Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Я-концепция / психолого-педагогические условия / формирование Я-концепции / младший школьник. / Self-concept / psychological and pedagogical conditions / formation of Self-concept / younger student.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешкова Н.А.

В статье обоснованы и представлены условия формирования позитивной Я-концепции младшего школьника. Показано, что для развития Я-концепции младшего школьника необходимо создание в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение школьника к самому себе как собственное, так и со стороны других; развитие самопознания и формирование адекватного самоотношения ребенка; создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения; обучение школьников речевому этикету и формирование позитивных взаимоотношений с окружающими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE SELFCONCEPT OF A YOUNGER STUDENT

The article substantiates and presents the conditions for the formation of a positive Self-concept of a junior schoolboy. It is shown that for the development of the Self-concept of a younger student, it is necessary to create success situations during lessons that develop a positive attitude of the student to himself, both his own and from others; the development of self-knowledge and the formation of an adequate self-attitude of the child; the creation of educational situations that allow the child to identify discrepancies between his behavior and ethical norms and cause him to reduce the detected discrepancies; teaching schoolchildren speech etiquette and the formation of positive relationships with others.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»

10. Martin, David S., Craft, Anna R. and Tillema, H. (2002). Developing Critical and Creative Thinking Strategies in Primary School Pupils: An Inter-Cultural Study of Teachers' Learning. Journal of In-Service Education, 28(1) pp. 115-134.

11. Newton, L.D. & Newton, D.P. (2014). Creativity in 21st Century Education. PROSPECTS: Quarterly Review of Comparative Education 44(4): 575589.

12. Treffinger, D. J., Solomon, M., & Woythal, D. (2012). Four decades of creative vision: Insights from an evaluation of the future problem solving program international (FPSPI). The Journal of Creative Behavior, 46(3), 209-219.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Пешкова Н.А.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, доцент кафедры специальной психологии,

к. психол. н

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE SELF-

CONCEPT OF A YOUNGER STUDENT

Peshkova N.

Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, Candidate of Psychological Sciences

Аннотация

В статье обоснованы и представлены условия формирования позитивной Я-концепции младшего школьника. Показано, что для развития Я-концепции младшего школьника необходимо создание в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение школьника к самому себе как собственное, так и со стороны других; развитие самопознания и формирование адекватного самоотношения ребенка; создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения; обучение школьников речевому этикету и формирование позитивных взаимоотношений с окружающими.

Abstract

The article substantiates and presents the conditions for the formation of a positive Self-concept of a junior schoolboy. It is shown that for the development of the Self-concept of a younger student, it is necessary to create success situations during lessons that develop a positive attitude of the student to himself, both his own and from others; the development of self-knowledge and the formation of an adequate self-attitude of the child; the creation of educational situations that allow the child to identify discrepancies between his behavior and ethical norms and cause him to reduce the detected discrepancies; teaching schoolchildren speech etiquette and the formation of positive relationships with others.

Ключевые слова: Я-концепция, психолого-педагогические условия, формирование Я-концепции, младший школьник.

Keywords: Self-concept, psychological and pedagogical conditions, formation of Self-concept, younger student.

В современном мире все острее встает проблема формирования активной позиции школьника в учебном процессе. В связи с этим необходимо развивать умения ребёнка оценить особенности своей личности и деятельности, войти в роль ученика, правильно выстроить взаимоотношения с окружающими, то есть требуется определённый уровень сформированности Я-концепции младшего школьника [1].

Теоретическое изучение сущности и структуры Я-концепции, ее особенностей у детей младшего школьного возраста позволило нам определить ряд психолого-педагогических условий формирования позитивной Я-концепции младшего

школьника. При выделении этих условий мы руководствовались следующими теоретическими положениями.

Специфика развития всех структурных составляющих Я-концепции детей младшего школьного возраста определяется успешностью освоения ими ведущего вида деятельности - учения, а также построения взаимоотношений с окружающими.

Ребенок, пришедший в школу, не умеет учиться, не владеет учебной деятельностью, поэтому он нуждается в педагогической поддержке. Ему нужно и можно помочь, чуть-чуть «подтолкнуть», не дать потерять веру в себя. Именно от победы над собой, от преодоления трудностей, от

признания окружающих ребенок испытывает высшее удовольствие и радость. Задача учителя в том и состоит, чтобы каждому школьнику дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Радость сама по себе не возникает; в основе ее успех, который является единственным источником внутренних сил ребенка. Воспитание младшего школьника есть искусство подведения его к успеху, вооружение опытом положительных переживаний самого себя и собственной деятельности.

