Научная статья на тему 'Модель преодоления учебно-профессионального инфантилизма студентов'

Модель преодоления учебно-профессионального инфантилизма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ИНФАНТИЛИЗМ СТУДЕНТОВ / СТАГНАЦИЯ СТУДЕНТОВ / STUDENTS / STAGNATION / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ / THE STUDENTS' INFANTILISM / THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL INFANTILISM / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИE / SUBJECT TO SUBJECT INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подвойский В. П.

В статье показана модель преодоления учебно-профессионального инфантилизма, структура, механизм, основные компоненты, влияние на личность. Автор также показывает диагностический комплекс по выявлению учебно-профессионального инфантилизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The overcoming of the educational and professional students'' infantilism model

The educational model of the educational and professional infantilism overcoming, the structure, means, the main parts, the influence. The author also describes the diagnostic complex of the educational and professional infantilism reveal.

Текст научной работы на тему «Модель преодоления учебно-профессионального инфантилизма студентов»

Humanity space International almanac VOL. 1, No 3, 2012: 546-554

Модель преодоления учебно-профессионального инфантилизма студентов

В.П. Подвойский

Московский Педагогический Государственный Университет 119991, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1 Moscow State Pedagogical University

Malaya Pirogovskaya str. 1, building 1, Moscow 119991 Russia

Ключевые слова: модель, инфантилизм студентов, стагнация студентов, учебно-профессиональный инфантилизм, субъект-субъектное взаимодействда. Key words: model, the students' infantilism, the students; stagnation, the educational and professional infantilism, subject to subject interaction. Резюме: В статье показана модель преодоления учебно-профессионального инфантилизма, структура, механизм, основные компоненты, влияние на личность. Автор также показывает диагностический комплекс по выявлению учебно-профессионального инфантилизма.

Abstract: The educational model of the educational and professional infantilism overcoming, the structure, means, the main parts, the influence. The author also describes the diagnostic complex of the educational and professional infantilism reveal.

[Podvoysky V.P. The overcoming of the educational and professional students' infantilism model]

Сегодняшний этап развития педагогической психологии вуза можно характеризовать как слом привычных стереотипов, поиски нового. Развитие тенденции к осмыслению проблем социальной и профессиональной адаптивности, ориентация на нужды человека, оптимизацию социальных отношений, условий его обитания, сферы учебной деятельности по праву выдвинули на передний план психолого-педагогическую сторону данной проблемы. Решение всей группы вопросов опирается на понимание того, что формирование личностных качеств индивида, возможности их совершенствования, воспроизводства и реабилитации обусловливаются наследственной предрасположенностью, возможностями самовоспитания, спецификой влияния социальной среды как на микро, так и на макроуровни ее организации, а также потенциалом педагогического воздействия субъектов воспитывающего влияния, эффективностью социального управления. Очевидно и

другое: психолого-педагогическое влияние учитывает тот факт, что человек готовится к жизни и живет не вообще, не в среднестатистических общечеловеческих условиях, но в контексте вполне конкретной социокультурной, социально-территориальной и экономической ситуации. В этом смысле преодоление не может быть одинаковыми для всех времен и народов, этнических групп.

Социальная среда в целом, различные сферы микросферы существования личности во всех возрастных периодах в процессе всей жизни человека оказывают на его поведение соответствующее влияние. Социально-исторически обусловлен и характер воздействия, возможности субъектов, психолого-педагогические воздействия, их количество и согласованность слияния, в том числе и различных учреждений.

Огромное разнообразие условий среды, в которой живет человек, особенностей его индивидуально-личностных обстоятельств жизни, характера, здоровья, истории, влияние факторов наследственности требуют от психолого-педагогической деятельности как основы оказания помощи повышенного внимания к неповторимому в жизни человека.

Модель - это структурно-схематичное изображение фрагмента природной или социальной реальности, неразрывно связанное с ней и отражающее существенные свойства и отношения оригинала. В гуманитарных науках при обосновании концепций чаще всего используют содержательные модели структурно-функционального типа, основные компоненты которой образуют последовательное и системное описание изучаемого явления.

В предлагаемой нами модели учебно-профессионального инфантилизма студентов отражает совокупность основных ее компонентов и их взаимосвязи, составляя в итоге этапную программу достижения заявленной цели в виде понимания данного явления и его коррекции. Указанные компоненты образуют логичную последовательность и дают системное описание предмета исследования, включающее его качественные характеристики, ключевые свойства и основные признаки. Таким образом, главной отличительной особенностью предложенной модели, на наш взгляд, является ее

эксплицитность, т. е. относительная ясность и точность в описании пути достижения требуемого результата.

Вместе с тем, как и всякая модель, она дает очень сжатое и формализованное описание логики, поскольку является упрощенной реконструкцией реального процесса достижения искомого результата. Детальное представление авторской модели учебно-профессионального инфантилизма студентов требует обращения к ее содержательной характеристике, без которой реализация предлагаемого подхода в практике профессиональной подготовки будет невозможной.

