Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия профилактики социального инфантилизма курсантов военных вузов'

Психолого-педагогические условия профилактики социального инфантилизма курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА / КУРСАНТЫ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / SOCIAL INFANTILISM / SOCIAL MATURITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL MEANS / PREVENTION OF SOCIAL INFANTILISM / CADETS / VALUE SYSTEM OF AN INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романюк Сергей Николаевич

В статье раскрываются вопросы социального инфантилизма личности и социальной зрелости как качества, ему противоположного. Приводятся исходные положения, на которых основаны педагогические условия профилактики социального инфантилизма. Изложены факторы формирования социальной зрелости личности. Представлена целостная система педагогических условий профилактики социального инфантилизма. Их анализ и обобщение позволили определить ряд исходных положений, с учетом которых возможно моделирование системы психолого-педагогических условий профилактики социального инфантилизма курсантов. Сделан вывод, что методологической базой системы педагогических условий профилактики социального инфантилизма служат положения средового, системного, культурологического, деятельностного, коммуникативного (диалогического), аксиологического, акмеологического, социально-ролевого, практико-ориентированного/контекстного, проблемного подходов к организации и осуществлению педагогической профилактики социального инфантилизма курсантов военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Conditions for Prevention of Social Infantilism in Cadets

This research studies the issues of social infantilism of an individual and social maturity as a trait that is opposite to it. The paper provides basic premises that provide the ground for pedagogical conditions for prevention of social infantilism. The work describes the factors fostering social maturity of an individual. It provides a holistic system of pedagogical conditions for prevention of social infantilism. Based on the analysis and generalization of these conditions, a number of basic premises that allow to model a system of psychological and pedagogical conditions for prevention of social infantilism in cadets is proposed. It is concluded that the system of pedagogical conditions for prevention of social infantilism is methodologically based on environmental, systemic, cultural, activity, communicative (dialogical), axiological, acmeological, social role, practice-oriented/context-based, problem-based approaches to organization and implementation of pedagogical prevention of social infantilism in cadets.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия профилактики социального инфантилизма курсантов военных вузов»

УДК [378+159.923]:355/359 Романюк Сергей Николаевич

аспирант кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ИНФАНТИЛИЗМА КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

https://doi.org/10.24158/spp.2019.10.20 Romanyuk Sergey Nikolaevich

PhD student, Department of Pedagogy and Social Psychology, Social Technologies and Tourism Faculty, Adygea State University

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREVENTION OF SOCIAL INFANTILISM IN CADETS

Аннотация:

В статье раскрываются вопросы социального инфантилизма личности и социальной зрелости как качества, ему противоположного. Приводятся исходные положения, на которых основаны педагогические условия профилактики социального инфантилизма. Изложены факторы формирования социальной зрелости личности. Представлена целостная система педагогических условий профилактики социального инфантилизма. Их анализ и обобщение позволили определить ряд исходных положений, с учетом которых возможно моделирование системы психолого-педагогических условий профилактики социального инфантилизма курсантов. Сделан вывод, что методологической базой системы педагогических условий профилактики социального инфантилизма служат положения средового, системного, культурологического, деятельностного, коммуникативного (диалогического), аксиологического, ак-меологического, социально-ролевого, практико-ориентированного/контекстного, проблемного подходов к организации и осуществлению педагогической профилактики социального инфантилизма курсантов военных вузов.

Ключевые слова:

социальный инфантилизм, социальная зрелость, педагогические условия, педагогические средства, профилактика социального инфантилизма, курсанты военных вузов, ценностные ориентации личности.

Summary:

This research studies the issues of social infantilism of an individual and social maturity as a trait that is opposite to it. The paper provides basic premises that provide the ground for pedagogical conditions for prevention of social infantilism. The work describes the factors fostering social maturity of an individual. It provides a holistic system of pedagogical conditions for prevention of social infantilism. Based on the analysis and generalization of these conditions, a number of basic premises that allow to model a system of psychological and pedagogical conditions for prevention of social infantilism in cadets is proposed. It is concluded that the system of pedagogical conditions for prevention of social infantilism is methodologically based on environmental, systemic, cultural, activity, communicative (dialogical), axiological, acmeological, social role, practice-oriented/context-based, problem-based approaches to organization and implementation of pedagogical prevention of social infantilism in cadets.

Keywords:

social infantilism, social maturity, pedagogical conditions, pedagogical means, prevention of social infantilism, cadets, value system of an individual.

