева, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для проведения тренировки марафонцев с учетом особенностей механизма энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД). В качестве основных психо-
лого-педагогических условий, необходимых для проведения тренировки марафонцев с учетом особенностей МЭМД, авторы отмечают необходимость включения в тренировочный процесс отдельных планов и программ подготовки для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД. При этом большое внимание должно уделяться применению специальных групп физических упражнений для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД, а также дифференцированному подбору методов тренировки для марафонцев с разным типом МЭМД. Большое внимание в процессе подготовки марафонцев должно уделяться постоянному поиску путей повышения уровня мотивации к тренировочным занятиям, формированию у них установки на преодоление трудностей тренировочного процесса, а также разработке объективных критериев оценки развития физических качеств и функционального состояния у марафонцев с разным типом МЭМД.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; марафонцы; механизм энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД); средства и методы подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p257-261
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR MARATHON TRAININGS TAKING INTO ACCOUNT PECULIARITIES OF MECHANISM OF ENERGY SUPPLY OF MUSCULAR ACTIVITY Yuri Viktorovich Tikhonov, the competitor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Irina Vladimirovna Pereverzeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Valeryevna Chernysheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyanovsk State Technical University
Abstract
The article presents the results of the authors' research on the substantiation of psychological and pedagogical conditions necessary for training marathon runners, taking into account the peculiarities of the mechanism of energy supply of muscle activity (MEMD). As the main psychological and pedagogical conditions necessary for the training of marathon runners taking into account the peculiarities of MEMD, the authors note the need to include in the training process individual plans and training programs for marathon runners with a mixed and aerobic MEMD type. At the same time, great attention should be paid to the use of special exercise groups for marathon runners with a mixed and aerobic MEMD type, as well as the differentiated selection of training methods for marathon runners with a different MEMD type. Much attention in the process of preparing marathon runners should be paid to the constant search for ways to increase the level of motivation for training, the formation of an attitude for them to overcome the difficulties of the training process, as well as the development of objective criteria for assessing the development of physical qualities and functional state of marathon runners with different types of MEMD.
Keywords: psychological and pedagogical conditions; marathoners; Muscle Energy Mechanism (MEMD); means and methods of training.
Важным направлением совершенствования тренировочного процесса марафонцев является обоснование необходимых для этого психолого-педагогических условий [1]. Процесс адаптации марафонцев к тренировочным нагрузкам, тесно связан с развитием у них физических качеств и особенностями МЭМД [2-4].
К психолого-педагогическим условиям относятся те, которые сознательно создаются в процессе развития физических качеств у марафонцев на этапе адаптации к тренировочным нагрузкам и соревновательной деятельности. Они должны обеспечивать наиболее эффективное протекание тренировочного процесса. В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что решение проблемы развития физических качеств у марафонцев на этапе адаптации к тренировочным нагрузкам и соревновательной деятельности, возможно при обеспечении двух видов условий:
1) психологических - при организации адаптации марафонцев к тренировочным нагрузкам и соревновательной деятельности;
2) педагогических - при взаимодействии субъектов тренировочного процесса тренера и спортсменов.
В связи с этим необходимо создание психолого-педагогических условий для успешного протекания тренировочного процесса марафонцев в ходе подготовки их к соревновательной деятельности. При этом необходимо было учитывать особенности МЭМД.
С целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для проведения тренировки марафонцев с учетом особенностей МЭМД был проведен опрос опытных тренеров и спортсменов, имеющих стаж тренерской и спортивной деятельности более 10 лет. В опросе приняли участие 78 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для проведения тренировки марафонцев с учетом особенностей механизма энергообеспечения мышечной деятельности (п=78)_
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Включение в тренировочный процесс отдельных планов и программ подготовки для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД 27,1
2 Применение специальных групп физических упражнений для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД 22,9
3 Дифференцированный подбор методов тренировки для марафонцев с разным типом МЭМД 15,7
4 Постоянный поиск путей повышения уровня мотивации у марафонцев к тренировочным занятиям 14,3
5 Формирование установки у марафонцев на преодоление трудностей тренировочного процесса 10,5
6 Разработка объективных критериев оценки развития физических качеств и функционального состояния у марафонцев с разным типом МЭМД 9,5
В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для проведения тренировки марафонцев с учетом особенностей МЭМД, была отмечена необходимость включения в тренировочный процесс отдельных планов и программ подготовки для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД. При этом большое внимание должно уделяться применению специальных групп физических упражнений для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД, а также дифференцированному подбору методов тренировки для марафонцев с разным типом МЭМД. Большое внимание в процессе подготовки марафонцев должно уделяться постоянному поиску путей повышения уровня мотивации к тренировочным занятиям, формированию у них установки на преодоление трудностей тренировочного процесса, а также разработке объективных критериев оценки развития физических качеств и функционального состояния у марафонцев с разным типом МЭМД.
Наиболее высокое ранговое место, по мнению респондентов, заняла необходимость включения в тренировочный процесс отдельных планов и программ подготовки для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД. Необходимость включения в тренировочный процесс отдельных планов и программ подготовки для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД обусловлена, прежде всего, существующими отличиями в перенесении тренировочной нагрузки. Практика показала, что спортсмены со смешанным типом МЭМД легче переносят нагрузку анаэробного характера, а спортсмены с аэробным типом МЭМД легче переносят нагрузку аэробного характера. Это потребовало внесения корректив в тренировочный процесс марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД, при разработке планов и программ подготовки.
