Педагогика
УДК 37.378.1
старший преподаватель Васюхневич Ирина Александровна
Тюменский государственный медицинский университет (г. Тюмень); старший преподаватель Баталова Елена Валентиновна
Тюменский государственный медицинский университет (г. Тюмень)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ УЧЕБНОГО ИНФАНТИЛИЗМА У СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье представлены особенности медицинского образования на начальном этапе. Для выявления и понимания проблемы инфантилизма среди студентов-медиков был проведён анализ зарубежной и отечественной литературы. Актуальность исследования определяется наличием разных точек зрения в определении понятия «инфантилизм». Обозначены цель и задачи исследования. Приведены результаты исследования по выявлению инфантилизма среди студентов I курса лечебного факультета. Рассмотрены тенденции к увеличению числа студентов медицинского университета с проявлениями учебного инфантилизма. Описан процесс обучения в вузе, в ходе которого студенты приобретают необходимые знания, умения, навыки, а в совокупности компетенции для дальнейшей работы. На примере форм обучения, связанных с цифровизацией образования, предложен алгоритм для выявления учебного инфантилизма. Обоснованы стратегии для коррекции инфантилизма у студентов медицинского университета. Данное исследование представляет особый интерес для преподавателей, работающих со студентами-медиками на 1 курсе.
Ключевые слова: учебный инфантилизм, студенческий инфантилизм, развитие личности, профессиональная ориентация, профессиональный выбор, учебная мотивация, медицинский вуз.
Annotation. The article presents the features of medical education at the initial stage. To identify and understand the problem of infantilism among medical students, an analysis of foreign and domestic literature was carried out. The relevance of the study is determined by the presence of different points of view in the definition of the concept of "infantilism". The purpose and objectives of the study are outlined. The results of a study on the detection of infantilism among first-year students of the Faculty of Medicine are presented. Tendencies towards an increase in the number of medical university students with manifestations of educational infantilism are considered. The process of learning at a university is described, during which students acquire the necessary knowledge, skills, and in the aggregate, the competencies necessary for further work. Using the example of forms of education associated with the digitalization of education, an algorithm is proposed for identifying educational infantilism. Strategies for the correction of infantilism in medical university students are substantiated. This study is of particular interest to teachers working with first-year medical students.
Key words: educational infantilism, student infantilism, personality development, professional orientation, professional choice, educational motivation, medical university.
Введение. Внедрение новых форм обучения, связанных с цифровизацией медицинского образования порождают кризис профессионального образования с вытекающим понижением успеваемости у большей части студентов, а также развитие учебного инфантилизма. Большая часть обучающихся в медицинском университете, испытывающая затруднения в учебном процессе, является коммерческими студентами, которые формально относятся к учёбе, не пытаются взять ответственность за успешное прохождение учебного плана на свои плечи. Для студентов, обучающихся по договору, мало стимулов, способных заставить с полной ответственностью относиться к повышению уровня знаний. Они не получают стипендию, которая напрямую зависит от академической успеваемости, долговые обязательства по оплате за обучение лежат на родителях. Лишь для небольшого процента студентов внебюджетной формы обучения в качестве мотивации успешного обучения выступает перевод на бюджетное место. В такой ситуации медицинские вузы заведомо выпускают врачей с низким уровнем теоретической и практической подготовки.
Изложение основного материала статьи. Проблема инфантилизма исследовалась как представителями российской, так и зарубежной науки и практики. Наиболее значимые работы за последнее столетие зарубежных ученых посвящались классификации инфантилизма. З. Фрейд, Э. Ласег, П. Лоррен, Г. Антон [5, 7, 10] в работах дали определения понятия «инфантилизм», показали причины возможного проявления инфантилизма. Термин инфантилизм (от лат. infantilis -детский) по отношению к человеческому поведению впервые предложил использовать французский невропатолог и психиатр Эрнест Шарль Ласег (Lasegue) в 1864 году. Обозначая его как особый вид остановки развития личности на ювенильной ступени, который отличался, в первую очередь, эмоциональными характерологическими особенностями, неустойчивостью настроения, плохо контролируемыми влечениями, недостаточностью сознательной и целевой активности, в ряде случаев - поверхностными, незрелыми суждениями. Позднее немецкий психотерапевт G. Anton (1904) выделял парциальный психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием какого бы то ни было интеллектуального дефекта и проявляющийся лишь нарушениями поведения.