Все это дает основание выделить первое условие: создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других.

Одним из важнейших факторов успешности деятельности является самооценка, поскольку знание своих возможностей побуждает человека к стремлению их реализовать. Формирование оптимальной структуры самооценки требует развития у ребенка дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя, адекватно понимать содержание оцениваемых качеств. Знание себя, своих психофизиологических особенностей, а в итоге - особенностей характера, стиля и тактики собственной жизни, - это одно из базовых знаний человека, которое способно сделать его жизнь целенаправленной и успешной. Поэтому второе из выделенных нами условий заключается в следующем: развитие самопознания и формирование адекватного самоотношения.

Одно из главных жизненных умений, которыми природа не снабжает от рождения, но которыми должен безусловно овладеть человек, - умение управлять собой. Чтобы помочь каждому ребенку осознать свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, сформировать умение владеть своими чувствами, выбирать эффективные способы поведения, следует использовать методы опосредованного влияния на личность, методы, при которых школьники находились бы в субъектной позиции. Одним из таких методов является воспитывающая ситуация. Проведение ребенка через самые разнообразные ситуации помогает ему накапливать адекватный их содержанию опыт эмоциональных переживаний, приводит к убеждению на уровне своего сознания в целесообразности и правильности именно такого поведения.

Данные положения обусловили выбор третьего условия: создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него взаимоотношения с окружающими, контакты со значимыми другими. Ценность отношений с другими влияет на собственное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому формирование позитивной Я-

концепции во многом зависит от развития сферы отношений, от умения строить свои взаимоотношения с людьми, от культуры общения.

Культура общения - это, прежде всего, культура речевого поведения, регулируемая определенными правилами ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи. Отсюда немаловажным является четвертое условие: обучение школьников речевому этикету и формирование взаимоотношений с окружающими.

Таким образом, формирование позитивной Я-концепции младшего школьника возможно при следующих педагогических условиях:

1) создание для школьников в ходе уроков ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других;

2а) развитие самопознания,

2б) формирование адекватного самоотношения;

3) создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами и вызывающих у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения;

4а) обучение речевому этикету,

4б) формирование взаимоотношений с окружающими.

Теоретически обоснованные условия нуждались в экспериментальной проверке. В связи с этим основная задача формирующего этапа исследовательской работы заключалась в разработке основных направлений и способов реализации психолого-педагогических условий формирования позитивной Я-концепции в совокупности ее когнитивной, эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих. Соотнесение выдвинутых нами психолого-педагогических условий с каждой из составляющих Я-концепции позволило определить следующие основные направления реализации этих условий:

- для формирования образа «Я» (когнитивная составляющая)

1) создание для школьников на уроках ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других (реализация условия 1);

2) развитие самопознания (реализация условия

2а);

- для формирования адекватной самооценки (эмоционально-оценочная составляющая)

1) создание ситуаций успеха для неуверенных в себе, робких учащихся с заниженной самооценкой (реализация условия 1);

2) создание для учащихся с завышенной самооценкой воспитывающих ситуаций, направленных на формирование объективных самооценочных суждений, соотнесение их с мнением других, формирование критического отношения к себе (реализация условия 3);

3) формирование у школьников адекватного самоотношения (реализация условия 2б);

- для формирования поведенческой составляющей

1) создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами, и вызывающих у них стремление уменьшить обнаруженные расхождения (реализация условия 3);

2) формирование взаимоотношений с окружающими (реализация условия 4б);

3) обучение школьников речевому этикету (реализация условия 4а).

Исходя из этого, нами определен ряд частных задач формирующего этапа эксперимента:

- разработать ситуации успеха для школьников, недостаточно уверенных в себе, и включать по мере необходимости эти ситуации на уроках;

- подобрать серию игр, упражнений, бесед, направленных на развитие самопознания, формирование адекватного самоотношения и взаимоотношений с окружающими;

- разработать воспитывающие ситуации, которые помогут увидеть ребенку расхождение между своим поведением и этическими нормами и вызовут у него стремление уменьшить обнаруженные расхождения;

- разработать способы обучения речевому этикету.