По мнению респондентов, большое внимание должно уделяться применению специальных групп физических упражнений для марафонцев со смешанным и аэробным типом МЭМД. Это связано с особенностями развития разных типов МЭМД. У марафонцев с аэробным типом МЭМД следует больше времени уделять развитию анаэробных возможностей, а у спортсменов со смешанным типом МЭМД следует больше времени уде-
лять развитию аэробных возможностей организма, используя при этом разные группы физических упражнений.
Большое внимание, по мнению респондентов, должно уделяться дифференцированному подбору методов тренировки для марафонцев с разным типом МЭМД. Практика показала, что для марафонцев с аэробным типом МЭМД должны применяться методики развития анаэробных возможностей, а для спортсменов со смешанным типом МЭМД следует применять методы развития аэробных возможностей организма.
По мнению респондентов, большое внимание должно уделяться постоянному поиску путей повышения уровня мотивации к тренировочным занятиям, формированию у них установки на преодоление трудностей тренировочного процесса. Это связано, прежде всего, с перенесением высоких физических нагрузок в ходе тренировочного процесса. Практика показала, что квалифицированные марафонцы за две тренировки в день пробегают более 50 км, а недельный объем на подготовительном этапе может достигать 400 км и более. Это требует проявления больших волевых усилий, а без высокого уровня развития мотивации и установки на преодоление трудностей тренировочного процесса, невозможно решить такие задачи.
Большое внимание, по мнению респондентов, должно уделяться разработке объективных критериев оценки развития физических качеств и функционального состояния у марафонцев с разным типом МЭМД. Практика показала, что разный тип МЭМД у марафонцев требует наличия объективных критериев оценки развития у них физических качеств и функционального состояния. Причем, больше внимания должно уделяться «отстающим» механизмам МЭМД.
Таким образом, в результате проведенного исследования для повышения эффективности адаптации марафонцев к тренировочным нагрузкам и соревновательной деятельности, были намечены следующие пути улучшения качества их подготовки к соревнованиям:
- выявление специфики тренировочного процесса, а также развития физических качеств у марафонцев с учетом особенностей МЭМД;
- определение сущности адаптации марафонцев к тренировочным нагрузкам и соревновательной деятельности разных типов МЭМД;
- определение системной характеристики процесса развития физических качеств у марафонцев с учетом особенностей МЭМД;
- выявление возможностей системного и дифференцированного подходов к развитию необходимых физических качеств у марафонцев с учетом особенностей МЭМД.
Практика показала, что выявленные психолого-педагогические условия жизненно необходимы для успешной адаптации марафонцев к соревновательной деятельности. Создание этих условий позволит в значительной степени повысить уровень адаптации марафонцев к перенесению тренировочных нагрузок и соревновательной деятельности.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимо -сти создания выявленных психолого-педагогических условий, для успешной адаптации марафонцев к перенесению тренировочных нагрузок и соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 24-28.
2. Bakayev, V.V. Reaction of vegetative nervous system to loads in female long-distance runners with different fitness level / V.V. Bakayev, A.E Bolotin, Yu Chunguang // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE). - 2018. - No. 13 (2). - P. 245-252.
3. Bakayev V., Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions / V. Bakaev, A. Bolotin // Sport Mont - 2019. - Vol. 17 (2). - P. 41-46.
4. Bolotin, A.E. The differences in response of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2017. - Vol. 17 (4), Art. 272. - P. 2443-2446.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2014), " Factors determining the need to rationalize the training load in the process of physical training of cadets of air defense universities", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.
2. Bakaev V.V., Bolotin, A.E. and Chunguang You (2018), "Reaction of vegetative nervous system to loads in female long-distance runners with different fitness level", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE), Vol. 13, No. 2, pp. 245-252.
3. Bakayev, V., and Bolotin, A. (2019), "Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions", Sport Mont, Vol. 17, No. 2, pp. 41-46.
4. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2017), "The differences in response of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), Vol. 17 (4), No.272, pp.2443-2446.
Контактная информация: a_sdd@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.12.2020
УДК 796.01:792.8
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кристина Алексеевна Трубина, педагог-хореограф, Кадетская школа-интернат № 1, г.
Москва; Мирьяна Секованич, тренер по художественной гимнастике, Спортивная школа олимпийского резерва № 74, г. Москва; Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Екатерина Сергеевна Колесникова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва
Аннотация
Вопросы становления эстетической культуры личности школьника в процессе физического воспитания нуждаются в дальнейшем изучении. Необходимый ценностный и содержательный потенциал физического воспитания, который может быть успешно применен в системе формирования эстетической культуры школьника, требует теоретико-методологического обоснования и разработки перспективных направлений становления эстетической культуры школьника в образовательном процессе. В связи с этим, ощутима потребность общеобразовательной школы в поиске инновационных форм занятий для полноценного формирования эстетической культуры учащихся начальных классов, разработке и внедрении практико-ориентированных программ, обеспечивающих становление общей культуры личности человека. Объект исследования - процесс формирования эстетической культуры у девочек 9-10 лет, обучающихся в III классе, средствами хореографии на уроках физической культуры. Предмет исследования - компоненты эстетической культуры девочек 9-10 лет, изменяемые в процессе хореографической подготовки. Цель исследования - разработать методику физического воспитания с акцентом на комплексное интегративное формирование компонентов эстетической культуры младших школьников на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: эстетическая культура, физическое воспитание, методика, телесная пластика, моторика, уроки физической культуры, вариативная часть, внеурочная деятельность, хореография.