А.А. Мартынова отмечает, что под моделью профессионального развития понимается основополагающую профессионально-личностную направленность студента, формирующаяся в процессе вузовской подготовки и реализуемую в процессе профессиональной деятельности. Позитивно-ориентированная модель профессионального развития реализуется в профессиональном развитии и росте, негативно-ориентированная - являются основой для возникновения деструкций в профессиональной деятельности специалиста, таких, как: профессиональные деформации и связанные с ними кризисы профессионализма, профессиональное «сгорание», профессиональная усталость и пассивность и пр (Мартынова, 2002).

Средой профессионального развития студентов является среда образовательного учреждения, рассматриваемая нами с точки зрения субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента, как комплекс, создаваемый структурно-функциональной необходимостью организации педагогического пространства, и определяемый явлениями социально-психологического уровня (в том числе, в значительной степени, восприятием преподавателей и студентов конкретного микро-социума).

Сферой реализации выступает профессиональная деятельность специалиста, выступающая: и как сложнейшая система адаптации личности к разнообразным условиям социума;и как способ жизнедеятельности человека в конкретной ситуации; и как активное преобразование среды в соответствии с мотивацией человека и его потенциалами.

Формирование моделей профессионального развития будущего специалиста осуществляется в процессе получения студентом высшего профессионального образования в вузе, и акцентируется с начала прохождения студентами дисциплин специальности (начиная с 3 курса).

Сущность модели учебно-профессионального

инфантилизма состоит в следующем. Предполагается, что студент, фрустрированный не поддающимися разрешению проблемами возникающими в учебном процессе, сначала прибегает к социально приемлимым действиям в форме стратегий преодоления трудностей, и лишь когда ситуация выходит за границы его возможностей, обращается к инфантильным защитным механизмам, в виде особых копинг-стратегий.. Процесс преодоления трудностей начинается с восприятия затруднительной ситуации, которое приводит в действие все привычные способы действия, обеспечивая возможность решения, построенного на основе инфантильного поведения.

Анализ теорий и эмпирических исследований по проблемам учебно-профессионального инфантилизма студентов позволили нам представить рабочую структурно-процессуальную модель, определяющую место и роль, взаимодействие различных ее компонентов. Мы выделяем следующие составляющие учебно-профессионального инфантилизма студентов:

• представление о должном - некие общие стандарты, принятые в обществе, в данной группе, представление их значимости («что я должен?»; «что значимо?»);

• представления о себе («что я имею?»);

• личные стандарты и цели («что я хочу»?);

• оценка релевантности «должного» - соответствует или не соответствует представление о себе с должным («я такой, каким должен быть?»);

• оценка конгруэнтности - соответствует представление о себе личным целям или не соответствует («я такой, каким стремлюсь быть»?);

• самооценка - оценка значимости, собственной

ценности («что это значит для меня?»);

• эмоциональное отношение к себе - чувства, эмоциональные реакции, которые обусловлены оценкой себя («насколько позитивно я к себе отношусь?»);

• рефлексия - активное осмысление и переосмысление, процесс самопознания и самопонимания тех или иных содержаний своего самосознания;

• оценка собственной эффективности в какой-либо сфере деятельности, уверенность человека в собственной конкретно обозначенной компетентности, в своих способностях организовать и исполнить действия, необходимые для определенных достижений в данной деятельности.

Таким образом, модель учебно-профессионального инфантилизма студентов понимается как целостное, динамическое, многокомпонентное образование, включающее следующие подструктуры: когнитивную, оценочную, эмоциональную, ценностно-смысловую, мотивационно-целевую и рефлексивную. Выделенные структурные компоненты отражаются в выборе задач и в постановке целей, в настойчивости и в уровне усилий, в эмоциональных реакциях и в эффективности, в успешности деятельности и в интересе к ней.

Можно выделить следующие показатели учебно-профессионального инфантилизма студентов:

• результаты профессиональной деятельности (для тех, у кого есть опыт работы по профессии);

• результаты психолого-педагогической практики ;

• мотивация достижения, значимость будущей профессии;

• академическая успеваемость по специальностям и спецкурсам;

• готовность после окончания вуза работать по специальности;

• оценка релевантности, т.е. соответствие представлений о себе как профессионале с теми представлениями, которые должны быть у профессионала;

• оценка конгруэнтности между профессиональными

стандартами и целями, стандартами и личностными представлениями о себе.

Учебно-профессиональный инфантилизм выступает продуктом «ограничителей», стереотипов бытия. При этом критерием диагностики учебно-профессионального

инфантилизма является: негативное отношение учащихся к своим сокурсникам, стремящимся достигать высоких результатов, демонстрирующим стремление к освоению знаний; негативное отношение к существующим формальным нормам и ценностям образовательного социума, формам работы и взаимодействия педагогов и студентов; активно-агрессивные протестные поведенческие модели.

Огромное влияние на формирование личности студента оказывает обучение, сама среда вуза. Следовательно, важно знать, каково содержание социально-психологического взаимодействия студента с этим значимым в его жизни социальным институтом: как он влияет на развитие его интеллекта, мотивацию к учебе и профессиональную направленность и как проявляются кризисные моменты в этом взаимодействии.