Установленные нами основные направления реализации психолого-педагогических условий формирования Я-концепции младших школьников стали базовыми при разработке программы по формированию у детей экспериментальной группы позитивной Я-концепции. В содержании программы по каждому компоненту Я-концепции отражены адекватные психолого-педагогическим условиям способы их реализации.

Программа формирования Я-концепции

Составляющие Я-концеп-ции

Педагогические условия формирования позитивной Я-концеп-ции

Способы реализации педагогических условий формирования позитивной Я-концепции

Образ «Я» (когнитивная)

Условие 1 Создание ситуаций успеха, развивающих позитивное отношение к самому себе как собственное, так и со стороны других

Условие 2а Развитие самопознания

Ситуации успеха с использованием приемов персональной исключительности, скрытой помощи, поэлементной оценки выполненной работы

Беседы: «Слова-самоописания», «Как мы боремся с трудностями», «Дружеские отношения». Упражнения: «Кто Я?», «Мои чувства и настроения», «Мой внутренний голос», «Слушаем себя», «Ищем секрет», «Рисование самого себя», «Походки», «Волшебный мешок». Игры: «Если бы я был...», «У нас все можно», «Зеркало», «Мудрец»_

Самооценка (эмоционально -оценочная)

Условие 1 Создание ситуаций успеха для детей с заниженной самооценкой

Условие 3 Создание воспитывающих ситуаций для детей с завышенной самооценкой

Условие 2б Формирование у школьников адекватного самоотношения

Ситуации успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, усиление мотива деятельности

Ситуация соотнесения, ситуация сопереживания

Ситуации сопереживания. Беседы: «О букве Я», «Твое имя», «Познай себя». Упражнения: «Моя внешность», «Сказка», «Открой в себе хорошее», «Подумай о себе хорошо», «Кораблик», «Воображение успеха», «Как я сам к себе отношусь?», «Проекция образа собственного Я»

Условие 4б Формирование у школьников взаимоотношений с окружающими

Условие 3 Создание воспитывающих ситуаций, позволяющих ребенку выявить расхождения между своим поведением и этическими нормами, и вызывающих у них стремление уменьшить обнаруженные расхождения

Условие 4а Обучение речевому этикету

Беседы: «Как стать самим собой (аспект деятельности, личностный аспект и аспект взаимоотношений)», «Я и другие». Упражнения: «Спина к спине», «Примерь походку», «Улыбка», «Пиктограммы», «Дневник настроений», «Окажи внимание другому», «Назови свои сильные стороны», «Составь рассказ», «Психологический автопортрет». Игры: «Близнецы», «Робот», «Угадай-ка», «Комплименты», «На кого я похож?», «Закончи предложение», «Связующая нить»

Ситуации свободного нравственного выбора, ситуации авансирования доверием

Способы и приемы обучения речевому этикету. Задания: «Охарактеризовать сферу употребления речевых формул», «Подобрать нужные этикетные речевые формулы для конкретных ситуаций», «Составить правильный вариант просьбы». Упражнения: «Попросить у товарища книгу», «Проанализировать ситуацию, описанную в стихотворении»_

Данные констатирующего этапа экспериментальной работы позволили конкретизировать программу формирования позитивной Я-концепции учащихся относительно выявленного у них круга

проблем. Способы реализации психолого-педагогических условий формирования всех составляющих Я-концепции были дифференцированы по следующим параметрам:

Когнитивная составляющая (Образ «Я»)

• несформированность Я-реального

• несформированность Я-идеального и Я-реального

• неосознанность социального статуса школьника

• наличие внутренних конфликтов (расхождение Я-реального и Я-идеаль-ного)

• напряженность в общении ярко выраженная

• напряженность в общении выраженная в меньшей степени

• потребность в признании, тревожность, эмоциональные проблемы

Эмоционально -оценочная составляющая (Самооценка)

• заниженная самооценка

• завышенная самооценка

• неустойчивая самооценка

Поведенческая составляющая

• конфликтогенный тип поведения

• синтонно-нейтральный тип поведения

• осознание нравственных норм без их мотивации

• неосознанность нравственных норм

• недостаточный уровень сформированное™ речевого этикета

Используемые нами способы реализации психолого-педагогических условий формирования Я-концепции по выделенным параметрам отражены в конкретизированных программах формирования когнитивной, эмоционально-оценочной и поведенческой составляющих с обоснованием целесообразности используемых способов.