В исследованиях В.В. Ковалева, К.К. Платонова, Л.С. Выготского, Г.Е. Сухаревой , А.Н. Шевченко, А.В. Утенкова [6] «инфантилизм» рассматривается с точки зрения социальной позиции личности или социальной зрелости личности.
Но, несмотря на большое количество работ, проблема проявления инфантилизма в студенческой среде в настоящее время изучена недостаточно и актуальна как никогда. Для понимания, как избежать проблемы проявления инфантилизма, выработать средства преодоления, а также коррекции инфантилизма у студентов вузов, нужно проводить дополнительные исследования.
Ученые отмечают, что инфантилизм - сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, повышенной требовательности к заботе других о себе, в пониженной критичности к себе [1]. В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь, начиная со школьного подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают проявляться более отчётливо. Термин используется не только при характеристике психологического состояния, но и в отношении медицинских явлений. Учебный инфантилизм (парциальный) - это способ защиты от новых условий, в которые попадает студент, поступая в вуз. В связи с этим проявляется негативное восприятие учебного процесса, отторжение требований, предъявляемых преподавателями в учебном процессе, отсутствие личностного роста и самореализации, что доказывает незрелость личности.
Современные требования, предъявляемые к студентам медицинского вуза, предполагают образ специалиста, умеющего принимать быстрые и грамотные решения, творчески подходить к различным проблемам, находить оптимальные пути решения для скорейшего достижения результатов. Для становления такой личности необходимо наличие таких качеств, как
способность к саморазвитию и самосовершенствованию, внутренняя устойчивость, самоорганизация, навыки трудовой жизни и построение взаимоотношений в коллективе. Отсутствие вышеперечисленного, а также проявления неустойчивого поведения, чрезмерные эмоциональные реакции - признаки социальной незрелости личности, низкий уровень или отсутствие социализации говорит о проблеме учебного, профессионального и социального инфантилизма среди студентов.
Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.) [31. По мнению психологов, инфантильный человек сочетает в себе несколько ярко выраженных качеств:
- отсутствие перспективы, отсутствие силы воли, восприятие жизни как игры,
- эгоцентризм, иждивение, неспособность к самооценке.
В ходе нашего исследования нами было замечено увеличение сочетанных признаков проявления инфантилизма у студентов-медиков 1 курса. Среди разнообразных проявлений инфантильности нас больше всего волнует проблема учебного инфантилизма как профессиональной деформации, которая проявляется в потере интереса к изучаемым наукам, отторжении изучения дисциплин, осознании ненужности обучения в данном вузе.
«Учебный инфантилизм - деструктивный способ самореализации личности в условиях учебной и профессиональной среды под воздействием определенных психических условий и механизмов, который характеризуется негативным отношением к учебной и профессиональной деятельности... противодействием учебному процессу» [3], отсутствием самокритики, адекватного отношения к саморазвитию и профессиональному становлению. Следствием такого отношения чаще всего является отсутствие перспектив развития, постановки реальных целей и путей их достижения.
При исследовании проблемы учебного инфантилизма среди студентов 1 курса медицинского университета (в опросе приняло участие 120 человек) выявлены некоторые критерии, среди которых чаще встречается отсутствие учебной мотивации. Результаты опросов показали, что у 37% респондентов отсутствует учебная мотивация. Отмечается, что выбор места обучения и будущей профессии произошел под давлением со стороны родителей. Для сравнения: у студентов, обучавшихся в 2017-2018 учебном году, этот показатель составлял 1,7% (число студентов, принявших участие в опросе -120 человек).
39,5% отметили то, что не осознают учебу в университете, как серьезное занятие, предполагающее систематическую подготовку и углубленное изучение некоторых дисциплин. Принимающие участие в опросе открыто говорили о том, что не понимают системы обучения в вузе, не воспринимают серьезно требований, предъявляемых кафедрами, и полагают, что в дальнейшем «как в школе, все равно все поставят». Еще одним из значимых критериев явилась низкая степень усвоения информации в учебном процессе (Ср.: 7,1%).