Условия восстановления личности с инфантильными формами поведения и принципы организации процесса коррекции учебно-профессионального инфантилизма, предполагают исследование проблемы организации деятельности по формированию позитивных, полноценных и реальных умений адаптации студента в условиях изменения социального и профессионального социума.

Принимая учебно-профессиональный инфантилизм студента в качестве стратегии жизнедеятельности и определенной формы адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, программу по преодолению необходимо выстраивать с учетом данных особенностей.

Возникает необходимость определения проявления учебно-профессионального инфантилизма студента педвуза, как основы для формирования комплекса необходимых воздействий и условий внешней среды, обеспечивающих устойчивость функционирования профессионально-образовательной и воспитательной системы вуза, каждое из которых определяет

свои требования.

На наш взгляд, система коррекции учебно-профессионального инфантилизма студента педвуза предполагает три взаимосвязанные этапа: диагностический комплекс - выявление наличия учебно-профессионального инфантилизма, уровня его проявлений и типа его возникновения; комплекс по коррекции учебно-профессионального инфантилизма студента; комплекс по профилактике учебно-профессионального инфантилизма студентов вуза.

По сути, коррекция как идея, развивается в рамках парадигмы «содействия». Данная парадигма предполагает: деятельностное начало (т.е. содействие есть профессиональная деятельность, имеющая предмет, цели, задачи, план); профессиональные цели могут быть достигнуты только через вовлечения в процесс самого обучаемого (со-действие).

Как отмечает И.А. Липский, проблема психолого-педагогического сопровождения развития личности человека на пути его жизнедеятельности носит комплексный характер, и, следовательно, обусловливает потребность в ее структуризации на основе уровневого подхода. Данный подход, в свою очередь, предполагает вычленение в ней категорий всеобщего, особенного и отдельного, выступающих ступенями изучения данной проблемы (основание общности). Совокупность этих и некоторых других оснований в их последовательном применении и обеспечивает комплексный анализ проблемы педагогического сопровождения развития личности человека.

Следовательно, сопровождение на этом уровне общности представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом в определенном пространстве и во времени. В процессе такого взаимодействия осуществляется развитие человека на его жизненном пути, в чередовании конкретных жизненных и социальных ситуаций.

Согласно И.А. Липскому, по своей сути такое сопровождение является функциональной координацией

следствий этих воздействий, т.е. систему действий, и имеет общей целью именно развитие человека среди других людей как непрерывно-прерывистый процесс его качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности и жизнедеятельности, социальных взаимосвязей и т.д. Поскольку человек на пути своего развития не изолирован от других, а находится с ними в процессе социального общения, взаимодействия, совместного движения вперед (прогрессивное развитие) или назад (регрессивное развитие), постольку эти люди находятся рядом с ним, т.е. сопровождают его развитие от момента рождения до момента смерти человека в глубокой старости.

Методологическим основанием системы сопровождения и коррекции была определена концепция свободного выбора как условия развития студента. Исходным положением теории сопровождения, может быть, выдвинут - системно-ориентационный подход, в логике которого развитие понимается как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем. Сопровождение трактуется как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия, в котором несет он сам. Важнейшим положением предлагаемого подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта. Данный подход позволил выделить сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Диагностический комплекс по выявлению учебно-профессионального инфантилизма. Основная сложность разработки программы исследования заключается в разнообразии проявлений учебно-профессионального инфантилизма студентов, что заставляет отказаться от поиска четко ориентированных тестов и методик. «Постановка диагноза» как для целей коррекции, так и диагностики учебно-профессионального инфантилизма, является важной составляющей успешного преодоления. Но необходимо

констатировать, что постановка «диагноза» представляется крайне сложной проблемой. Л.С.Выготский, в сферу психического диагноза, включал всю полноту процесса развития, подразумевая под этим прежде всего характеристику уровня психического развития индивида, его качественного своеобразия по данной стадии, а также характеристику совокупностей условий, его определяющих.

Диагностика выступает одним из основных этапов успешной коррекционной работы. Но диагностика учебно-профессионального инфантилизма, как было отмечено ранее, предполагает комплексную работу по выявлению ряда критериев, которые могут быть выделены в качестве системообразующих. Изменение критериев является показателем результативности проводимой коррекционной работы по преодолению учебно-профессионального инфантилизма.

Приходится констатировать, что выявление (диагностика) учебно-профессионального инфантилизма не может рассматриваться как краткосрочный процесс. Это длительная, комплексная работа педагогов вуза по оценке и изучению каждого студента, динамики его ценностных установок, поведения, успеваемости. С другой стороны, потенциал коррекционной работы учебно-профессионального

инфантилизма заложен, прежде всего, в группой работе, в коллективных формах предупреждения и преодоления данного негативного феномена.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. 1984. Проблема возраста. Собраниесочинений. М., Т. 4. Мартынова А.А. 2002. Социально-педагогические условия формирования моделей профессионального развития специалистов в области социального управления на этапе вузовской подготовки. Автореф.кандид.дисс. М. 24 с.

Получена / Received: 18.06.2012 Принята/Accepted: 23.06.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.