Ситуации успеха, сопереживания, авансирования доверием создавались на уроках русского языка, математики, чтения, трудового обучения, изобразительного искусства. Частично в уроки включались некоторые игры и упражнения. Ситуации свободного нравственного выбора использовались во внеучебное время. Беседы, а также ряд игр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и упражнений, проводились на классных часах. Реализация способов обучения речевому этикету осуществлялась на уроках русского языка и развития речи.

По окончании формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап. Результаты диагностики показали, что у испытуемых детей наметились тенденции к адекватности в оценивании своих личных качеств, черт характера, образа Я - реального и идеального, снизились внутренние конфликты, появилось умение выходить из конфликтных ситуаций, знание и соблюдение нравственных норм и речевого этикета. На основании

этого можно сделать вывод об эффективности разработанной программы формирования позитивной Я-концепции младшего школьника.

Список литературы

1. Пешкова Н.А., Шайденкова Т.Н. Формирование Я-концепции младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Московский открытый социальный университет; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. Тула, 2003. 120 с.

2. Шайденкова Т.Н., Пешкова Н.А. Особенности формирования Я-концепции младших школьников. Акмеология. 2017. № 3 (63). С. 52-56.

FEATURES OF CHILDREN'S SOCIAL DEVELOPMENT WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

AS TARGETS OF PSYCHOCORRECTIVE WORK

Pustovaya A..

National Research Tomsk State University, the post-graduate student Psychological and Defectological Center « World of Family», psychologist

Gutkevich E. the doctor of medical sciences, National Research Tomsk State University, Department of «Genetic and Clinch Psychology», professor Federal State Budgetary Scientific Institute «Tomsk National Research Medical Center ofRussian Academy of Sciences» Mental Health Research Institute, leading researcher

Abstract

The article presents the results of a study of the level of development of social skills in children with autism spectrum disorders. It is established that the average indicators in all areas of the surveyed areas are less than half of the normative indicators: «Perception and speech» - 22.85 points, «Motor skills» - 22.33 points, «Self-service» - 15.83 points, «Social fitness» - 7.58 points. The obtained data are used as targets in psychocorrective work with the examined children.

Keywords: autism spectrum disorders, ASD, children, social skills, targets, psychocorrective work.

The problem of forming social skills in children with autism is the presence of deviations in the following areas: speech development, social relationships, emotional sphere [4]. From the point of view of mothers with children with autism spectrum disorders (ASD), the main deviations in the child are manifested in the motor and motor spheres, lack of meaningful speech, excessive activity or passivity of the child, low level of social fitness. Fathers attribute emotional manifestations and disorders in the motor and motor spheres of the child, a low level of social fitness of children to the greatest difficulties in their children [2].

The main problems in the field of social fitness in children with autism spectrum disorders are manifested in the absence of an emotional reaction towards parents and close relatives, a very weak reaction to addressed speech, lack of adequate emotional reaction to praise or blame, negative reaction to touching, lack of attempts to play together with other children and reaction to an attempt to play together, inability to obey simple rules of the game, lack of imitation of daily activities [3]. This is partly due to speech peculiarities in autism,

namely, the inability of children to use the paralinguis-tic components of speech: voice, intonation, tone, stress; the lack of ability to express emotional feelings, such as surprise, emphase, anger or excitement, helping interlocutors in the process of processing discursive elements, and the inability to distinguish these shades in the voice of the interlocutor, which also turns out to be an obstacle to understanding the utterance. In the field of nonverbal communication, it is difficult for children with autism to use gestures, for example, hand gestures, nods, head tilts; symbolic gestures denoting actions; facial expressions depicting different emotional states of a person [1]. Such children often demonstrate maladap-tive non-gaming behavior instead of game interaction [5].

Psychocorrective work with children with autism spectrum disorders is complex and includes individual and group classes on the development and formation of social, speech and elementary learning skills.

The study of specific areas of «Social fitness» and «Perception and speech» is relevant, since speech disorders and disorders of social development are leading in the symptom complex of autistic disorders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.