47,3% отметили «информационный шок», что не были готовы к «такому объему информации», «привыкли учить на один день: выучил-сдал-забыл» (Ср.: 2,4%). Информационная перегруженность рождает когнитивную и творческую пассивность.
На основании проведённого анализа второй части опроса, который содержал ситуации требующие оценки со стороны студента от 1 до 5, можно выделить наиболее типичные:
- отстаивание собственного мнения с преподавателями;
- конфликты с преподавателями;
- ожидание хороших оценок (даже если практически не готов к занятию);
- необходимость постоянно выполнять домашнее задание;
- самостоятельная работа в EOS.
Для коррекции проявлений учебного инфантилизма у студентов медицинского вуза следует разработать комплекс технологий, направленных на учебную мотивацию, выявление ценностных ориентаций, потребностей в достижениях и обязательно на развитие рефлексивных способностей [9].
Проявление учебного инфантилизма порождает необходимость пересмотра организации процесса обучения с учетом особенностей личности. Наличие учебного инфантилизма не предполагает использование, например, проблемно-ориентированных методик. Следовательно, в некоторых случаях постепенно происходит переход к примитивному образованию.
Методические указания по освоению профессиональных дисциплин должны содержать рекомендации для преподавателей, каким образом должен быть построен тот или иной вид взаимодействия преподавателя и студента.
Например, лекции построены по методу критических вопросов или лекция по типу пресс-конференции, где каждый из студентов (по запланированному графику) прочитает свой доклад и задаст аудитории ряд вопросов.
Практические занятия проходят по принципу коллоквиума, с заранее оговоренными требованиями к докладам, ответам, выступлениям. Преподаватель должен научить студентов подбирать фактический материал для докладов или рефератов, развивать аналитические способности. Выступление должно быть строго регламентировано, не более 5-7 мин. и 10 мин. обсуждение в группе.
Для закрепления и актуализации знаний обучающихся после занятия на платформе EOS проводится тестирование. Методика прохождения теста и критерии оценки расписываются в справочном материале.
Для коррекции учебного инфантилизма также можно использовать кейс-задания, способные выделить личностные особенности студента, сформировать совместный и личностный подход к профилактике негативного отношения к ситуациям в учебной среде и общению с преподавателями. Кейсы должны содержать сжатую информацию (в виде интерактивных (анимированных) таблиц, графиков и диаграмм) [11], во время занятия преподаватель должен обсуждать совместно со студентами всё, что относится к теме занятия, консультирование проводиться непосредственно во время занятия, обсуждается результат и оценка ответа студента, большое внимание уделяется рекомендованной литературе, домашнее задание даётся по нарастающей, от закрепления пройденного на занятии до выполнения более сложных заданий.
Самостоятельная работа студентов поделена на 2 вида: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная работа предполагает выполнение небольших индивидуальных заданий, результат проверяется либо преподавателем, либо студенты меняются тетрадями и проверяют работы друг друга, определяя ошибки и выставляя оценку. Для внеаудиторной работы составляется график, согласно которому студент работает над подготовкой к докладу, контрольной работе, домашней работе, экзамену.
Нужно научить студентов самостоятельно анализировать ситуацию, находить пути решения и принимать решения. Данная методика активизирует обучающихся к обучению в университете, развивает коммуникативно-речевые аспекты профессиональной деятельности [2]. Данные виды деятельности помогут студентам преодолеть проявления инфантилизма, сформировать сценарий обучения в университете и развить профессиональное самосознание.
Выводы. Анализ проведенного нами исследования показал, что среди студентов 1 курса медицинского университета преобладает тенденция снижения учебной мотивации - низкий уровень успеваемости, отсутствие стремления овладения профессией и перспективы.
Следствием «несерьезного» восприятия процесса обучения является возникновение академической задолженности. Как говорилось ранее, обучение в вузе воспринимается как игра (время посвящается развлечениям, чтобы заглушить скуку). Проявляется неспособность к самооценке (требует, чтобы рядом находились люди, которые оценивают, подсказывают, как поступить в решении всех возникающих проблем). Таким образом, можно говорить о тенденции к увеличению проявлений учебного инфантилизма.