Социальный инфантилизм определяется как несоответствие сознания и поведения взрослых индивидов социальным нормам, ценностям, ожиданиям, статусно-ролевым стандартам, принятым в данном обществе. Бинарную оппозицию ему составляет социальная зрелость личности - качество, характеризующее достижение человеком нормативных для конкретного возрастного этапа результатов социализации (в виде личностно-психологических качеств, присвоения социальных ролей, выполнения соответствующих функций и т. д.), освоение возрастного содержания социального опыта [1].

Профилактика социального инфантилизма трактуется современными учеными как важнейший целевой ориентир педагогического процесса, имеющий свою специфику на разных уровнях образования. Его организация требует определения и создания адекватных педагогических условий. Разным аспектам данных условий посвящены исследования многих авторов. Их анализ и обобщение позволили определить ряд исходных положений, с учетом которых возможно моделирование системы психолого-педагогических условий профилактики социального инфантилизма курсантов.

1. Бинарная оппозиционность социального инфантилизма и социальной зрелости личности. Исходя из этого, во-первых, успешность профилактики социального инфантилизма правомерно определять по показателям сформированности качеств социальной зрелости личности,

во-вторых, педагогические условия необходимо выявлять на основе системного учета факторов как развития социального инфантилизма, так и формирования социальной зрелости личности.

Обобщенными ключевыми причинами возникновения социального инфантилизма молодежи, которые можно преодолеть (либо снизить силу их воздействия) педагогическими средствами, выступают:

а) семейные - нивелирование семейных ценностей и ценности семьи;

б) социально-экономические - нивелирование ценностей человеческого труда, реального общения в социуме;

в) социокультурные - снижение важности, обязательности соблюдения норм морали и нравственности, мощное воздействие на сознание массмедиа;

г) образовательные - снижение ценностей образованности, неопределенность профессиональных планов и перспектив.

Что касается системы образования, важно отметить в качестве обобщенного негативного фактора отсутствие целостной системы воспитания и образования, ориентированной на профилактику социального инфантилизма и становление социальной зрелости личности.

Факторы формирования социальной зрелости личности можно распределить по следующим группам:

а) семейные - полноценное деятельное участие в жизни семьи, выполнение семейных обязанностей, забота о членах семьи;

б) социокультурные - богатство реальных социальных связей, контактов; нормативная за-данность и подкрепленность (внешняя, как положительная, так и отрицательная) ответственного выполнения всего спектра обязанностей (определяемых социальным статусом и социальными ролями (возрастом, этапом социализации)) и исполнения социальных норм и правил;

в) социально-экономические - реальное участие в экономических процессах, трудовых отношениях, гражданских процессах;

г) образовательные - сознательное профессиональное самоопределение; ответственное участие в социально значимых видах деятельности (учебной, профессионально ориентированной, общественной, творческой и пр.).

Все вышеназванные факторы, по нашему мнению, управляются педагогическими средствами, хотя в некоторых случаях только в рамках образовательной организации либо семьи.

2. Множественность и взаимосвязанность внешних и внутренних факторов, детерминирующих развитие социального инфантилизма и социальной зрелости личности, а также структурно-содержательная сложность данных личностных феноменов. Это требует комплексных педагогических воздействий на все сферы личности и на выявленные факторы: активизирующих - на факторы формирования социальной зрелости, нейтрализующих - на факторы развития социального инфантилизма. Необходимо опираться на средовой подход при проектировании процесса и содержания педагогической профилактики социального инфантилизма у курсантов военных вузов.

Средовой подход позволяет аккумулировать все ресурсы (материальные, духовные, кадровые) образовательной организации, наполненные и обогащенные в соответствии с планируемым предназначением, и направить их на решение поставленной задачи [2]. Образовательная среда, являясь частью социокультурного пространства, представляет собой зону взаимодействия педагогических систем и их элементов, образовательного материала и содержания, субъектов образования [3]. При опоре на средовой подход появляется возможность создания целостной социально-развивающей (социально-воспитывающей, социализирующей) среды - совокупности образовательно-воспитательных, духовно-нравственных, информационных, кадровых, материальных условий профилактики развития социального инфантилизма курсантов военных вузов через формирование качеств социально зрелой личности.

3. Непрерывность и «бесконечность» становления социальной зрелости личности. Данный процесс длится всю сознательную жизнь человека, на разных возрастных этапах можно фиксировать лишь промежуточные результаты ее становления. Именно профилактика социального инфантилизма позволяет рассчитывать на успешное дальнейшее развитие социальной зрелости личности обучающихся по окончании вуза. Эффективная педагогическая профилактика, на наш взгляд, обеспечит курсантам военных вузов внутреннюю установку на противодействие внутренним и внешним факторам развития социального инфантилизма, которые в дальнейшем не могут не возникать в их жизни. Это связано с самой сущностью профилактической работы, которая заключается в создании психолого-педагогических и социально-педагогических условий, необходимых для нормальной социализации личности. Ее непосредственное функционирование осуществляется через совокупность воспитательных воздействий, направленных на устранение рисков возникновения отклонений в развитии (либо на исправление имеющихся отклонений и устранение рисков их повторного возникновения) [4].

4. Характеристики социальной зрелости личности включают как общие для возрастной группы элементы, так и особенное для социальной и профессиональной группы содержание. В данном контексте содержание социальной зрелости личности определяется с учетом контингента - курсантов военных вузов, для которых условия обучения и будущая профессиональная деятельность определяют специфические параметры социальной зрелости.

5. Организационные условия обучения курсантов, особый регламент военной службы актуализируют действие специфических факторов, способствующих как развитию социального инфантилизма, так и формированию социальной зрелости личности курсантов военных вузов. Это требует выбора и создания особых, отличных от гражданских вузов, педагогических условий, обеспечивающих профилактику социального инфантилизма. Структурные компоненты (психологические характеристики) социального инфантилизма и социальной зрелости обусловливают направление педагогических воздействий (и, соответственно, выбор средств, форм, методов педагогической деятельности) на когнитивную, мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую, рефлексивно-регулятивную, поведенческо-коммуникативную сферы личности курсантов военных вузов. При этом спектр социальных сфер (предметное содержание социального инфантилизма и социальной зрелости) задает контекст деятельности курсантов военных вузов, организация которой включена в состав педагогических условий.

В целом говоря о педагогической профилактике социального инфантилизма курсантов, отметим, что становление социально зрелой личности предполагает:

а) обеспечение оптимальных семейных условий социализации личности, полноценного выполнения семьей функций агента первичной социализации (преимущественно на общественно-государственном уровне, включая, однако, и превентивную работу образовательных институтов), а также преодоление, коррекцию негативного влияния семейного воспитания на личность (преимущественно на уровне образования);

б) превенцию (профилактику) и/или преодоление негативного влияния современной социокультурной реальности на личность посредством формирования реалистичного взгляда на мир, критического мышления, нравственных ценностных ориентиров, моральных норм и пр. (на уровне образования и семьи как агентов социализации);

в) первоочередную направленность педагогических воздействий на сферу ценностных ориентаций личности; в качестве важнейших педагогических механизмов профилактики правомерно, на наш взгляд, рассматривать социально-ролевое просвещение, нравственное воспитание, организацию различных видов социально полезной деятельности обучающихся;

г) стимулирование процессов саморазвития, самовоспитания посредством целенаправленного и системного создания ситуаций, при которых социально-инфантильное поведение становится дискомфортным или «невыгодным» для субъектов, а комфортного состояния (в психологическом (самоуважение, заинтересованность), бытовом (удобства), материальном (финансы, возможность удовлетворения материальных и отчасти духовных потребностей), социальном (признание, общение) аспектах) возможно достичь, только проявляя социальную зрелость, демонстрируя зрелое поведение [5].

6. Социально-культурная обусловленность, деятельностно-поведенческое проявление социального инфантилизма и социальной зрелости личности среди выявляемых педагогических условий придают ключевое, системообразующее значение социальным практикам и иным видам социально полезной деятельности. Фундаментальная роль ценностных ориентаций личности в исследуемых феноменах обусловливает необходимость опоры на аксиологический подход, а стремление к совершенствованию, самореализации как имманентное свойство зрелой личности - на положения акмеологического подхода при проектировании системы профилактических мероприятий.

Резюмируя, заключаем следующее. Методологической базой системы педагогических условий профилактики социального инфантилизма служат положения средового, системного, культурологического, деятельностного, коммуникативного (диалогического), аксиологического, акмеологического, социально-ролевого, практико-ориентированного/контекстного, проблемного подходов к организации и осуществлению педагогической профилактики социального инфантилизма курсантов военных вузов. В соответствии с ними в контексте проблемы исследования психолого-педагогические условия включают:

1) интеграцию влияний и воздействий факторов внешней и внутренней среды, всех субъектов образования с целевой ориентацией на развитие социальной зрелости курсантов военных вузов, а именно направленность педагогической профилактики на нейтрализацию факторов развития социального инфантилизма и актуализацию факторов формирования социальной зрелости личности; на расширение информационного и практического взаимодействия с социальной