Полученные данные говорят о том, что необходимо выявление «групп риска» и разработка корректирующих мероприятий, направленных на формирование повышения уровня мотивации, позитивных форм учебной деятельности, рациональной организации рабочего времени.
Литература:
1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб: Питер, 2001. - 528 с.
2. Васюхневич, И.А. Стратегии формирования профессиональных речевых компетенций на занятиях по латинскому языку у студентов медицинского вуза / И.А. Васюхневич, Е.В. Баталова // Russian Journal of Education and Psychology. -2022. - Т. 13. - № 1-3. - С. 62-70
3. Владимирова, Т.Н. Учебный инфантилизм студентов гуманитарных специальностей / Т.Н. Владимирова, А.В. Утенков // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2011. - №3-2. - URL: https://cyberieninka.ru/article/n/uchebnyy-infantilizm-studentov-gumanitarnyh-spetsialnostey (дата обращения: 28.11.2022).
4. Воробьева, Т.А. Психологические особенности электронного обучения / Т.А. Воробьёва // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 2. - С. 100-104
5. Гордеева, Е.В. Цифровизация в образовании / Е.В. Гордеева, Ш.Г. Мурадян, А.С. Жажоян // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 4-1(74). - С. 112-115
6. Королева, Э.В. Социальный инфантилизм среди студентов высших учебных заведений: выдуманная или реальная проблема? / Э.В. Королева, Н.Г. Ивельская, А.Л. Чернышова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3.
7. Костина, Л.А. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе / Л.А. Костина, Л.М. Миляева // Фундаментальные исследования. - № 11. - 2014. - С. 433-437
8. Поваренков, Ю.П. Коррекция установки "жертвы" у студентов медицинского вуза в ситуации учебно-профессиональной адаптации / Ю.П. Поваренков, Р.А. Субботина // Ярославский педагогический вестник. - 2019. -№ 4(109). - С. 140-147
9. Фрейд, З. Малое собрание сочинений / З. Фрейд. - СПб.: Азбука, 2011. - 992 с.
10. Хрипович, В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы / В.А. Хрипович // Научные труды республиканского института высшей школы. - 2015. - №15 (2). - С. 206-213
11. Шапошников, В.И. Проблемы современного медицинского образования / В.И. Шапошников, М.Х. Ашхамаф, Р.В. Гедзюн, Н.В. Марченко // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 272-274; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4061 (дата обращения: 21.10.2022).
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); доктор педагогических наук, профессор Ромаева Наталья Борисовна Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация. В настоящей работе рассматриваются новые инструменты внедрения современных средств обучения в образовательный процесс высших учебных заведений в связи с развитием искусственного интеллекта. В статье анализируются результаты актуальных научных исследований в этой области. Сфера высшего образования рассматривается как экспериментальное поле по внедрению продуктов искусственного интеллекта и цифровой трансформации образовательного пространства. Акцентируются положительные стороны и возможные проблемы в связи с применением результатов искусственной интеллектуальной деятельности и инновационных технологий. В работе обсуждаются вопросы о пределах и границах допустимого влияния работы нейросетей в сфере высшего образования. Предлагается к обсуждению проблема некоторых правовых аспектов и этических вопросов, появляющихся в связи с расширением искусственной интеллектуальной деятельности в вузовском образовательном пространстве.
Ключевые слова: искусственный интеллект, высшее образование, цифровая трансформация, образовательные технологии, инновационные технологии.
Annotation. This paper discusses new tools for the introduction of modern learning tools into the educational process of higher education institutions in connection with the development of artificial intelligence. The article analyzes the results of current scientific research in this area. The sphere of higher education is considered as an experimental field for the introduction of artificial intelligence products and digital transformation of the educational space. The positive aspects and possible problems in connection with the application of the results of artificial intellectual activity and innovative technologies are emphasized. The paper discusses the limits and boundaries of the permissible influence of neural networks in the field of higher education. It is proposed to discuss the problem of some legal aspects and ethical issues arising in connection with the expansion of artificial intellectual activity in the university educational space.
Key words: artificial intelligence, higher education, digital transformation, educational technologies, innovative technologies.