средой; на организацию целостного и всестороннего осмысления курсантами военных вузов процессов и явлений социальной и профессиональной действительности; на междисциплинарную, межпредметную, внутрипредметную интеграцию содержания обучения и воспитания;

2) обеспечение социокультурной адаптации курсантов военных вузов к учебным, профессиональным, социальным условиям жизни и деятельности - организация эффективного включения курсантов военных вузов в образовательный, воспитательный, учебно-практический процессы и профессиональную деятельность; усвоение и интериоризация норм и ценностей образовательной среды, профессионального сообщества и социума; анализ внутренних и внешних условий функционирования среды, изучение и прогнозирование требований социума к личности курсантов военных вузов, офицеров с точки зрения социальной зрелости; коррекция педагогических условий в соответствии с результатами анализа для обеспечения личностной ориентированности и природо- и культуросообразности содержания образования;

3) выбор средств, методов, форм педагогической профилактики, обеспечивающих позитивное воздействие на когнитивную, мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую, рефлексивно-регулятивную, поведенческо-коммуникативную сферы личности курсантов военных вузов; социально-ролевое просвещение курсантов; актуализацию внутренних ресурсов саморазвития курсантов военных вузов;

4) максимальное погружение курсантов военных вузов в социальную и профессиональную среду - системная организация различных социальных практик и иных видов социально полезной деятельности, активное, сознательное и ответственное участие в которых является ключевым технологическим условием формирования социальной зрелости личности;

5) проектирование контекста деятельности курсантов военных вузов (учебной, научной, практической, творческой, общественной и пр.) в соответствии со спектром социальных сфер проявления социального инфантилизма / социальной зрелости: политическая, гражданская, семейная, экономическая, правовая, профессиональная (социально-трудовая), учебная;

6) всестороннее стимулирование (включая внешнее положительное и отрицательное подкрепление) социально зрелого поведения - создание ситуаций дискомфорта для проявления социального инфантилизма и ситуаций успеха для выражения социальной зрелости.

Ссылки:

1. Гребенникова В.М., Щербина А.И. Инфантилизация молодежи как актуальная проблема социально-психологической безопасности государства [Электронный ресурс] // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. № Т24. С. 52-56. URL: https://e-koncept.ru/2016/56412.htm (дата обращения: 08.11.2019).

2. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д., 1997. 28 с. ; Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград, 2001. 181 с.

3. Новые ценности образования: культурные модели школ : сборник / ред. Р.М. Люсиер. М., 1995. 248 с. ; Пчелин-цева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. 45 с. ; Хазова С.А. Понятие и характеристики конкурентоформирующей образовательной среды вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. Вып. 5 (33). С. 99-103.

4. Бондаревская Е.В. Указ. соч. ; Гребенникова В.М., Щербина А.И. Указ. соч. ; Шубникова Е.Г. Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ как предметная область превентивной педагогики // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-1. С. 193-197.

5. Barclay L.K. Infant Development. N. Y., 1985. 528 p.

References:

Barclay, LK 1985, Infant Development, New York, 528 p.

Bondarevskaya, EV 1997, Personality Oriented Education: the Experience of Paradigm Development, Rostov-on-Don, 28 p., (in Russian).

Borytko, NM 2001, Within the Space of Educational Activity, Volgograd, 181 p., (in Russian).

Grebennikova, VM & Shcherbina, AI 2016, 'Infantilization of Youth as a Crucial Problem of Social and Psychological Safety of a State', Konzept: nauchno-metodicheskiy zhurnal, vol. 24, pp. 52-56, viewed 08 November 2019, <https://e-koncept.ru/2016/56412.htm>, (in Russian).

Khazova, SA 2008, 'The Concept and Characteristics of a Competitor Building Educational Environment of a University', Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika ipsikhologiya, iss. 5 (33), pp. 99-103, (in Russian). Lyusier, M (ed.) 1995, New Values of Education: Cultural Models of Schools: a collected volume, Moscow, 248 p., (in Russian). Pchelintseva, IG 2006, Building a Tolerant Environment in Educational Space of a Higher Education Institution, PhD thesis abstract, Saint Petersburg, 45 p., (in Russian).

Shubnikova, YeG 2014, 'Pedagogical Prevention of Psychoactive Substances Use as Subject Matter of Preventive Pedagogy', Fundamental'niye issledovaniya, no. 9-1, pp. 193-197, (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Жбан Екатерина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.